<<
>>

Новое учение об обществе и государстве.

В науке об обществе не произошло таких коренных изменений, как в естествознании. Здесь продолжал господствовать идеализм. Однако передовая мысль и в области обществознания вступала в борьбу с теологией.
Идеологи поднимающейся буржуазии рассматривали государство как светское, а не божественное установление, которое призвано служить нуждам общества и его правящих верхов. При объяснении общественных явлений начали прибегать к наблюдению, сравнению и опыту.

Новые взгляды на общество и государство раньше всего появились в Италии. Их родоначальником был итальянский политический мыслитель и историк эпохи Возрождения Никколо Макьявелли (1469—1527), написавший ряд исторических и публицистических сочинений, из которых наибольшую известность получили «История Флоренции» и «Государь». Он пытался определить внутреннюю закономерность исторических событий путем установления причинно-следственной зависимости. Движущей силой истории Макьявелли считал политическую борьбу, которую он понимал в широком смысле как борьбу всех недовольных существующим порядком против правящих верхов. Лучшей формой правления он считал республику, однако в условиях раздробленной Италии отдавал предпочтение деспотической монархии, которая одна, по его мнению, была способна объединить страну. Для достижения этой возвышенной цели Макьявелли советовал монарху применять любые средства, не останавливаясь и перед самыми антиморальными.

Французский публицист и государственный деятель Жан Воден (1530—1596) создал наиболее законченную для XVI в. новую историческую концепцию. По его мнению, общество развивается объективно под воздействием естественно-географической среды. Вслед за Макьявелли Воден отвергал тезис о божественном происхождении государства и видел в политической власти проявление господства и насилия. В своем сочинении «Шесть книг о государстве» он защищал идею неограниченной монархической власти. Однако признавал за подданными право на свободу вероисповедания, а также право изъявлять через своих представителей согласие на обложение налогами.

Являясь выразителем интересов третьего сословия. Воден решительно отстаивал принципы свободы торговли и предпринимательства.

В XVII в., когда буржуазия окрепла и начала выступать как оппозиционная абсолютизму сила, ее идеологи стали провозглашать идеи естественного права и республиканизма. Теория есте—548

ственного права была выдвинута еще античными философами и имела распространение в средние века, в частности, она служила теоретическим обоснованием «права на сопротивление» и тирано-борства. В буржуазном понимании впервые эта теория была провозглашена и обоснована голландским юристом, дипломатом и историком Гуго Гроцием (см. гл. 33). По его учению, общество представляет собой совокупность равновеликих элементов — индивидуумов-собственников, а основной целью человеческого общежития является защита свободы и собственности. Естественное право, по Гуго Грецию, основывается на законах природы и никем (даже богом) не может быть отменено. Если оно нарушается, люди имеют право оказывать сопротивление, кто бы ни являлся его нарушителем — отдельные лица, государство, внешняя сила (теория справедливых войн). Гуго Гроций отличал от естественного права «право положительное», установленное договором, которое люди могут изменять, если в этом появится необходимость. Государство, по учению Гроция, зиждется на договорных началах и обладает суверенитетом как учреждение, а не как выразитель воли отдельных лиц.

Учение Гуго Гроция об обществе, государстве, праве и международных отношениях выражало чаяния революционной буржуазии, шедшей на штурм феодализма.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Новое учение об обществе и государстве.:

  1. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.Государство и гражданское общество.
  2. 30. Учение Томаса Гоббса о государстве и праве
  3. 52. Учение Р. Иеринга о праве и государстве.
  4. 7. Учение Платона о государстве н законах
  5. 24, Учение Никколо Макиавелли о государстве и политике
  6. 44. Учение Гегеля о государстве и праве
  7. 16 УЧЕНИЕ Г. ГРОЦИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
  8. 39. Учение 111. Монтескье о государстве и праве
  9. 43. Учение И. Канта о праве и государстве
  10. 15. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского
  11. Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества
  12. 32. Учение Дж. Локка о праве и государстве
  13. 58. Учение о праве и государстве Г. Шершеневич*