<<
>>

3.7. Закон композиции и пропорциональности

Закон гармонии — один из основных законов природы. В природе царит гармония. Гармония — соразмерность, со­единение компонентов объекта в единое органичное целое. В древнегреческой философии гармония понималась как органи­зованность космоса, мировой порядок, изначально установлен­ный Богом.
Всё должно подчиняться этому установленному по­рядку.

Все законы природного мира обеспечивают в конце кон­цов реализацию закона гармонии. Вспомним, например, закон динамического равновесия, который базируется на оптимальном соотношении между элементами системы, а также между целым и ее частями, то есть обеспечивает стабильность и жизнеспособ­ность системы с помощью создания необходимых композиций и пропорций как между системой и внешней средой, так и внутри самой системы.

A.A. Богданов, рассуждая о сущности хорошо организованно­го комплекса, утверждал, что главной особенностью такого ком­плекса является «гармоническое сочетание частей, то есть такое объединение их функций — специфических активностей — со­противлений, при котором они взаимно усиливают друг друга, отчего реальная их сумма и возрастает».

Не случайно в эстетике и искусстве гармония рассматривает­ся как существенная характеристика красоты, а то и ее синоним, а многие ученые счит ают красоту (гармонию) важнейшим кри­терием правильности научной теории. У экономистов, управлен­цев, менеджеров стремление к гармонии ассоциируется со стрем­лением к оптимальной организации и эффективности. О роли красоты и'гармонии в современном производстве основатель и бывший президент компании «Вакол» сказал так: «Стремление к красоте присуще всем сердцам, всему обществу, всему мировому сообществу. Оно является естественным желанием любого чело­века. Это касается и меня. До тех пор, пока я буду жив, я буду стремиться к красоте».

В книге «Сделано в Японии» А.

Морита, президент фирмы «Сони», описывает случай, который произошел с ним в 1975 г. во время его пребывания в Советском Союзе. На одной из встреч в Госкомитете РФ но науке и технике ею попросили высказать мнение о продемонстрированном тут же транзисторном теле­визоре советского производства, который предполагалось про­давать в Европе. А. Морита, уточнив, может ли он высказать свое личное мнение, и получив разрешение, сказал: «В Совет­ском Союзе есть замечательные, талантливые мастера искусств. У вас великие музыканты, балет — великое художественное на­следие, а ваши исполнители славятся во всем мире. Это счастье, что ваша страна обладает и техникой, и искусством. Но почему же этого, не видно в вашем телевизоре? Если у вас в Советском Союзе есть и искусс тво, и техника, почему же вы не сочетаете их, чтобы делать прекрасные вещи? Если говорить откровенно, господа, судя по тому, что мы знаем о рынке и вкусах потреби­телей, мы не думаем, что такой некрасивый телевизор можно бу­дет продать».

Гармония — это согласованность, стройность, соразмер­ность в сочетании чего-либо. Каждая сложная система стремится к гармонии — состоянию, когда композиция и пропорции опти­мальны. Говоря о композиции, имеем в виду соотношение и вза­имное расположение частей исследуемого целого. Пропорцио­нальность — это определенное количественное соотношение, соответствие с чем-либо (например, размер ноги по отношению к росту человека или количество управленцев по отношению к общему количеству работающих в фирме). Пропорциональность часто понимается как соразмерность. Закон композиции и про­порциональности в наиболее явной форме применяется в архи­тектуре и искусстве. Художник, работая над картиной, стремится к гармонии, используя известные приемы, например, «правило золотого сечения». В экономике использование закона помога­ет решать проблемы планирования, производства, распределе­ния, учета, стимулирования и пр. Хороший менеджер через до­стижение композиции и пропорциональности стремится создать гармоничное предприятие.

В каждодневной деятельности мы на­блюдаем это всеобщее стремление к гармонии: каждый человек хочет достичь определенной композиции благ (заработная пла­та, дом, жена, дети, машина и пр.). Машину он выбирает про­порционально или соразмерно доходам, жену — согласно своим внутренним духовным или физическим потребностям и т.п. Так же поступает и руководитель организации: в соответствии с фи­нансовыми возможностями, поставленными целями и задачами подбираются офис, кадры, транспорт и пр. Зачастую в офисах можно видеть богатую роскошную мебель и устаревшую орг­технику, плохо организованные профильные для фирмы проце­дуры. В таком случае можно говорить о кризисе руководства.

В природе все гармонично: всё, что не работает на высшую цель, отсекается; всё, что избыточно, постепенно отмирает, до­стигая оптимальной композиции и пропорциональности. Посмо­трите на дерево: корни, ствол, ветви, листья — всё находится в идеальной пропорции и композиции.

Закон композиции и пропорциональности (гармонии): каж­дая система стремится к оптимальному взаимному располо­жению частей и к оптимальному количественному соотно­шению между ними.

Закон композиции и пропорциональности в организации отражает необходимость согласования целей элементов системы с ее главной целью, а также необходимость определенного соот­ношения между частями целого — их соответствие, соразмер­ность или зависимость. Достижение необходимых пропорций, соразмерности и соответствия в границах организации равно­значно повышению жизнеспособности, повышению уровня са­мосохранения системы.

Несоответствие между частями, элемент ами системы называ­ется диспропорцией. Диспропорции снижают эффективность ор­ганизации и способствуют ее разрушению.

Реализации закона композиции и пропорциональности спо­собствуют разработанные на основании научных исследований и организационного опыта нормы и правила. Например, уровни иерархии связаны с нормами управляемости. Диапазон контро­ля и норма управляемости — это максимальное число непосред­ственно подчиненных, которыми эффективно может управлять руководитель.

Считается, что у руководителей низшего уровня норма управляемости может достигать 30 человек (для высшего уровня управления, как правило, — не более 7 человек).

Имеются нормативы для создания рабочих мест, нормати­вы соотношений численности работников и оборудования и пр. В каждой организации идет естественный процесс гармонизации. Дисбаланс, диспропорцию менеджер должен исправлять с помо­щью планирования, координирования, опираясь на нормы и пра­вила, ограничения, поощрения и т.д. К сожалению, в современных организациях можно наблюдать самые уродливые структуры и формы: раздутые управленческие отделы, технологически слабое основное производство, огромный штат охраны, отсутствие орга­низационной культуры. Важно понимать: зачастую кризис в ком­пании напрямую связан с нарушением закона гармонии в самой организации или в ее взаимоотношениях с внешней средой.

В настоящее время можно говорить о нарушении закона гармо­нии в отношениях общества и природы. Человечество переживает решающий момент в истории. Противоречия, дисгармония меж­ду сложившимся характером развития человечества и природой достигли предела. Дальнейшее движение по этому пути ведет к кризису макросистемы, к глобальной катастрофе. Природа отпла­тит человечеству за нарушение закона гармонии, за надругатель­ство над ней глобальными ответными реакциями — изменением климата, опустыниванием, засухами, усилением проникновения через атмосферу жесткою ультрафиолетового излучения, генети­ческими изменениями, эпидемиями и голодом.

<< | >>
Источник: Д.В. Олянич и др.. Теория организации : учебник. — Ростов н/Д : Феникс, — 408 с.. 2008

Еще по теме 3.7. Закон композиции и пропорциональности:

  1. 21. ЗАКОН КОМПОЗИЦИИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ
  2. § 2. Структурная композиция общества
  3. 68. ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА
  4. Культура и композиция рыночных обществ
  5. 53. Пропорциональная избирательная система
  6. Пропорциональные и смешанные избирательные системы
  7. 3.2. Теории пропорционального и прогрессивного налогообложения
  8. Лоран ТевеноОРГАНИЗОВАННАЯ КОМПЛЕКСНОСТЬ: КОНВЕНЦИИ КООРДИНАЦИИ И КОМПОЗИЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ
  9. 2. Сравнение мажоритарной и пропорциональной моделей выборов.
  10. Пропорциональное представительство