<<
>>

4.2. Восточные славяне на пороге образования государства (VI - IX вв.)

Природные ycлoвия. На складывание и развитие государства и его населения оказывает влияние ряд факторов, и, в первую очередь, таких, как географическое положение, климатические и природныеусловия.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями - Белым, Балтийским, Черным и Каспийским и тремя горными хребтами - Карпатами, Кавказом и Уралом. К морям направляются многочисленные реки с их притоками, которые в древние времена служили главным средством сообщения людей.

Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими хвойными и лиственными лесами, многочислен­ными озерами и болотами. Почвы в этих местах в основном суглинистые и супесчаные. Далее к югу идет полоса лесостепи, которая приблизительно совпадает с полосой наиболее глубокого и мощного чернозема. Еще далее располагается степная полоса - безлесая, но плодородная и удоб­ная для земледелия, А на юго-востоке равнины, на северном побережье Каспийского моря нахо­дится пустыня - непригодные для обработки песчаники и солончаки.

Климат в средней полосе Восточно-Европейский равнины континентальный: на смену жар­кому, сравнительно короткому лету с непродолжительной активностью растительного покрова приходит долгая холодная и снежная зима.

Все эти природные условия оказывали разностороннее влияние на образ жизни народов Вос­точно-Европейской равнины. В лесной полосе, где после своего расселения в основном и прожи­вали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. Его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари и т.п. С лесом были свя­заны основные промыслы: охота и бортничество1 - сбор меда диких пчел. Мясом животных, до­бытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков.

В лесу же местные жители скрывались от нашествия врагов.

Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен: строились поселения - вначале небольшие деревушки, а затем большие села и города.

Речные пути со временем приобрели международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь из Скандинавии в Византию, который в летописи называется путем «из варяг в греки». Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховьям Днепра, и уже по Днепру к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них - с Византией.

Другой международный речной путь «из варяг в персы» шел на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспий­ское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом и далее - со Средней Азией и арабским миром: по своему значению он не уступал пути «из варяг в греки».

Расселение восточных славян. В процессе расселения восточных славян по Восточно­Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка пол­тора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили по­ляне, в бассейне реки Припять - древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днеп­ра) - радимичи.

В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра - уличи, между реками Днестр и Прут - тиверцы. В предгорьях Карпат жили «бе­лые» хорваты, а по Западному Бугу - дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра - кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полоть - полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов - ильменские славяне, а в бассейне Оки самые восточные из славянских племен - вятичи.

Каждое племя управлялось своим вождем - старейшиной, существовал также совет старей­шин и общее собрание племени - вече.

Данные летописи о расселении восточных славян через много веков были подтверждены ар­хеологическими находками женских украшений - височных колец, типичных для каждого пле­менного союза.

Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, куль­турой и т.п. В разное время соседские народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями восточных славян (к IX в.) были на западе балтийские племена: ливы, чудь, весь, корела и др., западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, а также венгры (угры); на северо- востоке - многочисленные угро-финские племена: мордва, мари, мурома, меря и др.; на Нижней

Волге - хазары, на востоке - волжские болгары, а на юге в Причерноморье - печенеги и другие тюркские племена.

Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей обществен­ной и хозяйственной жизни.

Хозяйственная деятельность.Судя по сохранившимся литературным па- мятникам и ар­хеологическим находкам, славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались как хлебопашеством и скотоводством, так и охотой и бортничеством.

Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать к новым усло­виям. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия - перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчи­щали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес; из огородных культур - репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы, занимались и скотоводст­вом: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.

В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже - деревянный плуг с железным наконечником - лемехом.

В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотовод­ства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.

Расселение славянских племен в VIII — IX вв.

Общественный строй^ Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами, об этом свидетельствует и летопись: «Живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим».

Русский историк В.О. Ключевский писал: «Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков ос­вящало и скрепляло обе эти опоры».

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением ме­таллических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже тре­бовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины соседской, территориальной, которая называлась «мир» - на юге, и «вервь»[14] - на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сено - косные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли наделы. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого как в на­туральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного про­дукта, а на его основе - развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифферен­циации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и дру­гой знатью. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече[15] - народное прав­ление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

Восточные славяне вели «многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск коче­вых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника - князя, который зачастую являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В усло­виях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позво­лял содержать князя и его дружину - группу воинов, преданных только князю. Так, в VIII-IX вв. формировалась в племенах и племенных союзах военно-дружинная знать, сосредотачивавшая и власть, и богатство. Они объявляли себя собственниками земель племени или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом).

Князь и дружинники богатели и за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.

В VI-VIII вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право[16], по которому запрещалось порабощать своих со­племенников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных использовались в основном в до­машнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Принципиального различия между свободным об­щинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриархальную форму, когда рабы не обра­зуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

Таким образом, у восточных славян происходила резкая дифференциация (расслоение) обще­ства, оно вплотную подошло к образованию государства.

Торговля, гopoдa. Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам. Особенно активно использовали великие водные пути - «из варяг в греки» и по Волге к Каспийскому морю - «из варяг в персы».

Путем «из варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне на­зывали варягами (отсюда и название самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Доходили они и до греческих причерноморских колоний, и до Визан­тии. Варяги не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям, и на службу в Византию.

Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.

Успехам торговли способствовало распространение по южнорусским степям кочевого тюрк­ского племени хазаров. В отличие от других азиатских народов хазары вскоре стали оседать на земле. Они заняли степи по берегам Волги и Днепра, создали свое государство, центром которого стал город Нтиль на Нижней Волге. Хазары подчинили себе восточнославянские племена полян, северян, вятичей, с которых брали дань. В то же время славяне использовали протекавшие по тер­ритории хазар Дон и Волгу для торговли. В.О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, пи­сал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие го­рода, где византийский император берет с них торговую пошлину - десятину. По Волге купцы спускаются к хазарской столице, выходят в Каспийское море, проникают на его юго-восточные берега и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада. Найденные археологам клады араб­ских монет в районе Днепра свидетельствуют, что эта торговля велась с конца VII-VIII вв.

С развитием торговли связано у славян появлении городов. Большинство городов возникало по водному пути Днепр - Волхов. Чаще при слиянии двух рек появлялось место обмена товарами, куда сходились звероловы и бортники для торговли, как тогда говорили для гостъбы[17]. На их мес­те, сложились будущие русские города. Города служили торговыми центрами и главными склад­скими пунктами, где хранились товары.

В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Нов­город, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов, Суздаль, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Поэтому варяжские пришельцы называли славянскую землю Гардарикой - страной городов.

Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объеди­нились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.

Появились первые княжества. Из арабских источников VIII в. мы узнаем, что в то время у восточных славян существовали такие княжества: Куявия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в рай­оне озера Ильмень с центром в Новгороде) и Артания. Появление таких центров свидетельствова­ло о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, кото­рые создали предпосылки для появления у них государства.

Обычаи, нравы и верования. Быт восточно-славянских племен ярко описан в памятниках древнерусской литературы. Так, между селами устраивали игрища - религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у сла­вян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хо­ждения зятя по невесту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному договору. На смену этому обряду пришел другой - привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.

Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна бы­ла быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной - пиршеством и воинскими играми.

Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славя­не были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца - Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и мол­нии - Перун, богом ветра - Стрибог, покровителем скота - Велос (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь - Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога - Перуна, бога грома, молнии, войны.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обыч­но изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определен­ных открытых местах - капищах, богам приносились жертвоприношения - требы.

Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родначаль- ником жизни - Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще «чур», по церковнославянски - «щур». Сохранившееся и поныне выражение «чур меня» означает «храни меня дед». Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной мно­жеством духов, в лесах жили лешие, в реках - водяные, русалки.

У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря - колядовали ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, сла­вили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зи­мы и встреча весны - масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ива­на Купалы - проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.

* * *

Наши далекие предки, заселявшие Восточно-Европейскую равнину, прошли сложный путь развития. Трудные природно-географические условия и постоянная необходимость отражать на­беги на свои земли различных племен и народов, возникновение городов у древних славян задер­жало на несколько столетий по сравнению с западноевропейскими государствами складывание отдельных княжеств в самостоятельное государство. В то же время, вступив на путь разложения родового строя, зарождения земельного и имущественного неравенства и создания племенных княжеств, развития международной торговли и внешних экономических и культурных связей, восточные славяне в IX в. вплотную приблизились к созданию единого государства - Киевской Руси.

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы определяют место России в мировой цивилизации?

2. Расскажите о древнейших поселениях на территории нашей страны.

3. Кто были предшественники древних славян на территории нашего Отечества?

4. Где находилась прародина славян, каково происхождение (этногенез) славянских наро­дов?

5. Какие факторы оказывают влияние на складывание и развитие народа?

6. Как происходило расселение восточных славян, кто были их соседями?

7. Расскажите о хозяйственной деятельности и общественном строе древних славян.

8. Расскажите о развитии торговли и появлении городов у славян.

<< | >>
Источник: Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Всемирная история: Учебник для вузов. - М.: Куль- тураи спорт, ЮНИТИ, - 496 с.. 2000

Еще по теме 4.2. Восточные славяне на пороге образования государства (VI - IX вв.):

  1. 4.2. Восточные славяне на пороге образования государства (VI – IX вв.)
  2. 4.2. Восточные славяне на пороге образования государства (VI – IX вв.)
  3. 3.2. От Древней Руси к Московскому царству 3.2.1. Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства
  4. 3.2. От Древней Руси к Московскому царству3.2.1. Происхождение восточных славян.Образование Древнерусского государства
  5. 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДОФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
  6. 4.3. Российское образование на пороге третьего тысячелетия
  7. 3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  8. § 25. Государства Центральной и Юго-Восточной Европы
  9. Образование раннефеодального Болгарского государства.
  10. Глава 43. ГОСУДАРСТВА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В ДРЕВНОСТИ
  11. Образование Венгерского государства.
  12. Образование Скандинавских государств
  13. 1 Статистический бюллетень ФСЗ 1995. М., 1995. Отечественная высшая школа и российская государствен ность // Вузовские вести. М, 1998. Ns 13. С. 63 Доклад министра общего и профессионального образования Российской федерации Филипова В.М. // Московский универ ситет. М, 1999. N° 9. С. 3.Раздел ill. Социальные ютугы4,2, Высшее образование н наука
  14. 2. Система древнеиндийских государств. Образование общеиндийской державы
  15. Политогенез (образование государства).
  16. Образование Франкского государства.
  17. Вопрос 54. Образование Болгарского государства