<<
>>

РОЖДЕНИЕ ПОЭЗИИ

Он был великий поэт и философ и

писал самым изысканным слогом,

какой был в нашем языке до него

и после него.

Виллани. История Флоренции.

Д анте родился в 1265 году в семье небогатого рыцаря-флорентинца.

Когда ему было девять лет, он впервые повстречал Беатриче – девочку в красном платьице; она не обратила на него внимания и прошла мимо – но мальчик Данте понял, что это идет его госпожа и его судьба. Потом он шестнадцать лет поджидал её на улицах, ловил случайные взгляды, писал ей стихи – он был одержимым, как все гении. Но Беатриче умерла, ни разу не поцеловав своего поэта – и Данте едва не умер от горя, его спас только Господь Бог. Данте обратился к Богу с той же одержимостью, с какой он любил Беатриче, он проводил дни в церкви и читал труды богословов, стараясь понять смысл сущего. Затем его захватила жизнь, политика и борьба; он сражался как рыцарь в битве при Компальдино, был членом городского совета, но его партия потерпела поражение, и Данте превратился в изгнанника, терпел нужду и познал горечь чужого хлеба.
Всё это время он писал свою единственную поэму, которую назвал «Комедией» – впоследствии очарованные стихами потомки стали называть её «Божественной комедией». Он описывал то, что видел на стенах соборов и то, что переживал в душе – великую легенду об аде и рае; он пытался представить то, что, как полагали, ожидает всех смертных, о чём одни думали с радостью, а другие с содроганием.

Здесь нужно, чтоб душа была тверда,

И страх не должен подавать совета…

Только одержимый верой гениальный поэт мог живописать все ужасы, которыми наделило его воображение ад:

Я был в краю, где свет умолк вполне,

Где воздух был, как в бурю воет море,

Когда все ветры меж собой в войне,

Там адский вихрь, бушуя на просторе,

Без отдыха мчит души в царство мглы,

Крутит, бичует, умножает горе…

Кошмар ада – это был призрак, перед которым трепетало всё средневековье: всякий верующий думал о том, что его ожидает – и этот жуткий призрак не раз останавливал руку убийцы и заставлял пасть на колени грабителей и насильников.

Я был, страшусь сказать, уж там, где льдом,

Со всех сторон затёрты души злые,

Сквозя под льдом, как крошки под стеклом…

Поэма Данте – это был символ средневековья, с его истовой верой, с его соборами, с его кружевами из камня, барельефами, на которых корчились грешники.

Средневековье знало лишь сильные и грубые чувства – голод, страх, боль; место любви тогда занимало милосердие, любовь к богу, а нежность и любовь к женщине – то были неведомые чувства, ведь рыцари брали женщин насилием. Но средневековье подходило к концу, рыцарские замки были разрушены, и при дворах новых монархов говорили об искусстве, о поэзии и о прекрасных дамах. И вот неожиданным диссонансом на смену мрачному Данте явился другой поэт, певший о радости и любви – его звали Петрарка:

Благословляю день, и месяц и годину,

И час божественный, и чудное мгновенье,

И тот волшебный край, где зрел я, как виденье,

Прекрасные глаза, всех мук моих причину…

Но это была уже поэзия другой эпохи.

<< | >>
Источник: Сергей Александрович Нефедов. История Средних веков. 1996

Еще по теме РОЖДЕНИЕ ПОЭЗИИ:

  1. «Римский миф» в истории И ПОЭЗИИ. Пути словесности и «круг ментальности»
  2. При рождении ребенка
  3. ОПЫТ РОЖДЕНИЯ
  4. 11.4. Единовременное пособие на рождение ребенка
  5. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  6. РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ
  7. РОЖДЕНИЕ КОММУНЫ
  8. Лекция пятая РОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА
  9. 90-е: РОЖДЕНИЕ ВСЕМИРНОЙ ПАУТИНЫ
  10. РОЖДЕНИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  11. РОЖДЕНИЕ ИСПАНСКОЙ МОНАРХИИ
  12. РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ ОСМАНОВ
  13. § 1.2. Рождение денежной теории
  14. § 5. Рождение религии и искусства
  15. § 9. Междуречье: рождение цивилизации