<<
>>

Личность и индивидуальность

Соотношение этих двух величин образует еще одну структурную характеристику культуры - устойчивую, представленную практически на всех этапах ее развития, но в то же время принимающую на кавдом из таких этапов свой особенный облик.

Вернемся к определению обоих указанных понятий, данному в предварительном порядке в начале настоящей лекции. «Личность» есть характеристика человека с точки зрения его участия в общественной жизни и значительности роли, которую он в этой жизни играет. «Индивидуальность» определяет внутренний мир человека, его духовный потенциал, выражающийся обычно в формах, не имеющих прямого и непосредственного общественного содержания. Граница между «личностью» и «индивидуальностью» одновременно и непостоянна, условна, и дана объективно, закреплена в традиции. Условность такой границы явствует из того, что историческое поведение людей, в котором непосредственно реализуются исторические процессы, зависит от идейной позиции человека по отношению к обществу, от его, этого человека, интересов и поли-тических убеждений; такая «личная» позиция всегда и глубоко опосредована «индивидуальностью» — особенностями характера, эмоционально-психологическим складом и т.
д. Анализ личности Наполеона, данный Л.Н. Толстым в романе «Война и мир», наглядно показывает взаимосвязь этих двух сторон человека и сохраняет во многом значение образца, эталона для ее понимания. В то же время сознание устойчивой раздельности «личности» и «индивидуальности» сопровождает европейского человека на всем протяжении его истории. Общественная семантика слова «личность» закреплена в его контекстах как в современном русском языке («выдающаяся личность», «межличностные отношения», «удостоверение личности», «личное дело» как совокупность документов и т. д.), так и в его иноязычных аналогах: фр.
рейоппе (и еще отчетливее регзопаШё), англ. регеопаШу, исп. регсопа^е означают именно личность в аспекте ее общественных проявлений и достижений. Вся эта семья слов восходит к латинскому слову древнего, этрусского, происхождения регсопа, изначально означавшему «маска актера», «личина», «совокупность внешних, общественных проявлений человека». Напротив, слово «индивидуальность» состоит из основы латинского глагола сИуЫо «разделяю» и отрицательного префик- саи этимологизируется, таким образом, как «не-раздельность», т. е. не поддающееся дальнейшему делению ядро, оставшееся после всех внешних манифестаций и характеризующее человека в его неповторимости, интимной сущности.

Развитие рассматриваемого противоречия во многом определяет историческую эволюцию культуры, воплощаясь в двух формах. Первая представляет собой цикл от преобладания «личности» до преобладания «индивидуальности» в рамках каждой отдельной эпохи. Вторая форма - линейно поступательная, объемлющая всю историю человечества {по крайней мере европейского), ознаменованная неуклонным, «сквозным» нарастанием роли «индивидуальности». Так, для древнего Рима наилучшим источником при характеристике указанного соотношения являются эпитафии, а позже - выросшие из них литературные портреты в надгробных хвалебных речах или в составе исторических сочинений. ВIII, а во многом еще и во II в. до н. э. эпитафии и надгробные речи строились по единой схеме: имя, род, общая оценка, деяния на службе государству. Так строились эпитафии полководцев и государственных деятелей - Сципионов, например. В конце республики (середина I в. до н. э.) Цицерон уже убеждал знакомого, возна-мерившегося написать историю времени, им пережитого, сосредоточить рассказ на отдельных конкретных людях, показав своеобразие каждого. «Ведь самый порядок летописей, - писал Цицерон, - не особенно удерживает наше внимание - это как бы перечисление должностных лиц, но изменчивая и пестрая жизнь человека, тем более человека выдающегося, вызывает изумление, чувство ожидания, радость, огорчение, надежду, страх»3. Столетием позже философ Сенека (ок.

5 г. до н. э. - 65 г. н. э.) делает следующий шаг. Одно из основных и самых популярных его сочинений, созданных уже в конце жизни, - собрание писем к другу Луцилию. Первое же письмо начинается словами: «Отвоюй себя для себя самого»4. Все последующие письма разви-вают ту же тему недоверия к внешним признакам человека, в том числе карьере и государственным наградам, и выдвигают на первый план внутреннюю жизнь. Движение из сферы «личности» в сторону «индивидуальности» видно здесь совершенно отчетливо. Столь же заметно, однако, и сохранение, даже на заключительных стадиях описанного процесса, определяющей, хотя подчас фоновой, роли общественно- государственной ответственности. Последнее слово все же остается за ней. Тот же Сенека, писавший о преимуществах доблести внутренней, душевной перед доблестью, направленной на достижение внешних целей, считал, что и она естественней всего проявляется в сражениях за отчизну, и сам большую часть жизни с рвением занимался государственными делами. Фактически открытая им для Рима стоическая мо-раль, ориентированная на внутренние ценности, увлекла его младших современников, составивших в сенате 60-70-х гг. так называемую стоическую оппозицию. Но расхождение их с императорами не в последнюю очередь было вызвано различиями в понимании роли государства и власти.

Тот же цикл повторяется в следующую культурную эпоху, в средние века. Для архаических институтов и для архаического искусства человек не существует вне общественного целого, которому он не столько служит, сколько принадлежит, естественно и без рефлексии. В развитом эпосе типа «Песни о Роланде» или «Песни о Нибелунгах» появляются индивидуальные характеристики персонажей. В германских или провансальских лирических песнях ХП-ХШ вв. показаны уже люди с весьма сложным внутренним духовным миром. Этот духовный мир обнаруживает более высокую степень «индивидуальности», чем у людей, завершавших античный культурный цикл, но и здесь последнее слово остается не за неповторимо индивидуальной экзистенцией, а за целокупными ценностями, объемлющими все хри-стианское человечество.

Чтобы в этом убедиться, достаточно перечитать хотя бы переписку Абеляра и Элоизы. То же впечатление создается при переходе в рамках культуры Возрождения от людей типа Петрарки или Леонардо Бруни к персонажам Макьявелли или, в следующем барочно-классицистическом цикле, от героев Корнеля, в которых личная страсть борется с государственным долгом, к герою, представленному в «Исповеди» Руссо, и к его современникам. Процесс этот завершается революцией, произведенной в первой половине XIX в. романтиками, и появлением экзистенциального человека, полной перестройкой всей системы отношений между «личностью» и «инди-видуальностью». Из этой революции рождается в широком смысле слова наше время, о чем подробно пойдет речь в следующей лекции.

Подведем итоги.

Культура двуедина. Она представляет собой систему диалектических противоречий, производных от одного, центрального противоречия - между индивидом и родом. В основе культуры лежит непрестанное взаимодействие обобщающих тенденций и форм - с тенденциями н формами, направленными на самовыражение человека в его неповторимости. Эти тенденции нераздельны и неслиянны. Нельзя выразить себя, не обращаясь к обществу, не пользуясь его опытом и его языком, т. е. не отвлекаясь от себя в собственной неповторимости, как нельзя построить общество, которое бы не состояло из индивидов, другими словами, не выражало бы себя через отдельных людей и существовало бы как целое вне образующих его личностей.

<< | >>
Источник: Под ред. С.Д. Серебряного. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. И Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д. Серебряного . М.: Российск, гос. гуманит. ун-т,1998.429 с.. 1998

Еще по теме Личность и индивидуальность:

  1. 1. Личность и индивидуальность
  2. 9. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
  3. 11. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и их соотношение
  4. Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества
  5. ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  6. § 1. Личность как научная проблемаПроблема ЛИЧНОСТИ В философии и психологии
  7. Формирование личности в процессе социализации.Отклоняющееся поведение личности
  8. 9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
  9. 33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
  10. 19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
  11. § 5. Политико-правовой статус личности. Политическая свобода личности и ее политические права и свободы
  12. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ