<<
>>

ВИЗАНТИЯ

В 395 г. Римская империя переживает раскол. Столицей Восточной Римской империи становится Константинополь (Византии). Он играл важную роль в морской торговле, поэтому богател год от года.

Расцвету города во многом способствовало его географическое положение. Он находился в Босфорском проливе, который соединяет Черное и Мраморное моря. Через последнее, в свою очередь, шел морской путь (через пролив Дарданеллы) в Эгей-ское море, где разбросано множество греческих островов. Крит — самый крупный и, наверное, самый известный из них — отделяет Эгейское море от Средиземного. Таким образом, многочисленные торговые пути, в конечном счете, приводили купеческие корабли в Византии.

Две великие реки — Волхов и Днепр — образовывали знаменитый «путь из варяг в греки», по которому в Константинополь приезжали торговать норманы. Этот торговый путь пролегал по земле, населенной славянами, и играл важную роль в развитии древнерусских городов. Византия экспортировала самые разные товары: от ювелирных изделий до вина, шелка, керамики, а также фрукты, предметы кузнечного ремесла и многое другое.

Если сравнить судьбу Константинополя и Рима, то станет ясно, что последний играл роль важного торгового центра только до тех пор, пока оставался столицей великой империи. После ее падения снизилось и значение Рима, произошло изменение торговых путей. Византии же находился в выгодном положении вне зависимости от политических изменений. В какой-то мере это объясняет тот факт, что Восточная римская империя просуществовала так долго, несмотря на многие потрясения. Сегодня город сохраняет ту важную роль, которую он играл в торговле и политике несколько тысячелетий назад. Он носит название Стамбул и является столицей Турции.

Сам Византии был основан задолго до появления Рим-ской империи. Это произошло в 658 г. до н.э. Уже тогда в византийской казне оседали деньги, взимаемые в виде пошлины с торговых судов.

Крайне выгодное географическое положение имело и оборотную сторону для жителей города: он постоянно вызывал зависть соседей, которые хотели наложить руку на богатый торговый порт.

Некоторое время Византии принадлежал персам. Затем город захватили древние греки (афиняне и спартанцы). Однако довольно быстро жители Спарты и Афин сами начали воевать между собой. Тем не менее, именно античное влияние сыграло важную роль в развитии культуры Византии, тогда как наследие персов было незначительным.

Когда миром начали править римляне (по крайней мере, тем миром, который был известен европейцам в те времена), Византии долгое время удавалось сохранять относительную независимость. Ее правители добивались этого тем, что стремились во всем поддерживать Рим. Однако такое положение не могло длиться вечно. Римская империя была слишком кровожадным чудовищем, чтобы с ней хоть кому-то удавалось дружить.

Септимий Север, правивший в Риме в конце II — начале III в., бросает свои войска против Византии. Три года городу удается сдерживать осаду, но справиться с Римом было невозможно. Вслед за этим последовали нападения варваров, что еще больше ослабило Византию. Однако город, расположенный столь удачно, на перекрестке множества торговых путей, не мог погибнуть так просто. В начале IV в. на него обращает внимание римский император Константин. Византия становится столицей империи и в 330 г. получает новое название — Константинополь, в честь императора.

Важно отметить, именно Константин разрешил народам Рима свободно выбирать вероисповедание, что положило конец гонениям христиан. Принято считать, что в 313 г. христианство было признано официальной религией в империи. Этот шаг закреплялся в особом документе — Миланском эдикте, но он не сохранился, и многие ученые сомневаются в его существовании. Император поддерживал христианство, его рассматривали как наместника Христа, однако сам он в новую религию не перешел. Со временем Византия становится столицей православия.

В те годы слово «Византии» обозначало только столицу государства.

Лишь в XVI в. западноевропейские историки стали называть так всю Восточную римскую империю. Жи-тели Византии называли себя римлянами (ромайос). Их языком был греческий, а религией — православие.

Возникает закономерный вопрос, почему Западная Римская империя пала под ударами варваров, тогда как Восточная продолжала существовать? По всей видимости, причины этого следует искать в социокультурных отличиях между двумя государствами. В Западной Римской империи процветали рабовладельческие латифундии, места для свободных земледельцев там уже не оставалось.

Совсем иначе сложилась ситуация в Восточной Римской империи. Свободные земледельцы еще не утратили здесь своих позиций, и они вовсе не собирались отдавать наделы, на которых многие годы трудились с таким усердием, каким-то чужестранным завоевателям. В Западной же империи труд носил рабский характер. Рабы не хотели защищать хозяев от варваров, напротив, они радовались бедам своих поработителей.

В V в. варвары приходят в Византию. Однако их попытки сломить Восточную Римскую империю не увенчались успехом. В то же время правители страны не считали варваров заклятыми врагами. Напротив, они охотно разрешали чужеземцам селиться на своей территории, укрепляя границы Византии.

В VI в. византийский император Юстиниан Г сам нан- чинает вести завоевательные войны. Его удар был направлен одновременно на две цели: против варваров на Западе и персов на Востоке. Войска Византии одержали ряд побед в Европе и Африке, однако эти успехи дались, дорогой ценой. Императору пришлось повысить налоги, что привело к народному восстанию. Армия ослабла, казна опустела. За-воевательные походы Юстиниана превратили Византию из сильного богатого государства в легкую добычу для иноземных захватчиков.

В жизни обычных верующих церковь играла менее важную роль, чем в католичестве. Считалось, что человек может обрести спасение в одиночку. В отличие от Западной Римской империи, в Византии церковь играла подчиненную роль по отношению к государству. Именно этим многие исследователи объясняют широкое распространение ересей в этой стране (арианство, несторианство, монофизитство). Еретические учения, таким образом, были направлены не столько и не только против самой церкви, но против государства, слугой которого она являлась.

1. Арианство (VI в.). Названо по имени пресвитера Ария из Александрии. Представители арианства полагали, что Бог-Сын не может быть равен Богу-Отцу, поскольку Бог- Отец вечен, а Бог-Сын был рожден, согласно Евангелиям. Поэтому Христос не единосущ Богу-Отцу, а только подо- босущ. Арианство получило широкое распространение в Египте. Современные исследователи (например, С. А. Токарев) связывают это с политической обстановкой. Население страны боролось не против религиозных догматов, а против власти Римской империи, пытаясь отстоять свою независимость.

Именно это послужило причиной вмешательства в церковные споры самого императора Константина. Он не мог допустить идеологического раскола в стране, поскольку следом за ним неизбежно последовал бы политический.

В 325 г. он созывает первый Вселенский собор духовенства. Собор проходил в городе Никее и получил название Никейского. На нем арианство было осуждено как ересь, а его представители отлучены от церкви. Именно тогда был установлен догмат о триединстве, т. е. о том, что Бог одно-временно существует в трех лицах — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.

Исследователи отмечают, что тем самым в догматике христианства (хотя оно и осталось монотеистической религией) был сделан шаг в сторону политеизма. Карл Густав Юнг отмечает, что на заре христианства Святой Дух персонифицировался в виде женщины, что создавало, по словам философа, «семью на небесах». Впоследствии же Святой Дух стал изображаться в виде голубя, а женская роль среди христианских персонажей была отдана Деве Марии.

Арианство не было побеждено полностью. Оно просуществовало еще некоторое время, распространившись также и среди варваров (готов, лангобардов, вандалов).

Несторианство. Эта форма христианской ереси получила свое название по имени Нестория, Константинопольского епископа. Его учение состояло в том, что Иисус Христос был вовсе не Богом, а простым человеком. Бог-Сын существует отдельно от Христа, и лишь внешним образом соединился с ним. Таким образом, Дева Мария не может быть названа Богородицей, ее следует называть христоро- дицей или человекородицей.

В 431 г. несторианство было заклеймено как ересь на третьем Эфесском Вселенском соборе, однако уничтожено оно не было, а получило еще более широкое распространение, чем арианство. В Средние века оно было одной из главных религий Центральной Азии. Сохранилось несторианство и в наши дни у некоторых народов Индии и Ливана.

Монофизитство. Данная секта основана епископом Евтихием. Ее представители полагали, что в Иисусе Христе присутствовала только одна природа — божеская (откуда и название). Человеческая природа Христа была полностью подавлена. В V в. монофизитство широко распространилось в Византии. В 451 г. четвертый Вселенский Халкидон- ский собор осуждает монофизитство как ересь. И на этот раз ересь смогла пережить запрет и распространилась во многих странах, она до сих пор существует в Армении, у коптов и эфиопов.

На церковных соборах происходило формирование церковных догматов. Мыслители, внесшие наиболее весомый вклад в их создание, стали известны как «отцы церкви». Среди западных религиозных деятелей следует назвать таких, как Иероним и Амвросий. Три наиболее известных восточных автора IV в. вошли в историю как «три св1вточа каппо- докийской церкви». Капподокией назывался район в Малой Азии. К ним относятся следующие теологи.

Григорий Назианзин, известный также как Григорий Богослов. Он изучал философию в Афинах вместе с Юлианом, ставшим впоследствии императором. Выполнял обязанности епископа Константинополя, хотя и недолго.

Василий Великий, Кесарийский епископ.

Григорий Нисский, епископ. Два последних автора были братьями.

В начале VIII в. византийский император Лев III Исавр основывает движение иконоборчества. Иконам было запре-щено поклоняться, они приравнивались к языческим идолам. Однако подобная реформа не могла прийтись по душе простому народу.

Что представляет собой икона, какую роль играет она для верующих? Развернутый ответ на эти вопросы дал богослов и поэт Иоанн Дамаскин. Он не стремился создать оригинальную теорию, напротив, ставил целью систематизацию воззрений , уже существовавших до него. Его девизом была фраза: «Я ничего не скажу от себя».

Иоанн Дамаскин формулирует 7 важных особенностей иконы:

Икона выполняет функцию книги для тех, кто не умеет читать. Икона — Библия для неграмотных.

Икона выполняет роль связующей нити между прошлым и настоящим, она помогает человеку помнить свою историю, осознавать, кто он есть.

Икона украшает помещение, в котором находится (деко-ративная функция).

Когда человек смотрит на икону, то первоначально речь может идти только о «телесном созерцании». Однако постепенно оно переходит в «духовное созерцание», мисти-ческое постижение Бога и его тайн.

Икона, то, что изображено на ней, — носители возвышенного. При этом «возвышенное» рассматривается не только и не столько как эстетическая категория, но и как теологическая.

Высшая благодать, которой наделена икона.

Икона играет важную роль в религиозном культе, ей по-

1

клоняются верующие .

В 843 г. иконопочитатели берут верх над иконоборцами. Основываясь на теории Дамаскина, христианские теологи сформулировали три основных аспекта, характеризующих иконописный образ.

Икона играет роль книги для тех, кто не умеет читать.

Икона вызывает у верующего возвышенные эмоции, связанные с религиозным поклонением.

Икона играетроль «наглядного пособия», помогает утвердить церковные догмы и укрепить веру рядовых прихожан.

До IX в. византийская церковь не посылала проповедников к другим народам. Поэтому католичеству удалось занять господствующую позицию в Европе.

Яркой характеристикой культуры Византии является то, что она представляет собой сплав самых разных культур.

Прежде всего Восточная империя сохраняет традиции античности. В то же время это православное государство, в котором можно найти следы и христианской, и иудейской культур. Значительное влияние на Византию оказали ее соседи — мусульмане. Не обошлось и без влияния варварских культур, в первую очередь, славян и германцев. Как уже говорилось выше, варварам дозволялось свободно селиться на землях Византии, что взаимно обогащало культуры.

Императорская власть в Византии не передавалась по наследству. Нередко правителями государства становились люди, проявившие себя как умелые военачальники. Император мог принадлежать к любой национальности — происхождение царя не имело значения в Восточной империи. Власть императора носила священный, божественный характер. Для Византии характерен также развитый бюрократический аппарат. Высшими духовными ценностями считались аскетизм, отрешение от земных благ. IX—XII вв. считаются эпохой расцвета Византии.

При изучении истории Византии нередко можно встретить термин «византивизм». Он обозначает совокупность начал, под влиянием которых Римская империя постепенно реформировалась . В Новом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона выделяются следующие основные признаки византивизма2.

С VI по VII—VIII вв. происходит постепенная замена латинского языка греческим.

Многонациональный характер Византийского государства.

Синтез эллинистических и восточных идей, мировоззрений.

Большая роль мистических учений в духовной жизни страны.

Консерватизм.

См.: Культурология в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 1997. С. 202.

См.: Кондратов В. А. Этика. Чичина Е. А. Эстетика. Ростов н/Д., 1998. С. 384.

Важную роль в развитии и распространении православия сыграло создание древнеславянской письменности. Существуют разные славянские алфавиты.

Кириллица. Ее создателем считается монах Кирилл (носивший до пострига имя Константин). Согласно другой версии, он разработал азбуку вместе со своим братом Мефо- дием. Оба вошли в историю как великие просветители: занимались переводами книг, основывали учебные заведения. Некоторые считают, что Кирилл и Мефодий были славянами, другие полагают, что греками. Родом они были из Македонии, из города Салоники. В русские земли кириллица приходит через Болгарию. В 1708 г. Петр I издает указ о ее реформировании в так называемый «гражданский шрифт».

Глаголица. На ней написаны такие культурно-истори-ческие памятники, как Зографское евангелие и Киевские листки. Глаголица получила распространение в Моравии и на западе Балкан в Х—Х1 вв.

Большое значение в Византии уделялось просвеще-нию. Начальное образование включало изучение языческой мифологии. Впоследствии язычество заменилось христианством. Среднее образование предполагало такие предметы, как грамматика, орфография, стихосложение. В программу входили теоретическая и практическая философии, а также физиология. Теоретическая философия охватывала богословие и «математическую четверицу». В последнюю входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Практическая философия состояла из этики, политики и экономики. Физиология представляла собой изучение природы.

Высшие школы, действовавшие в Византии, брали начало в античности. Лидирующее положение занимает высшая школа в Константинополе. Она погибла в VIII в., однако богатые образовательные традиции Византии сохранялись вплоть до ее падения. С начала XIII в. образовательная функция переходит к монастырям.

Византия оставила нам богатые памятники искусства, в том числе архитектуры, живописи, мозаики. Один из наи- 'более величественных ее памятников — кафедральный храм святой Софии. Его постройка завершилась в 538 г. при им-ператоре Юстиниане.

Существует несколько подходов к периодизации византийской культуры. А. П. Моисеев и С. М. Петкова выделяют четыре этапа в ее истории.

IV—VII вв. — период, когда античная культура трансформируется в средневековую. Возникает христианское богословие, но при этом сохраняются принципы античной научной мысли. В то же время происходит формирование основных эстетических принципов, характерных для искусства Византии (носившего религиозный характер).

VII в. — середина IX в. Экономический спад. Византия теряет значительную часть своих территорий. Происходит «аграризация городов».

Середина IX — середина XII в. Новый подъем.

Середина ХШ-^ в. Новый упадок .

Другие авторы вьщеляют пять периодов в истории культуры Византии:

IV—VIII в. Успешная борьба с нашествием варваров, ассимиляция части варварских племен, что приводит к уси-лению империи.

^УШ—К в. Борьба иконоборцев с иконопочитателями. В ней автор видит отражение борьбы между эллинскими и славянскими тенденциями в культуре Византии, с одной стороны, и восточными, азиатскими — с другой. Последние терпят поражение.

Конец К—Х в. Византивизм распространяется в Юго- Восточной Европе. Во многом это связано с деятельностью Кирилла и Мефодия, созданием кириллического алфавита.

В состав Византии входит Болгария (через которую кириллица приходит и на Русь). Патриарх Фотий разрабатывает теоретическое обоснование того, что Византия обладает церковной независимостью от Рима.

Конец XI — начало XIII в. Крестовые походы.

XIII в. — середина XV в. Никейская империя. Византия оказывается зажата между двумя врагами — Римом на западе и мусульманами на Востоке. Вскоре она гибнет .

Византия была окружена разными народами, ни один из которых так и не стал ее верным союзником. Пивным врагом ее, на первый взгляд, оставались мусульманские страны. Стоило одному исламскому государству ослабеть, как появлялось новое. Вначале Константинополю угрожали арабы, потом берберы, затем турки-сельджуки. Последним удалось полностью разгромить византийское войско и взять в плен императора. Только помощь Рима помогла выстоять Константинополю.

Однако отношения с братьями по вере, другими христианами, тоже складывались не очень хорошо. Византия могла бы получить надежного союзника в лице Болгарии, но борьба за власть между ними привела к двум войнам, после которых о дружбе говорить не приходилось. Киевские князья-язычники то ходили войной на Константинополь, то поддерживали его императоров. После крещения Руси связи между двумя государствами стали теснее, но о военном союзе против врагов Византии речь идти не могла.

Опасным врагом Константинополя оставался Рим. Ватикан не собирался делить с Византией власть над умами людей. Крестовые походы, задачей которых провозглашалось освобождение Гроба Господня в Иерусалиме из рук мусульман, на самом деле преследовали совсем другие цели. Наиболее важной из них был захват Константинополя как столицы православия. Правда, при императоре Алексее I Комнене Византии удавалось мирно сосуществовать с крестоносца-ми, но это длилось недолго. В 1204 г., во время четвертого Крестового похода, западные рыцари захватили Константинополь и разграбили его.

На месте Византии крестоносцы создают Латинскую империю. Константинополь сохраняет роль столицы, что неудивительно, учитывая его географическое положение. В Латинскую империю еще входили Афинское герцогство, Ахейское княжество, Фессалоникийское королевство и ряд других стран. В 1261 г. Византия смогла восстановить независимость (что привело к разрушению Латинской империи), но навсегда утратила свое политическое значение.

Падение Константинополя привело к тому, что изменились торговые пути, шедшие через Средиземное море — теперь их средоточием стала Южная Италия. Недаром именно в этих краях начинается Возрождение. Благодаря богатой торговле, росту городов и ремесел, средневековые порядки изжили себя здесь гораздо раньше, чем в других странах Европы. В 1453 г. Константинополь захватывают турки-османы, и Византия перестает существовать. За 15 лет до этого она признала себя вассалом Рима и католической церкви, подписав Унию. Римский папа рассчитывал, что Русь тоже признает документ, но этого не произошло.

<< | >>
Источник: Чекалов Д. А., Кондратов В. А.. История мировой культуры. Конспект лекций. —Ростов н/Д: Феникс,2005. — 352 с. (Серия «Сессия без депрессии».). 2005

Еще по теме ВИЗАНТИЯ:

  1. ТЕМА 20 Византия
  2. Внешнеполитическое положение Византии в VII—IX вв.
  3. Культура Византии IV-первой половины IX в.
  4. Война с Византией
  5. Вопрос 11. Государственный строй в Византии
  6. ТЕМА 14 Византия и Балканы в Х1-Х111вв. Сельджуки в ХТ-ХШвв.
  7. Вопрос 10. Византия. Развитие феодальных отношений
  8. ТЕМА 9 Византия в УШ-Х вв.
  9. ТЕМА 10 Византия и Балканы в УШ-Хвв.
  10. Византия во второй половине VII—VIII вв.
  11. Империя: от Рима до Византии, 330—867 гг.
  12. Начало османских завоеваний. Падение Византии.