<<
>>

Культура южных и западных славян

Особенности формирования культуры южных славян. Роль славянской письменности. Южнославянская культура впитала в себя наследие древних фракийцев и иллирийцев, испытала сильное воздействие высокоразвитой культуры Византии, поглотила элементы протоболгарской (тюркской в своей основе) культуры, усвоила немало черт (особенно на западе полуострова) западноримской, латинской цивилизации.

Тем не менее культура южных славян сохранила яркую самобытность, свидетельствующую об устойчивых народных культурных традициях еще до расселения на Балканах. Об этом же говорят и черты сходства в культуре южных славян в целом.

Множеством нитей культура южных славян была связана в течение всего средневековья с культурой восточных славян.

В середине IX в. братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий, уроженцы Фессалоники и византийские политические и культурные деятели, создали славянскую азбуку. По словам болгарского писателя Х в. Черноризца Храбра, славяне издавна пользовались для письма «чертами и резами», а также греческими и латинскими буквами. Однако именно изобретение азбуки явилось коренным переломом в развитии культуры славян. Древнейшие тексты написаны глаголицей, которую, вероятно, и создали братья. Глаголица была наиболее распространена в Хорватии, Западной Сербии и Македонии, сохраняясь в некоторых районах до XVIII в. Кириллица, в основу которой был положен греческий алфавит, отличалась большей простотой в написании букв. Она была, очевидно, изобретена учениками братьев. Кириллица распространилась в Болгарии, Восточной и Центральной Сербии и на Руси и составляет основу современных болгарского, сербского, македонского, русского, украинского и белорусского алфавитов.

Изгнанные из Моравии в конце 80-х гг. IX в. ученики Кирилла и Мефодия принесли в Болгарию (а через нее и в другие южнославянские районы) славянскую письменность. Уже в начале Х в. она стала проникать на Русь. В условиях тяжелой борьбы за независимость славянская грамота и богослужение на славянском языке стали средством народного самосознания. 360

Болгарская культура в VII—XIV вв. Болгарский народ несколько опережал в культурном развитии соседние славянские народы в результате более раннего образования государства. Элементы восточной культуры протоболгар скоро почти исчезли.

Славянская грамота утверждалась в Болгарии с помощью государства. С 893 г. богослужение в Болгарии уже велось на славянском языке по славянским книгам. В правление Симеона наступил расцвет («золотой век») древнеболгарской литературы.

В противовес официальной литературе, проповедовавшей заповедь послушания властям и господам, стали распространяться бо-гомильские книги и апокрифы, содержавшие библейские легенды и предания во враждебном церкви истолковании.

В период византийского господства (1018—1185) развитие отечественной культуры замедлилось. Но в XIII—XIV вв. болгарская литература вновь переживала расцвет. Усилилось ее светское направление. В XIV в. Евфимий Тырновский провел реформу орфографии, приблизив нормы церковнославянского к живому языку.

Архитектура и изобразительное искусство получили большое развитие уже в IX-Х вв. В Плиске и Преславе сохранились развалины монументальных дворцов и храмов.

Капители колонн были покрыты резьбой, полы — мозаиками, стены — керамическими плитками с многоцветным орнаментом. В XIII—XIV вв. в Болгарии, как и в Византии, преобладал крестово-купольный храм небольших размеров. Великолепными росписями славится Боян-ская церковь близ Софии.

Сербохорватская культура в VII—XV вв. Ранние памятники сербохорватской культуры в целом обнаруживают много общеславянских черт. Борьба за самобытные пути развития культуры была здесь особенно тесно связана с борьбой за славянскую грамоту. Даже на западе, на Далматинском побережье, борьба за глаголическую письменность и славянское богослужение не прекращалось в течение нескольких веков. Лишь с середины XIV в. начался общий переход к латинскому алфавиту в Хорватии и в далматинских городах, где победили традиции католицизма, хотя население здесь было к этому времени полностью славянизировано.

В развитии литературы Сербия опережала Хорватию и Боснию. От XII в. сохранилась в латинском переводе летопись Попа Дуклянина. С конца XII в. крупнейшим центром сербской литературы стал Хиландарский сербский монастырь на Афоне.

Как и в Болгарии, в Сербии и Хорватии были широко распространены апокрифы, носившие следы богомильского влияния. Народное творчество нашло выражение и в героических песнях. Особенно богат патриотический цикл песен о борьбе с османской агрессией.

Монументальное строительство стало быстро развиваться в

XII—XIII вв. Церковь Богородицы в Студенице (конец XII в.), отличавшаяся строгой гармоничностью пропорций, положила начало самостоятельному архитектурному стилю в Центральной Сербии.

Высокого совершенства достигла в XIII—XIV вв. живопись. С большой выразительностью передавались тонкие душевные движения. Реалистическая струя ярко проявилась в портретной живописи. Подъем сербского искусства, как и искусства других южнославянских народов, был прерван османским нашествием.

Тесные связи русской и южнославянской культуры не прерывались в течение всего средневековья и продолжались в новое время.

Культура западных славян. Западные славяне создали самобытную культуру, стоявшую на уровне культурных достижений других европейских народов. В результате распространения христианства с Запада официальным церковным и государственным языком стала латынь, что отрицательно сказалось на просвещении и развитии национальной культуры западнославянских народов. Только с XIII в. у чехов и поляков начала распространяться письменность на родном языке.

В Чешском государстве уже в начале XII в. появилось собственное летописание. Козьма Пражский написал «Хронику земли Чешской», оказавшую большое влияние на последующее развитие чешской историографии. Первое историческое сочинение на чешском языке — рифмованная хроника Далимила — относится к началу XIV в. В XIII—XIV вв. сложилась чешская литература и появился театр. На городских подмостках показывались не только мистерии на религиозные сюжеты, но и комедийно-сатирические сочинения — фарсы.

В XI—XII вв. в чешской архитектуре господствовал романский стиль. В XIII в. преобладающим стал готический стиль, воплотивший в себе и некоторые самобытные черты чешского зодчества. Чешская готика достигла своей вершины в XIV в. Ее выдающимся представителем являлся пражский зодчий и скульптор Петр Парлерж. Лучшими образцами считаются собор св. Витта в Праге и собор св. Варвары в Кутной Горе.

Большой подъем чешской культуры наблюдался в XIV—XV вв. в связи с гуситской Реформацией и освободительной борьбой чешского народа. Развивалась письменность на чешском языке. В трактате «О чешской орфографии» Ян Гус выступал за чистоту чешского языка и настаивал на реформе чешского правописания. Широкие массы населения получили доступ к образованию. В XV в. появились сатирические сочинения, в которых высмеивались враги Гуса — невежественные католические иерархи, порицалась порочная жизнь духовенства и разоблачались индульгенции. С 1468 г. в Чехии начали печатать книги.

Развивалась музыкальная культура. Сочинялись песни и гимны, с которыми гуситы шли в бой с врагами.

Польская культура. Первые памятники письменности на польском языке — проповеди, церковные песни — появились уже в XIII в. Однако в школах (кафедральных и приходских) преподавание велось на латинском языке. В начале XII в. появилась первая польская хроника, написанная Галлом Анонимом на латинском языке. Важной вехой в развитии образования и науки в Польше было открытие в 1364 г. Краковского университета, из стен которого вышло много ученых разных областей знаний. В конце XV в. он стал центром польского гуманизма.

Выдающимся польским историком был Ян Длугош (1415- 1480). В его 12-томной «Истории Польши» излагаются важнейшие события из жизни польского народа с древнейших времен до 1480 г. Особое место отводится героическим страницам — Грюн-вальдской битве и др. В мировоззрении Длугоша заметны уже некоторые черты гуманизма.

XV век ознаменовался большими достижениями в области архитектуры, скульптуры и живописи. Выдающимися памятниками польской готики являются Вавельский и Мариацкий костелы в Кракове и костел св. Марии в Гданьске. Крупнейшим польским скульптором был Вит Ствош, создавший непревзойденный шедевр средневекового искусства — деревянный алтарь в Мариацком костеле. Его творчество проникнуто духом гуманизма и реализма.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Культура южных и западных славян:

  1. Национальное возрождение южных славян.
  2. Национально-освободительное движение южных славян Османской империи.
  3. СУДЬБА ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН
  4. 38. Как складывается культура западных стран в первой половине ХХ в.?
  5. 39. Как складывается культура западных стран второй половины ХХ в.?
  6. 4,5.3. Развитие культуры в странах Западной Европы в XiX в.
  7. Особенности становления цивилизации у восточных славян.
  8. Расселение восточных славян.
  9. Обострение классовой борьбы в южных провинциях и измена дворянства.
  10. Агрессия против полабских славян. Борьба с венграми
  11. Социально-экономическое развитие восточных славян.
  12. 3.2. От Древней Руси к Московскому царству 3.2.1. Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства