<<
>>

Поздневизантийская культура.

Борьба идей, направлений и жанров в византийской философии и литературе приняла наиболее острые формы в поздней Византии. Окончательное оформление классов и сословий феодального общества определило более четкое размежевание интересов.
Усилилась облеченная в художественную форму критика существующих порядков со стороны угнетенных. Слагались анонимные басни, исполненные сарказма, остроумия и соленых шуток в адрес господ. В одной из них царь и феодалы изображены в виде «нечистых» хищников, а труженики — в образе «чистых» мирных ж.ивотных. Вечная вражда «чистых» с «нечистыми» — непреложный закон жизни: хищники не способны сохранять мир, ибо питаются кровью мирных животных. Однако в решительной схватке «нечистые» терпят поражение.

В области философской мысли поздней Византии возникли идеи гуманизма и рационализма, и в то же время была создана реакционная мистическая доктрина Григория Паламы (XIV в.), объявившая бездумное созерцание и мистический экстаз единственным средством «спасения» и принятая церковью в качестве официального вероучения.

' Новые идеи были высказаны в XV в.

философом Георгием;Гиместом Плефоном (ум. в 1452 г.). Он предлагал отказаться от частной собственности на землю, выдвигал идею протекционизма как необходимого средства подъема отечественного ремеслен-''. ного производства, предрекал крушение христианства. Поэтому он: был отлучен от церкви. Знаток, почитатель и пропагандист античной литературы и философии, Плифон оказал большое влия-^ ние на философов-гуманистов Запада.

359

В начале XIII в. в результате упадка городов византийское искусство находилось на гораздо более низком уровне, чем в Х-XI вв. Новые тенденции в искусстве наметились лишь в начале XIV в. Мозаики церкви монастыря Хора (ныне Кахрие-Джами) в Константинополе представляли красочные динамичные фигуры, полные реализма и силы, отличающиеся индивидуальностью характеристик, человечностью и лиричностью образов. Но развитие новых тенденций в философии, литературе и искусстве было прервано османским завоеванием.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Поздневизантийская культура.:

  1. § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
  2. 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
  3. 30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
  4. § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
  5. Взаимодействие культуры организации и национальной культуры
  6. Взаимодействие культуры и экономики.Социальные функции культуры
  7. 9.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта
  8. 3.3.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования физической культуры, туризма, отдыха и спорта
  9. Сущность культуры. Культура и человеческая природа
  10. 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?
  11. ТЕМА 8. Историческая динамика культуры: особенности культуры традиционных и современных обществ.
  12. ОСНОВЫобщей теории культуры. Методы науки о культуре и ее актуальные проблемы
  13. Политическая культура и индустриальная рациональность Культура и смысл в современных государствах