<<
>>

ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА, ЕГО МЕРЫ ПРОТИВ ДОНСКИХ КАЗАКОВ И НАЧАЛО СМУТНОГО ВРЕМЕНИ (1591 год)

Царь Федор не оставил прямого наследника на престол. После его смерти русский народ присягнул его жене, царице Ирине, сестре Бориса Годунова. Царствовавшая 736 лет династия, прекращалась.
Но в скором времени народу стало известно, что царица Ирина отрекается от престола и уходит в монастырь. Борис Годунов тоже ушел в монастырь, и все время плакал о наступающем «безначалии». Решено было присягнуть боярам, и среди собравшихся кто-то крикнул: «Да здравствует Борис!», брат царицы. Борис, однако, категорически отказывался от царского венца. Для решении вопроса о Престолонаследии был созван Земский Собор. Во время работы Земского Собора были пущены слухи об угрозе нападении крымского хана.

И, действительно, из степей от казаков было получено донесение, что крымский хан готовится к набегу на московские владении. Земским Собором был избран на царство Борис Годунов, после чего он торжественно въехал в Москву.

Тревожное положение на границах со стороны «Крыма заставило отложить коронацию, Борис собрал

содержались войска и воеводой был Воейков. Он с 400 казаков отправился в иртышские степи против Кучума. Воейков напал на стан Кучума, разгромил его орду, захватил его же-н и имущество. Кучум бежал в киргизские степи, где в скором времени и был убит.

Донские казаки, оторвавшиеся от Москвы, делали набеги на Тавриду и Азов. В 1603 году крымский хан Казы-Гирей выслал из Крыма царского посла Барятинского за то, что он «не хотел удерживать казаков от набегов на крымские владении». Из-за Волги прибыли в Крым ногайские мурзы и жаловались хану, что яицкие и волжские казаки сильно обижают их и много улусов у нас повоевали. Хан требовал ухода терских казаков с Терека, они стали опасны для орд, кочевавших по р. Кубани.

Блокада, установленная Годуновым против Доне кик казаков, лишала их возможности получать «жалованье» огнестрельными припасами и хлебом.

Постройка же новых городов к югу от московских границ ставила донских казаков под угрозу полной их ликвидации. Жестокие меры Годунова против знатного боярства и княжеских родов, по примеру царя Ивана Грозного, были ему не по силам. Что могло прощаться «законном}'» русскому царю, то не могло безнаказанно пройти царю «татарского» рода, не имевшего к том}' же никакой наследственной преемственности престолонаследии.

Борис Годунов вступил на московский престол по решению Земского Собора, следовательно, имел законное основание для занятии престола князей Рюриковичей. Он обладал большим государственным УМОМ, проявлял большие усилии к улучшению внутреннего быта народа и создавал благоприятные внешние отношения с соседями. Недостатком его было то, что он вопреки обычаям московских царей, был неграмотен и не обладал никакой общей культурой. Главным же его недостатком для занятии престола было сознание русского народа, видевшего в нем человека не царского происхождении, достигшего царской власти не «законными» путями. На протяжении Долгой и тяжелой русской истории в сознании народа 93

выработалось строгое представление о «законности» царской власти, основанной на старшинстве в роде. В представлении народа «возложить корону или венец Мономаха на голову татарина не могло не казаться нелепым. К тому же все его благие намерении для улучшении народного быта сопровождались неблагоприятными событиями, преследовавшими его в течение всего времени его царствовании. Весною 1601 года полили дожди, продолжавшиеся три недели. Крестьяне не могли ни косить, ни жать хлеб, а 15 августа жестокий мороз повредил озимые хлеба и уничтожил все созревшие плоды. В стране начался голод и продолжался два года. Цены на хлеб ПОДБИЛИСЬ, народ умирал с голоду и Борис приказал открыть государственные «житницы» и раздавать хлеб бесплатно. За время голода в одной Москве умерло, по сведениям.современников, до 1.500.000 людей. Голод утих, но все меры, принимаемые Годуновым в массах получали своеобразную оценку, — во всем видели только его корысть и стремление удержать в своих руках царскую власть.

Не везло Годунову и в семейных расчетах. Его дочь была посватана за датского принца. Но по прибытии принца в Москву он скоропостижно умер, — и это несчастье народная молва приписывала злому умыслу Годунова. Но наибо--\ лее страшным обвинением для Годунова была хранив-1 шаяся в народном предании смерть царевича Димитрия.

Уже во время происходивших бедствий в Москве,} связанных с голодом, в Москве стали появляться слухи, что царевич Димитрий жив и появился в Польше. Сведения эти стали в скором времени принимать более реальные формы.

Донске казаки мерами Годунова были поставлены совершенно во враждебные к нем}' отношения, и первые сведении о царевиче Димитрии Годуновым были получены от донских казаков. В 1604 году донские казаки захватили на Волге Семена Годунова, ехав->| шего с поручением в Астрахань и отпустили его в Москву с наказом: «Объяви Борису, что мы скоро будем к нему с царевичем Димитрием». (Карамзин. 1 Т. II, стр. 148—49).

В русской истории истории царевича Димитрия занимает до настоящего времени неразрешенную загадку. Он вошел в историю под названием «Самозванца», и погиб как «Самозванец», и в действительности он таков и был. Сыном Ивана Грозного он не был, но в его сознании с детства была укреплена вера в его царское происхождение. Причиной этой политической подготовки служила борьба боярства с Годуновым. «Димитрий» был намечен средством борьбы с Годуновым и к этой роли подготавливался боярами с детства. По установившимся в настоящее время сведениям, «Димитрий» принадлежал к семье бояр Колычевых, уничтоженных всем родом при Иоанне Грозном. «Димитрий» ребенком был взят в семью бояр Романовых, затем передан на воспитание в один из монастырей, где получил хорошее образование и стал послушником, а затем патриархом Иовом был посвящен в дьякона. «Димитрий» не только переписывал книги, но сочинял святые каноны, лучше многих книжников того времени. Патриарх Иов взял его к себе для книжного дела. Через некоторое время, в разговоре с одним монастырским служащим «Димитрий», носивший имя Григорий, по секрету, сообщит, что он «царевич», чудом спасенный в Угличе. Новость эта была сообщена Годунову и он приказал сослать Григории в Соловки. Григорий, не ожидая ссылки, решил бежать, и несмотря на установленный над ним надзор, бежал в сторону Литвы и появился в Путивле, где и был принят архимандритом Спасским. Из Путивля Григорий направился в Литву и, уходя, оставил архимандриту записку, в которой сообщал, что он царевич Димитрий, сын Царя И&ана Васильевича, и обещал, что он не забудет «ласки» архимандрита. В дальнейшем пути его сопровождал инок Пимен. Придя в Киев, Григорий снискал милость у князя Острожского и жил некоторое время в Печерском монастыре, где занимал положение дьякона.

Живя в Киеве, Григорий познакомился с Запо-РОЖСКИМИ казаками. Он. обучился у ник верховой езде и военном}' делу, одновременно изучал польскую и латинскую грамматику, как повествует летопись то-

го времени. Из киевского монастыря Григорий пере-1 шел на службу к князю Андрею Вишневецкому и при-1 ступил к выполнению своей политической роли. Сильно заболев, Григорий открылся на исповеди духовнику, что он имеет «свиток», в котором указано его происхождение. Свиток был найден, и кроме того Гри-1 горий показал золотой Крест, осыпанный драгоценными камнями, и сказал, что этот крест ему дан его крестным отцом, князем Иваном Мстиславским.

Князь Вишневецкий принял в нем деятельное участие, и при его и других знатных вельмож Польши покровительстве Григорий был представлен королю Сигизмунду. Король не желал связывать себя официально с историей «московского цесаревича», но разрешил набирать добровольцев для его армии, и отпустил на их содержание средства. Григорий переехал в замок кн. Мнишек и отсюда начал устанавливать связь с недовольными правлением Годунова внутри России.

Зная враждебные отношении донских казаков к Годунову, Григорий послал на Дон своего гонца, с грамотой, чтобы они прислали к нему послоов. Получив грамоту, донские казаки отправили к Димитрию послов с атаманом Иваном Корела и Михаилом Ме-жаковым. Возвратясь на Дон, посланные удостоверили, что Димитрий действительно царевич. Донцы сели на коней и двинулись на помощь Димитрию в количестве 2.000 человек. Запорожские казаки тоже присое-л динились к Димитрию. Начиналось движение против Годунова.

<< | >>
Источник: Гордеев А. А.. История казаков со времен царствования Иоанна Грозного до царствования Петра 1. 1991

Еще по теме ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА, ЕГО МЕРЫ ПРОТИВ ДОНСКИХ КАЗАКОВ И НАЧАЛО СМУТНОГО ВРЕМЕНИ (1591 год):

  1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ГОДУНОВА ПРОТИВ ДИМИТРИЯ
  2. История казаков со времен царствования Иоанна Грозного до царствования Петра 1
  3. ПРОДОЛЖЕНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ (1604 год)
  4. ВОЙНА «ДИМИТРИЯ» С БОРИСОМ ГОДУНОВЫМ ЗА МОСКОВСКИЙ ПРЕСТОЛ
  5. НЕУДАЧИ ХМЕЛЬНИЦКОГО В ВОЙНЕ ПРОТИВ ПОЛЬШИ. НАЧАЛО СНОШЕНИЙ С МОСКВОЙ О ПРИНЯТИИ ЦАРЕМ ДНЕПРОВСКИХ КАЗАКОВ ПОД СВОЮ РУКУ
  6. ДОНСКИЕ КАЗАКИ В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА
  7. ПОДГОТОВКА ДОНСКИХ КАЗАКОВ КО ВЗЯТИЮ АЗОВА
  8. КАЗАКИ В ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА (1584—1598 годы)
  9. КАЗАКИ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА (1645-1678 годы)
  10. ПРИСЯГА ДОНСКОГО ВОЙСКА НА ВЕРНОСТЬ МОСКОВСКОМУ ЦАРЮ. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ПРИДНЕПРОВЬЕ И СМУТА СРЕДИ КАЗАКОВ
  11. УХОД ДОНСКИХ КАЗАКОВ ИЗ-ПОД ВЛАСТИ ХАНОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
  12. КАЗАК.ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА КАЗАК И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ