<<
>>

6.1. Понятие социальной организации

В качестве объекта теории организации особый интерес представляют социальные системы. Это упорядоченные в определенном отношении множества взаимодействующих индивидов и групп индивидов, образующих целостность.
Современный мир рассматривается с этой точки зрения как мир самых разных организаций, представляющих собой группы людей, объединенных какой-либо целью.

Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, присущие каждому отдельному человеку. В организации люди объединяют свои способности, дополняя друг друга, и тем самым добиваются как целей организации, так и индивидуальных целей.

Организация является совокупностью двух или более индивидов, деятельность которых построена на достижении сознательно координируемых целей. Организация предполагает формирование социальных связей, т. е. индивиды взаимодействуют внутри организации. Характер взаимодействия не возникает сам по себе — он навязывается организацией. Необходимо подчеркнуть, что возникшая организация начинает жить самостоятельной жизнью, подчас не зависящей от создавших ее людей.

В данном контексте организация и выступает как социальная общность.

Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия и поведения.

Ниже мы хотели бы показать, насколько сложен процесс упорядочивания действий индивидов, составляющих основу социальной организации.

Важнейшим компонентом социальных систем является человек. Человек — прежде всего общественное, сознательное, связанное с дру-

гими людьми тысячью самых разнообразных отношений и форм взаимодействия существо. Основным его свойством является активное, целенаправленное поведение.

Н. Винер считал, что активное поведение можно подразделить на два класса: нецеленаправленное (случайное) и целенаправленное. Термин «целенаправленное» означает, что действие или поведение организма допускает истолкование как «направленное» на достижение некоторой цели[18]. Категория цели вменяется не реальному миру, а человеческому сознанию. Сознательное поведение целенаправленно, однако эта направленность не означает свободы от объективных закономерностей внешней среды, произвольности в выборе цели. И все-таки во главу ставится развитие человека, удовлетворение его интересов. С точки зрения Э. Фромма, человек не то, что он есть. Он таков, каким может стать. Более того, он плохо адаптируется к данным соци­альным условиям, потому что наделен страстями и побуждениями. И может быть, именно в том, что он неуправляем, подвержен стихийности, «плох» по самой своей природе, и есть его сохранение, а значит, и воспроизводство[19].

Индивид дает организованному целому постоянное разнообразие, позволяющее этому целому адаптироваться к внешней среде, а значит, обеспечивает ему необходимую устойчивость. Предпосылкой появления новой информации выступает прежде всего процесс социализации индивида, в ходе которого стабильность его физиологических интересов сопровождается усилением динамизма, присущего расширению разнообразия духовных потребностей, благодаря вступлению индивида в контакты с другими коллективами. Это еще раз подтверждает значительную роль индивида в развитии общества. Можно утверждать, что сложные системы, в т.ч. социально-экономические, обладают способностью к самопознанию, т. е. могут раздельно воспринимать собственные стимулы и реакции при анализе собственного поведения, обусловленного внешней средой. Конечно, существует неопределенность, характерная как для внутреннего состояния индивида, так и для внешней среды. Важно подчеркнуть, что неопределенность системы связана не с субъективной ограниченностью наших знаний об объекте в данный момент, а с объективной невозможностью его окончательного описания на адекватном языке.

Э. Тоффлер обращал внимание на то, что признание ограниченности любого знания противопоставляет его фанатизму. В этом случае процесс развития выглядит не только как процесс нахождения самого короткого пути к поставленной цели, но и как поиск и корректировка самих целей этого развития. И это особенно важно — поиск цели в процессе движения и механизм организации поиска. Иначе говоря, новая информация всегда способствует выживанию, а значит, устойчивости объекта, потому что она определяет необходимость перемен, показывая, что за отсутствие достаточно быстрых изменений придется заплатить цену значительно более высокую по сравнению с трудностями, связанными с адаптацией.

Как отмечалось, для действительного сохранения организации нужны более значительные активности, чем те, из которых состоит рассматриваемое нами организованное целое. Термины «активность» и «сопротивление» ввел А. Богданов применительно к комплексам (системам, организациям), рассматривая их как свойства элементов системы, характеризующие направленность на развитие или консервацию системы. Увеличение активностей может обеспечить внешняя среда, что, в свою очередь, обязательно изменяет внутренние соотношения комплекса, его структуру. А. Богданов, проводя параллель между социальным и живым, отмечал, что в живой клетке процессы роста изменяют молекулярные связи, а в социуме развитие организации ведет к изменению структуры'.

Практическая устойчивость организации зависит не только от количества сконцентрированных в ней активностей-сопротивлений, но и от способа их сочетания, характера их организационных связей, вида организационной структуры.

Социальная организация, в отличие от других массовых общностей, характеризуется следующими чертами:

• устойчивым взаимодействием элементов, способствующим прочности и стабильности их существования в пространстве и времени;

• относительно высокой степенью сплоченности;

• отчетливо выраженной однородностью состава;

• вхождением в более широкие общности в качестве элементов структурных образований.

Из всего видового многообразия организаций можно выделить формальные и неформальные. Главным признаком формальных организаций является узаконенная система норм, правил, принципов дея­тельности, стандартов поведения членов организации. Формальная организация обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия ее членов. Она включает в себя различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной социальной общности. Формальная организация рациональна — в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к цели. Она принципиально безлична, так как рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не должно быть никаких отношений, выходящих за рамки служебных. Формальная организация характеризуется сильной тенденцией превратиться в бюрократическую организацию. Необходимо отметить, что преобладающая точка зрения на организационный процесс состоит в том, что он выполняется бюрократически. Неформальные организации существуют одновременно с формальными. Для них характерна система не предписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями. Их появление связано со своеобразием действия «человеческого фактора» в организации, что еще раз подчеркивает роль личности в организационном процессе. При выполнении производственных функций люди вступают в многочисленные контакты, способствующие установлению спонтанных личных связей, отчасти носящих эмоциональную окраску. Иначе говоря, существует разделение между профессиональной функцией, выполняемой человеком, и самой личностью. Неформальная организация как спонтанная общность людей предполагает личностные служебные отношения, решение производственных задач способами, отличными от формальных предписаний. Образование неформальных групп есть форма дез­организации, способствующая поддержанию социальной целостности, снятию социальной напряженности в коллективе. Неформальная организация выступает своеобразным буфером между индивидом и жесткой формальной организацией. Не исключена, однако, и отрицательная роль неформальных организаций: иногда частный интерес определенной группы может превалировать над общей целью организации.

<< | >>
Источник: Т. Ю. Иванова В. И. Приходько. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. КРАТКИЙ КУРС. – 272 с.. 2004

Еще по теме 6.1. Понятие социальной организации:

  1. 4. Понятие социальной организации
  2. Понятия общества и системы, социальных связей, социального взаимодействия, социальных отношений.Системный анализ общественной жизни
  3. § 1. Понятие социальной стратификацииСоотношение социальной стратификации и социальной структуры
  4. § 1. Понятие социальной организацииЗначение термина и определение понятия
  5. § 2. Понятие и структура социальной группыПонятие социальной группы в отечественной науке
  6. 8.3. Социоинженерные методы решения социальных проблем и развития социальной организации
  7. 42. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» И «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ»
  8. 5. Социальная организация как вид социальной системы
  9. ГЛАВА 8. СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  10. § 1. Социальный статус, его понятие и видыСоциальный статус и социальная позиция
  11. Глава VI. Социально-исторические типы организации социальной жизни
  12. Социальные организации и социальные движения
  13. Социальные организации и социальные движения
  14. Социальные организации и социальные движения
  15. ЛЕКЦИЯ № 18. Социальные системы и социальные организации
  16. Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества