<<
>>

Орден иезуитов.

Боевым органом католической реакции стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лойолой (1491—1556). Этот воинственный испанский идальго, лишившись после тяжелого ранения возможности продолжать военную службу, посвятил себя «служению Иисусу» и борьбе с ересями.
Он изучил богословие в Сорбонне и создал там «Общество Иисуса». В 1540 г. папа

утвердил устав нового ордена и взял его под свое покровительство. Орден получил строго централизованное устройство. Его генерал (первым генералом был избран пожизненно Лойола) вместе с совещательным советом находился в Риме и руководил «провинциями» ордена. Иезуиты раскинули свои сети по всему миру, включая в «провинции» и не католические и даже не христианские страны.

Члены иезуитского ордена в отличие от других монашеских орденов жили в миру и были людьми чисто светскими, выступая в роли ловких политиков и дипломатов, придворных, воспитателей, учителей, врачей, искусных мастеров. Ради торжества «дела Христова», выполняя задания ордена, они пускали в ход любые средства: лесть, интриги, клевету, яд, организацию заговоров и убийств по принципу: цель оправдывает средства.

Иезуитские начальники заранее давали прощение содеянных при этом грехов. Воспитанию подобных деятелей была подчинена вся иезуитская педагогика. В своем трактате «Духовные упражнения» Лойола наставлял: «Подчиненный должен повиноваться старшему как труп, который можно поворачивать в разные стороны, как палка, подчиняющаяся всякому движению, как воск, которому можно придать любую форму». Иезуитский орден стремился захватить в свои руки все школьное образование. В его «коллегиумах» обучались и воспитывались иезуитские функционеры. Под влиянием иезуитов находились богословские факультеты многих католических университетов.

Бесцеремонные действия иезуитов, их причастность к заговорам и дворцовым интригам нередко вызывали ответные меры — изгнание и запрет деятельности ордена в отдельных странах. После временного закрытия ордена (1773—1814), он действует до настоящего времени. Слово «иезуит» давно приобрело нарицательный смысл, ассоциируясь с коварством, предательством, неразборчивостью в средствах.

Католическая контрреформация имела известный успех. Она упрочила пошатнувшиеся позиции папства и католицизма и укре * пила на время силы феодальной реакции в Европе.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Орден иезуитов.:

  1. Орден на грудь (вместо эпилога)
  2. Окончательное объединение русских земель. Войны с Казанью, Ливонским орденом, Литвой, Швецией.
  3. Возвращение Гданьского поморья
  4. Контрреформация.
  5. Угроза с северо-запада.
  6. Отражение угрозы с Запада.
  7. Католическая реакция
  8. Борьба Польши с германской феодальной агрессией в XII- XIII вв.
  9. Католическая реакция (контрреформация).
  10. Государство Сефевидов
  11. 3. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ В XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.
  12. Церковь
  13. Польско-литовская уния.
  14. ГРАНИЦЫ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ К НАЧАЛУ ЦАРСТВОВАНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО (1547 год)
  15. 14. История государственных наград за военные отличия в России. Ордена Российской Федерации.
  16. Ливонская война.
  17. 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI в.
  18. Внешняя политика.
  19. Проникновение европейцев в Китай. Начало китайско-русских отношений.