<<
>>

Месопотамия

Шумеры — один из древнейших народов Месопотамии. Шумером называлась страна в Южном Двуречье. Необходимость орошения земли за

ставляла людей создавать крупные ирригационные систе мы.

Так постепенно формировались цивилизации. В Месопотамии это происходит в IV тысячелетии до н.э. Местные жители селились общинами. Во главе общины стоял патеси, в его руках была сосредоточена светская и жреческая власть. В первой половине III тысячелетия до н.э. в Шумере возникли города-государства — Урук, Киш, Ур и др. Аккадцы — вос- точносемитский народ, который появился в Месопотамии в III тысячелетии до н.э.

В конце этого тысячелетия в городе Киш начинается ожесточенная борьба за власть. Одному из приближенных правителя удалось одержать верх, он стал называть себя Саргон — «царь страны». Город Аккад (север Нижнего Междуречья) был объявлен столицей. Новый правитель создал государство, которое охватывало всю Месопотамию и часть Сирии. Таким образом, правитель Аккада, Саргон, объединил под своей властью все Двуречье, включая Шумер.

Внук Саргона — Нарамсин был титулован как «царь четырех сторон света». Однако Аккадская монархия пала под ударами кочевников и соседнего Элама. Позднее было создано новое царство под верховенством представителя третьей династии Ура, которое тоже пало под ударами западносемитского народа амореев (аморитов).

В XIX в. до н.э. особое значение приобретает город Вавилон. Другое его название — Баб-Или («врата бога»).

Возвышению этого города способствовало выгодное географическое положение. Расположенный на левом берегу Евфрата, он находился на перекрестке торговых путей. Постепенно правители Вавилона начали процесс объединения Междуречья под своей властью. Этот процесс завершился в XVIII в. до н.э. при царе Хаммурапи.

Хаммурапи (1792—1750 гг.

до н.э.) являлся шестым царем первой Вавилонской династии. Именно при нем были введены новые законы, получившие название Законов Хаммурапи. Свод законов состоял из трех частей: введение, тексты законов и заключение. Кодекс содержал 282 статьи, написанные клинописью и высеченные на черном базальтовом столбе. В XII в. до н.э. этот столб стал трофеем эламитов. Видимо, по их же приказу 35 статей были стерты из каменного кодекса. Во введении и заключении Хаммурапи формулирует основную причину, по которой были составлены законы. Они должны стоять на страже слабых, защищать справедливость. Сильный не должен угнетать слабого, сироты и вдовы должны иметь защиту в лице закона. Текст написан клинописью.

Законы должны были соблюдать все, ведь они были вручены царю самим богом солнца и справедливости Шама- шем. Говорится во введении и о самом царе. Хаммурапи — пастырь, сокрушитель четырех стран света, дракон среди царей, покоритель селений по Евфрату. Он усердный, справедливый, совершенный. Он царь среди царей. С другой стороны, Хаммурапи покорен великим богам, именно ему, царю справедливости, Шамаш даровал правду.

В Законах Хаммурапи устанавливается ответственность за причинение материального ущерба. Если человек не позаботился об укреплении части плотины и вода затопила чужой урожай, виновник должен возместить ущерб. Если строитель сделал непрочный дом, который после обрушился на голову хозяина, то, в случае смерти последнего, строителя следует убить. Корабельщик, построивший негодное судно, должен сломать его и построить новое за свой счет и отдать заказчику.

В это же время появляется долговая кабала. В случае, если крестьянин, ремесленник не мог своевременно вернуть деньги, его обязывали возвращать взятое с процентами. Однако при всей суровости к должникам, в законах Хаммурапи устанавливались определенные ограничения. Заимодавцы в счет погашения долга могли были брать хлеб, но не имели права изымать по собственной инициативе силой зерно из амбаров должников.

Должники должны были отрабатывать долг в течение трех лет, на четвертый их обязаны были отпустить на свободу.

Заимодавцы не должны были плохо обращаться со своими должниками, притеснять их, причинять физические увечья. В случае смерти должника по вине заимодавца последнего ждало суровое наказание, в дело вступал принцип «равного возмездия»: за смерть должника казнили кого-то из членов семьи заимодавца.

Из текста Законов видно, что рабами в ту эпоху были военнопленные или осужденные по закону. Как правило, с рабами обращались разумно. Хозяину было невыгодно убивать рабов или наносить им серьезные увечья. Одним из видов наказания в те времена являлось отсечение уха. Беглых рабов казнили для назидания прочим.

Возвышению Вавилона способствовало не только удобное географическое расположение, но и личные качества царя Хаммурапи. Он был прекрасным стратегом и дипломатом. В условиях постоянного соперничества между городами-государствами он умел проявить свои лучшие качества и добиться того, что было выгодно Вавилону. Кроме того, Хам- мурапи, как свидетельствуют исторические документы, был хорошим администратором.

По мере возвышения и укрепления Вавилона, объединения под его эгидой всего Двуречья, постепенно менялась и роль главного бога Вавилона — Мардука. Существовали варианты своего рода монотеистического учения, согласно которому все остальные боги представляли собой лишь ипостаси единого Мардука: Нергал — его воинское воплощение, Нинурта — олицетворение силы, Энлиль — власти. Широкого распространения эти идеи, впрочем, не получили. Религии Месопотамии остались политеистическими.

Правление первой династии относится к XIX—XVI вв. до н.э. Во времена правления царя Хаммурапи территория охватывала Аккад и Шумер.

Особенностями культуры Двуречья являются два обстоятельства. Во-первых, несмотря на то, что прямые связи с Египтом были очень слабы, исследователи находят очень много общих черт в историческом развитии народов Месопотамии и Египта. При существенном различии форм религии можно отметить также много общего. «Генезис шумерской и египетской цивилизаций является результатом однотипных ответов на вызов природной среды...

Материальная культура этих двух цивилизаций однотипна. Духовные же характеристики — религия, искусство и даже обще-ственная жизнь — обнаруживают меньше сходства»1.

Геродот писал, что вся Вавилония, подобно Египту, изрезана каналами. Самый большой канал судоходен. Изреки Евфрата он течет в юго-восточном направлении в другую реку. Древний историк отмечает высокую урожайность и очень плодородную землю. Плодоносные финиковые пальмы приносят богатый урожай, из этих плодов местное население изготавливает хлеб, вино и мед.

Второй особенностью, которую отмечают исследователи, является быстрая смена государственных образований. Она не способствовала установлению и укреплению централизованной власти в этом регионе. Это не значит, что в Двуречье вовсе не было известных государственных деятелей. Известны имена Саргона Аккадского, Хаммурапи, но все же, несмотря на огромную власть, которая была сосредоточена в руках этих правителей, централизованных деспотий этот район не знал.

В Месопотамии не было принято называть правителей «сыновьями» богов. Они не обладали неоспоримой в глазах остальных жителей властью, позволявшей им так себя назы-вать. Правители Месопотамии могли претендовать лишь на роль посредников между обычными людьми и богами.

Первоначально жители каждой общины поклонялись своему богу. Когда объединялись несколько общин, объединялись и их культы. К примеру, в одном из поселений люди чтили бога по имени Нингирсу. Их соседи поклонялись богине Бау. Жителям поселения было выгодно объединиться и создать город Лагаш. Горожане теперь считали, что и их боги объединились, образовав божественную пару: Нингир- су и Бау стали мужем и женой.

Так постепенно создавались сложные религиозные системы, появились общенародные боги. Самыми известными из них были трое: Ану, Эа (Энки) и Энлиль. Исследователи предполагают, что первый, по всей видимости, был богом неба. Его имя происходит от шумерского слова «ан», небо. Считалось, что он далек и непостижим. Эа, бог воды, наполовину был человеком, наполовину рыбой. Он покро-вительствовал рыбному промыслу, защищал рыбаков от стихий. Люди называли Эа мудрым и святым. Характерной особенностью Энки было то, что он был одновременно и богом и культурным героем. Он также считался заступником людей перед бога'ми. Эа имел еще одно имя Нидим- муд. Энлиль представал перед людьми, по всей видимости, в образе ветра, приходящего с гор. Он приносил с собой облака, а значит, тучи и наводнения, что было крайне важно для земледельцев. По некоторым другим версиям, Энлиль и Эа были братьями, детьми Ану и богини земли Ки. Представления о родственных связях между богами довольно часто менялись.

Как правило, жители Двуречья поклонялись антропоморфным богам. Зооморфные боги (животные или полулюди-полуживотные) встречаются в религиях Месопотамии редко. Это, в первую очередь, любимый и почитаемый Эа, человек-рыба, а также Нергал. Следует также отметить, что в Месопотамии практически не было развитого культа животных. Ученые на основе археологических находок делают вывод, что тотемизм играл незначительную роль в местной религии. Правда, некоторых животных (быков, змей) там все же считали священными.

Важнейшей особенностью религий Месопотамии является то, что культы разных богов уживались там достаточно мирно. Тем не менее считалось, что боги покровительствуют правителям Месопотамии, которые правят от имени богов. Согласно легенде, царь Хаммурапи получил законы от бога Шамаша. Однако даже из этих законов следует, что религия не оказывала тотального влияния на право и другие сферы жизни Двуречья.

В Двуречье приходят новые народы, семитские, — ак- кадийцы, аморреи. Происходят изменения в религиозной системе. К старым шумерским богам добавляются новые, семитские. Они, как и шумерские, первоначально были божествами отдельных общин. Меняются имена богов: Богиня Инина (считавшаяся женой Ану) превращается в Иштар, или Астарту: Нингирсу начинают именовать Ни- нуртой.

В Междуречье часто слагались религиозные гимны, которые исполнялись в храмах особыми певцами. Сохранились тексты, в которых можно проследить, каким представлялся жителям великий бог Шамаш. Он властвует над всей Вселенной. Это бог справедливости, потому он сокрушает тех, кто замышляет зло, наказывает неправедных судей, казнит тех, кто берет взятки. Но Шамаш милостив к тем, кто не берет мзды, заботится об угнетенных, Он помогает путникам,

2. История мировой культуры

купцам, странникам, охотникам, погонщикам скота . Со временем Шамаш становится просто богом Солнца.

Первые литературные тексты появились на шумерском языке в начале III в. до н.э., а в первой половине II тысячелетия до н.э. — также и на аккадском (вавилонском). Наиболее известен текст, рассказывающий о богах Двуречья, — «Энума элиш». Настоящее его название не сохранилось, поэтому его называют по первым словам текста. Буквально это означает «Когда наверху». Вначале существовал хаос. У первобытной бездны имелось два воплощения: мужское (Апсу) и женское (крылатое чудовище Тиамат). Им подчинялся дух Мумму. Первыми богами были Ламму и Лахаму. С появлением богов в мире появляется порядок. Тиамат, олицетворение хаоса, начинает борьбу против богов.

Только Мардук осмелился вступить с ней в противоборство. «Сошлись Тиамат и мудрейший из богов Мардук. Они двинулись в бой, для сражения сблизились. Распростер владыка сеть свою и окружил ее; ураган, державшийся сзади, пустил он вперед. Когда Тиамат раскрыла свою пасть, чтобы его проглотить, он вогнал туда ветер, и она не могла сомкнуть свои уста; яростный ветер наполнил ее тело... Он выпустил стрелу и пронзил ее тело; ее одолел он, а ее жизнь погубил» .

Боги, помогавшие Тиамат, увидев, что перевес сил не на их стороне, попытались бежать, но были опутаны и сбежать не смогли. Мардук убил чудовище и разрезал ее тело ровно на две части. Он становится главным среди богов. Эта ле-генда очень похожа на древнегреческий миф о борьбе богов с титанами. Из двух частей Тиамат Мардук создает небо со звездами, Луной и Солнцем и землю, где растут растения и живут звери. В чертоге Э-шарре, созданном на небе, были поселены Ану, Энлиль и Эа. Мардук «создал стоянки великим богам и поместил светила их, их подобие, в созвездии Зодиака. Год он отметил, разбил его на части, двенадцати месяцам он установил по три звезды» . По мере развития астрономии боги Месопотамии начали ассоциироваться с планетами и небесными телами. Позднее этот обычай переняли римляне и греки. В Вавилоне также была разработана двенадцатиричная система исчисления времени, которой мы пользуемся до сих пор. На ней основано учение о священных числах (3,7, 12,60).

Существовали в мифологии Двуречья и сюжеты, которые впоследствии встречаются в Библии. Бог Эа создает первого человека, Адапа. «Кровь соберу я и кости возьму... , сотворю человека, чтобы жил (на земле). Пусть богам он служит, а те (отдохнут)» . Из-за своей ошибки Адап теряет дар бессмертия.

Древнейшим из эпосов, сохранившихся до наших дней, является эпос о Гильгамеше. Ранние песни и сказания об этом герое появились в III тысячелетии до н.э. Гильгамеш горюет, потеряв своего верного друга Энкиду. Герой задумал найти цветок вечной молодости для своего народа. Долго скитается он по свету, совершая великие подвиги.

В эпосе рассказывается также о великом потопе, который был вызван рассерженными богами. Люди проявили непо-корность воле богов, и те наслали на землю ливень. Лишь благочестивый Ут-Напиштим был спасен со своей семьей. Эа предупреждает его о надвигающемся потопе. Подобно Ною, Ут-Напиштим строит корабль и спасается на нем вместе со своей семьей и животными.

В мифе о наводнении подробно рассказывается, как встала черная туча. Свет обратился во тьму, даже «боги потопа устрашились, поднялись, удалились на небо». После гнева богов и великого потопа ничего не осталось, а «все человечество стало глиной». Ут-Напиштим увидел остров, и корабль остановился. Первым на волю отправился голубь, но вода еще не схлынула, потому посланник прилетел обратно. И ласточка вернулась, не найдя суши. Лишь ворон, «отправившись, спад воды увидел, не вернулся»1. Несложно увидеть в этом мифе сходство с библейским рассказом о великом потопе.

Жители Двуречья верили в загробную жизнь, но не в загробное воздаяние. Все души после смерти влачат жалкое существование. Был ли человек при жизни праведником или грешником — после смерти это значения не имеет. В царстве мертвых правит злая и жестокая Эрешкигаль. Бросить ей вызов осмелился лишь бог войны Нергал, впоследствии женившийся на ней.

Важную роль в религии Месопотамии играл культ пло-дородия. Богиней плодородия была Иштар. Божеством всех растений был Таммуз (Думузи). Сохранились отрывки, позволяющие судить о том, что существовала легенда о смерти и воскрешении Таммуза. Это символизировало годовой цикл, смену времен года. История близка по смыслу египетскому мифу об Осирисе. В другой версии, Эрешкигаль, злобная повелительница подземного царства, держит в плену саму Иштар. Другое имя Таммуза — Адони (Адонис). Существовал также миф о смерти и воскресении Мардука. В вавилонском сказании рассказывается о том, как богиня Иштар спустилась в «страну без возврата». Она представлена как место, где вошедшие напрасно ждут света. На дверях и засовах стелется пыль, а их пища — прах и глина.

Жители Месопотамии верили также в злых духов, приносивших людям всяческие беды. Особую роль среди них играли «семь духов бездны». Против духов использовались заклинания и амулеты. Считалось, что злые духи боятся собственных изображений, поскольку слишком уродливы.

В Двуречье бьши широко распространены магия и гадания. Жрецов-гадателей называли бару. Они гадали по масляным пятнам на воде, по полету птиц, по животным, толковали сны. Особенно часто применялось гадание по внутренностям животных (гепатоскопия). Ее у жителей Двуречья заимствовали этруски, хетты и римляне.

Пост жреца в Месопотамии был наследственным. Отсутствие физических недостатков и крепкое здоровье бьши не-пременными требованиями, которым должен был соответствовать кандидат на пост жреца. В многочисленный круг обязанностей жрецов входил контроль за работой ирригационных систем. С высоких башен жрецы наблюдали за движением небесных тел и, основываясь на этом, делали выводы о сезонных разливах рек. В Месопотамии была хорошо развита астрономия. Кроме мужчин-жрецов, в Двуречье также существовали жрицы, храмовые прислужницы и .храмовые проститутки.

Далеко не все сферы жизни подчинялись религиозным представлениям. Яркий пример этому — Законы Хаммура- пи. Несмотря на то, что в шумеро-вавилонском обществе царило практически абсолютное засилье религиозной идеологии, среди образованных людей возникают критические философские воззрения. В одном из найденных исторических памятников, носящем название «Диалог господина и раба о смысле жизни», подчеркивается тщетность надежды на милость или прощение царя. «В место недоступное он пошлет тебя. В страну, которой ты не знаешь, он велит увести тебя, и днем и ночью он даст видеть тебе горе». В этом диалоге также высказывается сомнение, что боги окажут помощь, даже если человек станет просить о ней. «Разве ты думаешь, что научишь бога ходить за тобой, подобно собаке, или повелением запроса (т. е. магией), или незапросом (т. е. молитвой), или же исполнением того, что он у тебя попро- сит?»1. Не менее тщетны надежды на посмертное воздаяние в потустороннем мире: «...Подымись на холмы разрушенных городов. Пройдись по развалинам древности и посмотри на черепа людей, живших раньше и после: кто из них был владыкой зла и кто из них был владыкой добра?»

Школы широко распространены еще с шумерского периода. В них обучали будущих писцов. Ученики писали на глиняных табличках и читали по ним. Сама школа называ-лась «дом табличек». Воспитание в те времена было весьма жестким, о чем свидетельствует один текст, написанный по- шумерски. Он представляет собой жалобу ученика, который изливает душу, повествуя о своей нелегкой доле на стезе образования.

За опоздание следовало наказание. За порванную одежду и неосторожное поведение на улице учеников также наказывали. «Человек с тростниковой палкой сделал мне замечание: «На улице надо быть осторожным: рвать одежду нельзя!» — и ударил меня». Так же относится к герою и надзиратель в школе: ««Почему ты кланялся без разрешения?» — и ударил меня.... Привратник сказал: «Почему ты ушел без разрешения?» — и ударил меня. Человек с палкой сказал: «Почему ты протягивал руку без разрешения?» — и ударил меня...».

Неудивительно, что герой говорит: «Судьбу писца я возне-

2

навидел».

С VIII по VII в. до н.э. власть в Двуречье принадлежит Ассирийской империи. Ассирийцы не принесли с собой принципиально новой религии, напротив, заимствовали богов у покоренных народов. Исключений немного, в первую очередь сам племенной бог ассирийцев Ассур (Ашур). Его культ становится государственным, Ашур считается покровителем царя. В народе он не пользовался особым влиянием. У ассирийцев был популярен культ бога Раммана, бога грозы. В это время большим почетом и уважением пользуется и другой

бог — Набу, сын вавилонского бога Мардука. Мудрый бог покровительствует письму и счету.

Завоеванный ассирийцами Вавилон отличался высокой культурой, и завоеватели многому учились у побежденных, а не наоборот. В Ниневии, столице Ассирии, царем Ашшурба- напалом была создана богатая библиотека. В ней хранилось свыше 30 тыс. глиняных табличек. На них записаны тексты мифов, литературных произведений, медицинские и маги-ческие рецепты. До нас дошли тексты летописей, которые знакомят нас с культурой тех времен. Ассирийские боги в Месопотамии были очень скоро забыты, как только там закончилось правление Ассирии.

Конец VII в. ознаменован созданием Ново-Вавилонского царства. Наивысшего расцвета оно достигло при царе Навуходоносоре. В 538 г. до н.э. в результате победоносных за-воевательных походов царя Кира Вавилония потеряла свою независимость и превратилась в провинцию государства Ахеменидов.

<< | >>
Источник: Чекалов Д. А., Кондратов В. А.. История мировой культуры. Конспект лекций. —Ростов н/Д: Феникс,2005. — 352 с. (Серия «Сессия без депрессии».). 2005

Еще по теме Месопотамия:

  1. 2. Население Древней Месопотамии
  2. Месопотамия
  3. Месопотамия
  4. Северная Месопотамия и касситская Вавилония
  5. 4.Источники древней истории Месопотамии
  6. Месопотамия (Междуречье)
  7. 1. Месопотамия на заре цивилизации
  8. 2. Южная Месопотамия времени Ранних династий
  9. МЕСОПОТАМИЯ
  10. 1 СРЕДИ ЕВЛВШТОПСКИЙ ПЕРИОД В НИЖНЕЙ МЕСОПОТАМИИ. КАССИТСКОЕ ЦАРСТВО И ОЛЛМ
  11. Ранние государства Месопотамии