<<
>>

§ 37. Наука и культура

Наука и техника развивались во все времена. Однако начиная с XX века их развитие шло стремительными темпами. Появилось выраже­ние «научно-техническая революция» (НТР). Что же такое научно- техническая революция?

Научно-техническая революция — это непосредственное превра­щение науки в производительную силу общества благодаря мировым открытиям науки и техники XX века.

НТР привела к слиянию науки и техники, науки и производства. Это слияние обеспечило, в свою очередь, сокращение сроков внедрения научных открытий в произ­водство.

НТР изменила псе компоненты производительных сил (энергию, лазеры, роботы, технику, материалы труда, технологии) и даже самого человека. Например, все возрастающие потребности в энергии привели к созданию абсолютно новых источников энергии — созданию атом­ных электростанций. Появились изобретения и по использованию энер­гии Солнца, ветра, океана и земных недр.

Производственные комплексы автоматизируются. В 1946 году аме­риканские ученые Д. Машли и Д. Эккерт создали первый компьютер. Очень скоро были изобретены технологии, управляемые компьютера­ми. Однако как бы ни была мощна НТР, она не может вытеснить из процесса производства человеческий фактор. Наоборот, она призывает осваивать человека сложную технику и технологии.

Это же заставляет человека совершенствовать собственные знания, в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Поэтому очень быстро меняются человеческая работоспособность, сознание и мировоззрение. Сегодняшний рабочий или инженер — это отнюдь не рабочий и инже­нер начала XX века это не элемент машины, а человек, осуществляю­щий контроль за этими машинами.

В свою очередь, НТР привела к внедрению в производство совер­шенно новых технологий (например, обработка материа лов лазером, газовой плазмой, электронными лучами и ультразвуком), а также к созданию информационной индустрии. Это, в свою очередь, преврати­лось в мощный фактор ускорения развития науки и техники.

НТР выделяется также созданием абсолютно нового поколения ком­пьютеров. Сегодня компьютер вошел во все сферы общественной жиз­ни." НТР обеспечила невиданные темпы накопления знаний. Напри­мер, если в начале XX столетия для сбора-миллиона сведений по химии потребовалось 30 лет, то на сегодня для накопления того же объема сведений потребуется лишь четыре года.

Революционные изменения в производстве приводят к коренным изменениям в социальных слоях общества. Например, большая часть населения перешла из сферы производства в сферу обслуживания. Кроме этого, производительность труда выросла, что привело к сокращению рабочего дня, увеличению сроков отпусков, росту доходов населения. Это дает возможность внедрять в производство новую технику и тех­нологию, постоянно переобучая ответственных за эту технику лиц, приспосабливаясь к быстро меняющимся условиям производства.

Правительство и частные предприниматели в первую очередь заин­тересованы в сохранении высокой квалификации рабочих и служа­щих. Поэтому неудивительно, что США затрачивают в год по 400 тысяч долларов на переобучение и повышение квалификации каждого рабочего. В свою очередь, затраченные на обучение рабочего каждые 35 тысяч долларов дают прибыль в размере 965 тысяч долларов.

и „__ I Основу научно-технической революции предс-

наука — основа п i г i , „ vv

___ :_____ __________ I тавляет в первую очередь физика.

В XX веке

в физике были сделаны изобретения, имеющие мировое значение. Так, например, в 1919 году было впервые в истории изобретено деление атомного ядра, а накануне Второй мировой во!пгы — цепная реакция деления атомов урана.

В 1942 году в США впервые была получена ядерная энергия. Все эти изобретения в результате привели к созданию атомной бомбы. Таким образом, автор самых хороших и передовых изобретений — человек создал оружие, способное уничтожить все живое на земле, в том числе и себя. (Это оружие было применено в 1945 году).

Создание физики электромагнитных волн привело к созданию в 20-х годах телевидения, в 30-х годах — радиолокации, в 40-х годах — радиоастрономии, в 50-х годах — квантовой электроники.

Квантовая же электроника, в свою очередь, превратила в реаль­ность создание приборов, обеспечивающих систему космической свя­зи. Также был изобретен и лазер. Успехи в радиоэлектронике позволи­ли США уже в 40-е годы создать первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ).

В 1957 году в бывшем Советском Союзе был произведен запуск первого в мире искусственного спутника земли. В 1960 году Томас Ньюман создал первую лазерную установку. В 1961 году первым поле­тел в космос на ракете гражданин бывшего Советского Союза Ю. А. Га­гарин. Сейчас созданы условия для использования космонавтики в народном хозяйстве. В 1969 году Нейлу Армстронгу (США) удалось ступить на поверхность Луны.

Достижения физики изменили коренным образом и транспорт. На­пример, установка реактивных двигателей в самолетах позволила ре­шить проблему преодоления звукового барьера. Теперь самолеты стали перевозить различные грузы на большие расстояния. Был сооружен танкер, вместимостью 0,5 тысячи тонн нефти.

Без развития химической науки не было бы НТР. Изобретения этой науки позволили получить сверхтвердые, прочные как сталь и, в то же время, более легкие (в 6—7 раз) материалы, пластмассы, каучук, синтетические волокна и лекарства.

В биологии также были сделаны беспрецедентные мировые откры­тия. К середине XX века генетика превратилась в ведущую отрасль. Была изобретена структура строения нуклеиновых кислот, определена и ее роль в белковом синтезе.

337

В 90-е годы появилась наука — генная инженерия (наследствен­ная). Она добилась больших успехов. В результате были созданы мик­роорганизмы, помогающие в создании витаминов, антибиотиков и удоб­рений. Стало возможным улучшить наследственность породистых жи­вотных и создать растения, противостоящие различным заболеваниям.

22 — Всемирная история

Американский астронавт. Первый человек на Луне

Межпланетная автоматическая станция «Мир»


Биологические и биохимические изобретения, в свою очередь, сти­мулировали появление таких новых и важных отраслей медицины, как реаниматология, анестезиология и иммунология. Хирургия поднялась на совершенно новый уровень. Это нашло свое подтверждение в пере­садке вначале печени, потом сердца, легких и других органов челове­ческого тела. В медицине удалось создать искусственное сердце.

Появились методы лечения без хирургического вмешательства. На­пример, сегодня камни в почках дробятся при помощи ультразвука. Человеческое зрение восстанавливается с помошью лазера. С помощью компьютерных томографов, работа которых основана на колебаниях

магнитных волн, ставятся диагнозы. Но НТР ставит перед человечест­вом и острые вопросы. Заражаются почва, вода и воздух, увеличивает­ся число экологически опасных регионов.

Первая мировая война и ее трагические пос­ледствия породили настроения упадничества. Это нашло свое отражение в литературе 20-х годов. Появились произведения декадентов, проникнутые духом без­надежности, уводящие читателя вовсе от реальной действительности, острых вопросов современности и зовущие в мир грез. Такие произве­дения уводили людей от современности. Австрийский писатель Франс Кафка (1883—1924) был типичным представителем декадентского нап­равления в литературе. Однако деградирующий человек не отказывал­ся от жизни. Даже искалеченный в войне и отвернувшийся от мерз­кого мира солдат стремился сохранять любыми путями свое человечес­кое достоинство. Например, герои романа «Три товарища» немецкого писателя Э. М. Ремарка (1898—1970) искали спасение во фронтовой дружбе. Великолепное произведение «Огонь, дневник одного взвода» Анри Барбюса (1873—1935) было написано в окопах Первой мировой войны. В этом романе описаны не только ужасы войны, но и то, как людям удалось победить ее.

Или герой романа «Все люди — враги» английского писателя Р. Ол- дингтона. Отказавшись от этой бессмысленной жизни, он жил мечтами о жизни с любимой женщиной на воображаемом острове Еа.

Настроения упадничества в 20-х годах не обошли стороной и такого храброго писателя как Эрнест Хемингуэй (1899—1961). Им тоже овла­дел пессимизм. Герои его произведений тех лет —это образы, беспо­лезно ищущие свой путь освобождения от этого враждебного мира.

Однако настроения упадничества в его произведениях продолжа­лись недолго. Опасность фашизма, глубоко пустившего свои корни в Европе, и вероятность возникновения новой мировой войны заставляли прогрес­сивных писателей бить в колокол. В этом отношении большую роль играли произ­ведения знаменитых вышеупомянутых пи­сателей. Они заранее предчувствовали, что фашизм может ввергнуть человечество в кровопролитную войну.

В 1929 году были опубликованы ро­маны Р. Олдингтона «Смерть героя», Э. Ре­марка «На Западном фронте без измене­ний» и Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!».

Литература 20—40-х годов

Эрнест Хемингуэй

Авторы, с присущим им мастерством, описали кровавую и антигуманную сущ­ность войны. В то же время они вскрыли мошенничество и двуличие правящих кру­
гов. В романе Ромена Роллана (1866—1944) «Влюбленная душа» было раскрыто истинное лицо фашизма.

В 1935 году в Париже прошел I Всемирный конгресс писателей, посвященный защите мировой культуры. Второй конгресс, посвящен­ный борьбе с фашизмом, прошел в Испании в 1937 году.

Литература 30-х годов отличается тем, что раскрывает отвратитель­ные пороки общества. В этом плане роман американского писателя Д. Стейнбека «Гроздья гнева», изданный в 1939 году завоевал боль­шую славу.

Кризис мировой экономики раскрыл все отрицательные стороны американского общества. Например, Д. Стейнбек с громадным мас­терством описал ограбление народа крупными компаниями, глубо­кую пропасть, разделявшую богатых и бедных, характеры представи­телей всех слоев американского общества, потрясенного кризисом. Поэтому неудивительно, что за этот роман Стейнбек был удостоен Нобелевской премии.

Вторая мировая война стремительно приближалась. Первым зверст­ва фашизма испытал на себе испанский народ. Известный драматург XX века Бертолвд Брехт (1898—1956) в своей пьесе «Мамаша Кураж и ее дети» (1938) раскрыл источники фашизма и его двуличную (лице­мерную) философию. Фашисты сожгли книги Б. Брехта. Сам он эмиг­рировал за границу.

Известные мировые писатели создавали произведения, призывавшие к борьбе прошв фашизма. Один из них был вездесущий Э. Хемингуэй. Он считал трагедию Испании началом борьбы за мир и демократию. Его произведение, посвященное борьбе испанского народа против фашизма, называлось «По кому звонит колокол», который был издан в 1940 году. Роман одновременно рассказывал об американских гражданах.,, добро-

Герои романа Д.

340


Стейнбека


вальцами направившихся в Испанию для борьбы с фашизмом. В то вре­мя, когда официальное правительство США не вмешивалось в события в Испании, отъезд в Испанию молодых людей и их участие в борьбе про­тив фашистов было большим героизмом.

Отличительной стороной войны в Испании было то, что в ней принимала участие прогрессивная интеллигенция. На примере Испа­нии они распознали сущность фашизма.

Отдельные писатели не смотли выдержать победы фашизма в Гер­мании и Италии. Например, знаменитый писатель Стефан Цвейг (1881 — 1942) покончил жизнь самоубийством.

Однако не все избрали подобный путь. Наоборот, они, не теряя веры, влились в ряды борцов против фашизма. Для них борьба с фашизмом была средством сохранения европейской культуры. А стрем­ление к свободе, демократии и гуманизму стало смыслом их жизни и творчества.

Творчество английского писателя Б. Шоу (1856—1950) занимает особое место в этом ряду. Он сделал личным жизненным лозунгом соб­ственное высказывание «Жить стоит только достижение человеком благополучия». Своими произведениями «Вспыльчивый социалист», «Неравный брак» и «Дом разбитых сердец» он заложил основы жанру социальной драматургии. Эти произведения возвели Б. Шоу в ранг классика литературы. В 1925 году он был удостоен Нобелевской премии.

Написанные им позже произведения «Телега с яблоками», «Милли­оны Байнта» также вошли в сокровищницу мировой литературы. В произведении «Легенда о далеком будущем», написанном в 1948 году, он критиковал ядерную войну.

Еще один знаменитый английский писатель Джон Голсуорси (1865— 1933) в своем произведении «Сегодняшняя комедия» назвал Англию «островом двуличных». Он раскрыл двуличие правящих кругов и со­циальные пороки общества. В 1932 году Д. Голсуорси был удостоен Нобелевской премии.

Среди писателей, произведения которых стали известны во всем мире, есть и американские писатели. Среди них можно особо отметить творчество Т. Драйзера (1871—1945) и У. Фолкнера (1897—1962). Т. Драй­зер в своих произведениях («Несчастная Керри», «Американская траге­дия» и др.) осмелился осветить социально-экономические проблемы США.

Борьба за демократию, мир и свободу

из-за самой жизни и за

В 1930 году его произведение «Американская трагедия» было экра­низировано. Этот фильм демонстрировался почти во всем мире. При­чиной такой популярности послужило то, что в произведении со всей достоверностью были описаны американская мечта о недостижимой для многих прекрасной жизни, а также все грани противоречий нище­ты, нависшей над миллионами американцев. Т.Драйзер в 1944 году был награжден почетной золотой медалью Американской Академии литературы и искусства.

У. Фолкнер описывал в своих произведениях деревенскую жизнь. Он подмечал все присущие деревенскому человеку качества. В то же время он тонко чувствовал, что естественными факторами развития страны являются личность, семья, Родина и общество. Настоящую славу У. Фолкнеру принес его роман «Сарторис» (1929).

В изданном в 1932 году романе «Августовский луч» он поднял одну из омерзительных проблем — проблему расовой дискриминации. Эта тема продолжена и в его последующих романах («Аввесатом, Аввесало», «Непокоренные», «Слезай, Моисей»). Он разоблачил общество, ломаю­щее внутренний мир человека и его жизнь. Он выражал свое сочувствие жертвам расового неравенства. Он был уверен в торжестве справедливости. В его последующих произведениях («По-деревенски*, «Город», «Кур­ган») блистали идеи гуманизма и милосердия. У.Фолкнер в 1949 году был удостоен Нобелевской премии.

В романе немецкого писателя Томаса Манна (1875—1955) «Доктор Фауст» (1947) рассказано об ответственности немецкой интеллигенции за трагическую участь Германии под властью нацистов.

Правда, не все писатели 20—40-х годов служили прогрессу. Неко­торые из них искали спасение в фашизме, другие — в коммунизме.

Например, немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) в своей книге под названием «Упадок Европы» выдвигал идею о том, что судьба человечества подобно судьбе человека должна пройти следую­щие этапы цивилизации: детство, юность, зрелость, а также старость. Он, намекая, что после старости наступает смерть, договорился до того, что Европа достигла своего возраста старости, а потому смерть ее близ­ка.- Продолжая свою мысль, он отмечал, что Европу от смерти может спасти «сильная личность». Он называл гуманизм и милосердие гря­зью цивилизации.

Английский публицист Т. Эллиот (1888—1965) был очень популярен в кругах декадентской интеллигенции. Он называл народ толпой, негра­мотной демократией. Он также смотрел с недоверием на отдельно взятую личность, а общество и цивилизацию считал бесполезными. В качестве силы, способной спасти цивилизацию, он считал то английскую коло- ниальную систему, то католиков. Он опись:ват темы смерти и вечности, а также смысл жизни с метафизической точки зрения.

Один из основных защитников нового общества в СССР — социа­лизма М. Горький нашел новое выражение «социалистический реа­лизм». В сущности это выражение означало, что «совестью времени» является коммунистическая партия, возвеличивание ее руководства, совершенствование коммунистического общества, считая его наиболее справедливым обществом, где формируется новый человек, верный идеям коммунизма, а также вера в неотвратимость победы коммуниз­ма в сознании советского народа.

Власть большевиков, которая установилась в России после перево­рота в октябре 1917 года, не признающая никаких национальных и
общечеловеческих ценностей, привела к недовольству интеллигенции. В первые же годы после государственного переворота более 75 тысяч известных литераторов, деятелей искусства и науки покинули свою родину — Россию.

Критиковавшие существующий режим, высказавшиеся против ан­тигуманной политики коммунистической партии и советского госу­дарства, подвергались гонениям. Всем им вменялось в вину, что они «клеветали на социализм».

Коммунистическая партия в результате ею же объявленной «куль­турной революции» сформировала новое общество интеллигенции. Дея­тели коммунистической партии тоже хорошо понимали, что без лите­ратуры и искусства нельзя внедрить в сознание людей коммунистичес­кую идеологию.

Хотя так оно и было, но все же в России творили писатели, созда­вавшие произведения по зову своей души. Среди них особое место занимает М. Шолохов (1905—1984). Его романы «Тихий Дон» и «Под­нятая целина» имели большой успех в мире. В них реалистично описа­ны периоды гражданской войны и коллективизации сельского хозяйства с его противоречиями. За роман «Тихий Дон» М. Шолохов в 1965 году был удостоен Нобелевской премии.

В 40-е годы тема войны в русской советской литературе занимала главное место. Писатели К. Симонов, В. Сурков, Б. Полевой и А. Саф- роноР своими произведениями о войне внесли достойный вклад в по­беду над фашизмом.

Начавшаяся после окончания Второй мировой войны «холодная война» не смогла не оказать влияния на литературное творчество. Это нашло отражение в том, что идейная сторона творчества превалировала над художественной. В этот период в художественной культуре и появи­лось течение неореализм. Оно нашло свое отражение и в литературе. Неореализм — это течение, которое показывало жизнь без приукраши­ваний.

Неореалисты (и в литературе, и в искусстве) перед взором зрителя или читателя правдиво показывали жизнь людей в нищете со всеми ее жизненными испытаниями. Они выражали искреннюю любовь к ге­роям своих произведений.

После них основной темой в немецкой литературе была тема Вто­рой мировой войны, Про1рессивные литераторы не обошли в своем лворчйстъе. судьбу 'поколения, обманутого фашистской пропагандой, морально и физически измученного. Например, писатель X. Байолл и скульптор Ф. Кремер на месте бывшего концлагеря создали компози­цию. В композиции нашло правдивое отражение душевного состояния и силы заключенных.

Основной темой творчества Э. Хемингуэя стало начало торжества гуманистических взглядов у «маленького человека». Высоким приме-

Литература второй половины XX века

343

ром художествен ной литературы второй половины XX столетия, по­священного этой теме, стала его повесть «Старик и море» (1952). Это произведение было удостоено Нобелевской премии.

В этот же период в советской литературе усилилось дессидентство. Крупными представителями этого направления стати В. Пастернак и А. Солженицын. Они нашли в себе мужество правдиво раскрьп ъ га ро­ду в своих произведениях истинную сущность советской системы. В этом плане произведение А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» завое­вало широкую популярность. Это произведение было издано за рубе­жом в 1973 году. Руководство советского государства, обвинив А. Сол- женицина в клевете на существующий строй, вынудило его в 1974 году покинуть страну.

Литераторы Латинской Америки также внесли свой достойный вклад в литературу этого периода. Они правдиво описали пороки, существующие в жизни государств Латинской Америки. Например, Ж. Амаду (Бразилия), М. Асуэл (Мексика), Ж. Маркес (Колумбия) и им подобные писатели в своих произведениях художественно и прав­диво описали трагическую судьбу коренного населения, насилие моно­полий, жестокость диктаторских режимов и борьбу крестьян за землю.

Одним словом, современная прогрессивная литература и сегодня служит во имя добрых дел. Подтверждением этой мысли является на­граждение Нобелевской премией в 2002 году венгерского писателя Им ре Кертиса (1929 г. р.).

Такой высокой награды И. Кертис был удостоен за свои произведе­ния «Знамя Англии» и «Следопыт», в которых рассказывается о судьбе заключенных концлагерей — фабрик смерти Второй мировой войны.

Сам автор также был брошен в концлагерь в 1944 году. Он на собственном опыте.испытал в течение двух лет степень зверства фа­шизма. Он был свидетелем смерти 60 тысяч венгерских евреев в конц­лагерях Освенцима и Бухенвальла.

Поэзия XX столетия отличается тем, что в оэзия нес пришли поэты-философы. Это было осо­бенностью поэзии этого столетия, философы-поэты считали своей социальной задачей принятие участия в процессе обновления мира.

Философы-поэты призывали своих почитателей глубоко пораз­мыслить о смысле жизни человека и об основных человеческих цен­ностях. Великая заслуга поэтов XX века не ограничивается только этим. Они знакомили человечество с прекрасным и во времена войн и социальных кризисов. Они стимулировали в них веру в будущее.

Прогрессивные поэты воспевали мир, свободу и демократию. Сре­ди них огромную популярность завоевали стихи немецкого поэта Б. Брех­та и испанского — Ф. Г.Лорки (1898—1936). Основу поэтического творчества Б. Брехта составляли пьесы. Можно сказать, что поэзия Б. Брехта выполняла задачу своеобразных воинственных призывов к борьбе за обновление мира. Его стихи, проникнутые любовью к прос­
тому трудящемуся народу, призывали про­грессивные силы к борьбе против фашизма и диктатуры.

Созданные им «Трехгрошовая опера», «Жизнь Галл идея», «Сищуаньский туманист» и другие подобные произведения завоевали большую славу. В них выдвинуты глубокие философские мысли о смысле жизни, семье, обязанностях, любви и достоинстве челове­ка. В то же время в них раскрыты безнравст­венность правящих кругов, возвеличивается гуманизм, звучат призывы к борьбе против войны.

Ф. Лорка считается гордостью испанской поэзии. Он находился в рядах борцов с фа- Федерико Гарсиа Лорка шизмом. В 1936 году он был убит фашистами.

После переворота в 1917 году российская творческая интеллиген­ция попала в очень тяжелое положение. Часть из них была вынуждена эмигрировать за границу. Те же, кто остался на родине, не шли против своей совести, то есть они не воспевали антигуманное советское общество и их вдохновителя — партию большевиков.

Среди них особенно известными были А. Ахматова (1889—1966), Н. Гумилев (1886-1921), С. Есенин (1895-1925), А. Блок (1880-1921), О. Мандельштам (1891 — 1938) и другие. Например, Н. Гумилев был расстрелян в 1921 году. С. Есенин покончил жизнь самоубийством. О. Мандельштам расстрелян в 1938 году. Русская литература даже в условиях тоталитарного режима и массовых репрессий смогла выжить. В то же время она смогла прославить себя на весь мир.

Стихотворения известного чилийского поэта Пабло Неруда (1904— 1973) «Испания в моем сердце», И. Бехера «Шаг в середине века», сатирические и лирические стихи французского поэта Жака Преве (1900—1977), а также Р. Гамзатова, К. Кулиева, Е. Евтушенко, А. Ари- пова, 3. Вохидова, В. Высоцкого, Абдурахмана ал-Хомисий и других призывают человечество идти вперед, пробуждают в них желание жить, любить Родину и служить ей.

Один из азиатских писателей Лу Синь (1896—1981) был одним из основателей китайского реализма. Писатели Мао Дун (1896—1981), Ба Изинь «Последнее солнце», «Задумчивость», Ли Сук Бао, «19 кладбищ среди гор» известны своими произведениями. Народы мира с удовольст­вием читают романы индийского писателя Яшпала (1903—1976) «Лжи­вая правда», «Дивия», прекрасные стихи турецкого поэта Назима Хек- мета, горькую сатиру Азиза Несина, стихи африканского поэта и госу­дарственного деятеля А. Нетто, призывающие к свободе, произведения Питера Абрахамса «Власть тьмы», чилийского поэта Пабло Неруды, бразильского писателя Жоржа Амацу.

Во второй половине XX столетия в изобрази­тельном искусстве Запада появилось новое на­правление — сюрреализм. Причиной этому послужило разоблачение происков фашистов, совершавших невообразимо жестокие преступления, несмотря на то что они, как и другие люди, любили своих детей, ценили классичес­кую музыку, считая себя преданными Родине и долгу.

Сюрреалисты считают, что внешний вид, внешний облик несоиз­меримы с внешним и внутренним миром, и он не может отражать внутренний мир. Таким образом, они создали еше более превосходя­щий реализм, сверхреализм или сюрреализм.

По мнению сюрреалистов, сверхреализм не соответствует окружаю­щему нас реальному миру. Высший реализм (сверхреализм) прячется от людей. Его нельзя понять рассудком. По их мнению художники долж­ны дать волю своим инстинктам и сновиденьям. Представителями ку­бического сюрреализма являются Пабло Пикассо (1881 — 1873), Марк Шагал (1899—1995), Сальвадор Дали (1904-1989) и др.

На деле сюрреализм это отрыв от действительности. Одним из про­явлений сюрреализма является абстракционизм (отвлеченность — неиз­вестность, удаление), который превосходит сюрреализм в отрыве от реальности. По мнению сторонников этого течения, изобразительное искусство должно отражать не действительность, а состояние сознания (воображения) художника, художник должен стать олицетворением своих чувств.

В творчестве абстракционистов (Ш. Новарда, С, Дэвиса, Ретнера, Морриса и других) чувства, ощущения, воображение изображены отор­ванными от действительности линиями и геометрическими фигурами. В них'содержание и форма впитались друг в друга, и в традиционном понимании потеряли свою сущность.

Искусство



Кино I Творчество самого знаменитого актера и режис­

Музыка

сера XX столетия Чарльза Спенсера Чаплина

(1899— 1977) было блестящей страницей критического реализма в исто­рии мирового кино. В своих фильмах «Огни большого города», «Новые времена» он критиковал подлость в обществе. А в фильме «Диктатор» он вышел на арену с критическим памфлетом против фашизма. В филь­ме «Король Нью-Йорка» он развенчал безнравственность общества. Из- за своей острой сатиры Чаплину пришлось покинуть страну, и он вы­нужден был стать эмигрантом в Европе.

Французский режиссер Рене Клер в своем антифашистском фильме «Последний миллиардер» смеется над «реформами» сумасшедшего дик­татора. Представители неореалистического напрааления в кино итальян­цы Роберто Росселини, Витгорио де Сика, Джузеппе де Сантис, Петро Джермильи завоевали славу. Фильмы «Рим — открытый город», «Нет мира под оливами», «Воры велосипедов» и другие отражали жизнеспо­собность народа, его мечты, справедливость и единство. В фильмах Федерико Феллини «Дорога» и «Ночи Кабирии» развенчаны парази­тизм и нравственная деградация.

Фильм американского режиссера Стэнли Крамера «Не покоряй­тесь» был снят в духе критика расовой дискриминации, в нем были раскрыты равенство и братство людей.

Великие композиторы, связавшие свое твор­чество с жизнью народа и достижениями де­мократической культуры, создали прекрасные произведения. Предс­тавителями реалистического направления в музыке являются Артур Онегер, Пауль Хиндемит, Бела Бартош, Джордж Гершвин, Бенджамин Бриттен.



Жизнь и творчество великого французского композитора А. Онеге- ра были сложными. Он написал музыку к пьесе Ромена Роллана «14 июля» и создал ораторию под названием «Жанна д'Арк на костре». В годы войны оратория стала музыкой французского Движения со­противления против врага.

Впервые гимн «Военный» английского композитора Бенджамина Бриттена был исполнен в 1961 году в отреставрированной церкви Ко­вентри. Композитор так охарактеризовал идею своей музыки: «Гимн направлен в будущее... Мы должны предотвращать трагедии, подобные вотгне».

Песни немецкого поэта и композитора Ганса Эйслера, исполнителей Пита Зигера, Боба Дилана, Джоата Байза (США), Жана Ферра и гречес­кого композитора Микиса Теодоракиса были популярны во всем мире.

________ ^ | Массовая культура, появившаяся в конце XIX

Массовая культура '

_________ ___________ 1 века, получила еще большее развитие во вто­рой половине XX столетия. Причиной тому стало бурное развитие средств массовой информации. Среди них стали наиболее популярны­ми следующие жанры: шоу, триллеры, боевики, шлягеры, комиксы. Это определяется целью массовой культуры.

Еще одной особенностью массовой культуры является то, что она рассчитана на простых людей. Массовая культура охватила почти все стороны жизни.

Например, среди эстрадных исполнителей наиболее популярными в мире был английский ансамбль «Битлз». В песнях ансамбля «Битлз» и других раскрываются наиболее важные проблемы — молодежь, не на­шедшая своего места в общественной жизни, протесты против войны, милитаризма и расовой дискриминации. Их песни отличаются своей смысловой искренностью, впечатляемостью и острословием.

В то же время на поклонников производит огромное духовное впе­чатление талант, высокие и звонкие голоса исполнителей, совершенные мотивы, гармоничность голосов. Это положение превратила рок-музы- кантов в любимых музыкальных исполнителей молодежи. Рок-музыка превратилась в силу, объединяющую молодежь всяких групп и направ­лений. Песни «Битлз» своим глубоким смыслом, мастерством исполне­ния и искренностью остаются до сих пор непревзойденными. Организа­тором этого ансамбля был Джон Леннон. Дни его рождения и смерти ежегодно отмечаются рок-музыкантами всего мира.

Начиная с конца 60-х годов, рок-музыка уделяет особое внимание свершающимся важным политическим событиям в мире. Например, в ней подвергаются резкой критике региональные войны, расовая диск­риминация, милитаризм и наркомания. Сегодня она уделяет еще вни­мание и вопросам экологии и благотворительности.

В послевоенные годы стало очень популярным массовое искусство «поп-арт». Хапуги от «поп-арт» создавали свои «картины» и «скульпту­ры» из осколков различных предметов. «Поп-арт» пришел и в музыку, и
в кино, и в театр. «Поп-арт» был пре­градой для вхождения настоящей куль­туры в массы.

Таким образом, в период, состав­ляющий почти 100 исторических лет, в литературе и искусстве про­изошли большие изменения. Истин­ное искусство стало бессмертным. Легкое, временное искусство мытарст­вовало по дорогам истории. Наро­ды мира поверили в великую силу литературы и искусства, так как всем нравятся события и красота, остав- Ансамбль «Битлз»

ляюшие в душе человека свой след.

Можно сделать вывод, что развитие науки и культуры в XX веке подняло человечество на невиданные высоты. Достижения науки при­вели к революции в сфере производства. Культура стала глобальной. Во многих местах стали ускоряться процессы самоосознания, продолжается впитывание сознанием людей общечеловеческой культуры.

Неслучайно Президент Ислам Каримов повторял: «Мир в предстоя­щем XXI веке спасут культура и духовность».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Что вы узнали о науке и научно-технической революции? Какие факторы послужили причиной бурного развития науки и тех­ники во второй половине XX века?

Определите из средств периодической печати за 2002—2004 гг. лауреатов Нобелевской премии.

Расскажите о литературе 20—40-х годов XX столетия. Какую лепту анесли великие писатели в дело демократии и мира? Что вы можете сказать о литературе второй половины XX века? Расскажите о массовой культуре. Какие новости были а мире кино и музыки?

Подготовьте реферат на основе собственных знаний о глобализа­ции культуры.

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫ ПРОЧЛИ
Имя писателя Название произведения Краткое содержание

ПОДИСКУТИРУЙТЕ

— Какие ученые своими открытиями внесли большой вклад в разви­тие общества?

9 1

: 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

— Какая отрасль в будущем займет лидирующее место? Чем пред­почтительней заниматься?

<< | >>
Источник: Лафасов М.. Всемирная история: Учебник для акад. лицеев и проф. колледжей/М. Ла­фасов; МВ и ССО РУз, Центр сред. спец. проф. образования. — 2-е изд. — Т.: «Тигоп-1яЬо1», - 368 стр.. 2009

Еще по теме § 37. Наука и культура:

  1. Наука и культура
  2. Социология как наука о культуре - Макс Вебер.
  3. § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
  4. 6.7. Наука
  5. 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
  6. 30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
  7. 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
  8. § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
  9. 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?
  10. Взаимодействие культуры организации и национальной культуры
  11. Социология и экономическая наука
  12. Взаимодействие культуры и экономики.Социальные функции культуры