<<
>>

УЗБЕК —ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ПОЛОЖЕНИЕ В РУССКИХ КНЯЖЕСТВАХ И СОСЕДНИХ СТРАНАХ —ЛИТВЕ И ПОЛЬШЕ (1312—1341 годы)

Узбек занял власть в Золотой Орде в результате борьбы ее ханов с ханами Белой Орды. Он принадлежал к части отуреченных монгол из рода Чингис-Хана. Он был внуком хана Менгу-Тимура, имевшего десять сыновей, которые боролись: одни за Ногая и его ставленников, другие за ханов Белой Орды.
Отец Узбека, Торубжа, был противником Ногая и после его гибели сыну его удалось при помощи ханов Белой Орды, занять власть в Золотой Орде. Ко времени правления Узбека шло отуречивание улусов Монгольской империи и центральной власти ее уже не существовало. Монголы, малочисленные по количеству и слабые по культуре, неизбежно попадали под влияние культуры завоеванных ими народов. Правящий слой принимал культуру местного народа, менял обычаи кочевников и превращался в правителей оседлых народов, теряя, вместе с тем, и воинственные качества первобытных степняков. 81

В 1280 году Верховный хан Кубилай, после завое-шания Южного Китая, перенес свою столицу в Пекин, щринял придворные порядки китайских императоров, • порвал с династией Чингис-Хана и объявил себя основателем китайской династии Юань.

Карокорум -стал центром восточного улуса, утратив значение Ставки Верховного хана. С этого времени власть Великого хана в Монгольской империи перестала существовать. Наследники Джагатая, среднеазиатского улуса, также подпадали под влияние тюркской культуры, «приняли их обычаи и утратили свойства кочевников. Улус Ирана в Малой Азии также терял свои национальные особенности и полностью принимал культуру подвластных им народов, стал быстро разлагаться и *в 1336 году прекратил свое существование. Золотая Орда, не имевшая устойчивой культуры, должна бы- • ла также принять культуру одного из подвластных ей народов. Русский народ имел все данные, чтобы подчинить своей культуре стоявших на несравненно шизшей по сравнению с ним монгол.
Для этого были и другие, не менее благоприятные, условия: количество \ русских во владениях Золотой Орды было подавляю-*щим. В ставке Золотой Орды находился епископ, по всей территории ее были расселены русские с церк- ] вами и духовенством, составлявшие 2/3 всего степного населении. Войска Золотой Орды также более, чем 1 наполовину, состояли ив русского народа. Среди мои- ¦ тол, со времени ее основания, было много христиан. •Сын Батыя, Сатрак и его жена были христиане; пле-н мянник Батыя, Петр, был не только христианин, но русской церковью был причислен к лику святых и празднуется церковью 29 июня. Не мало было среди ханского рода христиан и впоследствии. Яса Чингис-Хана не запрещала монголам принимать тот или другой религиозный культ и, наоборот, считалось, что лучшим подвластным может быть тот, кто признает власть небесного царя. Однако, русские оказались не *в состоянии подчинить монгол своей культуре, и Орда под властью Узбека окончательно была отуречена. Мусульманство Узбеком было признано официальной государственной религией, письменность и разговор- 82

ный язык приняты тюрко-половецкие. Причины неуспеха влияния русской культуры среди монгол крылись в политической слабости. На Руси не было-единства и сильной власти. Княжеские междуусобицы продолжались и ко времени правления Узбека приняли самый ожесточенный характер. Новгородский летописец так описывает это время: «После гибели в Орде князей Димитрия Михайловича тверского и московского Юрии Даниловича, брата Калиты,, ярлык тверского князя получил сын Михаила тверского, Александр. Тверь не могла уплатить за происшедшее в Твери избиение татар 2000 серебра. Этим воспользовался московский князь Иван Данилович,, прозванный Калита, поехал в Орду и донес на Александра. Узбек послал против Твери своего брата Чол-хана с большим отрядом татар. Он выгнал князя с семьей из дома и среди тверцев распространился слух, что хан останется княжить в Твери. Тверцы восстали и в куски изрубили Чол-Хана, его отряд перебили Иван Калита бросился в Орду и, упросив, Узбека дать ему вооруженный отряд татар, получил 50 000 войск, взял с ним Тверь, Кашим и Новотатарские земли, «и просто рещи всю русськую землю по-ложиша пусту, только Новгород ублюде».

Тверской князь Александр бежал в Полоцк. В Новгород тоже пришел посол татарский и новгородцы дали ему 2000 серебра. Иван Калита тоже прибыл в Новгород и потребовал выдачи Александра, но тот ушел к литовскому князю Гедимину. При Иване Калите находился митрополит Феогност, родом гречин. Он предал проклятию псковичан за укрытие тверского князя Александра. После похода в Новгород Иван Калита напал на Рязань, опустошил ее земли и княвя убил. Междуусобицы происходили и между другими русскими князьями. Забиралось имущество, разорялись земли, разрушались церкви и монастыри, сжигались села и народ уводился в неволю.

Состав Золотой Орды составляли на 2/3 русское население. Вооруженные обслуживании границы и ямщицкие линии и рабочую силу составляли преимущественно из русского населения, которое неизбежно влияло на быт и культуру монгол. Ко вре-

мени правлении хана Узбека в составе населении казаков сменилось несколько поколений. Они привыкли к своим землям и порядкам Золотой Орды. В составе Золотой Орды казаки составляли поселении, составленные по национальным признакам, говорили на своем языке, хранили свои религиозные обряды и их национальные особенности поддерживались обособленностью от общении с другими племенными соединениями, которые существовали в монгольских владениях. Они пользовались не только авто ном-гей во внутренней жизни, но за службу получали жалованье недостающими предметами питании и вооружении. Во главе казачьих поселений стояли темники, тысячники и баскаки. Верховным главой правительства для всех являлся главный хан, который среди русского населении носил название царя. Царь-хан был главой государства, имя его произносилось на всехэктениих церковного богослужении в христианских храмах и возглашалось: «Благоверному Государю и Благоверной Государыне, народу их и всем православным христианам...» Имена русских князей не могли быть произносимы наряду с ханским именем, потом}' что они не входили в иерархию правящего слоя монгол. Кроме того, даже митрополит не мог провозглашать имени русского князя на эктениях потом}'', что в процессе княжеских междуусобиц великими князьями назывались владимиро-суздальские, тверские, ростовские и другие.

Частая смена кандидатов, получивших ханский ярлык великого князя, также не создавала основании твердой центральной власти русского народа. Великокняжеская власть являлась «фикцией», не имевшей за собой никакой силы. Раздробленность княжеств была, настолько велика, что святые угодники одного княжества поносились в другом и это продолжалось до половины 16 века, до собранного Иваном Грозным Церковного Совета, на котором были признаны общерусскими святыми угодники всех княжеств, и составили синклит «Всероссийских угодников, землю русскую просветивших». Верховная власть ханов связывалась с населением улусов, темниками, тысячниками и баскаками. В посланиях епископа Сарайской и Подон-

ской епархии всегда писалось: «Темникам, тысячникам, боярам, сотникам и урядникам...» Это была система, под управлением которой находились народы, входившие в состав Золотой Орды, в руках которой находилась реальная, вооруженная сила. На всех ступенях правящей иерархии находились в качестве представителей подвластного русского народа разных категорий князья: ордынские, улусные, народные и другие. Последние находились при баскаках казачьих поселений и наблюдали за исправностью во внутреннем порядке, служили помощниками в ссорах и судебных разборах и т. д. Население казаков в составе Золотой Орды было настолько многочисленно, что количество его могло поддерживаться собственным приростом, и почем}' сведении некоторых летописцев можно принять за действительность, что хан Менгу-Тимур, передав право сбора дани русскому князю, избавил русский народ от дачи десятого человека для пополнении вооруженных сил. Сведении эти подтверждаются тем, что при последующих ханах о выводе «тагмы» из русских княжеств, не сообщается. Это событие имело в психологии казачьего населении важное значение и ставило их в еще большее самостоятельное положение в отношении русского народа и ослабляло родственную с ним связь.

В междуусобных столкновениях ханов темники и тысячники, стоявшие во главе казачьих поселений, не могли оставаться в стороне и принимали участие, вовлекая в эту борьбу и казачьи войска. Но ханы, учитывая психологию восточных народов, принимали соответствующие меры. По описанию итальянского путешественника Марко Поло: «Меры, принимавшиеся ханами, состояли в том, что они понимали, что во всех владениях хана есть довольно предателей и неверных, готовых возмутиться, поэтом}' содержали надежные войска. Начальников Великий хан меняет через каждые два года. Так взнузданные народы остаются СПОКОЙНЫЙ®. Кроме того, войска эти содержатся на жалрваньи...»

Условии быта русского народа были настолько тяжелыми, что вызывали у казаков одно желание —

не попасть в то же положение. Княжеские междуусобицы, споры их в Ставке хана, унизительное положение князей и частые открытые казни, нередко производившиеся «обасурманившимися» русскими же, не могли внушать казакам никакого уважения к ним. Кроме того, князья в междуусобицах пользовались теми же казачьими войсками, позволяли им грабить земли своих противников, ставили князей в известную зависимость от войск, которыми они пользовались, — словом, в войсках создавалось сознание в полной беспомощности русских князей. По распоряжению хана, те же войска в другое время давались противнику и под его руководством грабили и разоряли земли прежнего князя. Таким образом, отчужденность казачьего населении от русского населении еще больше углублялось. Поэтому, при общем желании освобождении от иностранной зависимости, единства среди русского народа, в подавляющем количестве составлявшего население Золотой Орды — не могло быть. Не могло быть еще и потом}', что в княжеских междуусобицах ни один князь не мог решиться стать на открытую борьбу против хана, не подвергаясь риск}' немедленного

доноса на него. Поэтому в противоположность другим народам, сумевшим поглощать правящий монгольский класс своей культуре, русский народ свое освобождение должен был предоставить времени и собственному терпению. Надежды на эти спасительные средства избавлении от власти завоевателей и были усвоены психологией княжеских родов. Умирая, каждый князь завещал своему преемнику: «Бог освободит от Орды», «Бог Орду переменит», — и увещевали братьев жить в мире и по отцову завету, и «чтобы не перестала память родителей наших и наша, чтобы свеча не угасла». Под свечой разумелась неугасимая мысль о народном освобождении.

Для спокойного существования казачьих войск необходима была твердая власть законного хана. По установившемуся обычаю во владениях монгол, законными ханами признавались лишь прямые потомки Чингис-Хана. Законная преемственность спасала от захвата власти другими претендентами, 86

что неизбежно приводило к внутреннему расстройству страны. Порядок законной преемственности ханской власти был усвоен казаками и ими поддерживался.

Правление хана Узбека в истории Золотой Орды считается временем внутренней устойчивости, при нем были прекращены ханские междуусобицы, но восстановить единство Золотой Орды ему не удалось. Ханы Белой Орды считали себя независимыми от него, с иранским улусом война продолжалась, и на западе создавалась новая угроза для владений Золотой Орды со стороны начавшейся усиливаться Литвы.

<< | >>
Источник: А.А.Гордеев. История казаков. Золотая орда и зарождение казачества. 1991

Еще по теме УЗБЕК —ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ПОЛОЖЕНИЕ В РУССКИХ КНЯЖЕСТВАХ И СОСЕДНИХ СТРАНАХ —ЛИТВЕ И ПОЛЬШЕ (1312—1341 годы):

  1. ДВИЖЕНИЕ ЛИТОВСКОГО КНЯЖЕСТВА НА ВОСТОК И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА СУДЬБУ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ, КАЗАЧЬИ ПОСЕЛЕНИЯ И ИСТОРИЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
  2. МАМАЙ —ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ (1367-1391 годы)
  3. БЕРКЕ —ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО РЕФОРМЫ ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ (1254—1266 годы)
  4. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ ПЕРЕД НАШЕСТВИЕМ МОНГОЛ
  5. Ослабление Золотой Орды.
  6. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
  7. УХОД ДОНСКИХ КАЗАКОВ ИЗ-ПОД ВЛАСТИ ХАНОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
  8. МЕЖДУУСОБНЫЕ ВОЙНЫ МЕЖДУ УЛУСАМИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ИРАНА
  9. КАЗАЧЬИ ПОСЕЛЕНИЯ В СОСТАВЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
  10. ЗОЛОТАЯ ОРДА ПОСЛЕ НАШЕСТВИЯ ТАМЕРЛАНА (1380—1405 годы)