<<
>>

8. В чем проявлялась уникальность культуры древней Греции?

Первые греки появились на земле около 2000 г. до н. э. Это были микенцы – потомки индоевропейских завоевателей. В 3200 г. до н. э. именно мигранты с Востока принесли в эгейский мир секрет обработки металла.

Киклады первыми вступили в век металла, называемый бронзовым.

При раскопках жилищ и захоронений Киклад найдено множество разных предметов. Это была блестящая культура, не имевшая, однако, письменности.

В бронзовом веке, с небольшим временным отрывом от Киклад, расцвела культура Крита, называемая в честь легендарного царя Миноса минойской. Минойцы приобщились к разнообразным техническим новшествам, научились производить изделия из камня, печати, золотые украшения. В восточной части острова появились крупные населенные пункты.

В Кноссе, Маллии и Фесте были возведены первые дворцы со сложной планировкой, что свидетельствовало о жизненной силе минойской культуры. Мастера делали скульптуры из обожженной глины. Минойцы не создали больших скульптур, но мелкие предметы им удавались великолепно.

К концу бронзового века (1600–1100 гг. до н. э.) микенская культура стала одной из самых развитых в Средиземноморье. Одной из причин ее расцвета была торговля. Микены были хорошо организованным обществом со сложной системой управления, о чем рассказывается на глиняных табличках, написанных линейным письмом. Микенцы обладали передовыми техническими познаниями, позволявшими строить мосты, крепости, купольные гробницы, а также осуществлять работы по орошению и осушению почв. В искусстве и религии микенцы вначале подражали Криту, но потом выработали нечто, свойственное только им, например строгие и величественные архитектурные ансамбли. Микенцы были воинственны, что сказывалось на характере их погребального имущества.

В VI в. до н. э. афинский тиран Писистрат приказал отредактировать «Илиаду» и «Одиссею».

С тех пор произведения Гомера стали настоящим учебником жизни для маленьких афинян.

С 700-х гг. до н. э. под влиянием Востока начинает складываться самобытное искусство, называемое ориентализирующим. В мастерских Коринфа, самого могущественного города той эпохи, изобретаются новые декоративные мотивы и осваивается техника изготовления чернофигурной посуды. На керамических изделиях Восточной Греции изображались мирно пасущиеся стада на фоне из розеток. Ориентализирующее ювелирное искусство, так же как и керамика, отличалось обилием украшений.

Тогда же появляются первые статуи больших размеров, выполненные, напротив, в строгом стиле. Они получили название дедалических в честь Дедала, мифического скульптора и изобретателя, родом из Афин.

Период общегреческого процветания начинается в VI в. до н. э. Города и их колонии украшаются монументами. Некоторые из них заказывались тиранами. Скульптуры создавались только для храмов и гробниц и никогда не служили украшением жилищ. К 480 г. до н. э. греческое искусство вступает в свой классический период.

С культом Диониса связано шумное хоровое пение в его честь – дифирамбы. В VI в. до н. э. поэт Фестид ввел в представление диалог между хором и актером: так родилась трагедия, что означает «песнь козла» – любимого животного Диониса. Трагедия выводит на сцену героя в самый драматический момент его жизни. Конкурсы трагедий проходили во время Великих дионисий – праздников во славу Диониса.

Эти пьесы игрались только один раз и не записывались. Из более чем 1000 трагедий, сочиненных в древности, до нас дошло только около 30.

«Персы», «Орестея» – творения Эсхила , бывшего свидетелем греко-персидских войн. Софокл внес новшества в жанр трагедии, поручив трем актерам вести диалог с хором в «Антигоне», «Эдине». Творчество Еврипида оказало влияние на Корнеля и Расина.

У древних греков не было отпусков, зато два месяца в году они посвящали праздникам в честь своих многочисленных богов. Особое значение имели торжества, посвященные Афине, божественной покровительнице города Афин.

По преданию, первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. Легенда утверждает, что беговая дорожка была изобретена Гераклом, пожелавшим отблагодарить своего отца Зевса. Каждый грек мог принять участие в соревнованиях, но только при условии, что он является гражданином. Рабы и иностранцы могли присутствовать на Играх в качестве зрителей.

В VI в. до н. э. скульпторы научились хорошо обрабатывать камень и точно передавать в мраморе очертания человеческого тела. К концу века уже соблюдались все пропорции; на своем месте были и мускулы. Тогда ваятели стали стремиться к передаче движений. По этой причине скульпторы и обращаются к металлу, позволяющему в большей мере разнообразить позы статуй. Созданию бронзовой фигуры предшествует несколько этапов, начиная с изготовления покрытой воском глиняной модели и кончая отливкой статуи по форме, с расплавлением воска.

Возникновение греческой философии связывают с именем Фалеса, жившего в VI в. до н. э. Наивысшего расцвета она достигла в IV в. до н. э. С первых своих шагов греческая философия стала выражать самосознание цивилизации, ключевым понятием которой был «полис».

Первую медицинскую школу основал выходец с острова Кос и современник Перикла Гиппократ. Здоровье и болезнь отныне стали восприниматься как естественные явления.

<< | >>
Источник: Ткаченко И., Барышева А., Овчинникова О.. Всеобщая история в вопросах и ответах. 2005

Еще по теме 8. В чем проявлялась уникальность культуры древней Греции?:

  1. 18. В чем заключалась уникальность развития культуры ХIХ в.?
  2. 8. Чем отличалась культура Древнего Рима?
  3. 6. В чем уникальность Франции в IХ—ХI?
  4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
  5. 17. В чем уникальность английского строя в ХI—ХV вв.?
  6. 5. В чем уникальность халифата Омейядов?
  7. ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  8. ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  9. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  10. Глава XIXИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  11. Глава IV. История Древней Греции
  12. Глава I ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  13. 9 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, ЭЛЛИНИЗМ)
  14. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  15. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  16. 2. Культура Древней Индии
  17. древние памятники духовной культуры
  18. Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Вос­тока.
  19. 4. Культура Древней Аравии
  20. Особенности культуры и религиозных воззрений Дровней Гре­ции и Древнего Рима.