<<
>>

Образование в раннее средневековье.

Церковь использовала некоторые знания античности при организации монастырских школ, необходимых для обучения духовенства. Уже в V в. Марциан Капелла дал сводное краткое изложение тех предметов, которые преподавались в античной школе и носили название «семи свободных искусств».
В VI в. Боэций и Кассиодор разделили «семь свободных искусств» на две части: первая — тривиум (три пути знания: грамматика, риторика и диалектика); вторая — квадриум (четыре пути знания: геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Риторика рассматривалась как искусство составлять проповеди, диалектика — как умение вести беседу, спорить и доказывать справедливость того или иного положения с помощью формальной логики, арифметика — как знание правил счета, а также умение толковать символическое значение чисел. Геометрия, куда входила и география, давала элементарные сведения об измерении пространств и составлении чертежей. Астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских религиозных праздников.

' Энгельс Ф. Юридический социализм. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 495.

344

Мироздание рассматривалось в свете положений священного писания. Вселенная, как и человек, считалась творением бога;

отрицалась вечность существования мира, о чем говорилось в античной философии. Господствовала геоцентрическая теория строения вселенной, но и она была приведена в соответствие с учением церкви. Вселенная представлялась как система концентрических сфер, в центре которой располагалась неподвижная земля, а вокруг нее вращались солнце, луна и планеты; затем следовали неподвижные звезды, а в самой верхней сфере находились бог и ангелы. Эта картина игнорировала научные представления о мире, сложившиеся еще в античности. Выше всех наук ставился авторитет священного писания и некоторых почитаемых церковных деятелей, таких, как Августин Блаженный, Исидор Севильский и др.

Представления о земле, на которой жили люди, выглядели крайне фантастично: устанавливали место, где находился рай, куда попадали души праведников-христиан после смерти, и т. п.

Все, о чем говорилось в священном писании, принималось на веру, которую ставили выше разума. Епископ Тертулиан изрекал: «Верю, потому что это абсурдно». Этот лозунг на несколько веков зачеркнул возможность обращения к разуму и занятия наукой. Но все же при разработке догматов христианской религии отцам церкви приходилось иногда обращаться к античному наследию: к астрономии, анатомии, геометрии Евклида, логике Аристотеля. Но явления природы толковались извращенно, в религиозно-христианском понимании. Изучались не конкретные реальные предметы и явления природы, а символы, скрытый смысл каждого явления как проявление божьей мудрости. Символизм пронизывал всю средневековую культуру.

Принятие христианства способствовало распространению письменности, грамотности, так как для христианского богослужения нужно было читать церковные книги. При монастырях создавались скриптории, где переписывались книги. Запись делалась на пергаменте, т.е. особым образом обработанной телячьей коже (иногда овечьей), так что на переписывание одной Библии шло большое количество шкурок (300). Поэтому книги были очень дорогие, их было мало. В библиотеках книги приковывались к столам цепями.

Кроме книг священного писания (Библия и Евангелие), в раннее средневековье был распространен особый жанр литературы — «жития святых», рассказы о жизни, чудесах и мученичестве за христианскую веру людей, которые канонизировались церковью. Эта литература имела целью воспитать людей в духе смирения, терпения, покорности и стойкости в делах веры; кроме того, церковь проповедовала идею временных страданий в земной жизни и вечного существования после смерти в загробном мире, при этом обещалась жизнь блаженная и счастливая, если человек соблюдал все предписания церкви в своей земной жизни.

345

«Каролингское возрождение».

Некоторое оживление в деле просвещения наметилось в VIII—IX вв. в период так называемого «Каролингского возрождения», значение которого сильно преувеличивалось буржуазной историографией. «Каро.тнгское возрождение» было вызвано необходимостью иметь в огромной империи Карла Великого грамотных и образованных слуг короля (судей, писцов, секретарей). Кроме того, церковь и государство нуждались в духовенстве, которое могло бы своей проповедью воздействовать на народные массы, воспитывать их в духе покорности властям и церкви. К своему двору император пригласил видных ученых из разных стран, таких, как Павел Диакон из Италии, Теодульф, ученый-гот из Испании. Особо значительную роль сыграл англосакс Алкуин, которому была поручена организация школьного обучения. Большой заслугой Карла было собирание античных рукописей, которые переписывались в специальных скрипториях, где трудились переписчики, выработавшие особый почерк, закругленный и каллиграфический (каролингский минускул); рукописи украшались миниатюрами и заставками. При дворе Карла был создан литературный кружок, получивший (по образцу античности) название «Дворцовая академия». В деятельности кружка принимал участие Карл, члены его семьи, духовные и светские сановники, учителя и ученики школы, открытой в Ахене. Один из участников кружка — молодой аббат Эйнгард написал биографию Карла Великого. Члены кружка читали творения античных авторов, сами писали поэтические и прозаические произведения, подражая писателям античности, но это подражание было чисто внешним, формальным. «Каролингское возрождение» было недолговечным.

Временный подъем феодально-церковной культуры наблюдался в англосаксонском государстве в IX в., в период правления короля Альфреда (871—900). Сам король довольно поздно научился латинской грамоте, но стал заботиться о том, чтобы сделать переводы некоторых книг с латинского языка на англосаксонский. Английское духовенство занялось переписыванием текстов священного писания, отцов церкви, а иногда и античных авторов, к которым делались объяснения и пересказы. Для подготовки грамотных клириков были открыты школы при епископских кафедрах. Начали регулярно вести летопись всех важнейших государственных событий. При короле Альфреде были собраны древние законы англосаксов («Правды») Кента, Уэссекса и Мерсии и к ним добавлены позднейшие законы «Правды Альфреда». Сам Альфред перевел всеобщую историю испанского священника Орозия, английскую историю Беды Достопочтенного, трактат Боэция «Об утешении философией»; при переводах он делал вставки по географии из рассказов путешественников, в частности датчанина Отгера, который объехал берега Норвегии и дошел до Белого моря, англичанина Ульфстана, проплывшего Балтийское море и описавшего быт эстов.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Образование в раннее средневековье.:

  1. 10. Что представляли собой образование и культура в раннее Средневековье?
  2. 5.2. Раннее Средневековье(V – Х вв.)
  3. 5.2. Раннее Средневековье(V – Х вв.)
  4. Раннее Средневековье(У - X вв.)
  5. Религии и культура Китая в раннее средневековье.
  6. ЧАСТЬ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
  7. Сербия в раннее средневековье.
  8. Скандинавия в раннее средневековье.
  9. ГЛАВА 7 ИНДИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
  10. ГЛАВА 9 ЯПОНИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
  11. 11. В чем специфика Европы в раннее Средневековье (середина XI – конец XV вв.)?
  12. Религия и культура Индии в раннее средневековье.
  13. ГЛАВА 4 ЗАПАДНЫЕ И ЮЖНЫЕ СЛАВЯНЕ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
  14. В раннее Средневековье зародились и многие другие европей­ские государства.
  15. Южные славяне в раннее средневековье Расселение славян на Балканском полуострове
  16. 2. Как выглядела политическая карта Европы в раннее Средневековье (конец V—середина ХI в.)?