<<
>>

29. Как развивалась литературы и искусства в эпоху развитого Средневековья?

Культура Средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.
Средневековая эпоха оставила многие достижения духовной культуры.

Активизация культурной жизни в Средние века связана с возникновением и ростом городов. У горожан постоянно возрастал круг духовных запросов и интересов.

В городах стала активно развиваться сфера светского образования – школы и университеты. В этой интеллектуальной атмосфере расцветает латиноязычная литература с ярко выраженными светскими тенденциями: приключенческая литературы, эпистолярные сочинения, городские хроники.

Особое место в этой литературе занимает творчество вагантов (бродячих студентов). Ваганты были связаны с традициями латинской поэзии, заимствовали у нее образы и стихотворные ритмы. Но ваганты обращались и к фольклору, перелагая латынь на народные песни, проповедуя жизнеутверждающее отношение к бытию.

С ХII в. в странах Западной Европы начинают складываться национальные литературные языки.

В этот период на народных языках записывается героический эпос, существовавший прежде только в устном изложении.

Самое значительное произведение героического эпоса во Франции – «Песнь о Роланде». В нем мощно звучит патриотическая тема. Крупнейшим памятником немецкого героического эпоса является «Песнь о Нибелунгах».

С завершением формирования сословий феодального общества складывается идеология рыцарства, нашедшая свое отражение, в частности, в рыцарской литературе. Эта литература отличалась светским характером и была чужда аскетической морали. Наиболее ярко эта литература заявила себя в поэзии, называемой куртуазной (придворной). Развивалась она трубадурами в Южной Франции, труверами в Северной Франции, миннезиргерами в Германии и менестрелями в Англии.

Куртуазная поэзия была образцом любовной лирики.

В развитии светских и реалистических мотивов в средневековой культуре большую роль играла городская литература. В городах возникает жанр реалистической стихотворной новеллы, городского сатирического эпоса. Крупнейшим его памятником был «Роман о Лисе», складывавшийся во Франции в течение многих десятилетий и переведенный на многие европейские языки. Другим выдающимся произведением городской литературы является аллегорическая поэма «Роман о Розе», написанная во Франции в ХIII в.

Крупнейшим поэтом в ХIV в. был англичанин Д. Чосер. Его лучшее произведение «Кентерберийские рассказы» – сборник стихотворных новелл – рисует яркую картину Англии того времени. Во Франции в ХV в. выделяется поэзия Ф. Вийона. Глубокий интерес к человеку и его переживаниям позволяет относить Ф. Вийона к предшественникам Возрождения во Франции.

Возникнув в Италии, идеи Возрождения получили широкое распространение в культуре Западной Европы. Но здесь Ренессанс по отношению к итальянскому запаздывал на целое столетие.

Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, с антифеодальной направленностью, прославляющая предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы. Самобытным эпосом этого времени явилось произведение Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В позднее Возрождение, характеризующееся кризисом концепции гуманизма и осознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развивались пасторальные жанры романа и драмы. Высшим взлетом этой эпохи стали драмы В. Шекспира и романы М. Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.

В живописном искусстве основоположником возрожденческих идей становится немецкий художник А. Дюрер. Он работал в разных жанрах. Но наиболее отличился в жанре портрета. Одной из самых глубоких картин портретного жанра, в которой А. Дюрер подвел итог своим взглядам на человека, является диптих «Четыре апостола».

Представителями изобразительного искусства эпохи Возрождения во Франции были живописцы Ж. Фуке, Ф. Клуэ, В Испании Д. Веласкес, в Голландии – гениальный Рембрант.

<< | >>
Источник: Ткаченко И., Барышева А., Овчинникова О.. Всеобщая история в вопросах и ответах. 2005

Еще по теме 29. Как развивалась литературы и искусства в эпоху развитого Средневековья?:

  1. Глава 6. Русь в эпоху Средневековья
  2. ГЛАВА 6 РУСЬ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  3. Глава 6 Русь в эпоху Средневековья
  4. 33. ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
  5. Искусство и литература XVIII в.
  6. 2. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
  7. 2. ЛИТЕРАТУРА. ИСКУССТВО
  8. 3. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
  9. 17. Как развивалась наука?
  10. 1.Экономическое развитие стран Востбка в доколониальную эпоху
  11. Финансовые рынки: развитые и развивающиеся
  12. Новые направления в литературе и искусстве.
  13. ТЕСТ «КАК РАЗВИВАЕТСЯ ВАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ?»
  14. 8. Литература и искусство Индии XVI—XVIII вв.
  15. Глава 27. Литература. Искусство.
  16. ЧАСТЬ II ЕВРОПА И АЗИЯ В ЭПОХУ РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА
  17. 6.5. Искусство как форма духовной культуры
  18. ГЛАВА 27 СТРАНЫ ЮЖНОЙ И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В ЭПОХУ РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА