<<

§ 2. Развитие науки и культуры во второй половине XX в.

Во второй половине XX в. наука и технология стали веду­щими силами цивилизации. Открытие и мирное использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых техно­логий коренным образом меняют материальные и социальные производительные силы.
Впечатляющие успехи достигнуты в физике, химии, биологии, медицине (успешно ведется транс­плантация внутренних органов, в разных странах работают над созданием искусственного сердца).

Развитие научно-технической революции привело к неви­данному ускорению социально-экономических процессов в мире, особенно в индустриальных государствах. Наука стала приоритетным направлением в государственной политике. Она обогатилась новыми кадрами и отраслями знаний, сделала много открытий, которые изменили облик всей человеческой циви­лизации. В ней - около 15 тыс. дисциплин. Человек поставил себе на службу ядерную энергетику, компьютеры, лазеры, ро­бототехнику, сверхпрочные материалы, спутниковую связь, начал освоение околоземного космического пространства. На­ука превратилась в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия стали достоянием практики. На их основе созданы новейшие наукоемкие отрасли народного хозяйства, ставшие базовыми, - электроника, биотехнология, производ­ство новых материалов, информатика. В настоящее время мик­ропроцессоры нашли универсальное и повсеместное примене­ние, во многих странах информатика обслуживает все народное хозяйство. Неслучайно нынешний этап в развитии НТР назы­вают информационной или микропроцессорной революцией.

Телекоммуникационные средства связи и компьютерная технология получения, обработки, хранения и передачи ин-

197

формации приобрели в интернационализации экономической жизни первостепенное значение. Персональные компьютеры качественно поднимают творческий потенциал интеллектуаль­ного труда. Коренные изменения происходят в образе жизни и мыслях людей.

Электронные средства массовой информации, спутниковая связь, обеспечивая практически мгновенную пе­редачу информации во все уголки земного шара, создают ощу­щение одновременности и вездесущия. С развертыванием тех­нологической и промышленной революции, индустриализации и урбанизации, а затем научно-технической революции вто­рой половины XX в. началось и интенсифицировалось беспре­цедентное убыстрение исторического и социального времени. Соответственно увеличиваются и темпы научно-технологиче­ского прогресса. Например, если в 70-е годы было принято го­ворить о том, что объем научной информации удваивается каж­дые 5-7 лет, то в 80-е годы - каждые 20 месяцев, а к концу 90-х годов - ежегодно.

Смыслом научно-технологического и социального про­гресса стал выигрыш во времени. Спутники, компьютеры и факсы способствуют уплотнению потоков информации. Теле­коммуникационные сети, соединившие самые отдаленные точки земного шара, предоставили возможность преодоления времени. Человек приобрел способность пребывать одновре­менно в разных местах и быть участником событий, происхо­дящих далеко за пределами своего фактического физического присутствия.

Неконтролируемый рост экономики вступает в противо­речие с жизнью природы. Металлургия, химия, автомобили губят леса, почву, заражают воду и воздух. Техногенные катастрофы нанесли непоправимый урон здоровью миллионов людей, ущерб народному хозяйству. Зонами настоящего экологического бед­ствия являются районы Чернобыля и Южного Урала, террито­рии атомных полигонов, крупных химических комбинатов. В последнее десятилетие осознано, что необходимо радикальное изменение отношения к природе: не покорение ее, а взаимо­действие с ней. Сегодня неотложным направлением развития НТР является решение глобальных проблем - мировой эколо­гический кризис, дефицит ресурсов, демографический дисба­ланс, голод и нищета, эпидемии в странах «третьего мира», преступность и наркомания. В широких общественных кругах все более осознается новый смысл древнего изречения Прота-гора, что «именно человек является мерой всех вещей».

198

Информационная революция ведет и к социальным по­следствиям - росту безработицы. Но высокий уровень нацио­нального дохода позволяет в развитых странах обеспечить без­работным гарантию прожиточного «социального минимума».

Новейшая технология требует качественно нового работ­ника - с солидным уровнем общеобразовательной и профес­сиональной подготовок, без чего могут возникнуть катастрофы типа чернобыльской. Отсюда постепенно растущее разнообра­зие творческих специальностей и видов деятельности.

Интеллектуальная жизнь человека состоит из двух куль­тур - научной и художественной, они должны находиться в гармоничном взаимодействии. Наука, став могучим фактором прогресса, не может целиком заполнить душу человека. Искус­ство образными средствами решает вопросы о смысле жизни, о совести и долге, оценки добра и зла.

Сложные процессы происходят во второй половине XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны мно­гие деятели культуры с оружием в руках сражались против гит­леровцев за свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели Л.Арагон, А.Камю, немецкие писатели А.Зегерс, В.Бредель, дважды был ранен на фронте Э.Хемингу­эй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важ­ной темой мирового искусства.

В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творче­ства преобладала над художественной. Росло значение культу­ры развивающихся стран в мировой художественной культуре (индийский кинематограф, африканские и латиноамерикан­ские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало мате­риальные условия для расцвета массовой культуры и появле­ния рок-музыки.

Во второй половине XX века возникла разновидность кри­тического реализма - неореализм. Неореалисты поставили це­лью показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал вли­яние на мировой кинематограф - творчество Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманисти­ческого начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние произведения Э.Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии. Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные

199

эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя».

Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы полу­чил распространение так называемый «социалистический реа­лизм». Основными его чертами принято считать: наличие нового героя - революционера-пролетария, коммуниста; партийность -отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксист­ско-ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отри­цают существование соцреализма как самостоятельного художе­ственного метода, считая его явлением не художественным, а идеологическим или одним из идейно-содержательных разно­видностей критического реализма. Творчество французского пи­сателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) пока­зывает, что соцреализм существовал как самостоятельное на­правление. Особенно полное отражение это направление нашло в советской культуре XX в.

В 50-60 годы была развернута кампания против авангард­ных течений. Игнорировалось творчество мастеров, не вписы­вавшихся в рамки соцреализма. Это привело к росту эмиграции деятелей культуры. В странах Восточной Европы после событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились гоне­ния против политического и художественного инакомыслия, расширилась сфера запретных тем. Творческая интеллигенция стала одной из влиятельных сил демократических революций 1989-1990 г. в странах Восточной Европы.

Развитие средств массовой коммуникации стимулировало небывалое развитие массовой культуры (общедоступные и раз­влекательные). Жанры массовой культуры - шоу, боевик, шля­гер, комикс. Культ «звезд» - искусственное создание популяр­ности, средство развлечения. Пропаганда насилия, секса способствовала деградации нравов.

Новые направления в искусстве формировались в значи­тельной степени под влиянием философии экзистенциализма (существования), возникло искусство абсурда. Их идеологами были Ж.П.Сартр и А.Камю. По их мнению, «бытие понять нельзя, а можно только почувствовать». В центре их внимания-личность и ее отношения с миром, обществом, богом, отри­цание человеческих ценностей и надежд на изменение мира. «Театр абсурда» Ионеско - отсутствие сюжета, жизненных иде­алов, спонтанность и необъяснимость поступков персонажей, бессмысленность диалогов. В сфере художественной жизни даль-

200

нейшее развитие получили основные направления модерниз­ма, прежде всего, сюрреализм и абстракционизм.

Одним из сравнительно новых направлений в современ­ном искусстве является поп-арт. Молодые художники предло­жили изображать окружающие человека повседневные предме­ты и технические изделия, современную городскую среду - в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю, по­пулярным. Но если предметы, изображаемые поп-артистами, действительно популярны (консервные банки, бутылки «Кока-колы и др.), то об их произведениях этого сказать нельзя. Эти картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Идеи поп-арта способствовали развитию рек­ламного плаката.

Развитие инженерных знаний сделало возможным исполь­зование новейших строительных и отделочных материалов, та­ких смелых решений, как подвешенные на стальных тросах или бетонных решетках перекрытия или бетонные купола над ог­ромными выставочными и спортивными залами, стадионами и т.п. Примером может служить бетонный купол Олимпийско­го дворца спорта в Риме.

Во второй половине XX в. обновились принципы планиро­вания городов. Новым было более свободное расположение жи­лых домов, сохранение природного окружения, сосредоточение в микрорайонах всего, что необходимо для повседневной жиз­ни, улицы только для пешеходов, скоростные автомагистрали, размещение промышленных районов вдали от жилья и т.д. Пло­щади и другие открытые пространства демонстрируют свою со­временность памятниками нынешних художников. Но понима­ние качества их нередко остается монополией элиты.

Ярким феноменом художественной жизни второй полови­ны XX века стало рок-движение, появившееся в начале 60-х годов в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока -Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музы­ке выразился стихийный протест молодежи против социаль­ной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискри­минации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки. Так, му­зыка группы «Битлз» отличается изысканностью мелодии и ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью песен. Песни «Все, что вам нужно - любовь», «Дайте миру шанс» стали не­официальными международными молодежными гимнами.

201

Рок связан с передовыми общественными движениями. Международный рок-фестиваль в 1968 г. осудил войну во Вьет­наме. Популярны стали концерты «Рок против...» (расизма, ми­литаризма, наркомании...), рок-музыканты участвуют в благо­творительных акциях. Рок внедрился и в классическую культуру. Заметным событием музыкальной жизни стала постановка рок-оперы Э.Л.Уэббэра и Раиса «Иисус Христос - суперзвезда», в которой соединились достижения рока с традициями класси­ческой оперы.

В 70-е годы происходило формирование национальных рок-движений. Рок стал не только явлением в художественной куль­туре, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характери­зовался открытостью, внутренней и внешней свободой, неприятием фальши, пацифизмом, богоискательством.

Художественная культура в конце 80-начале 90-х годов получила широкий простор для развития, чему способствовала демократизация общественной жизни. С другой стороны, ком­мерциализация средств массовой коммуникации способство­вала экспансии американской массовой культуры, вытесняю­щей подлинное искусство и национальную культуру. Переоценка многих событий новейшей истории порождает огульное отри­цание достижений искусства соцреализма, что наглядно про­явилось в уничтожении памятников, символизирующих «соци­алистический выбор» и его вдохновителей. С памятниками воюют только варвары, рабы и фанатики. Сокрушая памятники, они уничтожали следы былого рабства и унижения, но в душе ос­тавались рабами.

Национальное возрождение народов способно вызвать мощный культурный подъем, но оно таит опасность религиоз­ного фанатизма, национализма. Обществу важно преодолеть существующие противоречия.

<< |
Источник: И.О.Змитрович, Г.М.Кривощекий, М.Я.Колоцей и др. Отв. ред. Л.А.Колоцей. Всемирная история новейшего времени: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 2 - 1945 - начало XXI в. - Гродно: ГрГУ, - 207 с.. 2002

Еще по теме § 2. Развитие науки и культуры во второй половине XX в.:

  1. § 1. Развитие науки и культуры в первой половине XX в.
  2. Культура Вьетнама во второй половине XIX в.
  3. Актуальность социологических исследований культуры во второй половине ХХ века
  4. § 108. Культура второй половины ХХ в.
  5. 39. Как складывается культура западных стран второй половины ХХ в.?
  6. 6. КУЛЬТУРА И БЫТ РУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIV - XVI в.
  7. Общественная мысль и культура Китая во второй половине XIX в.
  8. Глава XX КУЛЬТУРА И БЫТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.
  9. Особенности экономического развития во второй половине XIX в.
  10. 77. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЕ XIX В
  11. 11.2 Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
  12. 11.2 Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
  13. 11.2 Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
  14. § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.