<<
>>

Этапы развития исторической науки

Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.

1.

Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления, свойственного многим древ­ним народам, был исторический пессимизм - идея о том, что «то, что было раньше, - лучше, чем сейчас». Так, древние индийцы считали, что «золотой век» человечеством уже пройден, а впереди - только тяжелый труд и всевозможные испытания.

Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов. В целом история человечества представлялась им как проявление воли божества: Рок определял судьбу народов.

Древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н.э.) считал, что развитие истории осуществ­ляется благодаря открытиям и изобретениям гениев.

Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения ан­тичных авторов - Геродота и Фукидида. Греческого историка Геродота (между 490 и 480-ок. 425 до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в кото­рых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд - «История гре­ко-персидских войн». Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 до н.э.) автор «Истории», включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной антич­ной историографии. Великим античным историком был и Полибий (ок. 200-ок. 120 до н.э.), пред­принявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает исто­рию Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 до 146 до н.э.

В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каж­дом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая - при дворе императора) нахо­дился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локаль­ных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня - Сыма Цянъ (145 или 135 - ок. 86 до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.

2. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно- религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и наро­дов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430). По­пулярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539-593 или 594), Рауля Глабера (985 - ок. 1047), МихаилаПселла (1018-ок. 1078 или ок. 1096). Григории Турскии - автор «Истории франков» в десяти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья, его авто­ра называют «отцом варварства».

На арабском Востоке наиболее крупными учеными-историками были авторы «всеобщих ис­торий» Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.) и Табари (кон. IX - начало X вв.). В Ки­тае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охва­тывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.

В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора.

Затем появилось «Слово о полку Игореве», по­священное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев.

Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их еди­нения перед угрозой вражеского нашествия.

Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения, перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Усиливается интерес к памятникам древно­сти. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Ма­киавелли (1469-1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории - имущественную.

3. В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материально­го мира исходя из него самого. Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668-1774) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосудар­ственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и челове­ческой (демократическая республика или представительная монархия). А. Тюрго (1727-1781) - французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист - считал, что историю общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят ми­ром. Они же развили после Цицерона (106-43 до н.э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха. Однако в целом западноевропейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений, т.е. Нового времени, несмотря на борьбу с феодально-церковными воззрениями на историю общества, оставалась на идеалистиче­ских позициях. Для воззрений ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически (хотя и метафизически), они в изучении истории оставались сторон­никами идеализма, объясняя ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божест­венного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи».

Крупнейшими ее представителями на Западе были Ф. Гизо (1787-1874), О. Тъерри (1795-1856), Ф. Минъе (1796­1884), М. Генри (1818-1881), Т. Карлейлъ (1795-1881), М. Маколей (1800-1859). Французские исто­рики Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье в первой половине XIX в. создали буржуазную теорию классо­вой борьбы, в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали эксплуататорский характер буржуазного государства. В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер (1776-1861) и В. Он- кекн создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов).

Огромное значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. историче­ского метода познания и появление марксизма.

Исторический метод (принцип) подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся признавали до Маркса представители немецкого классического идеализма, на­пример, Гегель (1770-1831). Однако последовательно принцип историзма был разработан К. Мар­ксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895). Его отличительная черта - распространение на все сферы объективной действительности - природу, общество, мышление. Маркс и Энгельс писали: «Мы знаем только одну единственную науку-науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор пока существуют люди, история природы и история людей взаим­но обусловливают друг друга»[3].

Историческая мысль Востока в XVII-XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых идей и концепций, а подражают древним авторам - и по содержанию работ, и по их форме.

В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» В.Н. Татищева (1686-1756), «Исто­рия Российская» М.М. Щербатова (1733-1799) в 20 книгах.

Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин (1766-1826). Его главный труд - «История Государства Российского», написанная простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» С.М. Соловье­ва (1820-1879), «Русская история» Н.И. Костомарова (1817-1885) и «Курс русской истории» В.О. Ключевского (1841-1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н. Грановский (1813-1855).

4. Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX-XX вв.). На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития. Здесь следует назвать англичанина Арнольда Тойнби (1889-1975), американца Уолта Ростоу (р. 1916), Макса Вебера (1864-1920), МаркаБлока (1886-1944), Алвина Тофлера (р. 1928) и

др.

Среди наиболее известных отечественных историков Новейшего времени Ф. Платонов (1860-1933), М.Н. Покровский (1868-1932), Е.В. Тарле (1876-1955), В.В. Струве (1889-1965), С.Д. Сказкин (1890-1973), Е.А. Косминский (1886-1959), М.В. Нечкина (1901-1985), ИД Ковалъченко (1928-1995), А. Нарочницкий, М.Н. Тихомиров (1893-1965), C.B. Бахрушин (1882-1950), М.А. Барг и

др.2

В 50-е гг. Академия наук СССР подготовила и издала 13-томную «Всемирную историю». Сейчас выходят тома новой «Всемирной истории», задуманной как 24-томное издание. В 1996 г. вышло уже более 10 томов.

<< | >>
Источник: Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Всемирная история: Учебник для вузов. - М.: Куль- тураи спорт, ЮНИТИ, - 496 с.. 2000

Еще по теме Этапы развития исторической науки:

  1. Этапы развития исторической науки
  2. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
  3. 1.3.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
  4. Становление и основные этапы исторического развития социологии
  5. Предмет науки истории и ее место в систеие исторических наук.
  6. Предмет науки истории и ее место в систеие исторических наук.
  7. Развитие науки.
  8. Развитие науки.
  9. Развитие политической науки в Европе
  10. § 1. Понятие социально-исторического развития
  11. Развитие науки и техники.
  12. Развитие науки, техники и образования.
  13. Апогей развития греческой науки и искусства
  14. 1.3. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ
  15. 2. Развитие политической науки в США