<<
>>

7.2. Индия (VII - XVIII вв.)

Раджпутский период (VII-XII вв.) . Как было показано в гл.2, в IV-VI вв. н.э. на территории современной Индии сложилась мощная империя Гуптов. Эпоха Гуптов, воспринимая как золотой век Индии, сменилась в VII-XII вв.
периодом феодальной раздробленности. На этом этапе, однако, обособления районов страны и упадка культуры не произошло в силу развития портовой торговли. Пришедшие из Центральной Азии племена завоевателей гуннов-эфталитов осели на северо-западе страны, а появившиеся вместе с ними гуджараты расселились в Пенджабе, Синде, Раджпутане и Мальве. В результате слияния пришлых народов с местным населением возникла компактная эт­ническая общность раджпутов, которая в VIII в. начала из Раджпутаны экспансию в богатые об­ласти долины Ганга и Центральной Индии. Наибольшую известность имел клан Гурджара- Пратихаров, образовавший государство в Мальве. Здесь и сложился наиболее яркий тип феодаль­ных отношений с развитой иерархией и вассальной психологией.

В VI-VII вв. в Индии складывается система устойчивых политических центров, борющихся друг с другом под знаменем разных династий - Северная Индия, Бенгалия, Декан и Крайний юг. Канвой политических событий VIII-X вв. стала борьба за Доаб (междуречье Джамны и Ганга). В X в. ведущие державы страны пришли в упадок, разделились на независимые княжества. Политиче­ская раздробленность страны оказалась особенно трагичной для Северной Индии, подвергшейся в XI в. регулярным набегам войск Махмуда Газневида (998-1030), правителя обширной империи, включавшей территории современных государств Средней Азии, Ирана, Афганистана, а также Пенджаб и Синд.

Социально-экономическое развитие Индии в раджпутскую эпоху характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов наряду с правителями были индусские храмы и монастыри. Если первоначально им жаловались только необрабатываемые земли и при непременном согласии владевшей ими общины, то с VIII в.

все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Однако в это время индийская община все еще оставалась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем, хотя торговые операции с землей непременно контролировались общинной администрацией.

Городская жизнь, замершая после VI в., начала возрождаться лишь к концу Раджпутского пе­риода. Быстрее развивались старые портовые центры. Новые города возникали возле замков фео­далов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца.

Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. Так же, как и в Западной Европе, в индийском городе раз­витие ремесла и торговли сопровождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремес­ленников и торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более низ­ким было сословное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и торговцы.

На этапе феодальной раздробленности индуизм окончательно взял верх на буддизмом, побе­див его силой своей аморфности, что как нельзя лучше соответствовало политическому строю эпохи.

Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат(XIII — нач. XVI вв.) В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство-Делийский султанат, окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком - персидский. Сопровождавшиеся кровавыми распрями, последовательно сменялись в Дели дина­стии Гулямов, Хилджи, Туглакидов. Войска султанов совершали завоевательные походы в Цен­тральную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены были признавать себя вассалами Дели и платить султану ежегодную дань.

Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Ин­дию в 1398 г.

войск среднеазиатского правителя Тимура (другое имя - Тамерлан, 1336-1405). Сул­тан бежал в Гуджарат. В стране начались эпидемия и голод. Оставленный завоевателем в качестве наместника Пенджаба Хизр-хан Сайид в 1441 г. захватил Дели и основал новую династию Сайи- дов. Представители этой и последовавшей за ней династии Лоди правили уже как наместники ти- муридов. Один из последних Лоди, Ибрахим, стремясь возвеличить свою власть, вступил в не­примиримую борьбу с феодальной знатью и афганскими военачальниками. Противники Ибрахима обратились к правителю Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Моголъской империи, просуществовавшей почти 200 лет.

Система экономических отношений претерпевает в мусульманскую эпоху некоторые, хотя и не радикальные, изменения. Значительно возрастает государственный земельный фонд за счет владений покоренных индийских феодальных родов. Основная его часть раздавалась в условное служебное пожалование - икта (небольшие участки) и мукта (крупные «кормления»). Иктадары и муктадары собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на со­держание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными земельны­ми собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были ме­чети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чи­новники и купцы. Сельская община сохранилась как удобная фискальная единица, правда, уплата подушного налога (джизии) легла на крестьян, в большинстве исповедовавших индуизм, тяжким бременем.

К XIV в. историки относят новую волну урбанизации в Индии. Города становились центрами ремесла и торговли. Внутренняя торговля преимущественно ориентировалась на нужды столично­го двора. Ведущей статьей импорта был привоз коней (основа делийской армии - конница), кото­рые в Индии за отсутствием пастбищ не разводились, Клады делийских монет археологи находят в Персии, Средней Азии и на Волге.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском по­бережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций - Кабрала (1500), Вас­ко де Гама (1502), д'Альбукерки (1510-1511) - португальцы захватывают биджапурский остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю по­дорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и за­держала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV-XVI вв. мощной и даже более централи­зованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное по­жалование - амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллекти­вов - сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общин­ники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господ­ство.

С утверждением власти Делийского султаната, в котором ислам был насильно насаждаемой религией, Индия оказалась втянутой в культурную орбиту мусульманского мира. Однако несмот­ря на ожесточенную борьбу индусов и мусульман, длительное совместное проживание привело к взаимному проникновению идей и обычаев.

Индия в эпоху Могольскойи имеприи (ХУ1-ХУШвв.)[20] Заключительным этапом средневеко­вой истории Индии стало возвышение на ее севере в начале XVI в. новой мощной мусульманской Могольской империи, которая в XVII в. сумела подчинить себе значительную часть Южной Ин­дии. Основателем державы был тимурид Бабур (1483-1530). Власть моголов в Индии укрепилась в годы полувекового правления Акбара (1452-1605), перенесшего столицу в город Агру на реке Джамне, завоевавшего Гуджарат и Бенгалию, а вместе с ними и выход к морю. Правда, моголам пришлось примириться с владычеством здесь португальцев.

В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет ко­торых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главно­го финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригод­ных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В центральных областях страны при Акбаре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. В государственный земельный фонд (халиса) поступали все завоеванные территории. Из него раздавались джагиры - условные военные пожалования, продолжавшие счи­таться государственной собственностью. Джагирдары обычно владели несколькими десятками тысяч гектар земли и обязаны были содержать на эти доходы воинские отряды - костяк имперской армии. Попытка Акбара ликвидировать в 1574 г. джагирную систему окончилась неудачей. Также в государстве существовала частная земельная собственность феодалов-заминдаров из числа по - коренных князей, плативших дань, и небольшие частные владения суфийских шейхов и мусуль­манских богословов, передававшиеся по наследству, и свободные от налогов - суюргал или мульк.

Высокого расцвета достигло в этот период ремесло, особенно производство тканей, ценив­шихся на всем Востоке, а в районе южных морей индийский текстиль выступал своего рода все­общим эквивалентом торговли. Начинается процесс сращивания высшей купеческой прослойки с господствующим классом. Денежные люди могли становиться джагирдарами, а последние - вла­дельцами караван-сараев и торговых кораблей. Складываются купеческие касты, играющие роль компаний. Сурат, главный порт страны в XVI в., становится местом, где зарождается прослойка купцов-компрадоров (т.е. связанных с иностранцами).

В XVII в. значение экономического центра переходит к Бенгалии. Здесь развивается в Дакке и Патне производство тонких тканей, селитры и табака. Судостроение продолжает расцветать в Гуджарате. На юге возникает новый крупный текстильный центр Мадрас. Таким образом, в Индии XУI-XУII вв. уже наблюдается зарождение капиталистических отношений, но социально- экономический строй Могольской империи, основанный на государственном владении землей, не способствовал быстрому их росту.

В могольскую эпоху активизируются религиозные споры, на базе которых рождаются широ­кие народные движения, крупные повороты претерпевает религиозная политика государства. Так, в XV в. в Гуджарате в среде мусульманских городов торгово-ремесленных кругов зародилось махдистское движение. В XVI в. фанатическая приверженность правителя ортодоксальному сун­нитскому исламу обернулось бесправием для индусов и преследованием мусульман-шиитов. В XVII в. притеснение шиитов, разрушение всех индусских храмов и использование их камней для строительства мечетей Аурангзебом (1618-1707) вызвало народное восстание, антимогольское движение.

* * *

Итак, средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социально- политических устоев, религиозных традиций. этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед изумленными европейцами страной сказоч­ного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начина­лись процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Ин­дии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспо­тическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колони­заторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны.

<< | >>
Источник: Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Всемирная история: Учебник для вузов. - М.: Куль- тураи спорт, ЮНИТИ, - 496 с.. 2000

Еще по теме 7.2. Индия (VII - XVIII вв.):

  1. 7.2. Индия (VII – XVIII вв.)
  2. 7.2. Индия (VII – XVIII вв.)
  3. 6. Индия в XVIII в.
  4. 47. ИНДИЯ В XVI–XVIII ВВ
  5. Глава 3. Франция во второй половине XVII-XVIII вв. Франция до конца XVIII в.
  6. Индия
  7. VII.3 Правила
  8. 6. Индия и Пакистан. Какие пути развития?
  9. Лирическая поэзия VII—VI вв. до н. э.
  10. 1. Что представляла собой Индия в VI–XI вв.?
  11. Внешнеполитическое положение Византии в VII—IX вв.