<<
>>

Описание процесса деловой игры

Технология деловой игры содержит три элемента:
Проведение установочной консультации.
Проведение собственно игры.
Подведение итогов игры, ее анализ, награждение лучших участников.
Рассмотрим эти элементы.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ, 1700.
Установочная консультация проводится накануне самой деловой игры. Ее продолжительность - один час. Желательно выделить время с 17^0 до 1800.
Вначале участникам игры представляют игротехниче- скую группу. Затем объявляется состав приглашенных на игру, вносятся все необходимые уточнения в список ее участников (вплоть до ударений при произношении фамилий).
В игре по теме "Управление персоналом" обязательно должны участвовать руководители и сотрудники кадровых служб министерств (ведомств).
Руководитель игры знакомит присутствующих с целями, задачами условиями и правилами предстоящей работы.
Цели деловой игры:
создание ее участниками "Банка новых идей", направленных на совершенствование и повышение эффективности государственной службы и ее персонала;
получение представления о способности участников игры вырабатывать нестандартные подходы к решению имеющихся проблем, выявление наиболее творчески мыслящих сотрудников;
Задачи деловой игры:
вовлечение участников игры в творческий процесс разработки идей по совершенствованию управления персоналом;
побуждение участников игры к самокритичной оценке своего интеллектуального потенциала на основе индивидуальной установки на самосовершенствование в послеиг- ровой период.
Правила игры.
Четкое соблюдение каждым игроком регламента игры. Если на выполнение одного задания дается 2 мин., а другого задания - 45 мин., то эти требования игротехников участники игры обязаны четко выполнять. Игровая дисциплина - фактор, существенно влияющий на эффективность использования времени, отведенного на игру.
Участники не "выходят" из игры в течение всех дней коллективной работы. Выход из игры хотя бы одного из них снижает эффективность общей учебно-мыслительной деятельности, приводит к сбою в творческой работе.
Условия, содействующие достижению намеченных выше целей.
Положительный психологический настрой каждого приглашен-ного на участие в игре.
Физическая готовность к игре. В течение двух дней ее участникам предстоят не только интенсивная интеллектуальная коллективная мыследеятельность, но и немалые физические нагрузки (по 12 часов в день).
Атмосфера доброжелательности в течение всего игрового процесса. Созданию такой атмосферы способствует уважительное отношение каждого участника к мнению, к любому предложению коллег по игровой деятельности. Реализация установки на доброту - одна из задач игротехников в ходе игры.
Опыт показывает, что наличие среди ее участников лю-дей с завышенной оценкой своих способностей и личного опыта препятствует созданию такой атмосферы. Игротехники обязаны тактично нейтрализовать действие данного фактора.
Следует подчеркнуть, что не каждая игра дает те результаты, которые предварительно намечались ее организаторами. Это зависит от сложности проблем, а также от способности приглашенных на игру людей вырабатывать новые идеи, от их идееспособности. Одно можно утверждать определенно: игра содействует раскрытию творческого потенциала каждого ее участника, росту его профессиональных знаний и умений.
Завершая установочную консультацию, руководитель игры предлагает вечерние часы посвятить обдумыванию тех или иных проблем, выбрать одну из них и сосредоточиться на механизме (технологии) ее реализации.
В заключение ведущий игры говорит, обращаясь к аудитории: "Я прошу сегодня каждого из вас не только погрузиться в размышления над проблемами, которые вас волнуют, но и постараться прогуляться перед сном, чтобы завтра прийти на игру с отдохнувшим мозгом, готовым к "мозговому штурму".
И еще.
Как в любой игре в ней будут лидеры, победители. Заранее сообщаем вам, что они будут отмечены наградами.
Поэтому пожелаю вам успешной работы!"
Затем руководитель игры и игротехник отвечают на возникшие у присутствующих вопросы.
ВТОРОЙ ДЕНЬ, 900.
Участники игры находятся в зале. Столы размещаются следующим образом:
Схема 1
Руководитель игры У V ч ч а а с с т т Н н И и к к и У ч ; С Т Н И К И И I р ы
Перед каждым участником - лист бумаги.
Руководитель игры напоминает об основных моментах состоявшейся накануне установочной консультации.
Далее он отмечает, что на государственной службе имеется сегодня немало нерешенных проблем. Мы рассмотрим проблемы, касающиеся управления персоналом. Цель игры состоит в том, чтобы ее участники предложили идеи по их разрешению. Идеи нестандартные, оригинальные и в то же время реализуемые в сегодняшних условиях.
Затем руководитель игры обращается к участникам игры с просьбой подумать и сформулировать письменно, на листе бумаги две проблемы, которые, на их взгляд, существенно влияют на эффективность работы органов государственной службы. Руководитель игры напоминает, что под понятием проблема понимается нерешенная задача.
На эту операцию выделяется 5 минут. Выполняется задание каждым самостоятельно.
Наступает творческая пауза. Участники игры формулируют и записывают две проблемы.
Руководитель игры интересуется, насколько готовы участники к продолжению работы. Получив подтверждение готовности, он обращается произвольно, например, к крайнему слева от себя участнику и просит назвать одну из проблем. Участник называет проблему, например: низкий уровень профессионализма значительной части государственных служащих. Игротехник (ассистент) записывает ее мелом на доске или фломастером на ватмане, заранее прикрепленном к доске (стенду). Затем свою проблему формулирует следующий участник.
Руководитель игры отмечает, что если проблема, сформулированная им, совпадает по содержанию с проблемой, названной предыдущим игроком, то необходимо предложить другую проблему.
Итак, все 20 участников обозначили по одной проблеме. На доске (ватманском листе) зафиксированы 20 проблем, нерешенность которых существенно отражается на эффективности работы органов государственной службы.
Далее игра может иметь два продолжения.
Проводится рейтинг проблем. Он осуществляется сле-дующим образом. Игротехник обращается к аудитории с просьбой еще раз вдуматься в перечисленные проблемы и определить три из них, которые можно отложить на год- два.
На эту операцию выделяется 3 минуты. После этого руководитель берет указку и начинает с проблемы №1 в пе-речне: "Кто считает, что эту проблему пока можно отло-жить, поднимите руки". В результате определяются три искомые проблемы - по наибольшему количеству участников, назвавших их.
Затем эта процедура повторяется еще 3-4 раза до тех пор, пока не останется 2-3 проблемы, которые, естественно, будут названы самыми актуальными, неотложными.
(Руководителю игры целесообразно попросить подняться тех игроков, которые сформулировали эти проблемы, и поблагодарить их.)
Рейтинга проблем не проводится.
Руководитель игры обращается с предложением еще раз ознакомиться с проблемами, которые записаны на доске (ватманском листе), и выбрать, "облюбовать" одну из них с последующей задачей, предложить идею, разработать технологию ее реализации. Причем участник игры не обязательно должнен выбирать проблему, сформулированную им самим.
Возвращаясь к первому варианту, отметим, что после определения рейтинга руководитель игры обращается с предложением к каждому участнику выбрать для решения одну из проблем. Ассистенты передают им специально разработанные бланки следующей формы:
477 БЛАНК
для изложения идеи участником деловой игры Ф.И.О.
автора идеи, телефон Содержание идеи Механизм (технология) реализации идеи Ожидаемый результат (+) (-)
Руководитель дает участникам 5 минут для ознакомления с содержанием бланка, отвечает на возникшие вопро-сы.
Далее руководитель игры говорит приблизительно следующее:
"Уважаемые коллеги! Сейчас наступает один из самых творческих, один из самых напряженных этапов игры. Он потребует от вас предельного включения ваших способностей, мобилизованности, самостоятельности. Обратитесь к своему опыту, дайте волю вашей фантазии! Постарайтесь взглянуть на выбранную вами проблему нетрадиционно.
Итак, вам дается 45 минут на выработку новой идеи по решению проблемы и технологии реализации этой идеи. Результативного вам творчества! Часы пущены! Ровно в 12 час 40 минут (время условное) мы начнем новый этап иг-
„ т .к
ры .
(Если аудитория достаточно просторная, руководитель игры может разрешить участникам рассредоточиться по залу, чтобы не мешать, не отвлекать рядом сидящего).
Игротехники находятся в зале. В случае возникающего затруднения или вопроса они подходят к тому или иному участнику и помогают советом, предложением.
Когда отведенное время заканчивается, руководитель обращается к аудитории: "Внимание! Время на выполнение задания истекло. Объявляется 15-минутный перерыв".
Во время перерыва игротехник с помощью нескольких участников производит перестановку столов в аудитории.
Формируется 5 игровых столов по 4 человека. На столах ставятся таблички: группа № 1, группа №2, группа № 3, группа № 4, группа № 5.
После перерыва игра продолжается в малых игровых группах по 4 человека за столом. Руководитель игры объявляет составы малых игровых групп. При формировании этих групп учитывается пол, возраст, стаж в должности, взаимоотношения между участниками. Как правило, в та-кой группе двое мужчин и две женщины разных возрастов, это люди с опытом работы. Такой состав создает творческую атмосферу, способствует активной работе.
Руководитель игры: "Мы с вами начинаем следующий этап игры, который потребует от вас умения убедительно, аргументированно за определенное время изложить свою идею, технологию ее реализации. Сейчас я прошу членов каждой группы в произвольной форме познакомиться друг с другом. Потом выбрать старшего за игровым столом. На это вам дается 5 минут".
Руководитель сообщает, что с этой минуты игра идет в каждой малой игровой группе под руководством ведущего, который определяет очередность выступлений, следит за регламентом, консультируется с руководителем игры в необходимых случаях.
Руководитель игры: "Каждый из вас, выслушав своего коллегу, будет оценивать выдвинутую им идею, технологию ее реализации. При оценке следует исходить из следующих показателей:
новизна идеи;
качество изложения идеи.
Ассистенты передают каждому участнику специальный бланк оценки:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ БЛАНК оценки идей участников деловой игры Оценка идей №№ Ф.И.О. (от одного до семи баллов) 1 2 3
Руководитель игры: "Обращаю ваше внимание на одну деталь. Выставляйте сначала предварительную оценку и лишь выслушав все выступления, сравнив их между собой, ставьте окончательные оценки, исходя из 7-балльной шкалы. Оценки выставляются каждым индивидуально, самостоятельно, без обсуждения друг с другом".
За каждым игровым столом ведущий определяет очередность выступлений. Регламент - 15 минут, т.е. на обсуждение 4 идей в малой группе отводится 1 час. В этом обсуждении в той или иной группе могут участвовать по своему усмотрению игротехники, эксперты.
После того как обсуждение идей в малой группе закан-чивается, ведущий получает от каждого участника запол-ненный бланк с оценками. Вот как выглядит бланк Зимина В.А.: №№ Ф.И.О. Оценка в баллах 1. Сергеев А.И. 6 2. Васильев Д.П. 7 3. Карпов А.Б. 5
Такие же бланки сдают ведущему Сергеев А.И., Васильев Д.П., Карпов А.Б., и так происходит во всех пяти малых игровых группах.
На основе индивидуальных оценок ведущий малой игровой группы открыто суммирует баллы по каждому уча-стнику и определяет лучшего игрока. Вот как выглядит
итоговая таблица: Ф.И.О. Оценки коллег по Общая игровой группе сумма баллов Сергеев А.И. 6 7 5 18 Васильев Д.П. 7 7 6 20 Карпов А.Б. 5 5 6 16 Зимин В.А. 7 7 7 21
Таблица оперативно передается руководителю игры, ко-торый называет победителей в малых группах и вручает им небольшие сувениры (авторучку, записную книжку и др.).
Затем объявляется перерыв на 15 минут. Работает "чайный" стол. Аудитория проветривается.
После перерыва сообщается дальнейший порядок игры. Руководитель: "Завтра нам предстоит чрезвычайно интересная в профессиональном и психологическом плане творческая работа. Поэтому сейчас мы проведем консультацию.
Все игровые группы в полном составе будут выступать завтра на пленарном заседании. Особенностью их работы будет то, что каждый участник исполнит определенную игровую роль. Этих ролей - четыре.
Игрок, идея которого набрала в группе наибольшее количество баллов, выступит в роли "новатора". Далее. В реальной жизни мы встречаемся с людьми, которые поддерживают "новаторов" и которые сопротивляются новациям. Поэтому один из членов команды выступит в роли "консерватора", другой - в роли "сподвижника". Есть еще одна роль - роль "критика ".
(В случае, если продолжительность игры не 2 дня, а всего 4-6 часов, листок с характеристиками ролей печатается заранее и ксерокопии подготавливаются (в расчете на каждого участника).
Завтра в 9 часов утра начнется публичная ролевая защита пяти идей (проектов), получивших самые высокие оценки в группах. Качество защиты будет зависеть, как показывает наш опыт проведения таких игр, от того, на-сколько серьезно каждый из вас отнесется к ее подготовке, насколько вживется в ту или иную роль. "Легче" всего, на-верно, будет "новатору". Но свои трудности будут и у "критика", и у "консерватора", и у "сподвижника". В чем они?
Каждый из вас в своей роли должен быть убедительным и артистичным. Остановлюсь кратко на содержании ролей.
"Новатор" представляет проблему, которая будет решена благодаря предложенной им идее. Он показывает новизну, оригинальность своего подхода. Аргументирует цифрами, фактами, дает описание результатов, которые будут достигнуты благодаря осуществлению идеи.
"Консерватор" должен аргументированно доказать, что сложившееся на сегодня положение дел создает стабильность в работе, что применяемые в настоящее время в государственных органах формы работы не исчерпали себя. Он при этом оперирует цифрами, фактами (придуманными или взятыми из газет, справочников и т.д.). В своем неприятии нового "консерватор" должен быть УБЕДИТЕЛЬНЫМ.
Схема выступления "критика": выявление позитивного в идее "новатора", выявление негативного и в заключение - предложение мер, устраняющих недостатки в проекте но-ватора.
Задача "сподвижника" - зажечь аудиторию своей эмоциональностью, горячей поддержкой его идеи. И при этом не повториться. Отличительная черта выступления "сподвижника" в том, что он обязан снять, смягчить то впечатление, которое возникло в аудитории после речей "критика" и "консерватора".
Введение названных выше ролей в процесс игры усиливает творческую атмосферу, позволяет "новаторам" более полно и самокритично оценить выдвинутые ими проекты.
Это в целом содействует повышению эффективности коллективной мыследеятельности.
Затем руководитель обозначает очередность и регламент выступлений:
Новатор - 5 минут
Консерватор - 3 минуты
Критик - 3 минуты
Сподвижник - 3 минуты
Завершая первый день, руководитель еще раз напоминает о том, что качество завтрашней публичной ролевой защиты будет зависеть от серьезности подготовки к ней всех участников. Он рекомендует им изложить свои выступления письменно, порепетировать. Затем руководитель советует сформулировать вопросы, которые, возможно, будут заданы, предлагает схематически изобразить те или иные детали предлагаемой идеи на ватманских листах. ТРЕТИЙ ДЕНЬ, 900.
Размещение участников в зале выглядит следующим образом:
Схема 2

Руководитель: "Здравствуйте! Команды (игровые группы) в полном составе? Начинаем работу, искренне убежденные в том, что вы все серьезно потрудились над выступлениями, хорошо поработали над своими ролями, сумели вжиться в них.
Очередность выступлений команд мы определим сейчас с помощью жеребьевки. Я прошу выйти "новаторов" (на столе руководителя перевернутые листы с цифрами 1, 2, 3, 4, 5). Новаторы выбирают листки и сообщают выпавший им номер руководителю игры.
Эксперты проходят за рабочий стол с табличкой "Эксперты"".
Руководитель приглашает к выступлению команду № 1.
Члены команды проходят за стол и каждый садится перед соответствующей табличкой (новатор, консерватор, критик, сподвижник).
Перед "новатором" - песочные часы на 5 минут.
Руководитель: "Итак, внимание! Слово "новатору" команды № 1. Представьтесь, пожалуйста, изложите свою идею. Включите часы".
Затем выступает "новатор". После его выступления руководитель обращается к аудитории: "Какие будут вопросы к"новатору"?
При этом обращается к "новатору" и "сподвижнику": "Записывайте, пожалуйста, вопросы. Отвечать будете поз-же".
Затем выступает "консерватор" - 3 мин.
Руководитель: "Кто выступит из зала в поддержку "консерватора"?"
Далее выступает "критик". Затем - "сподвижник". После их выступлений "новатор" отвечает на вопросы, реплики "консерватора" и "критика".
Руководитель (обращается к экспертам): "Будут ли у вас комментарии, уточнения, замечания?" (Дает им слово).
Руководитель: "Хочу подчеркнуть: первая команда была в психологически сложной ситуации. Она была первой. Остальным командам будет легче".
Далее выступают согласно жребию остальные команды:
№ 2, № 3 и т.д.
Руководитель после выступления каждой команды объ-являет 10-минутный перерыв, во время которого работает "чайный" стол.
После публичной защиты своих идей всеми "новаторами" объявляется 15-минутный перерыв. За это время эксперты определяют наиболее содержательный проект, лучшего исполнителя роли, наиболее активных участников из зала (т.е. выступавших, задававших вопросы).
Руководитель приглашает на совещание всех "новаторов", экспертов, представителя заказчика, игротехников. На основе сообщения экспертов подводятся итоги. При этом учитываются мнения остальных участников совещания. Вносятся предложения по награждению (сувениры, призы уже находятся на столе).
Распорядитель приглашает в зал всех участников игры. Руководитель игры: "Два дня назад, на установочной кон-сультации, мы сформулировали для вас и для себя цели деловой инновационной игры.
Сейчас, после проделанного нами большого объема работы, после напряженной коллективной творческой мыс- ледеятельности мы можем отметить, что поставленные цели в основном достигнуты.
Мы беседовали в перерывах с рядом участников, с представителем заказчика. Их ожидания от игры - это единое мнение - оправдались.
Нам, игротехникам, также хотелось отметить творческую атмосферу на игре, искреннее желание участников принести пользу себе и коллегам.
Разрешите объявить итоги и назвать победителей иг-
„, .(I
ры .
Проводится вручение призов победителям и наиболее активным участникам из зала. Далее в коротких выступлениях 2-3 участника рассказывают о своих впечатлениях об игре. Затем выступает со своей оценкой всей проделанной
работы представитель заказчика.
Игра завершается.
Объявляется перерыв на 1 час. После перерыва реко-мендуется провести анализ состоявшейся деловой игры.
<< | >>
Источник: Под. ред. д-р социол. наук, проф. Е. В. Охотского. Управление персоналом государственной службы: Уч.-метод. пособие. — М.: Изд-во РАГС,1997. — 536 с.. 1997 {original}

Еще по теме Описание процесса деловой игры:

  1. ПОДГОТОВКА К РАЗРАБОТКЕ И ОПИСАНИЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
  2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
  3. Деловые игры
  4. МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «АТТЕСТАЦИЯ»
  5. ОПИСАНИЕ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРА ИГРЫ И ИГРАЮЩИХ
  6. Ансамблевые деловые игры
  7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
  8. Определение и компоненты деловой игры
  9. Глава IV ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
  10. Глава 8. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
  11. Введение описаний процесса в набор документов
  12. Деловая игра "Процесс управления персоналом"
  13. 57. ЖАНРЫ-ОПИСАНИЯ: ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДМЕТА, ПРОСТРАНСТВА (ПЕЙЗАЖ, ИНТЕРЬЕР). ВОЗМОЖНЫЕ РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ЭТИХ ЖАНРОВ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТОВАРА, ПУТЕВОДИТЕЛЬ, ЭКСКУРСИЯ И Т. Д.)
  14. Участники процесса деловых закупок