<<
>>

1.3. Разложение первобытно-общинного строя

Примерно в У-1У тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось не­одинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Про­дукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э. Ту же кар­тину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н.э.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - все это вело к воз­никновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифферен­циацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдель­ными родами.

С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вто­рые - в подчиненные. В результате войн могли оказаться в подчиненном положении целые племе­на или даже группы племен.

Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, вер­хушка родовой знати еще должна была считаться с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравен­ства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкно- вений, обращение пленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в террито­риальную общину. Археологические раскопки в различных частях мира, в том числе и на терри­тории СССР, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкоп­ский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н.э. или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие драгоценностей, погребение с вождем насильственно уби­тых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей все это свидетельствует о богат­стве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени.

В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разно­временно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие рабовладельческие, многие народы миновали ра­бовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капита­лизму (народы Америки, Австралии)[9].

Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепления связей между социальными организмами, развития системы дарообменных отношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рам­ках общины.

Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и ук­репления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной об­щине приходит первобытная соседская, а позднее - земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, ча­стнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает ус­ловия для возникновения классового общества и государства.

Первобытно-общинный строй - отправная точка в истории человечества. Это самая дли­тельная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стации развития.

В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производи­тельных сип, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой - от каменного века к бронзовому, от бронзового - к железному.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классо­вые общества.

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите о вариантах периодизации первобытной эпохи человечества, основных этапах развития.

2. Как изменялся физический тип человека?

3. Каковы были религиозные верования первобытных людей?

4. Перечислите основные изобретения и открытия этой эпохи.

5. Что представляла собой Трипольская культура?

6. Охарактеризуйте основные признаки общины и ее эволюцию.

7. Что представляли собой жилища первобытных людей?

8. Охарактеризуйте основные признаки разложения первобытного строя.

<< | >>
Источник: Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Всемирная история: Учебник для вузов. - М.: Куль- тураи спорт, ЮНИТИ, - 496 с.. 2000

Еще по теме 1.3. Разложение первобытно-общинного строя:

  1. 1.3. Разложение первобытно-общинного строя
  2. 1.3. Разложение первобытно-общинного строя
  3. Разложение родовой общины. Появление соседской общины.
  4. 3. Какие были этапы разложения первобытнообщинного строя?
  5. Разложение абсолютистского строя.
  6. 1. Первые земледельческие общины. Разложение первобытнообщинных
  7. 2. КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
  8. 3 КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
  9. Начало разложения цехового строя в XIV—XV вв.
  10. Первобытные общины
  11. Древние земледельцы Малой Азии и разложение первобытнообщинного строя.
  12. Глава 36. РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ. ШАН-ИНЬ И ЧЖОУ
  13. Общественные отношения в первобытности. Развитие семьи. Первобытное стадо.
  14. 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности
  15. 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности
  16. Периодизация истории первобытного общества.
  17. Разложение надельной системы.
  18. Два разложения для зависимой переменной
  19. Община
  20. Индийская община.