<<
>>

2.5. Теория социальной стратификации П.А. Сорокина (1920) как стратегическое видение социально-экономических систем

Основные принципы теории стратификации, разработанные выдающимся рус­ским, а впоследствии американским ученым Питиримом Сорокиным в первой четверти XX века, фактически были теоретической основой системного анализа социально- экономических систем, когда-либо функционирующих на земле.
Он был назван социоло­гом № 1 XX века, и его избрание президентом Американской социологической ассоциа­ции в 1964 году лишь закрепило формально его признанное мировое лидерство в социо­логии.

Питирим Александрович Сорокин родился в российской глубинке — в селе Турья Аренского уезда Вологодской губернии 21 января 1889 года в семье ремесленника Алек­сандра Прокопьевича Сорокина, мастера церковно-реставрационных работ. Уже в стар­ших классах Хреновской церковно-учительской школы стал интересоваться нелегальной эсеровской литературой, а в 1906 году был первый раз арестован за нелегальную деятель­ность. В 1909 году он поступает в Санкт-Петербургский психоневрологический институт на кафедру социологии, а в 1910 году переводится в Университет на юридический фа­культет, публикует серию статей в разных журналах.

А в 1914 году выходит его первая монографическая работа «Преступление и кара, подвиг и награда». После окончания университета Сорокин был приглашен на кафедру уголовного права и судопроизводства Университета для подготовки к профессорскому званию. В январе 1917 года получает звание приват-доцента Петербургского университета. После февральской революции был личным секретарем А.Ф. Керенского. В 1916 году по его предложению было создано русское «Социологическое общество им. М.М. Ковалевского».

В течение 917 года им написана серия статей: «Автономия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Осно­вы будущего мира», «Проблемы войны и путь к миру», «Что такое монархия и что такое республика», «Сущность социализма» и др.

В ноябре 1917 года он был избран депутатом учредительного собрания, а 2 января 1918 года был арестован большевистским прави­тельством за свое депутатство.

В 1920 году П.А. Сорокин избирается заведующим кафедрой социологии Петро­градского Университета и в этом же году публикует двухтомную монографию «Система социологии», и в 1922 году сдает в печать книгу «Голод как фактор», набор которой был уничтожен по указанию Н.И. Бухарина. А в сентябре 1922 года в числе многотысячной армии русской интеллигенции он был выдворен из страны коммунистическим прави­тельством. Сначала в Европе, а затем в США (Гарвардский Университет) он пишет свои фундаментальные социально-экономические труды, получившие мировое признание. В 1960 году он публикует свою теорию конвергенции «Взаимное сближение США и СССР к смешанному социокультурному типу», которая предсказала будущие события достаточ­но точно. Он скончался 11 февраля 1968 года.

Рассмотрим кратко основные идеи теории стратификации П.А. Сорокина.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 1. Понятия и определения

Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в сущест­вовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределе­нии прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии соци­альных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкрет­ные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Если экономи­ческий статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Ника­кие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения1.

Если в пределах ка­кой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и пре­стижа, званий и почестей, или существуют управляющие и управляемые, тогда незави­симо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по ро­ду их деятельности, занятиям, однако, некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими или в одной профессиональной группе работники делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профес­сионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назнача­ются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их лич­ным качествам.

Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политиче­ская и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Лю­ди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономиче­ских слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным сло­ям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исклю­чений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политиче­ской или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии. А это значит, что взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. Вернее, они совпадают друг с другом, но лишь частично, то есть до определенной степени.

Семья, церковь, секта, политическая партия, фракция, деловая организация, шай­ка разбойников, профсоюз, научное общество — короче говоря, любая организационная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности.

Даже группы ревностных уравнителей терпят постоянный провал в попытках создать нестра- тифицированнуго группу. Все это свидетельствуют об опасности и неизбежности стра­тификации в любой организованной группе. Это замечание может показаться несколько странным для многих людей, кто под влиянием высокопарной фразеологии может пове­рить, что по крайней мере общества самих уравнителей не стратифицированы. Это мне­ние, как и многие схожие, ошибочно. Попытки уничтожить социальный феодализм были удачными в смысле смягчения некоторых различий и в изменении конкретных форм стратификации. Им никогда не удавалось уничтожить саму стратификацию. Регуляр­ность, с которой терпели неудачу все эти попытки, еще раз доказывает естественный ха­рактер стратификации. Христианство начинало свою историю с попытки создать обще­ство равных, но очень скоро оно уже имело сложную иерархию, а в конце своего пути возвело огромную пирамиду с многочисленными рангами и титулами, начиная со всемо­гущего папы и кончая находящимся вне закона еретиком. Институт монашества был ор­ганизован св. Франциском Ассизским на принципах абсолютного равенства; прошло семь лет, и равенство испарилось. Без исключения все попытки самых ревностных урав­нителей в истории человечества имели ту же судьбу. Провал русского коммунизма — это только еще один дополнительный пример в длинном ряду схожих экспериментов, осу­ществляемых в большем или меньшем масштабе иногда мирно, как во многих религиоз­ных сектах, а иногда насильственно, как в социальных революциях прошлого и настоя­щего. И если на какой-то миг некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь в старом или модифицированном виде и часто создаются руками самих уравнителей.

Настоящие демократии, социалистические, коммунистические, синдикалистские и другие организации со своим лозунгом «равенства» не представляют исключения из правила. В отношении демократий это было показано выше. Внутренняя организация различных социалистических и близких им групп, претендующих на «равенство», пока­зывает, что, возможно, ни одна другая организация не создает такой громоздкой иерар­хии и «боссизма», которые существуют в этих группах. Социалистические лидеры отно­сятся к массам как к пассивному инструменту в их руках, как к ряду нулей, предназна­ченных только для того, чтобы увеличивать значение фигуры слева, пишет Э. Фурньер (один из социалистов). Если в этом утверждении и есть некоторое преувеличение, то оно незначительно. По крайней мере, лучшие и самые компетентные исследователи едино­душны в своих заключениях о громадном развитии олигархии и стратификации внутри всех подобных групп.

Громадное потенциальное стремление к неравенству у многочисленных уравни­телей становится сразу заметным, как только они дорываются до власти. В таких случаях они часто демонстрируют большую жестокость и презрение к массам, чем бывшие коро­ли и правители. Это регулярно повторялось в ходе победоносных революций, когда уравнители становились диктаторами. Классическое описание подобных ситуаций Пла­тоном и Аристотелем, выполненное на основе социальных потрясений в Древней Гре­ции, может быть буквально применено ко всем историческим казусам, включая опыт большевиков.

Резюмируем: социальная стратификация — это постоянная характеристика любо­го организованного общества. «Изменяясь по форме, социальная стратификация сущест­вовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей». Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступ­ников и демократиях уравнителей — словом, повсюду.

Это, однако, не значит, что социальная стратификация качественно и количест­венно одинакова во всех обществах и во все времена. По своим конкретным формам, не­достаткам и достоинствам она различна. Социальную стратификацию характеризуют качественные и количественные различия. Количественный аспект социальной страти­фикации проявляется в ее трех формах: экономической, политической и профессио­нальной.

П.А. Сорокин ввел понятия высоты и профиля социальной стратификации и вы­соты и профиля всего «социального здания». Какова высота его? Каково расстояние от основания до вершины «социального конуса»? Крутые или пологие его склоны? Все эти вопросы относятся к количественному анализу социальной стратификации, так сказать, фасу архитектуры социального здания. Его внутренняя структура, его цельность, пред­мет качественного анализа. Прежде следует исследовать высоту и профиль социальной пирамиды, а затем уже проводить анализ внутренней организации, с точки зрения соци­альной стратификации. Теория социальной стратификации П.А. Сорокина дает мощ­ный методологический инструмент стратегического менеджмента как для анализа внеш­ней среды в стратегической перспективе, так и для анализа внутренних закономерностей развития корпораций.

<< | >>
Источник: Лисичкин В.А., Лисичкина М.В.. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: — М.: Изд. центр ЕАОИ. — 329 с.. 2007

Еще по теме 2.5. Теория социальной стратификации П.А. Сорокина (1920) как стратегическое видение социально-экономических систем:

  1. Теория социальной стратификации и социальной мобильности
  2. ГЛАВА 7. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ7.1. Социальное неравенство и социальная стратификация
  3. Теория социальной стратификации
  4. § 3. Социальная мобильностьП. Сорокин о социальной мобильности
  5. § 1. Понятие социальной стратификацииСоотношение социальной стратификации и социальной структуры
  6. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
  7. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
  8. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
  9. Система социальной стратификации Э. Гидденса
  10. 5. Социальная организация как вид социальной системы
  11. 12.1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО И ИЗМЕНЕНИЯ В СТРАТИФИКАЦИИ ОБЩЕСТВА
  12. § 6.2. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
  13. § 6.2. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
  14. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе
  15. Религия - социальная стратификация - социальная мобильность