<<
>>

Варианты периодизации истории.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это ус­тановление хронологически последовательных этапов в общественном развитии.
В основу выде­ления этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество раз­личных вариантов периодизации общественного развития.

Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять пе­риодов - божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации, о чем будет говориться дальше.

Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гилъдеб- ранд (1812-1878), который делил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хо­зяйство, кредитное хозяйство.

Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).

Маркс исходя из принципа материалистического понимания истории разработал вариант пе­риодизации, положив в ее основу способ производства' или формационную концепцию. В соот­ветствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена обществен­но-экономических формаций (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капитали­стической, коммунистической).

Способ производства - исторически конкретное единство производительных сил и производ­ственных отношений.

В отличие от Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чере­дование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представи­тель этой теории - англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных циви­лизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же

стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, обще­ственном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожден­ные географической средой обитания, историческими особенностями.

Выделяются три основных типа цивилизации.

Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится перво­бытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, по­вторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в на­стоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земно­го шара, например, - в Австралии, Африке, Америке, Сибири[4].

Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко вы­раженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, кото­рые не будучи связанными друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Про­гресс в таком обществе идет циклами, замедленно.

Европейский (прогрессивный). В его основе - идея непрерывного развития. Этот тип стано­вится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны ра­ционализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отноше­ния, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие граждан­ского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В пер­вом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает че­ловеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, револю­ции, острой социально-классовой борьбе.

Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, экономист, историк) в 60-е годы XX в. разработал теорию стадий экономического роста. Тогда он выделил пять стадий экономиче­ского роста:

- традиционное общество;

- период предпосылок или переходного общества;

- период «взлета» или сдвига;

- период зрелости;

- эра высокого массового потребления.

Ростоу считает, что он дал теорию истории в целом, являющуюся современной альтернати­вой марксизма. Общественно-экономическим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу проти­вопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления при­знает «английско-американский образец». В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой ста­дией - на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных усло­вий человека,

В учебнике «Всемирная история» принята следующая периодизация:

Первобытная эпоха

Древний мир

Средневековье

Новое время

Новейшее время

* * *

Авторский коллектив учебника надеется, что молодой читатель понял исключительно важ­ную роль исторической науки среди общественных наук. За длительный период своего существо­вания она прошла большой и сложный путь развития и вобрала лучшие достижения исторической науки различных стран и народов, не только обобщив исторический опыт развития человеческого общества, но и развиваясь и обогащаясь сама. В XX в. стираются границы национальных истори­ческих школ и историческая наука становится более интернациональной.

Вопросы для самопроверки

1. Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она поль­зуется при изучении исторических фактов и событий?

2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите ее ведущие школы и крупнейших представителей.

3. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется вам наиболее обоснованным?

Расселение людей в Восточном полушарии 8—5 тыс. лет назад

<< | >>
Источник: Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Всемирная история: Учебник для вузов. - М.: Куль- тураи спорт, ЮНИТИ, - 496 с.. 2000

Еще по теме Варианты периодизации истории.:

  1. Варианты периодизации истории.
  2. 1.1. Варианты периодизации древнейшей истории
  3. 1.1. Варианты периодизации древнейшей истории
  4. 1.1. Варианты периодизации древнейшей истории
  5. Проблема периодизации истории.
  6. Периодизация и хронология первобытной истории.
  7. Периодизация истории первобытного общества.
  8. 1. По каким критериям проходила периодизация истории Нового времени?
  9. 3. Периодизация истории Древнего Египта
  10. 1. Периодизация истории политических и правовых учений
  11. 1. Как представлена периодизация истории Средних веков?
  12. Глава 35. ПРИРОДНАЯ СРЕДА. НАСЕЛЕЛЕНИЕ. ХРОНОЛОГИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИОГРАФИЯ
  13. 2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
  14. § 4. Периодизация
  15. 2. Хронология и периодизация
  16. 1.Периодизация римского права
  17. 39. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ
  18. 2.Периодизация
  19. 3.Периодизация