<<
>>

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Установить точные временные границы возникновения культуры весьма затруднительно. Культура возникает тогда, когда появляется сам человек. Однако что такое культура? В своей классичесой работе «Первобытная культура» Э.

Б. Тайлор пишет, что культура слагается «из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторыхдругих способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» . Согласно другой точке зрения, культуру следует рассматривать как абстракцию (А. Л. Крёбер и К. Клакхон) или как научаемое поведение (Ф. Кисинг). Оно передается из поколения в поколение. Важно подчеркнуть, что речь идет о механизме социальной наследственности.

По мнению другого известного ученого Лесли Уайта, «культура представляет собой класс предметов и явлений,

зависящих от способности человека к символизации, ко-

2

торый рассматривается в экстрасоматическом контексте» . Уайт полагает, что все предметы и явления, которые составляют культуру, располагаются во времени и пространстве. Во-первых, это сам человек с его идеями, верованиями, эмоциями, отношениями. Во-вторых, процессы социального взаимодействия людей. В-третьих, материальные объ-екты. Они находятся вне организма человека, «но в пределах моделей социального взаимодействия между людьми» . Эти факторы определяют местоположение культуры.

В цитируемых определениях речь идет только о человеке. Как известно, высшие приматы тоже живут сообществами. Вся стая подчиняется довольно жестким правилам поведег ния, существует своеобразная система повышения статуса каждой особи. Широко распространенное среди высших млекопитающих подражание позволяет говорить о внеге- нетическом способе передачи опыта от одного индивида к другому.

Однако у животных отсутствует внегенетический способ закрепления этого опыта внутри вида или популяции. У че-ловека он закрепляется в сказаниях, книгах, других памятниках духовной и материальной культуры.

У животных такого нет. Поэтому, несмотря на высказывания отдельных ученых о возможности существования «элементарной», или «про- токультуры», у высших животных, большинство исследователей полагают, что культура (или нечто, близкое ей) все же не могла возникнуть в сообществе даже высокоорганизованных животных.

В целом можно сказать, что понятие культуры включает в себя программу деятельности (поведения), преемственность, аккумуляцию (накопление). Относительно последнего понятия следует отметить, что социально значимый опыт и является программой человеческой деятельности. Он не только передается, но и накапливается, поэтому процесс развития культуры носит кумулятивный характер. Опыт, традиции (прошлое) и инновации (настоящее) являются важными составляющими культуры.

Таким образом, культура предполагает внегенетическую передачу опыта от индивида к индивиду. Этот опыт должен быть зафиксирован в небиологических материальных структурах (например, в книгах или наскальных изображениях).

Общая схема возникновения человека может быть представлена следующим образом.

Многочисленные археологические раскопки и находки позволяют сделать вывод, что предками человека были человекообразные обезьяны, жившие в эпоху миоцена. Они вели полудревесный-полуназемный образ жизни. Однако со временем условия жизни изменились, и обезьяны были вынуждены спуститься на землю. Одной из основных причин таких изменений ученые называют перемену климата.

Изменившиеся условия жизни заставили огромных животных приспосабливаться к новой обстановке. Теперь они должны были беспокоиться о своей безопасности, чтобы не стать легкой добычей для многочисленных наземных хищников. Приспособление шло по двум направлениям. Первая группа двигалась по пути гигантизма: огромные размеры давали возможность увеличить силу для защиты и нападения. К древнейшим гигантам относятся дриопитек и гигантопи- тек, к современным — горилла.

Другая группа вынуждена была опираться не на силу и размеры, а на сообразительность.

Известно, что даже современные обезьяны зачастую используют подручные средства для достижения своих целей (камнем разбивают орех, палкой дотягиваются до банана и т.д.). Древние существа пытались восполнить недостаток в силе «праорудийной деятельностью». Ее значение все больше возрастало, порой именно от нее зависела сама жизнь и безопасность древних обезьян.

Около 5—6 млн. лет назад группа антропоидов миоцена положила начало существам, которые резко отличались от всех прочих живых существ. Они получили название «пред- люди», или австралопитеков, что можно перевести как «южная обезьяна» («австралис» — южный, «питек» — обезьяна). Постепенно происходит процесс изменения в пище. Раньше многие обезьяны были травоядными; спустившись на землю, они приспособились к иным условиям обитания, их с полным основанием уже можно назвать хищниками. В отличие от животных, они использовали при охоте различные орудия, перейдя от случайного их использования к систематическому. У них возникает прямохождение. Однако их еще нельзя назвать людьми, так как они не умеют изготавливать орудия.

Первыми известными нам явлениями материальной культуры были каменные орудия. Они появились приблизительно 2—2,5 млн. лет назад. Изготовляли их существа, которые получили название «человек умелый» — Ното ЬаЫ1- 18. Некоторые ученые считают, что хабилисов также нельзя признавать людьми, поскольку они практически не отличались от австралопитеков, у них отсутствовала речь, хотя они умели изготавливать различные орудия.

Некоторые исследователи считают, что австралопитеки были ранними предлюдьми, а хабилисы — поздними. Хаби- лисов нельзя считать людьми еще и потому, что они не являлись социальными существами, а жили в чисто зоологическом объединении.

Хабилисы положили начало процессу формирования человека и человеческого общества, который длился 1,5— 1,6 млн. лет. По утверждению многих исследователей, грань, по которой человеческую морфологию можно отличить от животной, проходит не между австралопитеками и хабили- сами, а между хабилисами и архантропами. Этот период завершился приблизительно 35—40 тыс. лет назад (ранний палеолит).

Дальнейшая деятельность предлюдей требовала совместных действий. Она становится целенаправленной, волевой. Появляются архантропы, или питекантропы — Ното егес1ш, что значит «человек прямоходящий» (1,5—1,6 млн. лет назад), которые считаются первыми формирующимися людьми (пралюдьми).

Предлюди использовали в качестве орудий камни, палки, кости. Можно предположить, что они заметили существенную разницу между камнями. Некоторые из них довольно легко разбить другими камнями, чтобы получить осколок с острым краем, пригодный для разрезания шкур или иных надобностей.

По мере накопления опыта происходит переход от прао- рудийной деятельности к подлинно орудийной. Это деятельность по изготовлению орудий (орудийно-созидательная) и деятельность по присвоению предметов природы с помощью изготовленных орудий (орудийно-присваивающая). Можно предположить, что первые орудия были из камня, с их помощью первобытные люди могли обрабатывать дерево. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит обычно подразделяется на три этапа — нижний (ранний), средний и поздний (верхний).

Первым «технологическим процессом» было разбивание. В этой деятельности от работающего существа ничего не зависело. Все происходило по воле случая. От него наши предки перешли к раскалыванию, которое делилось на два вида — откалывание и отбивание. Археологические находки позволяют сделать вывод, что в разных местах возникают схожие орудия труда. Яркий пример — ручное рубило. Такие типичные находки позволяют сделать вывод о том, что появилось стандартизированное орудие, которое «является археологическим типом именно потому, что в нем воплощена идея, выходящая за пределы не только каждого индивидуального момента, но и каждого конкретного гоминида, занятого конкретным воспроизведением этого орудия: одним словом, это понятие социальное. Воспроизвести образец — значит знать его, а это знание сохраняется и передается об- ществом» .

Кроме орудий, к этому периоду относится целый ряд других найденных предметов, значение которых, с точки зрения практического использования, объяснить весьма затрудни-тельно: красная охра, красящее вещество, кварцевые призмы, куски костей животных с насечками. Есть основания предполагать, что это памятники духовной культурщ того далекого времени.

Относительно питекантропов среди исследователей практически нет расхождений. Ученые почти единодушно признают их людьми. Подобные выводы можно сделать, опираясь на данные науки. У архантропов появляются очаги интенсивного роста в отделе головного мозга, связанном «с осуществлением специфически человеческих функций, в частности речевой»1. Большинство ученых считают, что и материальная, и духовная культура зародилась вместе с ар- хантропами. Питекантропы умели изготавливать каменные орудия труда. Все это позволяет исследователям говорить, что питекантропы обладали разумом.

Одним из важнейших завоеваний нашего далекого предка стало покорение огня. Разжигание огня было очень сложным и трудоемким занятием. Оно зависело от многих обстоятельств. От существа, которое бралось за это, требовались известные навыки и умения, ими обладали далеко не все члены племени. Много зависело от погодных условий. Повы-шенная влажность, дождь, снег, ветер могли загасить огонь, люди должны были непрерывно поддерживать его. Чтобы победить врагов, нужно было украсть их огонь или загасить его. Без огня, который обогревал первобытныхлюдей, племя могло вымереть. Около огня несли неусыпную охрану. Тот, кто не уберег костер, позволил ему погаснуть, без всякой жалости изгонялся из племени.

На стоянке Чжоукоудян (к югу от Пекина) были найдены следы обитания синантропа. Объем мозга древнего человека достигал 1075 см3. По заключению ученых, в мозгу синантропа были развиты центры, контролирующие речевую деятельность и понимание речи. Синантропы использовали огонь для приготовления пищи и обогрева. Следовательно, на этом

• 1 Семенов Ю. И. Возникновение культуры и ее ранние формы // История культуры России. М., 1993. С. 9.

этапе развития люди жили сообществами и уже должны были существовать определенные нормы поведения. Синантропы и другие «прямоходящие», как полагают некоторые исследователи, умели говорить, их общение не сводилось к рычанию или нечленораздельным звукам. У жителей Чжоукоудянских пещер имелись изделия из прочного кварца, они умели отличить мягкий песчаник от твердого кварца. Черепа животных служили им чашами для питья и еды.

<< | >>
Источник: Чекалов Д. А., Кондратов В. А.. История мировой культуры. Конспект лекций. —Ростов н/Д: Феникс,2005. — 352 с. (Серия «Сессия без депрессии».). 2005

Еще по теме ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА:

  1. Культура первобытного общества.
  2. Общественные отношения в первобытности. Развитие семьи. Первобытное стадо.
  3. 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности
  4. 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности
  5. Периодизация истории первобытного общества.
  6. Первобытная религия и искусство.
  7. 1.1. Осмысление общества первобытными людьми
  8. § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
  9. 2. КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
  10. 3 КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
  11. Периодизация и хронология первобытной истории.
  12. 1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПЕРВОБЫТНЫХ ПЛЕМЕН
  13. 1.3. Разложение первобытно-общинного строя
  14. 1.3. Разложение первобытно-общинного строя
  15. 1.3. Разложение первобытно-общинного строя