<<
>>

Мухаммед и его учение. Основы идеологии раннего ислама.

Объединение Аравии и создание общеарабского государства было Г обусловлено складыванием классового общества. Фактором, уско—1 рившим это объединение, явился ислам.

Древнее многобожие (политеизм) с его культами племенных и местных богов соотвествовало первобытнообщинному строю, при котором не было общепризнанной верховной власти.

С развитием классовых отношений появились стремления к политическому ^объединению и начали распространяться различные монотеистические учения, наиболее популярным из которых в доисламской | Аравии был ханифизм. Были там известны, особенно в Южной |Аравии, и проникавшие извне монотеистические христианская и ^иудейская религии. Возникла необходимость в собственной [последовательно монотеистической религии.

Ислам возник на арабской почве из соединения элементов t-иудейства, христианства, ханифизма и некоторых обрядовых | традиций староарабских домусульманских культов природы. He—127

смотря на свой синкретизм, ислам представлял собой принципиально новую религию, отражавшую потребности местного общества.

Основатель ислама Мухаммед считался пророком, призванным передать волю Аллаха людям. Таких пророков в истории человечества, по учению ислама, было шесть: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос и Мухаммед.

После переселения Мухаммеда и его сторонников в Медину там сложилась мусульманская община, которая принципиально отличалась от родо-племенных объединений. Члены ее (кочевники, земледельцы, горожане) объединялись по признаку принадлежности к исламу, а их кровнородственные и иные связи имели второстепенное значение. Создание такой организации способствовало начавшемуся разложению родо-племенного строя. Ислам дал этому идеологическое обоснование, а мусульманская община стала организационной основой арабского государства.

Мухаммед, считавшийся пророком, «посланцем бога» на земле, высказывал свои суждения как «откровения», полученные им от бога.

Речи его записывались учениками на пальмовых листьях, камнях, плоских костях и т. п., заучивались наизусть и затем декламировались речитативом, наподобие старой арабской фольклорной поэзии. Впоследствии, уже после смерти пророка, эти записи были отредактированы и составили священную книгу мусульман — Коран.

Основой вероучения была идея единобожия и признания пророческой миссии Мухаммеда. Верующим предписывалось совершать ежедневно пятикратную молитву, платить очистительный налог — закат, в размере 1/40 доли дохода от всего недвижимого имущества, стад, торговых прибылей, ремесла и др. (формально считалось, что налог шел в пользу бедных, фактически же — в распоряжение государства); соблюдать пост в месяце рамадане и совершить паломничество в Мекку, хотя бы раз в жизни.

Мухаммед располагал как религиозной, так и светской властью. Поэтому для начального ислама не существовало разницы между духовными лицами и мирянами, между мусульманской общиной и государственной организацией, между религией и правом. Коран давал предписания, касающиеся различных областей жизни. Незыблемой и священной объявлялась частная собственность, детально было разработано право наследования, заключения браков и разводов, опекунства. Существовали различные запрещения — пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством, колдовством и т. п. Мусульманам предписывалось участвовать в «священной» войне (джихад) с «неверными». Это предписание, родившееся в период войн Медины и Мекки, стало позднее идеологическим обоснованием арабских завоеваний.

Мусульманская религия и новое мусульманское государство придавали большое значение собственности на землю. Закрепляя ее за представителями родо-племенной верхушки, государство вводило поземельный налог — ушр (1/ю часть урожая). От этого налога первоначально не освобождался никто, даже вновь складывавшаяся мусульманская знать. Однако неосвоенные и вновь завоеванные земли не подлежали разделу и должны были поступать во владение мусульманской общины. Складывалась официальная догма ислама о государственной собственности на землю. Никто без ведома государства не имел права занять эти земли. Мухаммед широко практиковал наделение своих приближенных земельными участками. Владелец участка был обязан платить государству налог, но он мог передать его по наследству, продать и т. д. В арабском государстве уже на первом этапе его существования сложилось четыре категории земель: 1) земли племен, находящиеся в их общей собственности; 2 частнособственнические земли — мюльк; 3) земли государства; 4) земли, пожалованные государством мусульманской знати.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Мухаммед и его учение. Основы идеологии раннего ислама.:

  1. 4. Как возник ислам, в чем его основные черты? Что представляло собой исламское государство эпохи Средневековья?
  2. Жан Кальвин и его учение.
  3. 2. КОНФУЦИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ
  4. 13.5. Объяснение инерционности институционального развития на основе теории идеологии
  5. ЖИЗНЬ МУХАММЕДА
  6. Система раннего предупреждения.
  7. 27 ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА
  8. 7. «Второе правление» Дост Мухаммеда. Последняя попытка возвратить Пешавар. Политика на севере
  9. 5. Годы феодальной раздробленности. Приход к власти Дост Мухаммеда
  10. 1. КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  11. 26 ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА К КОНЦУ РАННЕГО ДЕТСТВА
  12. Возникновение и распространение ислама.
  13. 16. Политико-правовые направления в исламе
  14. Ход карьерного процесса и основы его регулирования.
  15. Предпринимательство. Основы его государственного регулирования
  16. 15.1. Безналичный платежный оборот и основы его организации