<<
>>

Общественная и политическая системы средневековья

Одним из основных принципов общественной жизни в средние века являлась феодальная иерархия — лестница, на ступенях которой в определенном порядке располагались владельцы земли, называвшейся феодом или леном.
Те, кто получал феод (лен), были вассалами, те, кто наделял землей, — сеньорами, или сюзеренами. Император или король считались верховными сеньорами всех феодалов. От них получали земли, подчас целые области страны, герцоги, графы, архиепископы и аббаты (настоятели) крупных монастырей. На деле они почти не зависели от короля (императора): могли сами судить своих подданных, чеканить монету, вести войны и собственную внешнюю политику. Их вассалы — бароны, пользовались в своих обширных владениях чуть меньшей властью. Ступенью ниже стояли рядовые рыцари, хозяева небольших поместий.

Обычно вассалы не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всей Европе (кроме Англии) действовало правило "вассал моего вассала — не мой вассал". Отношения внутри феодального сословия регулировались личными договорами сеньоров и вассалов, заключенными при передаче феода. Инвеститура (ввод во владение), сопровождалась торжественным ритуалом: вассал во всеуслышание объявлял себя "человеком сеньора" (оммаж) и приносил клятву верности (фуа). Военная служба в пользу сюзерена была главной обязанностью и привилегией рыцаря, отличавшей его — члена благородного сословия воинов — от массы простолюдинов. Вассал обязан оборонять своими силами владения сеньора, ничего не делать ему во вред, оказывать ему помощь при выкупе из плена и т.п. Сеньор же должен защищать вассала при нападении врагов и судебном преследовании, опекать его малолетних наследников, вдову и дочерей в случае его смерти.

Другим важнейшим общественным институтом средневековья стала католическая церковь, также организованная по феодальному образцу со своей иерархией должностей, от папы римского до приходских священников. Служители церкви являлись землевладельцами, многие из них могли быть вассалами светских феодалов. Естественно, возникал вопрос: для кого же они держат свои феоды? Данная проблема породила один из самых болезненных конфликтов средневековья — борьбу духовной (папы) и светской (императоры, короли) властей за инвеституру, которая давала первенствующее положение в обществе.

Римские епископы, считавшиеся преемниками апостола Петра, веками упорно трудились над усилением своего авторитета и влияния. Папа Григорий I (590-604) добился независимости от Византии. Папа Стефан II при поддержке франкских королей создал в Центральной Италии собственное государство (756). То, что христианский епископ становился светским государем в дальнейшем стало явлением обычным, особенно в Германии. Возлагая на Карла Великого императорский венец, папа Лев III подчеркнул, что законность власти связана с папским благословением. Папа Иоанн VIII (872 — 882) заявил, что он имеет и право смещать императоров. Но в X-XI вв. в Италии наступает политическая анархия, папство приходит в упадок, а духовенство попадает в полную зависимость от феодалов-мирян. На церемонии инвеституры епископ должен был преклонить колени перед светским сеньором, принести ему оммаж и получить от него знаки своего сана — посох и кольцо.

Борьбу за изменение столь жалкого положения церкви возглавил монастырь Клюни в Бургундии.

С этого момента началось "Клюнийское движение". Клюнийцы выступали за укрепление церковной организации и дисциплины, строгий контроль за имуществом церкви, развитие системы образования для священников. Но главной их идеей стало провозглашение папы наместником Бога на земле и единственным источником духовной и светской власти. В 1059 г. клюниец Гильдебранд, будущий папа Григорий VII (1073 — 1085), потребовал от монархов Европы принесения вассальной присяги папе и уплаты налога в пользу Рима. Теперь уже ослабленные феодальной раздробленностью империя и королевства не могли противостоять реформированной церкви, и к XIII в. папство достигает наивысшего могущества. Папа Иннокентий III (1198-1216) заставил европейских правителей признать главенство пап над собой. Его оружием стал интердикт — запрещение на территории данного государства совершать богослужение и обряды, в том числе крестить новорожденных, вступать в брак, хоронить умерших. Далее могли последовать проклятие и отлучение непокорного государя от церкви, что ставило его вне закона, освобождало подданных от клятвы верности и провоцировало восстания.

Мощь папства имела экономические и социальные основания. Уже к концу раннего средневековья церкви принадлежало около трети обрабатываемых земель. Доходы от них, от церковной десятины, храмовых сборов и приношений наполняли казну римского первосвященника. Опорой политики пап стало монашество, появившееся на Западе в VI в. Во время клюнийского движения (XI в.) создаются объединения монастырей с единым управлением — монашеские ордена. Крестовые походы породили полувоенные- полумонашеские организации — духовно-рыцарские ордена госпитальеров, рыцарей Храма (тамплиеров), тевтонских рыцарей. Настоятели монастырей, руководители орденов подчинялись непосредственно папе и нередко жили при его дворе.

Разумеется, крупные светские феодалы, в особенности императоры и короли, не могли смириться с притязаниями пап. Император Отон I при коронации в Риме заставил папу принести ему вассальную присягу. Однако стремление императора Генриха IV контролировать инвеституру епископов и аббатов завершилось его унизительной капитуляцией перед папой Григорием VII в Каноссе (1077). В 1122 г. подписывается компромиссный Вормский конкордат (соглашение), предполагавший совместную инвеституру, но дававший преимущества папству. Попытки властных Гогенштауфенов — Фридриха I Барбароссы (1152-1190) и Фридриха II (1220-1250) взять реванш закончились гибелью этой ненавистной папам династии. Активное участие в противостоянии принимали города Италии, где сложились партии сторонников империи — "гиббелины" и пап — "гвельфы".

Развязка наступила достаточно неожиданно. Блестящее правление папы Бонифация VIII оборвалось, когда он вступил в конфликт с королем Франции Филиппом Красивым (1308). Приближенные короля довели папу до смерти, после чего папы были переселены во французский город Авиньон (1309 - 1377). Борьбу королей против пап поддерживали патриотически настроенная часть духовенства, многие интеллектуалы. Юрист Бонаграций, философ Оккам, поэт Данте придерживались мыслей, близких высказанной оксфордским профессором Джоном Уиклефом (1320-1384): "Король держит королевство непосредственно от Бога, а не от папы". Идея королевского суверенитета, т.е. не ограниченной церковью или феодалами власти короля в национальном государстве, стала итогом развития основных политических сил средневековья: монархии, папства, феодальной знати и городов. Правда, в Италии и Германии, в отличие от других европейских стран, единое государство в средние века так и не сложилось.

Заметим, что средневековый человек намного теснее, чем современный, связан с землей, на которой он родился и жил. Для рыцаря это связь с родовым поместьем и замком, чье название присоединялось к его личному имени, для крестьянина — с его деревней, для горожанина — с городской общиной. Отсюда огромное значение исторических областей, сила местного патриотизма, превосходившего чувство национального единства. Лишь к концу средневековья крепнет сознание того, что жители Турени, Нормандии, Лангедока, Бургундии, Гаскрни — это французы, а швабы, саксонцы, баварцы — немцы и т.д. Выразителями центробежных, сепаратистских настроений являлись крупные феодалы, которых поддерживали их вассалы и местное население. Все они оказывали ожесточенное сопротивление королевской власти, объединяясь для этого и между собой, и с иноземцами. Обособленность герцогств и графств — важнейший фактор кровавых феодальных войн XII-XV вв. и религиозных войн XVI — XVII вв.

И все же процесс образования централизованных национальных государств, преодолев все противодействия, нашел достаточно широкую поддержку. Ремесленники и купцы, заинтересованные в едином внутреннем рынке, мелкое и среднее рыцарство, искавшее земельных пожалований, чиновники, желающие сделать карьеру, люди свободных профессий — все они обращают свои взоры к королевскому двору. Короли действуют в союзе с собранием представителей сословий: во Франции — это Генеральные штаты, в Англии — Парламент, в Испании — Кортесы. В основном сословные представительства ведали финансовыми вопросами (налогами, пошлинами), активно помогая усилению не только центрального правительства, но и городской буржуазии.

Общественная и политическая система средневековья не поощряла перемен, мыслилась как ненарушаемый порядок, установленный Богом. Сословные перегородки были очень прочными, принадлежность к сословию — наследственной. Но положение отдельных людей и социальных групп менялось, хотя и медленно.

В XVI-XVII вв. средневековое общество переживает острейший кризис. Изменяются прежние отношения между сословиями, рыцарство приходит в упадок, крупные феодалы гибнут в войнах друг с другом и с королями, духовенство утрачивает большую часть власти и влияния. Крестьяне доводятся до крайней нищеты, многие из них лишаются всякой собственности и превращаются в наемных работников. Европу раздирает беспощадная борьба католиков и протестантов, тесно переплетающаяся с национальными и классовыми противоречиями. Наиболее устойчивыми оказались позиции городской буржуазии и находившегося в союзе с ней централизованного государства. В позднее средневековье стала складываться социальная структура Нового времени.

СЕРЕДИНА IX в.

Постепенный процесс феодализации, выразившийся в переходе от "городского" общества к "деревенскому", привел к существенным переменам в социальной структуре Византии. Укрепилось положение сельской общины как общины мелких собственников-аллодистов. Ее устойчивость в значительной мере обусловила замедленность и своеобразие развития феодальной зависимости. Упадок городов отразился и на уменьшении числа монастырей, усилил положение сельской, провинциальной верхушки. Возникла новая провинциальная знать, сила которой заключалась в ее влиянии в данной местности. Ослабление центральной власти и столичной знати, борьба за господство привели к политической неустойчивости и частой смене императоров, представлявших интересы разных группировок. Недовольство широких народных масс, вызванное непрерывными войнами, постоянными поборами, усилением эксплуатации, проявлялось в широком распространении ересей. Зародившееся как оппозиция официальной церкви иконоборчество было использовано группировками знати в борьбе за власть. Императоры-иконоборцы конфисковывали имущество богатых монастырей, сводили счеты со своими политическими противниками; столь же решительно казнили, ссылали и конфисковывали имущество иконоборцев императоры, защищавшие иконопочитание. В конце эпохи, во второй половине УШ - начале IX в., в Византии приобрело широкий размах первое антифеодальное восстание под лозунгами павликианской ереси. Острота внутриполитической борьбы усугублялась непрерывными войнами с Арабским халифатом на юге и востоке, со славянскими племенами - на западе империи.

Эти события отразились на состоянии науки и образования. Сократилось число высших школ, снизился уровень образованности в среде духовенства и чиновничества. Полная победа духовенства в области духовной культуры привела к пренебрежению естественными науками, к переменам в господствующих жанрах литературного творчества и, главное, в их содержании. Хроника, агиография и литургическая поэзия - ведущие жанры в Византии У11-1Х вв. Их создатели - монахи и священнослужители.

конфисковывали имущество иконоборцев императоры, защищавшие иконопочитание. В конце эпохи, во второй половине УШ - начале IX в., в Византии приобрело широкий размах первое антифеодальное восстание под лозунгами павликианской ереси. Острота внутриполитической борьбы усугублялась непрерывными войнами с Арабским халифатом на юге и востоке, со славянскими племенами - на западе империи.

Эти события отразились на состоянии науки и образования. Сократилось число высших школ, снизился уровень образованности в среде духовенства и чиновничества. Полная победа духовенства в области духовной культуры привела к пренебрежению естественными науками, к переменам в господствующих жанрах литературного творчества и, главное, в их содержании. Хроника, агиография и литургическая поэзия - ведущие жанры в Византии VII-IX вв. Их создатели - монахи и священнослужители.

В эту эпоху догматическое богословие получило окончательное оформление в труде Иоанна Дамаскина "Источник знания" (VIII в.). Изменился характер церковной поэзии. Складывался тот специфический образ мира и человека, который отличал Византию от Запада - как в политическом устройстве, так и в особенностях религиозной идеологии, что получило внешнее выражение в схизме (расколе, разделении церквей) в X-XI вв.

В формировании ортодоксального православия существенную роль сыграла близость к неоплатонизму, выразившаяся в пневматологичности истолкования символа веры (троицы). Согласно этому толкованию дух (пневма) исходит только от Бога-отца и поэтому троица обретает подобие монархического начала: по отношению к Богу-отцу Бог-сын и Дух одинаково подчиненные (так и говорилось: сын - десница, а дух - шуйца Бога-отца). Оказывалось, что дух непосредственно от Бога-отца (а не через сына) осеняет человека - потому в византийских храмах одной из центральных сцен, изображенных на иконах, была сцена Пятидесятницы - нисхождения святого духа (благодати) на апостолов. Истолковывая в духе неоплатонизма "истечение энергии" от божества к "миру тварному", православные теологи подчеркивали индивидуальные отношения человека с божеством и их "взаимность": как движение от божества к человеку (преображение благодатью), так и возможность обратного движения от тварного к божественному - "обожение". Достижение душою божества, слияние с ним как конечная цель и смысл жизни праведника представлялись в византийской традиции индивидуальным актом, взаимодействием человеческой воли и божественной благодати. Православие не приняло суждения Августина об "изначальной греховности" каждого человека; в представлениях православия в странствиях души в загробном мире нет чистилища, и душа предстает же перед судом, а проходит "пилонии" (таможни) и терпит "мытарства", уплачивая на "каждой заставе" своими добродетелями, от "фонда" которых и зависит, в конечном счете, достигнет ли она рая.

КНУД I (Кнут) Могучий, также Старый, Великий (дат. Cnut; лат. Canutus; швед. Kanut den Store; англ. Canute the Great) (ок. 960 — 12 ноября 1035), король Англии (1016/7 - 1035), Дании (1019-1035), Норвегии, создатель обширной морской «империи» викингов.

Кнуд был сыном датского конунга Свена I Харальдссона Вилобородого. Он участвовал в походе своего отца в Англию, когда тот захватил английский престол. После смерти Свена в 1013 датское войско провозгласило Кнуда конунгом, однако он был изгнан из Англии. Брат Кнуда, Харальд, стал конунгом Дании. Кнуд решил отвоевать английский престол. Его войско пополнилось воинами ярла Торкеля, вождя викингов, и ярла Эйрика, правителя Норвегии. В 1015, когда Кнуд начал военные действия в Англии, его флот достигал 160 кораблей. Концом войны стала битва Кнуда с Эдмундом Железнобоким, сыном короля Англии Этельреда Неразумного. Согласно заключенному между ними договору, Кнуду досталась восточная часть Англии. После смерти Эдмунда Кнуд стал королем всей Англии и женился в 1017 г. на Эмме, вдове Этельреда.

В 1018 г. было заключено соглашение, регулировавшее отношения англичан и датчан, издан новый свод английских законов. Большими пожалованиями Кнуд добился расположения английской церкви. В 1019 г. Кнуд вернулся в Данию, где стал конунгом.

Он планировал вновь подчинить Норвегию, которая ранее (в кон. 10 - нач. 11 вв.) уже подпадала под власть Дании. Ему противостоял норвежский конунг Олаф II Харальдссон и присоединившийся к нему шведский конунг Энунд Олавссон. Объединенное англо-датское войско намного превосходило норвежско-шведское. К тому же Кнуду с помощью денег удалось привлечь на свою сторону знатных людей в Норвегии. В конце концов Олафу пришлось бежать из Норвегии, которая признала власть Кнуда. Неизвестно, какой властью Кнуд располагал относительно Швеции, но в 1027 г. он назвал себя «королем всех англичан, датчан, норвежцев и части шведов». В итоге Кнуд оказался правителем больших территорий, называемых империей Кнуда. Его политическому авторитету также способствовала поездка в Рим в 1027 г., где он встречался с папой римским и германским императором Конрадом II, с которым позднее Кнуд договорился о браке своей дочери с сыном императора Генрихом. Он урегулировал вопрос о Южной Ютландии.

При Кнуде в Дании сложилось особое войско (тинглид) из представителей наиболее знатных семей (впоследствии стало основой рыцарского сословия Дании).

Империя Кнуда была непрочным образованием, составлявшие ее страны стремились к самостоятельности. В его отсутствие отдельными частями державы управляли ярлы: в Англии — Торкель, которого Кнуд выгнал из Англии в 1021 г., и с которым, тем не менее, они помирились в 1023 г. В Дании правил сын Кнуда Хардакнуд, находившийся под влиянием ярла Ульва, который был позднее убит Кнудом. Хардакнуд даже чеканил монету со своим именем. Норвегией номинально правил его сын Свен. Кнуду удавалось поддерживать единство державы, но вскоре после его смерти она прекратила существование.

<< | >>
Источник: Сост. Журавлёва И.А.. Всемирная история. История средних веков. Тула: ТулГУ, — 214 с.. 2007

Еще по теме Общественная и политическая системы средневековья:

  1. Глава 11ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
  2. 2. Политические идеи средневековья и эпохи Возрождения.
  3. 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения
  4. 21. Политические представления средневекового общества
  5. Дискуссия «Политические партии России: участники политического процесса или "пятое колесо" политической системы?»
  6. 46. Общественно-политические организации и движения
  7. 2. Как выглядела политическая карта Европы в раннее Средневековье (конец V—середина ХI в.)?
  8. 1.2. Общественно-политическая жизнь
  9. § 1. Общественно-политическая жизнь
  10. 1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
  11. Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг.
  12. 3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЭТРУСКОВ
  13. 12.3. Политическая, общественная и культурная жизнь
  14. Общественно-политическое развитие в 1994-2004 гг.
  15. 4.6.3. Общественно-политическое движение в России в 30 - 50-е голы XIX века
  16. XIX век: политическое развитие России и общественно-политическиедвижения
  17. 58. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ
  18. 4.6.3. Общественно-политическое движение в России в 30-50-е годы XIX века