<<
>>

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Слово «ренессанс» ввел Джорджо Вазари, художник, философ и писатель, в своем классическом труде «Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Вазари использовал его для обозначения периода с 1250 по 1550 г.

Смысл данного термина состоит в том, что после долгого периода средневековья человече-ство вновь открывает для себя античность, «возрождает» ее принципы.

В действительности же культура Ренессанса носит свой, самобытный, самодостаточный характер. Термин «Возрож-дение» не следует понимать так, словно речь идет о буквальном возвращении к античности. Да это и невозможно — историю нельзя повернуть вспять. Некоторые исследователи полагают, что Возрождение является завершающим периодом эпохи Средних веков. Другие полагают, что оно ближе к Новому времени. Третьи выделяют Ренессанс как отдельный период в истории человеческой культуры, который отличается и от предшествующих, и от последующих эпох.

Говоря о культуре Возрождения, исследователи часто употребляют такие характеристики, как гуманизм, антропоцентризм.

Да, это важные черты рассматриваемой культуры. Но не следует забывать, что они в определенной степени присущи и культуре Средневековья, в которой человек рассма-тривался не только как Сын Божий, а и как венец творения, которому Господь уделяет основное свое внимание. Поэтому принципы гуманизма и антропоцентризма не следует рассматривать как исключительно возрожденческие, они существовали и раньше.

Возрождение — это период формирования капиталистических отношений в развитых странах Европы. Недаром центрами Возрождения становятся города Италии. После падения Константинополя, основные торговые пути в Средиземноморье стали проходить через Италию. Это способствовало не только обогащению итальянских городов, но и их бурному экономическому развитию.

Помимо итальянского, однако, существовало еще и Северное Возрождение. Именно в Нидерландах одерживает первую победу буржуазная революция. Таким образом, Ренессанс в культурно-исто-рическом плане предстает перед нами не только и не столько как небывалый расцвет искусства, но как период торжества буржуазных отношений.

Их становление происходило в жесткой борьбе с феодальными порядками. Первой буржуазной революцией считается Крестьянская война в Германии, которая потерпела поражение. Борьба буржуазной и феодальной культур могла также принимать форму религиозных войн, как это было во Франции. В этот период происходит образование национальных государств и абсолютных монархий.

Постепенное разрушение основ средневековой культуры связано с ростом городов. Города не укладывались в строгие рамки феодальной лестницы. Нередко короли стремились опереться на города в своей борьбе за власть с другими крупными феодалами. Существовала пословица: «Городской воздух делает свободным». Смысл ее был буквальным. Согласно некоторым законам, крепостной крестьянин, которому удалось сбежать от землевладельца и прожить в городе определенное время, обретал свободу. Однако эту пословицу можно понимать и в переносном смысле. Горожанин обладал гораздо большей свободой, чем крепостной крестьянин. Прежде всего, он не зависел от землевладельца. Однако существовало и другое, более важное обстоятельство: ремесленник не зависит от того, что полностью определяет жизнь крестьянина, — от смены времен года. Человек, работающий на земле, вынужден подстраивать свою жизнь под смену сезонов. Он должен пахать, сеять, снимать урожай в строго определенное время. Это формирует определенный склад характера, отношение к себе и миру. Иногда задают вопрос: почему на заре становления феодализма крестьяне так легко позволили себя «закрепостить»? Причин здесь, конечно, несколько, но одна из важнейших состоит в том, что они психологически были готовы к подчинению, поскольку весь их образ жизни — подчинение силам природы.

В отличие от крестьянина, ремесленник гораздо более свободен.

Возможности выбора, стоящие перед ним, гораздо шире. Постепенно формируется мировоззрение человека-предпринимателя, который сам является хозяином своей судьбы. В этом была и обратная сторона. Положение крестьянина не могло слишком сильно измениться. Он работал на земле, почитал Господа, делал то, что требовали от него феодалы и церковники. Жизнь же горожанина-предпринимателя не была такой спокойной. Он мог быстро разбогатеть, составить состояние — но так же легко мог и разориться, что нередко и происходило.

Часто можно слышать, что Возрождение якобы носило элитарный характер. Это не совсем так. Действительно, прекрасные произведения искусства, труды философов и поэтов бьши очень далеки от простого народа. Однако не искусство и философия определяют собой сущность эпохи Возрождения. Это, скорее «глазурь на торте». Главным же, как мы уже сказали, было формирование буржуазных отношений, а вместе с тем и нового типа личности. Понимаемое таким образом, Возрождение в той или иной степени охватывало широкие слои населения.

Чрезвычайно важным для эпохи Возрождения является синтез двух культурных начал: католического, уходящего корнями в средневековье, и античного. Мы уже говорили, что Италия стала центром Возрождения благодаря своему выгодному географическому положению. С одной стороны, в Италии находилось сердце католической церкви — Ватикан. С другой — Рим долгие века был столицей античного мира. Во времена империи сюда свозились лучшие образцы античного искусства. Многие древнегреческие скульптуры дошли до нас только в форме древнеримских копий. Все это создавало богатую почву для синтеза двух культурных начал, античного и католического.

В Северном Возрождении влияние античности не было столь значительным, что и неудивительно — так далеко античная культура не распространилась. Немного иной предстает в Северном Возрождении и христианская традиция — происходит Реформация и становление протестантизма. Протестантизм был обращен к отдельному человеку, освобождал верующего от оков всевластной Церкви и в то же время провозглашал успехи в труде как знак того, что человек избран Богом к спасению.

Возрождение — эпоха бурного развития естествознания.

Великие географические открытия показали, что мир гораздо обширнее и богаче, чем представлялось средневековому человеку. В XVI в. Джироламо Фракасторо открыл причины инфекционных заболеваний. Были открыты законы кровообращения (М. Сервет и А. Чезальпино). Важную роль в развитии науки сыграли анатомические исследования А. Ве- залия. Важное научное открытие периода Возрождения — новая космология польского астронома Николая Коперника. В книге «Об обращении небесных сфер» он изложил основу гелиоцентрической картины мира, согласно которой Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца .

А. X. Горфункель отмечает, что развитие науки в эпоху Возрождения не стоит оценивать с современных позиций. Мыслители того времени опирались и на собственные на-блюдения, и на авторитетные суждения великих (как своих современников, так и философов прошлого). В ход шли даже народные поверья. Не существовало разработанного критерия истины. Большой интерес мыслители Возрождения испытывали к «натуральной магии». Некоторые авторы полагают, что перед нами — всего лишь пережитки средневековой схоластической мысли. Однако Горфункель подчеркивает, что это важная составляющая мировоззрения философов Ренессанса.

. В эпохе Возрождения принято выделять следующие периоды.

Предвозрождение (Проторенессанс): а)дученто (XII— XIII вв.), б) треченто (XIН-XIV вв.).

Раннее Возрождение, кватроченто (XIV—XVвв.).

Высокое Возрождение, чинквеченто (XV—XVI вв.).

Таким образом, каждый из периодов получает название

1

соответственно своему столетию .

А. X. Горфункель также выделяет три периода развития возрожденческой мысли:

Гуманистический (антропоцентрический).

Неоплатонический (рассмотрение проблем онтологии).

Натурфилософский.

Важная черта философской мысли Возрождения состоит в ее пантеистическом характере. Акт божественного творения мира отходит на второй план. Происходит отождествление Бога и Мира, Бога и природы (что и называется пантеизмом). Это означало, что дуализм мира теряется. Мироощущение средневекового человека основано на признании дуализма противостоящих друг другу начал:

сакрального и профанного;

вечного и подвластного времени;

бесконечного Бога и конечного мира,

тленного земного и нетленного небесного;

неподвижного земного мира и подвижного небесного.

Теперь Вселенная предстает перед человеком однородной, подчеркивает А. X. Горфункель .

Культура Возрождения прошла три основных этапа в своем развитии.

Первый можно охарактеризовать как «пробуждение». Человек сбрасывает с себя оковы, которых в эпоху Средневековья было великое множество. Это и понятие феодальной «лестницы», по которой нельзя было подниматься, крепостная зависимость крестьян, почти абсолютная власть католической церкви, зависимость крестьянина от смены времен года. Не менее важную роль, помимо социально-экономических, играли и духовные оковы, которые накладывала на человека католическая церковь. Ватикан учил, что все люди грешны и обязаны во всем подчиняться воле Божьей. На практике это означало подчинение церковникам.

Когда эти оковы начали постепенно спадать, по мере развития буржуазных отношений, человек стал по-иному оценивать себя и свое место в мире: перестав быть «тварью» (не в современном уничижительном смысле этого слова, а в значении «тот, кто был сотворен»). Человек сам становится творцом. Это относится не только к великим художникам, поэтам, философам, но и к простым людям, ремесленникам и купцам. Гордость и самоуважение, которые испытывал ремесленник, создавая различные предметы, возвышали его в собственных глазах, заставляли иначе относиться к себе и другим.

По мере того как человек осознает свои силы и свою свободу, он начинает все более чувствовать себя подобным божеству. Отсюда возникает понятие «титанизм» Возрождения. Это еще одно слово, которое относит нас к античности. Деятели искусства, философы Ренессанса получили название «титанов» не только и не столько благодаря своему вкладу в сокровищницу мировой культуры (хотя этот вклад, конечно, огромен). Главную роль в понятии «титанизма» ифает само мироощущение человека, который осознал себя «титаном» (т. е., почти что богом).

Для этого периода характерен оптимизм и наивность, с которыми «титаны» смотрели на себя и свое будущее. Классическим примером такого оптимизма является книга Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантафюэль». Автор выдвигает девиз: «Делай, что хочешь», не осознавая всей порочности этого лозунга. Ему не приходит в голову, что человек может пожелать и чего-то дурного. Существует в книге еще одна деталь, на первый взгляд, достаточно мелкая, но на самом деле имеющая первостепенное значение: у героев произведения, которые «делали, что хотели», были слуги.

Из этого можно сделать, два чрезвычайно важных вывода. Первый: мир абсолютной свободы, выраженный лозунгом «делай, что хочешь», невозможен без широкого штата обслуживающего персонала. И второй: это царство не может быть для всех, оно только для избранных — сложно поверить в то, что, выполняя тяжелые обязанности, слуги делали то, что хотели. Однако титаны Возрождения долгое время не замечали этих противоречий.

3. И все же человек — не Бог, он не всесилен. Понимание этого приходит не сразу. Освободившись от средневековых оков, возрожденческий человек возомнил, что стал совершенно свободен. Но вместо старых цепей появились новые. Наиболее яркое выражение это нашло в движении Реформации. Освобождая верующих от оков церкви, реформаторы накладывали на них еще более тяжелые, более мучительные кандалы. Например, в одном из городов, где правили реформаторы, было запрещено смеяться.

Яркое воплощение идея несостоявшегося бога находит в трагедиях Шекспира. Драматург рассказывает о людях, которые добились в жизни немалых высот благодаря своим соб-ственным силам. Мы знакомимся с Отелло, когда он одерживает сразу две победы: женится на Дездемоне и получает повышение по службе. Недаром Шекспир сделал своего героя мавром — очевидно, что человеку с темной кожей добиться таких высот было гораздо сложнее, чем белому. «Да здравствует Макбет!» — приветствуют другого героя три ведьмы и перечисляют при этом его прошлые победы.

Однако «титаны» в трагедиях Шекспира не становятся богами. Они терпят сокрушительное поражение. Может показаться, что Отелло стал жертвой «внешних сил» — интриги со стороны Яго. Однако, если задуматься, становится очевидно, что главный враг Отелло — он сам, его ревность. Этот недостаток — продолжение его достоинств, благодаря которым он смог подняться на вершину. Заподозрив Дездемону в неверности, Отелло ведет себя именно как титан, как божество — он сам выносит приговор и вершит суд, не задумываясь о последствиях. Да, христианский бог вполне мог так поступать. Но человек — не Бог, он вынужден столкнуться с последствиями своих поступков, в том числе Божьим гневом.

«Да здравствует Макбет, король грядущий!» — говорит ведьма герою другой трагедии. Обманула ли она? Вовсе нет. Сама судьба вела Макбета ктому, чтобы стать королем. Однако для этого ему предстояло смирить свою гордыню и ждать, пока время не возведет его на трон. Смириться? Ждать? Для титана этих понятий не существует. Макбет берет судьбу в свои руки и становится королем посредством кровавого преступления. Он пытается стать творцом своего будущего, как Бог, но на самом деле только губит себя.

Гораздо сложнее расставлены акценты в трагедии «Гамлет». Отелло и Макбет — титаны, которые смогли достичь вершины, но пали с нее. Они становились все сильнее и сильнее, пока собственная мощь не раздавила и не уничтожила их. Это и есть трагедия титанизма. Положение Гамлета гораздо сложнее. Поэтому оно позволяет нам более полно проанализировать культуру Возрождения. Гамлет не титан, он не облечен властью. Пьеса начинается с появления призрака отца Гамлета. Очевидно, что это символ. Вся жизнь

героя прошла «в тени» отца. Но даже после смерти короля он не унаследовал трона.

Положение Гамлета двойственно. С одной стороны, он принц Датский, один из самых высокопоставленных людей в стране, с другой — полностью бессилен. Бессилие — вот то, с чем приходится жить Гамлету. Он не может ничего изменить. Ему противно, что его мать выходит замуж сразу после смерти отца: «Холодное с поминок пошло на брачный стол». Но что он может? Ничего.

Важную роль играет реплика Гамлета относительно пьянства. «Пропойцами нас назовут», — говорит он, осуждая поведение датчан на пиру. Эта фраза носит в пьесе сразу две смысловые нагрузки. Во-первых, Шекспиру было необходимо с самого начала, одной-двумяАрезкими чертами, описать характер Гамлета — благородного и честного человека. Во-вторых, стремление Гамлета к постоянному словесному осуждению всего вокруг и есть выражение его бессилия в области действий.

«Быть или не быть?» — центральный вопрос трагедии. Это стержень, на котором держится вся эпоха Возрождения. Может ли человек БЫТЬ — как личность, как титан, как просто человек? Или ему проще склониться под ударами судьбы, отказаться от себя, от своей свободы, надеть на себя новые вериги послушания? История показывает, что человек выбрал последнее. Освободившись от оков католической церкви, верующие тут же надели ярмо протестантизма. Крепостная зависимость исчезла в передовых странах Европы, но вскоре ее сменяет зависимость наемного рабочего от нанимателя. Человек так и не смог стать Богом.

Последний образ, который рисует нам искусство Возрождения — Дон Кихот. Его создал испанский писатель Мигель Сервантес де Сааведра. Дон Кихот стремится вести себя так, как рыцари в средневековых романах, однако на каж- . дом шагу его ждут неудачи и насмешки. В конце книги он умирает. В образе Дон Кихота Сервантес не столько высме-ивает рыцарские романы, сколько поет реквием «титанизму»

Возрождения. Дон Кихот пытается стать титаном, но он не способен на это, как, впрочем, и любой человек. Раздавленный, осмеянный, потерпевший полное поражение — таким предстает перед нами «человек-титан» в конце Возрождения.

Перечислим основных представителей искусства того периода. Это писатели и поэты Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Лоренцо Балла, Пико делла Мирандола. Скульпторы, живописцы, архитекторы Джотто ди Бондоне, Филиппо Брунеллески, Мазаччо, Сандро Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарот- ти, Джорджоне, Тициан, Рафаэль Санти. Назовем и философов, ученых: Николай Кузанский, Николай Коперник, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Никколо Маккиавелли, Пьетро Помпонацци, Джулио-Чезаре Ванини, Пьер-Ан- джело Мандзолли, Мишель Монтень, Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно, Томмазо Кампанел- ла, Якоб Бёме. Иногда к эпохе Возрождения относят также таких мыслителей, как Галилео Галилей, Джамбаттиста Вико. Разумеется, приведенный список далеко не полон.

Стоит отметить, что четкой грани между писателями и философами не было. Для деятелей Ренессанса вообще характерна разносторонность, отсюда современное выражение «человек эпохи Возрождения», т. е. разносторонне развитый. Так, Лоренцо Балла, Пико делла Мирандола разработали принципы этики, предметом которых стал человек и мир, в котором он живет.

Первым поэтом Возрождения считается Данте Алигьери. Он пишет свои произведение не на латыни, как было принято в Средние века, а на итальянском языке. В трактате «О народной речи» поэт обосновал значение народного языка Италии. Главным его произведением является поэма «Божественная комедия», в которой важную роль играют идеи гуманизма. Поэма затрагивает вопросы философии, теологии, науки. Это характерно и для других работ Данте.

Он не оспаривал христианские догматы, считая природу «деянием Божественного разума» . В то же время он считает, что счастье человека возможно не только в Божественном мире, но и при жизни на земле. Несмотря на Божественную волю, человек свободен в своих деяниях, неся за их последствия моральную ответственность. Понятия о земной и небесной целях существования человека сформировали идею Данте о политическом устройстве — светской всемирной монархии, независимой от церкви.

Формирование принципа гуманизма, стержня искусства и философии Возрождения, связано также с именем итальянского поэта Франческо Петрарки. Определяя Бога как цель существования человека, Петрарка в то же время подчеркивает значение внутреннего мира человека, призна-ваемых им ценностей и выбираемых целей. Земная жизнь не должна стать той жертвой, которую человек приносит во имя посмертного царства. Земные блага, слава, любовь естественны для личности, более того, земные дела человека становятся его долгом.

Становление и развитие гуманизма как мировоззрения нового типа относится к периоду от середины XIV в. до середины XV в. Гуманистическая культура распространяется философами, поэтами, публицистами, дипломатами. Споря о языке философии, гуманисты считали необходимым сделать его понятным для возможно более широкой аудитории.

Гуманист Джаноццо Манетти в трактате «О достоинстве и превосходстве человека» говорит о красоте Божественно - го творения — человека, но не столько внешней, сколько внутренней, выражением которой являются разум, досто-инство, воплотившиеся в изобретениях, науках, искусстве. Он восхищается архитектором Ф. Брунеллески, построившим купол Флорентийского собора, не применяя каркаса, Лоренцо Гиберти, которого прославили созданные им врата флорентийского баптистерия. Мир, созданный Богом, в дальнейшем совершенствуется людьми.

Николай Кузанский, немец по происхождению, — один из наиболее ярких ученых Европы XV в. Согласно Кузанско- му, Бог содержит в себе весь мир. Ученый высказывает предположение о движении Земли, о неправильности окружностей, по которым движутся небесные тела, утверждает, что высшим творением Бога является человеческая природа. Он считает, что разум ведет человека по пути, приближающему его к Богу.

Являясь политическим и религиозным деятелем, Кузанский выступал против религиозного фанатизма. Считая, что мир создан Богом с помощью математических наук, он полагал, что математизация знаний поможет открыть истину и в философии: Это явилось первым шагом к созданию новой методологии изучения мира в противовес уже сложившейся, оторванной от реальных исследований.

Флорентийский философ Марсилио Фичино не отвергает тезис о сотворении мира Богом, но и не уделяет этому вопросу большого внимания. Бог представляется для него всеобщей причиной, он присутствует во всем. Основное понятие философии Фичино составляет душа, определяющая единство бытия. Утверждая бессмертие души, философ ссылается на особое значение человека в мире — он как бы претворяет в жизнь Божественную волю. Человек свободен, он не должен быть рабом. Фичино был чужд религиозного фанатизма, проповедовал веротерпимость.

Пико делла Мирандола полагал, что человек не занимает определенного места в космической иерархии, так произошло по воле Бога. Свое место человек определяет сам путем свободного выбора, за который сам несет ответственность. Совершенство не дано человеку изначально, оно может быть обретено в процессе сознательного совершенствования.

Учение философов о красоте мира и человека, его свободе, послужило основой для формирования принципов искусства XIV—XV вв., а также последующего времени. На рубеже

9. История мировой культуры

XV—XVI вв. гуманистические идеи Возрождения распространяются за пределы Италии.

Одним из наиболее ярких представителей возрожденче-ского гуманизма был Эразм Роттердамский. Его произведения вызвали резкую критику со стороны как католической церкви, так и протестантов. Он обращается к работам отцов церкви и ратует за возвращение к раннеапостольскому христианству. Католичество, по мнению Эразма, полно пороков. Священники стремятся к обогащению, монахи бездельничают. Отправления культа пышны, но истинной веры в идеалы Христа за этими ритуалами уже нет. Церковь с готовностью поддерживает несправедливые войны и зверства инквизиции. Эразм признает человека и мир прекрасными, осуждает аскетизм, посколькучеловекдолжен с благодарностью смотреть надеяния Бога. Природа Бога непознаваема, поэтому человек должен просто любить Бога, исполнять требования нравственных норм по отношению к другим людям.

Английский гуманист Томас Мор — один из родоначальников утопического коммунизма. В поэме «На день коронации Генриха VIII» он рисует образ просвещенного государя. Отвергая правомерность возглавления церкви королем, он не признал «Акт о верховенстве» (документ, закрепляющий эту смену власти), из-за чего был казнен. Отстаивая позиции гуманизма в борьбе против деспотической власти, Томас Мор собственной жизнью доказал силу гуманистических идей Возрождения.

В своей «Утопии» Мор пытается теоретически обосновать справедливое устройство общества, противопоставляя его существующему, с его нищетой, бесправием подавляющего большинства людей. Он считает, что «правильность» государственных дел невозможна при наличии в обществе частной собственности. Признавая Бога создателем пре-красной природы, полагая, что цельючеловеческого существования является счастье, философ видит его в познании Божественного мира, в получении удовольствий от жизни, проводимой в согласии с требованиями морали.

На рубеже XV—XV! вв. итальянский гуманизм .столкнул* ся с кризисными явлениями, явившимися последствиями несостоявшегося единства в стране, отсутствия силы, способной создать объединяющую нацию монархию. К этому периоду относится творчество Никколо Макиавелли, историка, писателя и поэта. Он создал комедию «Мандрагора», «Диалог о военном искусстве», где говорил о необходимости создания национальной армии. Главными произведениями Макиавелли являются «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». Макиавелли отождествляет Бога с судьбой и необходимостью, под воздействием которых происходит становление, развитие и падение государств.

Судьба может быть понята и преодолена человеком, если он обладает волей, твердостью, устремленностью к успеху, причем эти качества не должны ставиться в зависимость от требований религии и морали. Исходя из гуманистических принципов полезности оцениваются нравственность и религия. Последняя рассматривается как порождение общественной жизни, призванное объединить государство и народ, воспитать в последнем мужество, стремление к доблести. Требования морали отступают перед необходимостью спасения родины.

Пьетро Помпонацци, философ и университетский преподаватель, признавал истину результатом познавательной деятельности разума. В «Трактате о бессмертии души» он утверждает, что, поскольку душа неотделима от тела, она смертна. Иное рационально доказать невозможно. Если душа не продолжает жить после смерти человека, соблюдение нравственных правил не обеспечивается страхом перед гибелью души грешника. Философ должен определить смысл жизни без веры в будущее существование.

Эту цель он определяет как благо всего человечества, достигаемое при использовании человеком своего разума для познания мира, развития способности отделить добро от зла, деятельной жизни. Награда заключена в соблюдении нравственных законов, а наказание — в пороке. Свобода человека определяется не только внешней необходимостью, но и его внутренней сущностью, в которой рядом находятся добро и зло. Следование тому или другому определяет ответственность человека.

Помпонацци также отождествляет Бога с природой, с судьбой. Это начало бытия, которое ни на что не влияет. Он признает факт угнетения бедных, однако считает это необходимым с точки зрения пользы государства, как и необходимость религии для низших слоев народа, неспособных без страха загробного наказания соблюдать мораль.

Книга французского мыслителя Мишеля Монтеня «Опыты» не является научной работой в строгом смысле слова — это размышления о жизни. Они написаны не на латыни, как предписывали средневековые традиции, а на французском языке. Автор утверждает, что философия должна заниматься человеком, его жизнью. Скептицизм Монтеня подвергает проверке все, что принималось на веру. Он признает недоказуемость религии с помощью разума — единственного человеческого способа познания. Однако это не отказ от познания, а, напротив, призыв к нему. Впоследствии от этих идей будет отталкиваться Рене Декарт с его «радикальным сомнением». Началом процесса познания, по Монтеню, является ощущение, которое также подвергается сомнению, поскольку и объект, и субъект познания изменчивы. Таким образом, познание выступает как непрерывный процесс, поскольку бесконечен мир и стремление познающего разума ко все более глубоким знаниям.

Он не согласен с тем, что человек — центр природы. Человек — лишь часть природы, осознание этого должно стать сущностью человеческого достоинства и свободы. Бог Мон- теня не имеет антропоморфных черт, безразличен к заботам человека, отождествляясь с природным началом, природной необходимостью. Религии он считает порождением общества, направленным на его пользу. Однако только немногие способны следовать своему разуму, основной массе народа нужна религия. Этический идеал Монтеня — добродетель, о которой следует думать как о «прекрасной, торжествующей, любвеобильной, кроткой, но вместе с тем ... питающей непримиримую ненависть к злобе, неудовольствию, страху и гнету» . Смысл жизни, согласно мнению философа, — в самой жизни, прожитой достойно.

Во второй половине XV! — начале XVII в. появляется натурфилософия, основателем которой считается Бернардино Телезио. Его главный труд носит название «О природе согласно ее собственным началам». В нем автор специально оговаривает непостижимость Бога разумом, в связи с чем содержание книги не касается этого вопроса. Бог создал мир таким образом, чтобы в дальнейшем тот не нуждался в Бо-жественном вмешательстве. Природа существует по своим законам. Человек обладает материальной душой, которая едина с телом. Кроме того, существует вторая душа, она сотворена Богом и бессмертна.

Франческо Патрици — представитель иного направления в натурфилософии. В его основном труде «Новая философия Вселенной» говорится о том, что причиной возникновения вещей является тепло, порождаемое (как и обычный свет) Божественным светом. Материя, как свет и тепло, находится в постоянном движении. Введенное Патрици понятие «поток» является одним из четырех природных начал. Основное из них — пространство, которое первично и ни в чем не нуждается для своего существования. В незавершенной работе Патрици «Любовная философия» освещаются этические вопросы. Живым существам и неодушевленным предметам присуща любовь к себе, именно она служит основанием для любви к другому человеку. Любовь к себе порождает у человека и любовь к Богу. Мир сотворен Богом не из-за любви к своему творению, а из любви к самому себе.

Учение Николая Коперника развивал Джордано Бруно. Он полагал, что Вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно. Вселенная не может быть разделена на обычный мир и небесный, она однородна. Небесные тела движутся в силу естественных причин, не нуждаясь в действии со стороны. При вечности самой Вселенной, составляющие ее миры подвержены разрушению. Бог полностью тождествен Вселенной, он не может существовать вне мира вещей.

Бруно определяет познание как совокупность наблюде-ния за явлениями и проникновения с помощью разума в их сущность. Он отрицал бессмертие души, указывая, что человек, осознав отсутствие другого мира после смерти, должен наслаждаться жизнью, трудиться и действовать во имя настоящего. Общество Бруно представлял без церковной власти, которую должен заменить закон, общий для всех. Члены общества трудятся, развивая промышленность и поддерживая мир в государстве. Общественное неравенство он считал неправомерным, как и наличие частной собственности. К основным произведениям мыслителя относятся «О причине, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». За свои идеи Бруно был сожжен на костре.

Писатель, астролог и мистик Томмазо Кампанелла про-вел 27 лёт в тюрьме, куда попал за то, что принимал участие в подготовке народно-освободительного восстания в Калабрии. Главное произведение Кампанеллы — утопия «Город солнца». Он описал идеальное, с его точки зрения, общественное устройство, где нет частной собственности и социального неравенства. Обобществление всего в представляемом им обществе отражало интересы низов. Мыслитель провозглашал свободу науки от религии, полагал чувственный опыт основой для изучения мира. Бог Кампанеллы сотворил мир, определив общие законы его развития, однако дальше не вмешивается в жизнь.

Согласно мистическому учению Якоба Бёме, мир развивается в борьбе между Светом и Тьмой. Он не интересовался проблемами современного ему естествознания. В центре его философии находится мистически понимаемый Бог.«... Если у Бруно не только природа — это «бог в вещах»; но*и сам бог есть тождественная природе внутренняя ее способность к движению, то у Бёме не бог поглощается миром природы, а природа заключена в боге как высшем и активном Первоначале» . За эти воззрения мыслитель подвергся гонениям со стороны протестантов.

В зодчестве деятели Возрождения вновь обращаются к классической системе архитектурных ордеров, сложившейся в Древней Греции и предполагающей определенную структуру, использование колонн с капителью, пьедесталов, фриз, карнизов. Господствует торжественный, жизнеутверждающий стиль. Развивается строительство светских зданий — дворцов. К Раннему Возрождению относится: творчество архитектора Филипо Брунеллески. Его работы объединяют в себе строгость линий и воспевание радости жизни. Среди них купол собора во Флоренции, капелла Пацци, Воспитательный дом, он также перестроил церкви Сан-Лоренцо и Санто-Спирито.

Для произведений Микеланджело характерны драматизм и грандиозность. Его герой — человек-титан, воплощение возрожденческих идей титанизма. К ранним творениям Микеланджело относятся рельеф «Мадонна у лестницы», статуи «Давид», «Моисей», изображения скованного и умирающего раба. Талант мастера проявлялся не только в скульптуре, но и в живописи («Мадонна Донини», роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме). Для этого периода его творчества свойственен героический пафос, воспевание борьбы.

Работы Микеланджело тесно связаны с современными ему общественными событиями. Флоренция теряет политические свободы, наступает феодально-католическая реакция. В произведениях мастера начинают звучать новые ноты: статуи капеллы Медичи (церковь Сан-Лоренцо во Флоренции), бюст Брута, группа «Снятие с креста» (собор во Флоренции), фреска «Страшный суд» (Сикстинская капелла). Еще одна грань творчества Микеланджело — архитектура. Библиотека Лауренциана во Флоренции, собор Святого Петра и площадь Капитолия в Риме носят следы его таланта.

Леонардо да Винчи является одним из самых разносторонних деятелей эпохи Возрождения. Он был прекрасным художником: «Поклонение волхвов», «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), «Мадонна Литта», роспись «Тайная вечеря» (монастырь Санта- Мария делле Грацие, недалеко от Милана), «Мадонна в скалах», «Мона Лиза» («Джоконда»). Леонардо работал очень медленно. Вазари описывает случай, когда да Винчи очень долго не мог завершить изображения Христа и Иуды, поскольку не мог найти подходящих типажей. В конце концов изображение Христа так и осталось без лица — да Винчи не сумел подобрать внешность для Сына Божьего.

Да Винчи был также великим ученым и философом, многие из идей которого значительно опередили свое время. Он писал о том, что основой научного исследования должны быть опыт и математика. Леонардо создал ряд блестящих изобретений в самых различных областях — от гидротехники до военного дела. Он разработал концепцию парашюта и пробовал создать летательные аппараты. Не обладая достаточно систематическим складом ума, Леонардо не оставил подробных трактатов. Однако на основании его набросков и рисунков позднее был создан ряд книг: «Трактат о живописи», «О полете птиц», «Об анатомии».

Джованни Беллини происходил из семьи талантливых живописцев. Считается, что именно он стоит у истоков искусства Высокого Возрождения в Венеции («Мадонна дельи Альберетти», портрет дожа Лоредана).

Бенвенуто Челлини сочетал таланты скульптора, писателя и ученого. Он создал много статуй («Персей»), бюстов, рельефов, а также медалей и декоративных изделий. Его перу принадлежит ряд трактатов о скульптуре, ювелирном деле, яркая автобиография.

Тициан Вечеллио считается самым ярким живописцем Венеции эпохи Ренессанса. Он был учеником Джованни Беллини. Значительное влияние на него также оказало творчество Джорджоне. Для творчества Тициана свойственны оптимизм и жизнеутверждающая сила. К раннему периоду относится картина «Любовь земная и небесная». В дальнейшем произведения Тициана приобретают героический пафос («Мадонна семейства Пезаро», «Павел III с Оттавио и кардиналом Фарнезе», «Карл V»). Поэтичность и чувственность характерны для таких его работ, как «Даная», «Нимфа и пастух». Подобно Микеланджело, Тициан не мог не отреагировать на наступление феодальной реакции. Появляются трагические произведения: «Святой Себастьян», «Оплакивание Христа».

Рафаэль Санти, ученик Перуджино, в раннем творчестве находится под влиянием своего учителя («Мадонна Коне- стабиле»). К его флорентийскому периоду относятся «Святой Георгий», «Мадонна Грандука», к римскому — росписи залов Ватикана, виллы Фарнезина, портреты папы Юлия II и Б. Кастильоне, «Сикстинская мадонна». Санти был также и архитектором, участвовал в создании собора Святого Петра в Риме.

Творчество Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Ка- стельфранко) относится к Высокому Возрождению. Его основные произведения — «Юдифь», «Гроза», «Спящая Венера», «Сельский концерт». Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди) считается основателем реалистического направления в живописи Флоренции. Самая значительная его работа — фрески в капелле Бранкаччи (церковь Санта- Мария дель Кармине, Флоренция).

Крупнейшим художником Северного Возрождения был Альбрехт Дюрер. Его ранние произведения носят следы готического стиля. Он создавал яркие живописные полотна («<Ацзм и Ева», «Четыре апостола»), а также великолепные гравюры («Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Пляшущие крестьяне», «Иероним в келье», «Меланхолия»). Рассказывают, что однажды, когда его попросили нарисовать что-нибудь экспромтом, Дюрер от руки начертил идеально правильный круг, а потом поставил точку ровно в его центре, что было потом проверено циркулем.

Иероним Босх ван Акен объединяет в своих произведениях фантастические образы, навеянные народным творчеством, и реалистические изображения людей и пейзажей («Искушение святого Антония», «Воз сена», «Шарлатан»). Немалую роль в его творчестве играла сатира. Лукас Кранах был живописцем и гравером («Отдых на пути в Египет», пор-треты И. Куспиниана, И. Шёйринга). Вершиной его творчества считается «Распятие». В поздний период творчество Кранаха становится менее интересным.

Матис Нитхардт (Гордхардт), известный также как Матис Грюневальд, подобно Босху, уделяет большое внимание фантастическим, мистическим мотивам. Однако главной в его творчестве оставалась социальная тенденция. Он был участником Крестьянской войны. Изображая распятого Христа, художник лишь формально обращался к библейской теме, на самом же деле изображал героев той войны. Выдающимся его произведением стал Изенгеймский алтарь. На нем можно увидеть мадонну с младенцем, распятие и вознесение Христа, святого Себастьяна.

Представители дунайской школы живописи (А. Альтдор- фер, Л. Кранах, Л. Хубер, X. Лаутензак) считаются основоположниками пейзажной живописи в Европе. Они полагали, что природа сама по себе обладает поэзией. Альбрехт Аль- тдорфер, глава школы, известен также как автор полотен на библейские и исторические темы. Одна из наиболее известных его картин — «Битва Александра с Дарием».

Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший был портретистом, гравером и иллюстратором. Он создал портреты выдающихся деятелей Возрождения — Томаса Мора, Эразма Роттердамского, атакже Генриха VIII, Моретта и других известных людей своего времени. Хольбейн создал иллюстрации для Библии, а также для книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости», серию гравюр «Пляска смерти».

Архитектура и скульптура Северного Возрождения не столь интересны. Тем не менее следует отметить такие памятники культуры, как соборы в Кельне и Ульме. Зато бурно развивается музыка. Исследователи отмечают, что важными факторами этого расцвета были Крестьянская война (народные песни) и Реформация (церковный хор). Среди композиторов Северного Возрождения следует назвать таких мастеров, как К. Пауман, П. Хофман, Г. Изак, О. Лассо. Наиболее яркой фигурой в музыке того времени считается Г. Шютц (Шюц), автор первой немецкой оперы («Дафна») и первого немецкого балета («Орфей и Эвридика»).

Тридцатилетняя война положила конец Северному Возрождению, но его достижения значительно обогатили культуру Северной Европы и всего мира.

<< | >>
Источник: Чекалов Д. А., Кондратов В. А.. История мировой культуры. Конспект лекций. —Ростов н/Д: Феникс,2005. — 352 с. (Серия «Сессия без депрессии».). 2005

Еще по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ:

  1. 3. Восточное Возрождение и Западное Возрождение
  2. Характер культуры Возрождения.
  3. Высокое и Позднее Возрождение.
  4. Высокое Возрождение.
  5. Раннее Возрождение.
  6. ЕВРОПЕЙСКИЙ МИР В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  7. 4. Раннее, Высокое и Позднее Возрождение
  8. Предпосылки Возрождения.
  9. 22. Политико-правовые воззрения эпохи возрождения
  10. 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  11. Секуляризация и "религиозное возрождение"
  12. Возрождение религии в России
  13. Возрождение религии в России
  14. 7. Национальное возрождение Армении
  15. Французское Возрождение.
  16. Каролингское возрождение.
  17. «Титаны Возрождения»
  18. ГРЕЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ