<<
>>

§ 1. Развитие науки и культуры в первой половине XX в.

В начале XX в. значительно ускоряются культурные про­цессы. Возникают новые научные теории, художественные на­правления. Стремительно меняется повседневная жизнь людей.

На заре нового века все прежние истины в области чело­веческих знаний и практической деятельности подверглись пе­ресмотру.

В сфере науки значительно расширилась способность человека понимать и контролировать окружающий мир.

На рубеже XIX-XX веков начался революционный пере­ворот в сознании, который в первой половине XX в. привел к важным изменениям в производстве и в быту. Прежде всего, он затронул физику. В 1898 г. мадам Кюри открыла радий, в 1905 г. А.Эйнштейн создал теорию относительности, Р.Амунд­сен достиг Южного полюса (1911 г.). Изобретение Г.Маркони беспроволочного телеграфа (1899 г.) напрямую связало Европу с Америкой. Первый полет братьев Райт в 1903 г. положил нача­ло эпохе авиации. Накопленные научные знания существенно меняли представления о физической картине мира.

В области химии на основе периодической системы Д.И.Менделеева продолжались открытия новых элементов.

Вме­сте с тем были заложены научные основы для производства искусственных материалов. Это способствовало быстрому раз­витию химической промышленности. В биологии были заложе­ны основы генетики, которая сыграла огромную роль в разви­тии сельского хозяйства и медицины. Большое значение имело открытие витаминов, гормонов. В 20-е годы благодаря исследо­ваниям австрийского ученого З.Фрейда значительные успехи наблюдались в психологии и психиатрии.

Развивалась тенденция превращения науки в непосред­ственную производительную силу. Научная система организа­ции труда привела к применению конвейера. Развитие механи­ки позволило наладить производство вычислительных машин. В 1924 г. появилась знаменитая фирма IBM. Стали активно ис­пользоваться телеграф, телефон, радио.

В 20-е годы кинемато­граф прошел путь от немого до звукового кино.

Благодаря использованию технических средств, изменя­лась повседневная жизнь людей. В нее вошли личные автомоби­ли, мотоциклы, трамваи. В городах широко распространилось

электрическое освещение, радио, телефон, появились лифт, пылесос, холодильник. Сложилась «индустрия досуга» - ки­нотеатры, концертные и танцевальные залы, стадионы. Более рациональной и демократичной стала мода.

Открытия в области естественных наук и социальные по­трясения начала XX в. не могли не отразиться на развитии об­щественных наук. Переворот в физике вызвал растерянность как у физиков, так и у философов, стремившихся найти зако­номерности в развитии природы и общества. Философы-мате­риалисты увидели в достижениях науки новые подтверждения неисчерпаемости материи, бесконечности природы.

Первая мировая война и революция в России показали, что природа человека, его духовность изучены гораздо хуже, чем глубины материи. Война подтвердила, что огромные массы цивилизованных людей могут использовать достижения науки и техники для массовых убийств. Катастрофа войны нашла от­ражение в общественных науках.

После первой мировой войны немецкий философ О.Шпенг-лер издал труд «Закат Европы», где он говорит о закате запад­ной цивилизации в соответствии с действующим законом кру­говорота в развитии цивилизаций - от катастрофы к катастрофе. В 20 - 30 годы стали популярны идеи немецкого философа Ф.Ницше (умершего в 1900 г.) о кризисе капитализма как проявлении закона «вечного возвращения всех вещей». Чело­века он связывал с господством машин и призывал прислу­шаться к «голосу крови», «зову земли». В дальнейшем некото­рые идеи Шпенглера и Ницше были использованы в нацистской идеологии.

Среди демократической интеллигенции популярным было такое новое течение в философии, как экзистенциализм. Его основоположники - немецкие философы М.Хайдеггер, К.Яс-перс, француз Ж.П.Сартр. Стремясь объяснить общественную катастрофу, они исходили из бытия, «экзистенций» (существо­вания) отдельно взятого человека.

Стремясь восполнить одно­сторонность и буржуазно-позитивистской, и марксистской кон­цепций человека, экзистенциалисты утверждали, что свободный человек - это не тот, который формируется под влиянием ес­тественной или социальной необходимости, а тот, который формирует себя сам.

Другими влиятельными философскими течениями были неопозитивизм и неотомизм. Первое из них было популярно в Австрии, Англии, США в форме прагматизма, продолжая по-

зитивистскую философию XIX в. - учения о пользе, успехе как проявлении истинности деятельности человека. Неопозитивис­ты отвергали возможность философии как теоретического по­знания, противопоставляли специальные науки философии. Второе получило распространение в Италии и других католи­ческих странах. Неотомизм как официальная идеология като­лической церкви был призван дать философско-религиозное объяснение реальным процессам.

Многие западные философы, историки, политологи от­кликнулись на революцию в России, стараясь понять и объяс­нить ее истоки (К.Каутский, Т.Масарик, В.Рассел). Преоблада­ли негативные, критические, но сочувственные ее оценки. Революция в России усилила интерес к изучению обществен­ных движений, роли народных масс в истории. Этот круг воп­росов оказался в центре внимания сложившейся в конце 20-х годов школы «Анналов», одной из ведущих научных школ в исторической науке на Западе.

Кризис западной цивилизации, проявившийся в годы пер­вой мировой войны, нашел свое отражение и в художествен­ной литературе. Она столкнулась с необходимостью переосмыс­ления представлений о гуманности, справедливости. Рассеялись нашедшие яркое воплощение в творчестве Жюля Верна опти­мистические иллюзии о роли науки и техники в обеспечении прогресса человечества. В фантастической литературе (Г.Уэллс) осваивалась тема «войны миров».

Демократическое направление в литературе представлено такими писателями, как Бернард Шоу, Томас Манн, Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Лион Фейхтвангер, талантливыми де­ятелями искусства - Чарли Чаплиным (кино).

В 20-е годы зая­вила о себе группа молодых писателей, которые пережили пер­вую мировую войну, ее ужасы и утратили ориентиры в жизни. Это Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдинг-тон. Они противопоставляют простые духовные человеческие ценности жестокости, фальши, бессмысленности войны. Мно­гие мастера искусства (Ромен Роллан, Анри Барбюс, Давид Сикейрос) пытались понять революцию в России и происхо­дившие в Советском Союзе изменения. Некоторые писатели (А.Жид, Б.Шоу, Г.Уэллс) с ужасом обнаружили в советской действительности признаки тоталитаризма.

Многие литераторы проявляли интерес к скрытым моти­вам деятельности человека. На развитие литературы оказали влияние писатели-модернисты Франц Кафка, Марсель Пруст.

Одной из главных для них стала тема отчуждения, одиночества человека в мире. И здесь несомненный интерес представляет драматургия Эжена Ионеско, его «Театр абсурда».

В личной судьбе и творчестве многих прогрессивных деяте­лей культуры важное место занял фашизм. Некоторые из них с оружием в руках выступили против него во время гражданской войны в Испании (Э.Хемингуэй, Р.Альберти, В.Бредель). Та­лантливейший испанский поэт Ф.Гарсия Лорка был расстре­лян фашистами. Мировую известность получила картина П.Пи­кассо «Герника» - город в Испании, уничтоженный фашистской авиацией за одну ночь.

В сфере художественной культуры авангардистские движе­ния XX в. опрокинули каноны и нормы прежних традиционных представлений. Художники решительно сжигали мосты с про­шлым в поисках абсолютно новых решений, которые бы на­глядно отразили дух современности. Хотя правдивое и близкое природе искусство никогда не прекращало существовать, ря­дом с ним возникло новое, которое стремилось к достоверной передаче природы, но ставило своей целью выражение чувств и настроений художника. Такое «искусство выражения» приня­то называть модернизмом.

Искусству модернизма свойственно одновременное существо­вание различных течений и объединение в группы художников с общими программами. Искусство модернизма отбросило старые, привычные традиции и тем самым породило многие проблемы и вызвало горячие споры. Модернисты часто отказывались от таких важных для прежнего искусства задач, как тщательное исполне­ние, созвучие цветов, точность рисунка, стремление к внешней красоте. На деле главным недостатком модернизма явилось его безразличие к острым общественным проблемам или изображе­ние темных сторон жизни без того, чтобы противопоставить им что-либо положительное. Одно из главных стремлений художни­ков модернизма сводилось к подчеркнутому выражению своей индивидуальности, этим и продиктованы постоянные поиски новых изобразительных средств.

Основные направления модернизма: фовизм (Анри Ма­тисс); укспрессионизм (Эмиль Нольде, Отто Дике); кубизм (Пабло Пикассо); футуризм (Джакомо Балла); сюрреализм (Марк Шагал, Сальвадор Дали); абстракционизм (Василий Кандин­ский, Пит Мондриан).

Экспрессионисты (как и фовисты) ставили своей целью подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его

чувств и настроений. Их не удовлетворяла существующая дей­ствительность, но выход из положения они найти не могли. Результатом было состояние удрученности, разочарования и досады. Для выражения порывов чувств они использовали яр­кие кричащие краски, небрежные движения кисти, резкие и упрощенные формы.

После первой мировой войны в искусстве экспрессионистов преобладают ноты общественной критики. Войну с ее ужасами, напуганных пережитым людей, раненых, калек, нищих, прито­ны большого города и т.п. изображал Отто Дике. С экспрессиониз­мом как художественным течением покончили пришедшие к вла­сти в Германии в 1933 г. нацисты. Гитлер лично объявил модернизм «дегенеративным искусством», которое следует уничтожить.

Главным принципом кубистов было не следование види­мой реальности, а сотворение новой, которая подчиняется особым законам - не жизни, а искусства. Они как бы расчле­няли реальные предметы и существа на части и затем уклады­вали эти части в новом порядке, они упрощали предметы до геометрических фигур. Используя приемы кубизма, Пабло Пи­кассо создал огромное полотно «Герника», которое изобража­ет этот город во время бомбежки; убитые, раненые - все это сильно деформировано, а кубистические приемы усиливают страшное впечатление.

Пабло Пикассо трудился более семи десятилетий, и в его творчестве нашли отражение многие перемены в искусстве. В его произведениях так сильно чувствуется яркая индивидуаль­ность их создателя, что их всегда можно узнать - независимо от того, в каком стиле они исполнены.

В поисках новых выразительных средств кубисты наклеи­вали на свои картины куски газет, обоев, тканей. Такого рода произведения получили название коллажей.

В работах сюрреалистов реальные существа и предметы выступают в необычных сочетаниях, и таким образом возника­ют образы, напоминающие фантастические видения или сны. В картинах жившего во Франции выходца из Белоруссии Марка Шагала память о городе его юности Витебске сплетается с па­рижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке. У него многое повторяется: поко­сившиеся бревенчатые домики, летающие над землею люди, козы, настенные часы, скрипачи и многие другие небрежно набросанные существа и вещи.

195

Двойственное чувство вызывают произведения известней­шего из сюрреалистов Сальвадора Дали. Неоспоримое мастер­ство, с которым выполнены все детали картины, делает осо­бенно впечатляющими его фантазии. Среди знаменитых мотивов художника - огромные карманные часы из мягкого материала, пылающие жирафы, жуткие вздыбленные кони на длинных, тонких ногах, чудовища, которые должны изображать ужасы гражданской войны. В 1936 г. С.Дали создал картину «Предчув­ствие гражданской войны» и вслед за ней - «Осеннее канни­бальство». На последней, в соответствии с пояснениями авто­ра, два испанца, вооруженные ножами и вилками, пожирают друг друга. Таким образом художник свойственными ему сред­ствами отражал исторические события. Сюрреализм с его склон­ностью к абсурду и безумию был отражением некоторых сто­рон жизни своей эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами.

В первой половине XX в. зародилось и получило развитие, прежде всего, в работах В.Кандинского, К.Малевича одно из сложных и самых спорных направлений искусства - абстрак­ционизм. Абстрактная живопись не пытается изобразить что-нибудь реально существующее, она пытается придать сочета­ниям пятен, линий, цветов особые значения, отвечающие настроениям и чувствам художника, передающие его отноше­ние к миру. Наиболее ярким примером абстракционизма явля­ется знаменитый образец живописи К.Малевича - «Черный квадрат на белом фоне».

Чтобы понять и оценить современное искусство, недоста­точно простого наблюдения, а иногда, несмотря на все уси­лия, смысл произведения остается загадочным и неуловимым.

В архитектуре первой половины XX в. используются совер­шенно новые принципы строительства, новые строительные материалы. Широко используются стальные и бетонные конст­рукции. Одним из главных принципов проектирования зданий стало их соответствие своему назначению, т.е. функции. Отсюда и название такой архитектуры - функционализм. Даже вне­шний вид здания должен выражать его назначение, содержа­ние. Основную идею функционализма можно изложить так: что целесообразно, то красиво.

В первой половине XX в. получило развитие такое сложное и неоднозначное явление, как «массовая культура». Она была вызвана ростом городов и численности городского населения, развитием средств массовой коммуникации - радио, периоди-

196

ческой печати, кино, средств звукозаписи. В этом явлении от­ражался и процесс демократизации культуры, ее доступность. Но культура, рассчитывавшая на массовое потребление, принижалась, упрощалась. Появилась возможность с ее помо­щью манипулировать сознанием и нравственным миром людей. Типичными жанрами массовой культуры стали детективные романы и повести, комиксы, некоторые жанры эстрадной му­зыки. Преодоление негативных сторон массовой культуры было возможно благодаря росту общеобразовательного и культурно­го уровня населения.

<< | >>
Источник: И.О.Змитрович, Г.М.Кривощекий, М.Я.Колоцей и др. Отв. ред. Л.А.Колоцей. Всемирная история новейшего времени: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 2 - 1945 - начало XXI в. - Гродно: ГрГУ, - 207 с.. 2002

Еще по теме § 1. Развитие науки и культуры в первой половине XX в.:

  1. § 2. Развитие науки и культуры во второй половине XX в.
  2. Культура Византии IV-первой половины IX в.
  3. 38. Как складывается культура западных стран в первой половине ХХ в.?
  4. Культура Вьетнама в XVI — первой половине XIX вв.
  5. Глава XXVII КУЛЬТУРА И БЫТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  6. Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX в.
  7. Развитие Англии в первой половине XVII в.
  8. Общественная мысль и культура Китая конца второй половины XVII — первой трети XIX вв.
  9. 77. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЕ XIX В
  10. Политическое и социально-экономическое развитие Англии в первой половине XVIII в.
  11. Глава XXI СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  12. ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
  13. 4.6. Россия в XIX веке4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  14. 4.6. Россия в XIX веке 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  15. § 41. Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения
  16. Глава 6. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ НА СТЫКЕ XX -XXI веков
  17. 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
  18. Корея во второй половине 1880 — первой половине 1890 годов
  19. 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV в.
  20. Международное положение Османской империи во второй половине XVI — первой половине XVII в.