<<
>>

НОВОЕ ВРЕМЯ


Европейскую культуру XVII—XIX вв. принято объеди-нять общим понятием культура Нового времени, которое характеризуется становлением и развитием капиталистического способа производства.
Для стран Европы начало XVII в.
в значительной мере отмечено политической реакцией, наступившей в результате событий конца XVI в. Крестьянская война в Германии (1524—1525 гг.), во многом являвшаяся продолжением народного движения против католической церкви, закончилась поражением восставших. Следствием этого стало торжество феодальной власти, с ее раздробленностью, низким уровнем социально-экономического и культурного развития. Фактически потерпела поражение первая в Европе буржуазная революция. Франция охвачена религиозными и гражданскими войнами.
Наряду с этим перед всеми странами стоит пример успешной буржуазной революции в Нидерландах, входивших в состав абсолютистской Испании, которая препятствовала становлению буржуазного производства, буржуазных отношений. Революция имела антифеодальный, национально-освободительный характер. Также она была направлена против католической церкви, поддерживавшей Испанию. Результатом стало образование на севере республики Соединенных провинций во главе с провинцией Голландией, ставшей первым в мире буржуазным государством.
В Англии продолжается борьба между сторонниками буржуазного и феодального путей развития. В XVIII в. парламент Англии законодательно разрешил огораживания, в итоге более 1,5 млрд. крестьян лишились земли, а к концу века крестьянство практически исчезло: крупные арендаторы использовали наемный труд. К концу XVIII в. завершился аграрный переворот, который значительно повлиял на развитие промышленности и торговли, обеспечив их дешевой рабочей.силой и финансами, принадлежавшими землепользователям.
Растет количество безземельных крестьян как следствие «огораживания», в ходе которого крестьян сгоняли с их земель. Говорили: «овцы съели людей». Собственность на землю сосредоточивается в руках короля. За право использовать ее взимается непомерно высокая плата, повышаются налоги. Наряду с этим в Англии появляются признаки нового хозяйственного уклада, широко используется наемный труд, мануфактура постепенно заменяет сложившиеся цеховые порядки. Развивается торговля, в том числе экспорт, растут портовые города, укрепляется купечество, банковская деятельность. Феодальные порядки тормозили развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, торговли, что не устраивало зарождающуюся буржуазию.
В 1629 г. король Карл I распустил парламент, существовавший с XIII в., единолично став во главе страны. В обстановке непрекращающихся городских волнений, крестьянских восстаний, король вновь созывает парламент в 1640 г., желая с его помощью не только стабилизировать обстановку, но и ввести новые налоги. Однако парламент, в основном состоящий теперь из мелких и средних помещиков, принял решение о взимании налогов только с согласия парламента и о лишении короля права его роспуска. Гражданская война разразилась осенью 1642 г., когда бежавший на север Карл I, опираясь на феодальную знать и англиканскую церковь, начал войну против парламента. Интересы объединившихся против короля буржуазии, крестьян, ремесленников, рабочих мануфактур, нового дворянства (сельских помещиков и зажиточных крестьян, применявших наемный труд) не совпадали, однако общим для всех врагом являлся абсолютизм.
Английская революция (] 640—1688 гг.) имела огромное значение не только для страны, но и для Европы в целом.
Оливер Кромвель, стоявший во главе партии индепендентов, возглавил буржуазную революцию. (Индепенденты — одно из течений пуританизма. Они были противниками любой общегосударственной религии, выступали за свободу религиозной совести и толкования Библии.) Подавляя противодействие сторонников монархии, в 1644—1645 гг. Кромвель уничтожил войска короля Карла I, которого впоследствии казнил по решению парламента. Кромвель лишил пресвитериан права заседать в парламенте, поскольку они поддерживали короля. В 1653 г. Кромвель становится единоличным диктатором. Англия процветает, расширяет торговые связи, укрепляет колониальное могущество.
Итогом революции явился компромисс между аристократией и буржуазией, поскольку последняя еще не обладала достаточной силой, а первая увидела преимущества нового пути развития, все более занимаясь торговлей и производством. Английская буржуазная революция уничтожила абсолютизм, некоторые феодальные нормы, оставив, однако, крестьян в зависимости от феодалов, сохранив сословные различия, принцип наследственности в палате лордов. В целом революция расчистила путь к развитию промышленности, сельского хозяйства, что позволило Англии превратиться в сильную капиталистическую державу, а также спо-собствовало общему европейскому развитию.
Буржуазная революция не только сформировала новую социальную структуру в самой Англии, но и оказала идеологическое влияние на другие страны. Она йредставляла итог противоборства между опиравшимся на феодальную знать абсолютизмом, противником парламента, и торгово-промышленной буржуазией, а также новым дворянством, занимавшимся торгово-промышленной деятельностью. Основной ее силой являлось крестьянство, подавленное поборами и лишившееся земли, а также городские ремесленники, ра-бочие мануфактур. Победа над сторонниками короля, его казнь в 1649 г. имели следствием установление республики (1649—1653 гг.). Парламент, реализовавший в основном цели буржуазно-дворянских слоев, практически не изменил положение крестьян и ремесленников, продолживших борьбу. В результате была установлена диктатура Оливера Кромвеля, протекторат которого длился в течение почти 6 лет. После его смерти была учреждена республика. Впоследствии ее вновь сменила монархия.
Франция этого же времени характеризуется торжеством абсолютной монархии, которая начала складываться еще в начале XVI в. Страной управляет Людовик XIV, являющийся символом единства Франции. Обедневшее дворянство получило возможность нести службу в армии и при дворе. Зна-чительную роль в истории страны сыграл министр Кольбер, который принимал меры для поощрения развития промыш-ленности, торговли, создавал в ней положительный баланс путем снижения импорта и расширения экспорта. Людовик XIV также опирался на церковь, которая давала обоснование его притязаниям на абсолютную власть. Католическая вера, господствовавшая во Франции, отличалась особой не-терпимостью к инакомыслящим, проявлением чего стала ак-тивная деятельность инквизиции. Именем бога освящается жестокость, препятствование научной деятельности, уни-чтожение еретиков.
Особое развитие в XVII в. получает мануфактура, развившаяся из кооперации труда в XVI в. и просуществовавшая до последней трети XVIII в. Мануфактура характеризуется разделением труда и узкой его специализацией. Использование механизмов, водного колеса приводит к повышению производительности труда, следствием чего становится увеличение количества производимого продукта, развитие торговли и потребности в рынках сбыта. Широко используются возможности колоний, борьба за которые приводит к торговым войнам XVII—XVIII вв. Развивается банковский капитал, биржи, торговля недвижимостью.
Описывая положение Англии в XVIII в., Ф. Энгельс отмечает: «Восемнадцатый век собрал воедино результаты прошлой истории ... и показал их необходимость и внутреннее сцепление. Бесчисленные хаотичные данные познания были упорядочены, выделены и приведены в причинную связь; знание стало наукой, а науки приблизились к своему завершению, т. е. сомкнулись, с одной стороны, с философией, с другой — с практикой. До восемнадцатого века никакой науки не было; познание природы получило свою научную форму лишь в восемнадцатом веке или, в некоторых отраслях, несколькими годами раньше» .
Совершенствование производства потребовало дальней-шего развития естественных наук. Начало XVII в. знаменует новый этап в развитии науки. Галилео Галилей — итальян-ский астроном, физик, открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, звездное строение Млечного Пути. Открыв закон инерции, он опроверг натурфилософские теории, ка-сающиеся движения и покоя тел. В 1632 г. им написана книга «Диалог о двух главнейших системах мира, птолемеевой и коперниковой», развивающая учение Николая Коперника, что явилось причиной осуждения ученого католическим су-дом в 1633 г. Бертран Рассел писал, что конфликт между цер-ковью и Галилеем — не только вопрос религии, это спор между двумя методами познания, дедукцией и индукцией. Те, кто используют дедукцию, должны основываться при этом на определенных предпосылках (в данном случае на религиозных представлениях). Если эти предпосылки оказываются неверными, все теоретические построения терпят крах.
Немецкий астроном И. Кеплер открыл законы движения планет. Кеплеровское открытие послужило обоснованием гелиоцентрической системы мира Н. Коперника. В 1611 г.
Кеплер опубликовал работу о преломлении света линзами. Открытия астрономов опровергли освященное религией понимание устройства мира и природы.
В 1661 г. Р. Бойль — английский физик, химик и философ, обосновал понятие химического элемента. Он также работал над качественным химическим анализом. Будучи не только ученым, но и философом, Бойль сочетал теологию с механистическим материализмом. Теория чисел, алгебра, теория вероятности становятся предметом исследования Б. Паскаля. Французский математик, физик, философ примерно в 1641 г. сконструировал «суммирующую машину». Однако Паскаль разочаровался в возможностях разума, что отразилось в его работе «Мысли». Обличительный характер против иезуитов носит его памфлет «Письма провинциалу».
Исаак Ньютон — английский физик, механик, астроном, математик, занимался исследованием оптических проблем. В 1668—1671 гг. создал первые телескопы-рефлекторы. В 1687 г. опубликовал свой основной труд «Математические начала натуральной философии», в котором отражены законы классической механики, имевшие важное значение для физики и ставшие основой динамики. Ньютон заложил основу математического анализа, разработав интегральное и дифференциальное исчисление. Независимо от него те же принципы были разработаны немецким философом и математиком Г. Лейбницем. Ньютон переосмыслил известный до него метод дедукции. Теперь результаты исследований, по* лученные с «го помощью, должны были проверяться путем экспериментов, а не научных обоснований.
Бурное развитие науки в XVII в. показало несостоятельность схоластической методологии, значение как опыта, необходимого для получения знания, так и дальнейшей работы по его осмыслению. Большую важность приобретает экспе-римент, представляющий собой опыт, целью которого является получение ответа на конкретный вопрос. Развитие этой методологии привело к формированию целого философского направления, называемого эмпиризм, ярким представителем которого был Фрэнсис Бэкон, английский философ и политический деятель, говорил, что «знание — сила». Он полагал, что человек должен очистить свое знание от «идолов» (предрассудков). Он раскрыл понятие эмпирического метода и разные виды, способы эксперимента, определил индукцию как метод исследования природы, для ее использования в практической деятельности людей. Говоря о христианстве как о религии откровения, он не считал возможным смешивать религию и науку. Бэкон дал классификацию знаний, его индуктивная методология стала основой индуктивной логики. Философия «не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутый материал, извлекаемый из естественной истории и механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме. Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих двух способностей — опыта и рассудка» . Вот как сам мыслитель выражает свою позицию: «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в экспе- рименте» ; «Подлинная же и надлежащая мета (цель) наук не может быть другой, чем наделение человеческой жизни новыми открытиями и благами» ; «Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим» . Определяя метод как архитектуру науки, Бэкон указывал, что многообразие материи требует применения различных методов. Индукцию он определял как такую форму доказательств, которая, учитывая восприятие чувств и постигая
природные явления, «устремляется к практике, почти
1
шиваясь с ней...» .
Важным методом познания становится эксперимент (Галилей, Ньютон). Галилей изобретает телескоп, Левенгук — микроскоп. Эти изобретения значительно расширили область научных исследований. Человек стремится познать макромир и микромир. Важным методом познания становится аналитический, основанный на определении входящих в целое элементов.
В XVII в. наука приобретает коллективный характер. В Париже и Флоренции возникают академии наук, в Лондоне — Королевское общество. Они не только содействовали проведению исследований, но и публиковали научные труды, которые становились известны широкому кругу читателей. Наука начинает формироваться как социальный институт. Возникает практика обмена знаниями между различными отраслями наук. Это позволило рассматривать изу-чаемые проблемы с различных точек зрения, значительно расширить сферу исследований.
Рене Декарт (в латинской версии Картезий) внес немалый вклад в развитие философии, науки, духа рационализ-ма в целом. Метафизика Декарта неразрывно связана с его научной деятельностью и разработанной им методологией, которая не только не отвергает опыт, но и считает его значение возрастающим по мере развития знаний.
Методология Декарта связана с прогрессирующим разделением труда и стремлением найти общий метод, присущий многим наукам. При этом философ ориентируется на математику, утверждая о существовании «всеобщей математики», которая одновременно является и «всеобщей мудростью». Декарт считал необходимым признание принципа очевидности, требуя проверять знания разумом. Основанием системы научного знания должно стать безусловно достоверное утверждение «я мыслю, следовательно, я существую».
Он полагал, что существует два независимых начала — дух и материя.
В основу философии Декарт кладет не обезличенный процесс мышления, а процесс, в котором мышление составляет единое целое с мыслящим индивидом. В работе «Первоначальная философия» он указывает: «Под субстанцией мы можем разуметь лишь ту вещь, коя существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи. Однако субстанцией, совершенно не нуждающейся ни в чем другом, может быть лишь одна, а именно Бог. Возможность же существования всех прочих субстанций мы можем постигать лишь при содействии Бога». Далее он пишет, что «телесную субстанцию и ум, или сотворенную мысленную субстанцию, можно подвести под общее понятие вещи, нуждающейся для своего существования лишь в содействии Бога» . Мыслящая субстанция неделима. Телесная же имеет величину, ее возможно разделить. У Декарта математика стала наукой о телесном мире, отождествляясь с механикой. Возможность деления бесконечна, наличие пустоты в мире невозможно. Движение объясняется наличием вихрей. Мир понимается как система механизмов, к которым относятся все предметы, например растения. Наука о мире — механика, в связи с чем познание определяется как конструирование машины из простейших начал, предоставляемых разумом. Конструирование производится при помощи метода, основой которого является математика. Всеобщую математику Декарт определял как алгебру, сближая с ней арифметику и геометрию.
Английский философ Томас Гоббс поддерживал Бэкона в понимании знания как силы. Основной задачей философии он определил ее практическую пользу. Философия Гоб- бса — система механистического материализма, что соответствовало уровню развития естествознания того периода. Образцами научного мышления Гоббс признает геометрию и механику, а методами познания — логическую дедукцию механики и индукцию эмпирической физики. На первый план в учении Гоббса выдвигались вопросы организации общества и государства. Согласно его учению, человек по своей природе эгоистичен, его естественное право — право силы, направляемое инстинктом самосохранения. С целью избежать самоуничтожения люди заключают общественный договор, предусматривающий передачу государству части своих прав и исполнение законов. Естественные законы, возможные только в государстве, являются выражением моральной сущности человека. Цивилизованная жизнь невозможна вне государства, которое ограничивает проявления естественной сущности человека, его право силы, создавая условия для господства разума и знаний.
Нидерландский философ-пантеист, Бенедикт (Барух) Спиноза отождествлял бога с единой и вечной субстанцией — природой, которая исключает какое-либо первоначало, кроме самой себя. Он выдвинул теорию о мире как математической системе, о возможности познания мира геометрическим способом. Его книга «Этика» построена в форме теорем и их доказательств.
Немецкий математик и физик Готфрид Вильгельм Лейбниц полагал, что мир состоит из множества неделимых элементов бытия — монад, которые находятся в «предустановленной гармонии». Души людей также являются монадами, однако они способны к самосознанию. Лейбниц уделял большое внимание проблемам логики, сформулировал закон тождества, достаточного основания, разрабатывал понятия анализа и синтеза.
Английский философ Джон Локк не признавал право силы естественным правом человека. Такими правами, по его мнению, являются права на собственность и труд, реализация которых приводит к независимости и свободе чело-века. Государство образуется не для ограничения естественного права, а для его защиты. Философ впервые выдвинул идею о разделении властей на законодательную (парламент), федеративную, связанную с межгосударственными отношениями (король и министры) и исполнительную (суд и армия). Локк считается основоположником буржуазного либерализма. Локк внес важный вклад и в развитие теории познания, утверждая, что в основе знания лежат не врожденные идеи (которых, по его мнению, не существует), а простые идеи, которые возникают в уме благодаря различным качествам тел. «Опыт показывает нам, что ум в отношении своих простых идей совершенно пассивен, и получает их все от существования и воздействия вещей, как их представляют ему ощущение или рефлексия...» . Истинность познания определяется соответствием идей действительности. Критикуя религиозный сектантский фанатизм, Локк пытался отделить истинное учение Христа от его различных измененных толкований. Основой морали считал Божественную волю.
Английский юрист и философ Иеремия Бентам проповедовал свободу частной собственности и конкуренции, оспаривая теорию естественного права. Представитель буржуазного либерализма, он, тем не менее, ратовал за смертную казнь для лиц, возглавивших народное восстание.
Джордж Беркли отрицал само существование материи, полагая, что все, что дано человеку — это его ощущения. Мы знаем, что не властны над своими ощущениями, однако у нас нет ни малейших доказательств тому, что эти ощущения вызваны материальными предметами. На самом деле ощущения возникают у нас потому, что их дарует нам Бог. Беркли отрицал разделение качеств на первичные и вторичные, поскольку все, что у нас есть — ощущения. Наиболее значительными работами Беркли считаются «Опыт новой теории зрения», «Трактат о началах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом» и др.
Философ, историк и экономист Дэвид Юм придерживался позиций агностицизма. Он оказал значительное вли-яние на такое более позднее философское направление, как позитивизм. Он полагал, что не стоит размышлять над тем, существуют ли материальные объекты на самом деле,, Юм разделял впечатления на первичные (ощущения) и вторичные (чувства, желания). Он отрицал свободу воли и единство личности, отмечал слабость человеческой натуры.
Отрицал как тезис о том, что государь получает власть от Бога, так и теорию общественного договора. Он полагал, что общество возникает как результат роста семей. Люди привыкают подчиняться военным вождям, так формируется институт власти. Основной работой Юма считается «Трактат о человеческой природе». Кроме того «История Англии» в 8 томах и «Эссе».
Декарт, Галилей, подобно Аристотелю, полагали, что возможно зарождение живого из неживого. Незыблемость этой теории была поколеблена в XVII в. тосканским врачом Ф. Реди. Он доказал, что черви не зарождаются в гнилом мясе, а являются личинками мух, отложивших в мясо яйца.
Несмотря на научные открытия, XVII в. не только не отрицает идеи Бога, но и отводит ему главенствующую роль в создании мира: у Ньютона — по отношению к природе в целом, у Карла Линнея — к биологическим видам. «В эту эпоху философия хотела быть научной, а наука философичной. Философы XVII в. — цельные натуры: они ставят перед собой задачу объяснить жизнь природы, жизнь личности, опираясь на всюду единые, как они думали, законы механики и физики» .
Рационализм в науке находит отражение в утопическом романе, который характерен для второй половины XVII в. Идеальное общество обнаруживается в других странах, или в будущем.
Указанному направлению противостоит теория Лейбница, согласно которой сам Божественный мир гармоничен и прекрасен. Зло рассматривается как естественная часть гармонии, но оно утрачивает свое значение по мере развития культуры.
Фантастические произведения Сирано де Бержерака бичуют пороки феодально-абсолютистского общества, подчеркивают необходимость перемен. Искусство XVII в. подчинено двум основным течениям — барокко и классицизму.
Слово «барокко» в дословном переводе с итальянского означает «причудливый». В этом стиле отразилась дворянская культура периода абсолютизма, мистицизм, свойствен-ный католическим странам.
В противовес протестантизму, католицизм превращает отправления культа в подавляющие своей пышностью зрелища, направленные на привлечение верующих. Этот стиль отвечал вкусам феодальной аристократии как способ демон-страции богатства и могущества, а также и буржуазии, видевшей в нем реализацию чисто практических земных устремлений к обеспеченности.
Парадным портретам в стиле барокко присущи вычур - ность, эффектная патетика.
Известнейшими работами Лоренцо Бернини, являются колоннада собора Святого Петра, церковь Сант-Андреа аль Квиринале, Королевская лестница в Ватикане, скульптуры «Аполлон и Дафна», бюст Людовика XIV.
Питер Пауль Рубенс, известный художник Фландрии, сочетал принципы реализма и патетичность барокко. Его кисти принадлежат реалистические пейзажи, сцены из крестьянской жизни («Возвращение жнецов»). Его произведения выражают жажду жизни, экспрессию, красоту человеческого тела. Он создал алтарные образа для Антверпенского собора. Другой его шедевр — «Персей и Андромаха». Представителем барокко в музыке был немецкий композитор И. С. Бах. Его произведения отличают народность, глубина чувств, устремленность в будущее.
Наряду с роскошью барокко получает развитие искусство классицизма, в котором отражаются идеи порядка, единства, декартовского рационализма. Для произведений характерны величественность, гармоничность, строгость построения произведения (литература П. Корнеля, Ж. Б. Мольера, живопись Ж. Л. Давида, скульптура Э. М. Фальконе, музыка В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена). Широкое развитие он получает во Франции, Англии, Италии, Германии. Среди его представителей можно назвать П. Корнеля, Ж. Расина, Ж. Б. Мольера (драматургия), Ж. де Лафонтена, Н. Буа- ло (поэзия), Ж. Б. Люлли (музыка), Н. Пуссена, К. Лоррена (изобразительное искусство).
Никола Буало — французский поэт, автор поэмы «Поэтическое искусство», в которой отображены теоретические основания классицизма. Мари М. Лафайет в своих произведениях «Принцесса Клервосская», «Мемуары о французском дворе» описывает нравы и характеры своей эпохи. Французский писатель Жан де Лафонтен известен как автор сказок, комедий, басен, сатирически отображающих жизнь в абсолютистской Франции. Среди представителей парадного искусства абсолютизма следует назвать живописца Шарля Ле- брена. Он был одним из основателей Парижской Академии художеств, возглавлял работы по оформлению Версаля.
Французский драматург Жан-Батист Мольер развивал в своих пьесах жанр народной комедии, высмеивая праздность и предрассудки дворянства. Его герои говорят обычным языком. В комедии «Мещанин во дворянстве» в сатирическом виде изображен представитель третьего сословия, желавший походить на дворянина. Мольер высмеивал дворянское безделье, эгоизм («Дон Жуан»), стяжательство («Скупой»), церковное ханжество («Тартюф»). Отрицательным персонажам противопоставляются другие герои Мольера — находчивые, остроумные люди из народа. Постановка его «Дон Жуана» осуждалась официальными кругами за атеизм и вольнодумство.
Среди драматургов-классицистов можно назвать и Жана Расина. Его трагедия «Андромаха» выражает героику противостояния деспотическому произволу. Трагедия «Федра» отли-чается высоким уровнем психологизма в описании личности героини. В музыкальном творчестве В. А. Моцарта нашли отражение мотивы народных песен. Его произведениям присущ оптимизм, богатство содержания и формы. Классицистом был и французский живописец Никола Пуссен. В его произведениях Используются исторические, мифологические, религиозные темы, разработка которых отличается гармоничностью и строгостью построения.
В архитектуре XVII — первой половины XVIII в. также господствуют классицизм и барокко. Сооружения первого стиля приближались к формам древнеримских строений, с их прямыми, строгими линиями (собор Святого Павла в Лондоне). Барокко представлен дворцами, церквями со множеством лепных украшений, вогнутых ниш, криволинейных очертаний (собор Святого Петра в Риме). Произведе-ния итальянских архитекторов Л. Бернини, Ф. Борромини, других представителей этого художественного направления отражают богатство и беспредельность окружающего мира. Церкви, дворцовые ансамбли характеризуются пышностью, пространственной грандиозностью, использованием криволинейных очертаний.
Фламандский живописец Франс Снейдерс работал в мастерской Рубенса. Он писал яркие натюрморты, сцены охоты. Учеником Рубенса был и фламандский художник, Ан- тонис Ван Дейк. Он известен как мастер психологического парадного портрета. Также обращался к религиозным темам. Его живопись отличается одухотворенностью и полнотой жизни.
Говоря о фламандской живописи, нужно также назвать Имя Йорданса Якоба, Он писал на разные темы — религиозные, мифологические, а также жанровые картины. Часто героями его картин становились простые люди из народа.
Рококо, другое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в., не только не ставило целью реальное отображение действительности, но всеми способами уклонялось от грубости реального мира: Для него характерны манерность и условность образов. Ярким представителем стиля рококо был Ф. Буше, французский живописец. Он писал картины на мифологические темы («Геркулес и Ом- фала»), пасторальные пейзажи. Представителями рококо также были живописцы А. Ватто и Ж. Фрагонер. Изучая историю культуры, необходимо помнить, что многие выдающиеся деятели искусства обращались к вечной возвышенной сущности человека, не ограничивая свое искусство сти-левыми рамками.
В Голландии, где католичество не имело влияния, появляется такое направление искусства, как реализм. В изобразительном искусстве он представлен следующими именами: Ф. Хале, Я. Ван Рейсдал, П. Клаас, В. Хед, Я. Стен, Я. Вер- мер. Важную роль в голландском реализме играл бытовой жанр. Художники изображают обычную жизнь простых людей, но видят в ней нечто возвышенное. Рембрандт является главной фигурой голландского реализма. Независимо от избранной темы (в том числе библейской, мифологической), он отражал в своих произведениях реальную жизнь людей, их характеры.
Рассматриваемое время характеризовалось постоянными войнами, неустойчивостью жизненного уклада человека, зависящего от усмотрения феодала. В этой атмосфере не могло не появиться стремление к единой воле сильного государства. Развитие прогрессивной общественной мысли XVIII в. оформилось в движении Просвещения, родоначальниками которого считаются Вольтер и Монтескье. Философия со-средоточивает особое внимание на проблемах развития общества, рассматривая современное общество с критических позиций. Особенно это касается проблем религии. Позиции тех или иных философов в значительной мере определялись политической ситуацией в стране, где они жили. Политический кризис во Франции, длительная борьба между аристократией, которую поддерживал католицизм, и третьим сословием привели к тому, что в этой стране широкое распространение получила критика религии. Гольбах писал о том, что религия защищает беспредельную власть, уничтожение человека человеком.
Степень критичности существующего общественного устройства была неодинакова и во Франции, где вначале проповедовался путь постепенных преобразований феодаль-ного общества, превращения его в буржуазное (Монтескье, Вольтер). Однако начиная с 60-х гг. признается необходимым уничтожение сословных различий, неограниченной власти, не считающейся с правами личности (Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах). Доктрины философов Юма (Англия) и Канта (Германия) не были столь непримиримы. Однако Кант не признает доказательств бытия Бога и бессмертия души.
Идеи Просвещения нашли воплощение в трудах Руссо. Руссо проповедовал бегство от цивилизации, которая подавляет и разрушает не только человека, но и природу. Идеи Руссо были положены в основу лозунгов Великой Французской революции о свободе, равенстве и братстве. Однако они же принимались и как обоснование действий якобинской диктатуры с ее террором, уничтожением прав личности во имя провозглашенной всеобщей свободы, что противоречило самой сущности идей Просвещения. В «Феноменологии духа» Гегель называл абсолютизацию равенства, которая присущалеворадикальным направлениям, абстракцией, в свете которой сама смерть человека теряет свое значение.
Франция начала века характеризуется значительным развитием антирелигиозных тенденций, ставших одним из наиболее важных аспектов Просвещения. Первым и наиболее радикальным атеистическим произведением, распространившимся во Франции в начале 30-х гг., явилось «Завещание» сельского священника Ж. Мелье, согласно которому «все, что ваши богословы и священники с таким пылом и красноречием проповедуют вам о величии, превосходстве и святости таинств, которым они заставляют вас поклоняться, все, что они с такой серьезностью рассказывают вам об их мнимых чудесах, все, что они с таким рвением и уверенностью расписывают вам о небесных наградах и о страшных адских муках, — все это, в сущности, не что иное, как иллюзии, заблуждения, обман, измышление и надувательство...» . Однако, как правило, столь жесткая позиция не была свойственна Просвещению, которое до середины XVIII в. опиралось на принцип деизма. Эта теория признает сотворение мира Богом, но исходит из того, что в дальнейшем Господь перестает вмешиваться в дела природы и общества. Деисты, к которым принадлежали Вольтер, Монтескье, а также более поздние деятели Просвещения — Руссо, Кондильяк и др., критиковали все распространенные религии и говорили о необходимости «естественной религии», направленной на благо разума и человека. «Мечом, отрубившим голову деизму», стала «Критика чистого разума» Иммануила Канта.
Если в XVII в. главную роль в науке играла математика, то в XVIII ее «догоняют» биология, физика, география. Наука приобретает системный характер. Рационализм XVII в. постепенно меняется. Он уступает место убежденности в возможности и необходимости развития разума, просвещения человеческой личности.
Вторая половина 40-х гг. XVIII в. характеризуется становлением материалистических воззрений. Произведения Ж. Ламетри содержат утверждения о том, что мыслящий человек не найдет ни теоретических оснований, ни практических интересов для своей веры в Бога. Однако он считал, что атеизм не подлежит распространению среди обычных людей и понятен только немногим избранным, стоящим выше остальных в интеллектуальном плане. В конце 40-х гг. материалистические взгляды получают обоснование в работах Д. Дидро и П. Гольбаха, которые считали атеизм необходимым и доступным для всех. Дидро выражает свои идеи в художественных и философских работах, последние нередко имеют форму диалогов, в них участвует человек, которого впервые заинтересовали вопросы мироздания.
Философские работы Гольбаха характеризуются стройным логическим построением, что позволяет доступно обосновать каждое понятие. Его утверждения не носят императивного характера, но вытекают из предыдущих рассуждений. Основным атеистическим произведением Гольбаха является работа «Система природы», в которой он, в частности, указывает: «Все доказательства, при помощи которых теология пытается обосновать бытие божие, основываются на ложном принципе, будто бы материя не существует сама по себе, не может по своей природе двигаться и поэтому не способна произвести наблюдаемые нами в действительном мире явления. Исходя из столь ложных ... предположений, теологи решили, что материя существовала не всегда, и что ее существование и движение имеют своим источником какую-то отличную от нее силу, какое-то неизвестное активное начало, от которого она зависит» . Он показывает пагубное влияние на разум человека религиозных воззрений о загробной жизни, о ее счастье и ужасах в зависимости от поведения людей, что мешает им быть счастливыми на земле, превращая их в бесполезные существа.
Работы Гольбаха по времени создания совпадают с написанием антиклерикальных произведений Вольтера, «Философского словаря», отличающегося антирелигиозной направленностью. В начале 60-х гг. Руссо публикует роман «Эмиль, или О воспитании», работу «Об общественном договоре», в которых также выступает с критикой христианства. Таким образом, это время характеризуется ужесточением просветительской борьбы с религией, за человеческий разум, не обремененный религиозными предрассудками. Необходимо иметь в виду, что критика религии являлась не самоцелью, а одним из аспектов Просвещения, идеологического обоснования буржуазной революции, целью которой являлось свержение феодального абсолютизма, опиравшегося на церковь.
Духовенство, которое, по словам Гольбаха, с помощью небесного овладело земными царствами, сосредоточило в своих~руках не только материальные богатства, но и веками освященную традицию представлять его в качестве посредника в общении с Богом. Высшие церковные должности совмещались порой с положением министров, регентов. Важную роль в политике играла позиция духовников монархов, влиятельных лиц двора. Церковь отождествляла структуру феодального общества с организацией Небесного Царства. Целью же общественной деятельности просветителей, было создание «царства разума», воплощение в жизнь принципов гуманности, соблюдения прав личности. Исполнение этой задачи возлагалось на самих государей, которым предстояло понять, что они «являются защитниками и хранителями
личности, добра, свободы своих подданных; последние дают
1
согласие на повиновение только на этом условии» .
Идеологи Просвещения призывали правительства отобрать богатства у духовенства и потратить их на образование народа, создать этическую систему, учитывающую интересы общества и личности, обеспечить свободу совести, не пре-пятствовать просвещению. Несмотря на утопичность веры в благотворную деятельность государя, принявшего новую философию, учение просветителей содержало принципы, которые потом станут идейной основой буржуазных революций, этических норм постфеодального общества.
В 1734 г. Вольтер публикует «Философские письма», в которых противопоставляет Францию более развитой в социально-экономическом отношении Англии. Он говорит об ограничении власти короля, разумности налогов, свободе вероисповедания, развитии науки и искусства. Г. Лансон называет эту работу «первой бомбой», направленной на старый порядок , первым шагом в развитии Просвещения. Разум, справедливость и гуманность Вольтер относил к основным принципам, которыми должно руководствоваться общество в своем развитии. Вольтер также писал о методах исследования природы, главными из которых считал наблюдение и эксперимент, выводы из которых делаются с помощью математики. Гипотезу можно принимать во внимание лишь тогда, когда ее можно проверить экспериментом. Естествознание он считал основой философии. Из открытий классической механики Вольтер выводил тезис об объективности законов природы, о ее развитии на основании причинно-следственных связей. Он не рассматривал душу как некую субстанцию, противостоящую телу, считая ее выражением чувства и мысли человека. Таким образом, душа не может быть бессмертной. Механистическое естествознание, которое господствовало до второй половины XVIII в., исследовало движение, передаваемое от одного тела к другому, объясняя начало движения действиями Бога, как, например, Ньютон с его теорией «первотолчка». Вольтер также признавал наличие некоего вечного существа, которое является причиной всех других.
Вольтеровский деизм явился основой для формирования взглядов материалистов 30—40-х гг., поскольку он признавал за Богом только создание мира, а впоследствии, по мнению Вольтера, Бог в дела мира не вмешивается. Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах, творчество которых совпало с развитием химии, геологии и биологии, получили основание для утверждения о развитии природы из самой себя. К 60— 70-м гг. Вольтер отказывается и от утверждения о Божественном сотворении мира, однако не от существования Бога вообще. В то же время он не находит ответа на такие вопросы, как происхождение мира, местонахождение Бога и др.
Вольтер считал, что главное в философии — получение ответов на вопросы о смысле жизни, о принципах существования общества, об отношениях людей в нем. Человек должен любить себя, учитывая при этом потребности других и общества в целом. Он является ценностью сам по себе.
В противоположность Руссо, Вольтер признавал право - мерность буржуазной частной собственности, в то же время отрицая собственность феодальную. Его программа буржуазно-демократических преобразований предполагала неприкосновенность частной собственности, владельцы которой должны участвовать в управлении государством, недопустимость деспотизма и произвола со стороны государства, опорой чему должны служить законы. Провозглашая принципы политической свободы, Вольтер, как и другие просветители, считал невозможным применять их без соблюдения законов. Анархию он отвергал. Справедливое общество должно обеспечить свободу мысли, слова, печати, совести, однако ве-ротерпимость должна совмещаться с просвещением людей в отношении опасных культов. Антиклерикальная и антиаб-солютистская трагедия Вольтера «Эдип» определяет значение театра как распространителя новых идей, ослабляющих влияние церкви.
Вольтер разделял идею «общественного договора», расценивая государство как инструмент обеспечения благосостояния и свободы граждан, поэтому он считал возможным преобразовать Францию путем действий сверху, не прибегая к революции. В противоположность Монтескье, который считал деспотизм единственной формой правления, Вольтер не принимал ее, ставя во главе общества «просвещенного государя». В основном все французские просветители были сторонниками этой идеи, однако задачи, которые ставились ими, противоречили сущности феодально-абсолютистской монархии, которая не могла решить их добровольно. Таким образом, идеи просветителей, даже в такой умеренной форме, явились идейным основанием Великой французской революции.
10. История мировой культуры
Согласно Вольтеру, развитие духовной культуры, в том числе производственной деятельности (которую он относил к искусству), является необходимым признаком правильно организованного общества. В то же время Руссо утверждал, что «Науки, Литература и Искусства ... покрывают гирляндами цветов железные цепи», с помощью которых деспотия заставляет «любить свое рабское состояние» . Все просветители признавали разум главной силой развития общества и человека, благодетельной (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) или же губительной, которая выталкивает человека из естественного состояния в несправедливость и угнетение цивилизации (Руссо).
Дидро стал инициатором создания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», издание которой продолжалось с 1751 по 1780 г. Она стала центром, объединившим просветителей. Книга содержала сведения по математике, астрономии, географии, описывала техноло-гию изготовления промышленных изделий.
Ж. Ламетри в своих работах рассматривал проблемы человеческого сознания и природы с точки зрения материализма. Ж.-Ж. Руссо описывал недостатки и преимущества естественного и гражданского состояния человека, он проповедовал простоту, близость к природе, считал, что все люди рождаются равными, а народ вправе свергнуть деспотического правителя, идеальным считал сообщество мелких равноправных собственников. А. Р. Тюрго представил просветительскую теорию связи развития разума и цивилизации. П. А. Гольбах в 60-70-х гг. обосновал атеистическое понимание мира и человека в нем. Монтескье критиковал абсолютную монархию с ее войнами, разорением народа, непомерными налогами; идеалом государственного устройства он считал конституционную монархию, также проповедовал неприкосновенность частной собственности и принципы личной свободы, ограниченные только законом.
Просвещение, провозглашавшее принципы человечности, никак не влияло на экспансионистскую политику европейских стран, которая в XVIII в. приняла глобальный характер. Эта противоречивость была признаком эпохи, получившим практически полное одобрение среди европейцев. Гете, один из авторов, наиболее полно выразивший дух этого периода, не находил ничего позорного для Европы в этой политике.
Взгляды третьего сословия нашли отображение, в частности, в творчестве французского драматурга и купца Пьера Бомарше. Его комедии «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» не только критикуют мораль и образ жизни аристократии, но и прославляют деятельный ум, энергичность человека, представляющего третье сословие в лице Фигаро.
Мировоззрение развивающейся буржуазии нашли отражение в немецком литературном течении 70-х гг. XVIII в., названного «Буря и натиск». Его представители проповедовали идеи разума, справедливости и свободы. Пьеса Фридриха Шиллера «Разбойники» рассказывает о молодых людях, нарушивших закон в знак протеста против антигуманности существующего общества. В драме «Вильгельм Телль» описан швейцарский борец против австрийского гнета. Это произведение подчеркивает правомерность вооруженного свержения тирании. Шиллеру, сочувствовавшему идеям Великой Французской революции, было присвоено звание почетного гражданина Французской республики.
Немецкий писатель Иоганн Гёте первоначально разделял идеи движения «Буря и натиск», но впоследствии стал придерживаться более умеренных взглядов. Он считал неприемлемой революцию как способ изменения общества, полагая, что такие изменения должны быть следствием просвещения и преобразований «сверху». Наиболее яркое его произведение — трагедия «Фауст».
Отражением острого противостояния феодальных традиций и интересов третьего сословия явилась живопись Франции, известным представителем которой был Жак Луи Давид, ставший во время революции якобинцем. Картина «Клятва Горациев», написанная еще до революции, изображает сцену благословлен ия отцом сыновей на бой в защиту республики. На тему революции и его картина «Смерть Марата». Много внимания художник уделял также изображению людей из народа («Зеленщица»).
Творчество немецкого композитора Людвига ван Бетховена тоже испытало влияние Великой французской рево-люции. Узнав о событиях во Франции, композитор написал песню «Кто свободный человек». Героическую (Третью) симфонию он собирался посвятить Наполеону, однако публично отказался от этого решения, когда Наполеон объявил себя императором. Французский композитор и дирижер Клод Дебюсси стоит у истоков музыкального экспрессионизма. Он вошел в историю культуры как автор ярких пьес для оркестра «Послеполуденный отдых Фавна», «Море» и др.
Французский живописец Эжен Делакруа — представитель романтического направления. Его кисти принадлежат драматические картины на тему французского революционного движения («Свобода на баррикадах»), полотна из жизни Востока («Алжирские женщины»). Жан Ф. Милле — французский живописец реалистической школы, темы его работ — быт крестьян, часто идеализированный. Героями картин французского художника-реалиста Оноре Домье нередко становились революционные рабочие. Он также известен как мастер политической карикатуры. Реализм присущ практически всему периоду Нового времени. В числе его представителей XVII в. можно назвать голландских художников Ф. Халса, В. Хеда, Я. Стена. Наиболее значительным художником этого направления был Рембрандт. В своих картинах они воспевали красоту природы и человека. В XVIII в.
реализм отражает идеи Просвещения (английские художники У. Хогарт, В. Шарден).
В конце XVIII — начале XIX вв. формируется сентиментализм. Его представители стремились описать обычного человека, его жизнь, чувства, стремления (художники Ж. Грез, Т. Гейнсборо, писатели Ж.-Ж. Руссо, Л. Стерн).
Просвещение XVIII в. явилось логическим продолжением передовых идей Возрождения, английской буржуазной революции, борьбы за независимость в Америке. Критика абсолютной монархии, феодальных порядков, религии, ко-торой противопоставлялась наука, провозглашение принципов справедливости, равенства, свободы (в том числе, свободы вероисповедания) — таковы основные аспекты идейного движения, получившего название Просвещения. Противоестественность рабства, угнетения, религиозного фанатизма — одна из основополагающих идей Просвещения. Стремление людей воплотить в жизнь эти идеи приводило к революционным преобразованиям общества: Великая Французская революция 1789—1793 гг. и последовавшие за ней преобразования в Европе, борьба за независимость английских колоний в Америке. Указанные события, наряду с промышленным переворотом в Англии, создали почву для перехода от феодализма к капитализму.
Менялся не только хозяйственный уклад жизни, но и мировоззрение каждого человека, причем характер изменений был в значительной степени обусловлен его принадлежностью к тому или иному социальному слою. С осознанием прогресса, происходящего в обществе, соседствовал скепсис и цинизм тех, кто оказался «лишним человеком».
Мануфактура постепенно уступает место более сложной организации труда. Развитие мануфактур характеризовалось разделением труда до самой простой операции, что явилось толчком для развития изобретательской деятельности. Изобретение «летучего» челнока в ткацком производстве, замена человеческой руки механизмом явилось началом промышленного переворота. Ускорение ткачества потребовало создания прядильной машины, изобретенной ткачом Джеймсом Харгривсом. В 1784 г. Эдмунд Картрайт дарит человечеству механический ткацкий станок.
В 1771 г. появляется предприятие, где машина приводилась в движение водяным колесом. Это была уже не мануфактура, а первая фабрика, на которой операции осуществлялись машинами. В 1784 г. механик Джеймс Уатт создал паровую машину, которая могла применяться независимо от наличия поблизости реки, в отличие от водяного колеса. Это ознаменовало уже переход от мануфактуры к фабрике. Первый рабочий паровоз создал инженер-самоучка Джордж Стефенсон в 1814 г. Массовое строительство железных дорог начинается в 20-х гг. XIX в. Используются новые материалы и источники энергии.
В 1607 г. в Северной Америке возникает первая английская колония. Со временем их число увеличивается. Англия пыталась ввести в колониях крепостничество, запретив фер-мерам осваивать новые ~емли и обязав их платить оброк. Имелся и запрет на развитие некоторых отраслей произвол* ства, торговлю с другими странами и т. д. Конгресс представителей колоний 4 июля 1776 г. принял Декларацию независимости, объявившую полную самостоятельность колоний. Декларация провозгласила равенство людей, наличие у них неотъемлемых прав, к которым относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. В случае нарушения этих прав правительством народ мог упразднить его. Как и в случае с Де-кларацией прав человека и гражданина, Декларация независимости, направленная против монархии и колониального притеснения, имела общечеловеческое значение.
В начале XVIII в. Франция являлась одним из наиболее влиятельных феодально-абсолютистских государств Европы. Новая резиденция короля — Версаль — славился роскошью празднеств, архитектурой и живописным оформлением. Однако к 1715 г., к концу царствования Людовика XIV, французская экономика была подорвана военными поражениями. Ее экспансионистская политика оказалась провалена. Формируется третье сословие, включающее мелкую буржуазию, рабочих мануфактур, ремесленников, поденщиков. Середина XVIII в. характеризуется усилением единства королевской, церковной власти и высшего дворянства, но также обострением отношений с третьим сословием. Оно во Франции составляло более 90 % населения. Из всех социальных слоев, входивших в него, буржуазия была наиболее развитой экономически, поэтому только она могла возглавить революцию. Крестьянство и городские низы достигли крайней степени обнищания. Притеснение гугенотов привело к бегству из страны значительного количества людей. Все больше социальных групп выражало недовольство королевской властью, в том числе и та часть буржуазии, которая в дальнейшем возглавит третье сословие в революционном движении.
Перед Великой французской революцией Франция оставалась преимущественно сельскохозяйственной страной, положение крестьян в которой было крайне неблагополучным. Практически вся земля принадлежала дворянству и церкви. Крестьяне платили различные сборы в пользу помещиков, атакже церковную десятину. Непомерными были государственные налоги, подушные подати. Все эти феодальные повинности разоряли крестьянство, препятствовали развитию сельского хозяйства. Не так быстро, как в Англии, развивались промышленность и торговля. Некоторые их отрасли поддерживались правительством, что способствовало становлению нарождающейся буржуазии. Несмотря на появление первых фабрик, в стране господствовало ремесленное производство, сохранялись средневековые цеха. По мере развития буржуазии, ее интересы все больше приходили в противоречие с феодальными ограничениями, что объединяло ее с ремесленниками, крестьянами и той частью дворянства, которая осознавала несоответствие феодальных порядков интересам развития страны.
В конце 1720 г. правительство не смогло погасить государственный долг в связи с банкротством Государственного банка. Во время правления Людовика XV (1723—1774 гг.) подавляющая часть доходов государства использовалась на содержание королевского двора и ведение войн, большинство из которых Франция проигрывала и которые не имели общегосударственных причин, а возникали, в частности, в связи со столкновениями династических интересов. С увеличением государственного долга, росли налоги, уплата которых ложилась в основном на третье сословие.
Противостояние короля и Учредительного собрания, состоявшего из представителей третьего сословия и объявившего о намерении принять конституцию, послужило толчком к началу революции. Взятие Бастилии 14 июля 1789 г. считается началом Великой французской революции. Учре-дительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласившую общечеловеческие ценности, в связи с чем ее значение не ограничивалось одной только Францией. Декларация фактически стала основой для конституций европейских государств, принятых в XIX в., провозгласив свободу и равенство в правах всех людей, определяет естественные, неотъемлемые права человека: свобода и безопасность, сопротивление угнетению. Она закрепляет свободу личности, совести, слова и печати. Объявляет, что верховная власть находится в руках нации.
Свержение монархии, провозглашение республики, с одной стороны, поражение в войне с интервентами (Австрия, Пруссия, Англия, Испания), пытавшимися не допустить гибели монархии, и нереализованные цели основной массы участников революции — с другой, еще более обострили политическую ситуацию, что привело к установлению якобинской диктатуры в мае — июне 1793 г. К началу 1794 г. мятежи были подавлены, а иностранные войска выдворены из страны. Однако крестьяне по-прежнему оставались безземельными, а рабочие нищими. Якобинский террор превратился в средство сохранения власти Робеспьера, что, в конечном счете, привело к обратному результату — его падению. Власть перешла в руки буржуазии.
Великая французская революция 1793—1794 гг. ознаменовалась не «победой разума», как надеялись многие, а робес- пьеровским террором (по имени М. Робеспьера, одного из руководителей якобинцев). В июне 1793 г. его сторонники установили якобинскую диктатуру, но уже в июле 1794 г. потерпели сокрушительное поражение. Робеспьер, как и многие его соратники, был казнен.
Революция уничтожила феодально-абсолютистский строй, обеспечив условия для развития капитализма. Это стало примером для других стран, все еще сохранявших тормозящие их развитие феодальные порядки. Рост промышленности привел к увеличению численности рабочих, которые в 30—40-е гг. XIX в. выступили как самостоятельная сила в Англии, Франции, Германии.
После революции Франция начинает вести экспансионистскую политику, захватив ряд других государств. Надежды, внушенные революцией, первоначально давали основания жителям некоторых стран встречать французскую армию как силу, несущую освобождение. Однако, наряду с подрывом феодального строя, армия Наполеона несла завоеванным странам утрату самостоятельности, превращая их в придатки Франции.
Англия к середине XIX в. становится крупнейшей промышленной страной в мире. Бурно строятся фабрики, металлургические, машиностроительные заводы. В 1825 г. здесь прокладывается первая в мире железная дорога, после чего они появляются и в других странах Европы. Паровые машины начинают использоваться в судоходстве, торговле и военном деле. Существовала и обратная сторона медали: ремесленники, мелкие промышленники и крестьяне при этом разорялись.
В Германии и Франции капитализм развивался гораздо медленнее. Там сохранялось значительное количество мелких крестьянских хозяйств, ремесленников; мануфактуры преобладали над фабриками. В 1848—1849 гг. начинаются новые буржуазные революции во Франции, Германии, Италии, Австрии. Если во Франции, уже уничтожившей феодализм, революция стала следствием внутренних противоречий капитализма, то в остальных странах революции были направлены против феодализма.
Буржуазно-демократическая революция во Франции не смогла установить республику. Она закончилась поражением вследствие противоречивости интересов буржуазии и ра-бочих. Последние не были достаточно сильны для ведения самостоятельной борьбы и не имели поддержки со стороны крестьян. Также незавершёнными остались революции и в других странах.
Несмотря на то, что революции 1848—1849 гг. были буржуазно-демократическими, буржуазия уже утратила свою революционность, присущую ей в период Великой французской революции. Оставаясь прогрессивной силой, развивающей промышленность и культуру, буржуазия перестает быть силой революционной, поскольку ее конечные интересы не совпадали с интересами временных союзников — рабочих. Несмотря на это, революции 1848—1849 гг. имели важное историческое значение: принятие конституций в Пруссии, Австрии, Пьемонте, предоставление некоторых свобод крестьянам, устранение почти всех остатков феодализма во Франции. В 1850 г. промышленный подъем в Европе привел к тому, что основания для новых революций постепенно исчезли.
Конец XVIII — начало XIX в. характеризуются небывалой централизацией производства, капитала, рынков сбыта, возникновением могущественных монополий, их расширением за счет существующих и вновь насильственно создаваемых колоний, перераспределением сфер влияния между государствами и монополиями. Следствием этих обстоятельств явилось резкое обострение противоречий между различными направлениями философии, этики, истории, искусства.
С XVIII в. власть буржуазии распространяется в Европе на все большее количество стран, которые расширяют и укре-пляют свои колонии. В XIX в. возрастает острота социально- экономических и политических проблем, которые становятся предметом рассмотрения философии, находят отражение в теории искусства. А. Швейцер писал, что этические идеалы, очерченные Просвещением и рационализмом, при взаимодействии с реальной жизнью общества преобразовывали ее. Однако с середины XIX в. их влияние постепенно прекратилось, поскольку не нашло поддержки в существующем мировоззрении. Философия, игнорировавшая проблемы культуры, показала свою полную несостоятельность, поскольку не учла, что основой мировоззрения не могут быть только история и естествознание.
Э. Фромм в своей книге «Здоровое общество» отмечает: в XIX в. изменение ценностных ориентиров привело к тому, что не человек, а производство, приносящее прибыль, заняло центральное место в обществе. Обостренная конкуренция между предпринимателями сопровождалась столь же жесткой эксплуатацией работников, еще более усилившейся с развитием специализаций. «Принцип капитализма, в соответствии с которым каждый стремится к собственной выгоде и тем самым способствует всеобщему благоденствию, становится ведущим в поведении людей» . Однако, при видимой свободе действий людей якобы «в собственных интересах», фактической причиной их действий являются законы рынка, стоящие над волей личности рабочего. Никто не заставляет работать на конкретном предприятии, работник якобы свободен в выборе работодателя, но эта свобода ил-люзорна, поскольку выбор, в конечном итоге, определяется законами рынка — наличием потребности в рабочих данной специальности.
Неадекватность затрачиваемых усилий получаемому вознаграждению имеет «нравственные и психологические последствия. Одно из них заключается в недооценке труда, человеческих усилий и мастерства. Другое состоит в следу-ющем: пока мой заработок ограничивается прилагаемыми мною усилиями, ограничены и мои желания. С другой стороны, если мои доходы непропорциональны моим усилиям, то нет ограничений и моим желаниям» .
Рассматриваемый период отмечен как максимальным развитием буржуазного общества с присущими ему характеристиками производства, культуры, так и возникшими при-знаками кризиса этого общества. Во всех явлениях XIX в. в разной степени отразились такие глобальные события, как промышленная революция в Англии, борьба за независимость колоний, Великая французская буржуазная революция. Окончанием XIX в. — в смысле изменения мировоззрения, культуры, общих принципов — принято считать август 1914 г., начало Первой мировой войны.
Промышленная революция, начавшаяся в Англии, к середине XIX в. завершается практически во всех европейских странах. Развитие науки дает толчок производству и воплощается в новых технических изобретениях, позволяющих, в частности, ускорить связь (телефон, телеграф), сократить расстояния (новые средства передвижения) и т. д. Следствием этого является расширение территории как познания, так и общения между людьми.
Из-под власти Британии освободились ее североамериканские колонии, приняв 4 июля 1776 г. Декларацию независимости и образовав Североамериканские Штаты. Это событие явилось примером для колоний других стран, показало возможность развития капитализма, перешагнув феодализм. Капитализм перестал быть европейским явлением, превратился в мировую систему.
Одновременно идет становление мировой культуры, учитывавшей многообразие национальных. Великая фран-цузская революция не стала воплощением идеалов Просвещения, как это предполагалось в ее преддверии. Провозглашенное равенство превратилось в формальность, более того, права личности не только не соблюдались, но и были уничтожены якобинской диктатурой. Воцарилась свобода эксплуатации, ожидаемое «Царство разума», братство людей не воплотилось в действительности. Таким образом, идеалы Просвещения и результаты революций, теория и ее вопло-щение не совпали, и это нашло отражение во всех сферах социальной и культурной жизни XIX в. Если в период революции и до 20-х гг. XIX в. во Франции главенствовал классицизм, настроенный антифеодально, проповедовавший республиканские идеалы, то затем воцаряется романтизм, охвативший все стороны и аспекты социокультурного развития. Характерная особенность романтизма — бегство от действительности.
Капитализм XIX в. отличается зрелостью, резким расширением сферы применения машинного труда, ростом производительности труда. Труд, принципом которого является полезность и прибыль, дегуманизирует производство, отчуждая от него работника.
Общая идея свободы человека, его независимости во всех сферах жизни воплотилась в идеях либерализма, становление которого происходит уже в XVIII в. В следующем столетии феодальные структуры власти сменяются кон-ституционными монархиями и парламентскими республиками, развивается многопартийность. Провозглашаются принципы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, незыблемости частной собственности, невмешательства государства в предпринимательскую деятельность, равенство возможностей при свободе личности на их реализацию.
Наряду с этим ведется политика колонизации, развиваются монополии. Денежная оценка труда неадекватна его интенсивности. Эти и ряд других причин показали несостоятельность либерализма в поисках форм всесторонней реализации личности. Капитализм провозглашает высшей добродетелью пользу, примером — человека, который добился благополучия своим трудом, смог сохранить и приумножить добытое. В это время распространяются протестантские секты: кальвинисты в Европе, пиетисты в Германии, методисты в США. Они определяют смысл жизни как беспрестанный труд. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер показывает связь между протестантским мировоззрением и духом капитализма.
Вместе с тем ценности прежнего буржуа меняются. Основное внимание уделяется прибыли, рекламе, которая увеличивает ее независимо от качества товара. Такие ценности, как бережливость и умеренность, перестают быть основой морали. Требования, которые раньше предъявлялись к личности предпринимателя, теперь переносятся на его предприятие.
Человек по-новому смотрит на природу. В его мировоззрении она больше не предстает как творец, а превращается в поставщика благ. Да и сам человек в XIX в. из высшего творения мира превращается в придаток производства, который должен отвечать стандартным требованиям — в работе, в семье, в общественной жизни. Технический прогресс не гарантирует прогресс культурный, более того, завышенная роль первого может уничтожить культуру.
Совокупность указанных обстоятельств привела к тому, что в культуре XIX в. совмещаются течения, различные по своей направленности и принципам. Теряет былое значение архитектура, появляются новые виды творчества — кино, фотография и др. Развивается фольклор, прикладное искусство, художественная промышленность, поставившая на поток копирование и распространение произведений искусства. В это время искусство становится особым выразителем отношений человека к реальности, не только отображая ее, но и отгораживаясь от нее.
Неудовлетворенность действительностью привела к замене ее в искусстве романтизма возвышенным идеалом, который мог быть найден в природе, в ином времени или во внутреннем мире самой личности. Среди выдающихся представителей романтизма следует назвать писателей Дж. Байрона, П. Б. Шелли (Англия), В. Гюго (Франция), Э. Т. Гофмана, Г. Гейне (Германия), музыкантов Ф. Шуберта (Австрия), Р. Шумана (Германия), в живописи — Э. Делакруа (Франция). Во многом романтизм послужил основой для возникновения и развития критического реализма. Вальтер Скотт в своих романах во многом идеализирует прошлое, Байрон обращается к темам далекого Востока; Гофман, Гейне и Вагнер создают фантастические миры. Идеализируется жизнь ремесленников, патриархального крестьянства.
Середина XIX в. характеризуется кризисом натурфилософии в связи с невиданным развитием естественных наук. Клод Бернар, физиолог и патолог, обосновал экспериментальный метод изучения организма, в качестве основного закона провозгласив только «авторитет факта». Луи Пастер известен работой по вопросам микроорганизмов, впервые сделал прививки. Важный вклад в развитие науки внесли химики Марселей Бертло, Адольф Вюрц, физики Пьер и Мария Кюри и др.
В середине XIX в. широко применяется проволочный телеграф, создаются буквопечатающие устройства, прокладываются подводные кабели связи. Английский изобретатель Генри Бессемер открыл секрет выплавки стали путем продутая воздухом жидкого чугуна. В 60-е гг. XIX в. Пьер Мартен разрабатывает способ получения стали в печах.
В области транспорта XIX в. стал веком железа и пара. Парусный флот заменяется пароходами, развивается строительство железных дорог и паровозов. Промышленный переворот потребовал изучения химических свойств материалов. Французский химик Антуан Лавуазье, применяя закон сохранения массы вещества, объяснил горение как реакцию взаимодействия веществ с кислородом, разработал номенклатуру химических соединений. Английский ученый Чарльз Дарвин предложил теорию происхождения видов в результате естественного отбора.
В первой половине XIX в. в философии господствовал немецкий идеализм, тогда как во второй развитие естествознания, столкновение противоречивых идей, острые общественные конфликты привели к упадку классической философии, предметом исследования которой были вопросы истины и свободы. И. Кант и Г. Гегель считали, что культура относится к сфере человеческого духа, стоит над естественными природными свойствами личности, условиями ее существования в обществе. Кант определяет искусство как «созидание через свободу, т. е. через произвол, который полагает в основу своей деятельности разум» . Канта не интересует вопрос о действительности существования прекрасного, главным является отношение человека к природным предметам, результатам его деятельности. Он считает поэзию высшим видом искусства, поскольку она «укрепляет душу», а само искусство помогает «культуре способностей души для общения между людьми» . Приверженцы субъективизма в искусстве обосновывали свои позиции кантовскими утверждениями о том, что «красота безотносительно к чувству субъекта сама по себе есть ничто» , а вкус невозможно оценить, применяя объективные критерии. Анализируя творчество Канта, И. С. Нарский отмечает, что, наряду с недопониманием роли объективного в искусстве, философ считал: «цель и идеал искусства (понимая под «идеалом» представление о существе, адекватное высшей идее художественного творчества) есть средоточие нравственного духовного мира, т. е. человеческая личность» . Кант провозглашал идею о том, что лишь человек может быть идеалом красоты.
Историческая роль, которую сыграли французские войны конца XVIII в., состояла в том, что они разрушили феодальную структуру общества. Однако в дальнейшем наполеоновские победы, наряду с устранением консервативных режимов, привели к чуждому иноземному господству, что повлекло консолидацию буржуазных сил на платформе национального сознания.
Стремления части буржуазии к социальным измене-ниям видны, в частности, в работах немецкого философа И. Г. Фихте: «Требование к правителям Европы возвратить свободу мысли, которую они до сих пор подавляли» (1793), «К исправлению суждений публики о французской революции (1794), «О назначении ученого» (1794). В них он призывал к отмене крепостного права, гнета церкви и феодалов, отмене сословных привилегий, признавал правомерной революцию, устанавливающую либерально-конституционное правление.
Г. Гегель писал, что «французская нация благодаря горнилу своей революции избавилась от множества учреждений, из которых человеческий дух вырос, как из детской обуви, и которые уже мешали ей и другим, как бездушные цепи» . Монархический строй, восстановленный во Франции после поражения революции, не сохранил ее завоеваний. Гегелю были близки жирондистские преобразования, насилие и террор революции он считает неприемлемыми.
Говоря о якобинской диктатуре, Гегель называет революцию разрушительной, бессмысленной силой. «Никакого положительного произведения или действия всеобщая свобода создать не может; ей остается только негативное действо- вание. Она есть лишь фурия исчезновения» . Провозгласив всеобщую свободу, Робеспьер уничтожил как свободу личности, так и саму личность. «Единственное произведение и действие всеобщей свободы есть поэтому смерть» .
Огюст Конт выдвинул теорию позитивизма, согласно которой основой всего являются положительные (позитивные) знания. Позитивизм ограничивал задачи исследователя позитивным, положительным описанием собы-тий, обстоятельств, без их изучения и анализа. Конт считал, что существуют скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Используя достижения науки, можно познать эти законы. Он разрабатывал рациональный подход для изучения общества. Наблюдение и эксперимент — основа такого подхода. Ссылаясь на новейшее естествознание, Конт утверждал, что оно должно обходиться без философии. Не объяснение явлений, а лишь их описание является задачей науки.
Его последователем был Ипполит Тэн, согласно которому в процессе познания получаемые ощущения отражаются в виде предметов в сознании человека. «Кажущаяся вещь», воплощенная в сознании, существует независимо от наличия реальной вещи. В произведении «История английской литературы» Тэн изложил свои взгляды на искусство, которое, по его мнению, неизменно зависит от трех обстоятельств: среды, исторического момента и расы. При этом личность художника не имеет значения.
Английский позитивист Герберт Спенсер утверждал, что принадлежность людей к той или иной социальной группе зависит от врожденных качеств, бороться с этим бессмыс-ленно. Иное дело — борьба за существование в рамках эво-люционного развития, которое обосновано Ч. Дарвином. Теория социального дарвинизма получила развитие в трудах Ф. Ницше и его сторонников.
В первой половине XIX в. в Германии возникает теория А. Шопенгауэра, на которую большое влияние оказала классическая философия. Итогом многолетнего труда явилась его работа «Мир как воля и представление», где он провозглашает наличие «мировой воли», т. е. духовного начала, создавшего весь мир. Познать эту волю возможно только в процессе философского созерцания, не обремененного никакими практическими целями. Это познание устанавливает бессмысленность бытия. «Мировая воля», а с ней и созданный ею мир, становятся «ничем», которым заканчиваются человеческие надежды и устремления. Кроме того, Шопенгауэр утверждал, что основой искусства является интуитивное прозрение, доступное лишь человеку гениальному.
Немецкий философ Фридрих Ницше считал, что для природного создания, человека, культура выступает как внешняя сила, подавляющая его нравственными табу, призванными поддержать жизнь слабых, несостоявшихся людей. Человек, провозглашенный Ницше, не ограничен моральными запретами на реализацию своей естественной природы, отрицает мораль и другие требования общества, ставя выше всего свою свободу. Ницше основой своего учения определяет культ «сверхчеловека», которому не могут препятствовать принципы морали. Война определяется как «очистительная сила», искусство оценивается с позиций идеализма.
Анри Бергсон проповедовал интуитивистскую философию, идею о «спонтанной» памяти, преклонение перед подсознательным. Он считал, что постичь жизнь можно не разумом, а только интуицией. Суть предмета возможно понять, только слившись мистическим путем с тем единственным, что есть в этом предмете. Однако это единственное нельзя постичь анализом, исследованием. Задачей искусства является не изображение реальности, а интуитивное (без помощи, а вернее, без помехи разума) проникновение в сущность вещей, действительности. Художник должен отражать те тонкие движения, которые происходят в подсознании. Социальные вопросы, обобщения не должны интересовать искусство.
Философия психоанализа Зигмунда Фрейда исходит из того, что человек не может совместить свои желания и требования, нормы поведения, установленные культурой. Возникающие вследствие этого болезненные комплексы побуждают человека воплотить нереализованные энергию и желания в различных видах культурной деятельности. Фрейд полагал, что в основе всех видов человеческой деятельности лежат подсознательные импульсы, самый могучий из которых — половой инстинкт.
Развивается также материалистическая философия (Карл Маркс, Фридрих Энгельс).
Все указанные философские школы в той или иной мере нашли отражение в различных направлениях искусства.
В конце 50-х гг. XIX в. начинается период декаданса, что в переводе означает «упадок». Поиски новых путей развития в декадансе связаны с принципом «искусство для искусства», провозглашением аполитичности, проповедью бессилия, мрачной участи человека. В теоретическом аспекте декаданс опирался на идеалистическую философию конца XIX — начала XX в., в частности, на позитивизм О. Конта, теоретические построения Шопенгауэра, Ницше, Бергсона и Фрейда.
Философия позитивизма преломилась в творчестве натуралистов, прежде всего писателей Франции, где это течение и возникло. В последней трети XIX в. оно стало популярным в иных видах искусства, и не только во Франции, но и в Европе в целом, а также в Америке. Натурализм имеет определенные черты сходства с реалистическим искусством, особенно в работах крупных мастеров, подробно и достоверно отображающих жизненные явления. В то же время натурализм избегает обобщений, исследования сути изображаемых явлений, причин их возникновения. По мере развития этой школой все большее значение отводится принципу наследственности *как объяснению причин занимаемого человеком места в социальной иерархии, что сближает позитивизм с символизмом, для которого наследственность не только имеет определяющее значение для положения каждого человека, но впоследствии превращается в фатум. Это находит отражение в творчестве Ж. К. Гюисманса (Франция), Г. Гауптмана (Германия) и др.
Франция 60—70-х гг. XIX в. стала также родиной импрессионизма, проявившегося вначале в живописи, а затем и в литературе. Импрессионизм (в переводе с фр. «впечатление») основой изображения определил внутренний мир че-ловека, индивидуальные переживания, которые не нуждаются в обосновании какими-либо объективными факторами. Это течение одновременно и обогатило традиции реализма, и отошло от них, ограничив мир художественного проникновения искусства.
Впервые чисто декадентские течения появились в 70— 80-е гг. во Франции (символизм) и в Англии 90-х гг. XIX в. (эстетизм). Символизм, распространившийся не только во Франции, но также и в России, Бельгии, Германии, не ставит целью реальное отображение существующего мира, используя символы, в которых выражается неотвратимая судьба, «пение бесконечности» (М. Метерлинк), иррациональные проявления субъективных чувств (П. Верлен). Символизм провозглашает своим принципом отход от реальности, несовместимость искусства с жизнью, моралью, поскольку по-следняя меняется в зависимости от изменений действительности, тогда как идеалы искусства незыблемы. Символизм (С. Малларме, Ш. Бодлер) отражает старение цивилизации. Искусство должно основываться на воображении, а не фиксации, отражении природы. Символисты считали, что художник отличается от обычного человека тем, что только он вместо обыденного события, видного всем, может распознать символ. Само художественное творчество есть создание символов, отражающих мистические истины. Произ-ведения символистов, в отличие от романтиков, не обладают сатирическими чертами, что было свойственно, например, творчеству Гофмана. Социальный строй, оценка его справедливости, необходимости улучшения не должны являться предметом искусства, с точки зрения представителей этого направления. Культивируется форма, внутренние эстетические переживания.
Как и символизм, английский эстетизм отмежевывается от политики, реализма. «Искусство для искусства», «красота ради самой красоты» — суть эстетизма как декадентского течения, определенная его сторонниками. Наиболее значительно в этом течении имя Оскара Уайльда, провозгласившего свободу настоящего искусства от требований морали, проблем реальной жизни, объявившего реализм несостоятельным. Несмотря на это, в его произведениях находит ме-сто критика ханжеской викторианской морали. Эстетизм противопоставлял искусство, красоту — действительности, окружающему миру. Уайльд выдвигает мысль о том, что не художник отображает жизнь, а, наоборот, образы формируют реальность.
В противоположность столь удаленным от жизни теориям конец XIX в. характеризуется развитием литературы в духе теорий Ницше, прославляющей имперские амбиции, незыблемость и правомерность господства метрополий над колониями, нуждающихся в приобщении к цивилизации, необходимость порядка в государстве. Например, М. Баррес, Ш. Моррас в своих романах возвеличивали католицизм, признавая его залогом общественной устойчивости, проповедуя при этом расистские идеи. Такой известный и талантливый писатель, как Р. Киплинг, был сторонником колониальной политики, объявляя ее исполнителей героями, несущими свет полудиким народам.
В начале XX в. в Италии появляется футуризм (от лат. «будущее»), который пытается представить искусство будущего как единство активности и «телеграфного» стиля. Последний выдавался за новаторство. Апологеты футуризма — Т. Мари- нетти и его соратник д'Аннунцио.
Немецкий экспрессионизм («выражение») носит анархический характер и ставит целью выражение субъективных эмоций художника путем изображения реальных образов под необычным, неестественным углом зрения. Экспрессионисты не признавали натуралистического изображения мира, как и эстетствующее искусство символистов. Провозглашалась необходимость нравственного совершенствования человека, строительства мира гармонии, отрицающего существующий мир с его несовершенством. Художники искали душу в каждом предмете. Духовное озарение, возможное на любой стадии развития человека, должно привести к миру человеколюбия. Страх перед временем машин заставлял отказаться от его изображения, объявив предметом искусства только восприятие этого мира через призму внутреннего видения художника, в связи с чем он объявлялся единственным защитником справедливости. Человекдля экспрессионистов не конкретная личность, а представитель человечества или какой-то группы людей, высшая ценность мира. Для живописцев характерны полотна, изображающие обобщенные понятия: «Мрак», «Усталость» и т. д.
Среди последователей импрессионизма («впечатление») — К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар. Они ставили целью отражать не реальность, а видение ее художником, преломление в творческом взгляде, не стремящемся дать анализ, объяснение явлению. Постимпрессионизм представлен такими именами, как П. Сезанн, В. Ван-Гог, П. Гоген. Они стремились отразить художественными средствами противоречия города, жизни человека, однако этих средств было недостаточно для выполнения поставленных задач, отсюда уход во внутренний мир, мистицизм.
Неоромантизм, ярким представителем которого был Роберт Льюис Стивенсон, не находя возможностей творчества в опоре на окружающую реальность, наполняет романы приключениями, интригами, загадками, отважными героями, уводя действие в другие страны, далекие моря и т. д. Неоромантиков интересует внутренний мир героев, противоречивость их характеров, тема одиночества человека, невозможность для него жить в меркантильной, лицемерной обстановке.
Романтик, авантюрист (герой неоромантизма) заменен чиновником, солдатом в «литературе действий». «Человек действия» впервые появился у Редьярда Джозефа Киплинга. Этот человек сражается, тяжело работает, выполняя в колониях долг белого человека, призванного просветить туземцев, превосходство над которыми неоспоримо.
В 40-е гг. XIX в. в искусстве возникает такое направление, как критический реализм. Он связан как с реализмом Возрождения, Просвещения, так и с романтизмом, многие черты которого послужили основой для формирования критического реализма. Реализм, как и романтизм, отрицает справедливость существующей действительности, однако не скрывается от нее, а отображает в своих произведениях, пытаясь проследить причины возникновения социальных конфликтов. В литературе это О. Бальзак (Франция), представители английского социального романа Ч. Диккенс, Д. Голсуорси, У. Теккерей, Т. Гарди. В изобразительном искусстве — Т. Руссо (пейзажи), О. Домье (графика), Ж. Ф. Милле, Дж. Констебль (живопись).
В критическом реализме усилилась публицистическая направленность, расширились границы его существования как четко выделенной школы. Он завоевал позиции в Германии
(Т. Манн, Г. Манн, Г. Гауптман), в США (М. Твен, Д. Лондон, Т. Драйзер), других странах, продолжал быть творческой школой во Франции (Г. Мопассан, А. Франс, Р. Роллан и др.), Англии (Д. Голсуорси, Г. Уэллс, Д. Б. Шоу и др.). Последователи критического реализма видели свою цель в отражении средствами искусства кризиса, переживаемого обществом, социальных противоречий и их последствий, фактических обстоятельств жизни и их обобщений. Они стремились показать борьбу против ограниченности среды.
Реалистическое повествование не только позволяет увидеть объективную действительность, внутренний и внешний мир человека, но и оценить события, высказать гипотезы, обобщения, с помощью которых проявить позицию автора. Полемика, дискуссия выходят за пределы романа, обновляя драматургию, театр. Конец XIX — начало XX в. ознаменовались творчеством таких драматургов, как Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Г. Гауптман. Реализм связан также с именем бельгийского живописца и скульптора К. Менье, в творчестве которого нашли отражение образы людей из народа — портового рабочего, углекопа и др. Наряду с указанными течениями, в той или иной мере критиковавшими действительность, существовал бытовой реализм — государственно поддерживаемое течение, призванное обосновывать совпадение идеала и действительности.
<< | >>
Источник: Чекалов Д. А., Кондратов В. А.. История мировой культуры. Конспект лекций. —Ростов н/Д: Феникс,2005. — 352 с. (Серия «Сессия без депрессии».). 2005

Еще по теме НОВОЕ ВРЕМЯ:

  1. НОВОЕ ВРЕМЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
  2. Культура Камбоджи в Новое время
  3. Новое времЯ
  4. НОВОЕ ВРЕМЯ
  5. Новое время
  6. НОВОЕ ВРЕМЯ
  7. Культура Таиланда в Новое время
  8. 5.2, НОВОЕ время ДІНППІ века
  9. 4.1.5. Развитие культуры в новое время
  10. 4.8. Международные отношения в Новое время
  11. 4.1.5. Развитие культуры в новое время