<<
>>

Культура Византии IV-первой половины IX в.

Вплоть до конца XII столетия Византия превосходила по уровню развития культуры страны Западной Европы.

Тесная связь с культурным наследием античности была характерной чертой духовной жизни ранней Византии.

Унаследованный от Римской империи развитой и сложный аппарат управления нуждался в образованных политических деятелях, юристах и дипломатах, в математиках и архитекторах, в многочисленных писцах. Изучались ценные творения великих греческих мыслителей, поэтов, ученых и трагиков древности.

В ранневизантийский период не было сколько-нибудь единой «византийской» культуры. Находясь на стыке между Европой и Азией, Византия испытала мощное воздействие современных ей восточных цивилизаций. Отголоски античного искусства и живое влияние персидского и арабского мира придали множеству шедевров византийского искусства неповторимый колорит. В течение столетий Византия оказывала воздействие на развитие культуры и искусства многих народов Европы и Азии.

Развитие византийской культуры в IV—VII вв.

происходило в обстановке ожесточенной борьбы между христианством и наследием античности. Церковь наступала: пылали библиотеки, закрывались школы и университеты, в которых преподавались античная философия, наука и литература; на улицах Александрии толпа монахов растерзала Ипатию — женщину-математика (начало V в.). Церковь утверждала свое идеологическое господство. Ранее всего ее удары испытала античная философия. Все рационалистические традиции были исключены. Лишь некоторые мистические идеи Платона, развитые неоплатониками и затем трансформированные в христианском духе, были приняты на вооружение официальной религией. Наступление теологии тяжело отразилось на светском знании.

В VI в. теология торжествовала победу. Основатель византийской схоластики Иоанн Дамаскен (VIII в.), опираясь на Аристотеля, систематизировал богословие христианства.

Он провозгласил тезис: «философия — служанка богословия».

В период иконоборчества и подъема павликианства резко возросла роль народных масс в формировании общественной мысли, в развитии идей, враждебных официальной церковной доктрине. Церковь прилагала усилия, стремясь укрепить свое идейное влияние. В середине IX в. в Константинополе открылась высшая Мангаврская школа для духовенства, система обучения в которой была такой же, как в античной школе.

Точные и естественные науки в IV—IX вв. подверглись меньшему влиянию христианской реакции. Даже в сочинениях богословов высказывалась мысль о сферичности Земли, естественных причинах землетрясений и затмений. Занятия математикой

357

и механикой не прекращались. Стойкие краски, тонкие благовония, «греческий огонь» свидетельствовали об успехах химии.

В VII—VIII вв. общий упадок городской жизни в империи отразился и на литературе. Господство богословия в литературе выразилось в появлении нового жанра. Жанр этот — агиография, — жизнеописания святых, восхвалявшие самоотречение, подвижничество, бесконечное терпение, вознаграждаемое богом в потусторонней жизни.

В VI- начале VII в. появились серьезные исторические сочинения. Особенно полно эпоха Юстиниана I отразилась в произведениях его современника, историка Прокопия Кеса-рийского. В «Тайной истории» Прокопий в противоречие с другими своими сочинениями, прославлявшими императора, показал бедствия народа, продажность чиновничества, распущенность двора.

В отличие от памятников устного народного творчества, которые не были зафиксированы письменно и не дошли до нас, сохранились многочисленные памятники народного искусства. Оно нашло воплощение в художественных ремесленных изделиях.

Крупнейшим памятником архитектуры ранней Византии был храм Божественной мудрости (св. Софии) в Константинополе, воздвигнутый при Юстиниане I Исидором из Милета и Анфймием из Тралл. Грандиозные размеры храма, залитого светом из сорока окон по окружности гигантского купола, как небосвод венчавшего здание, символизировали могущество и единство христианской империи.

Храм сиял внутренним убранством: золотом мозаик, мрамором колонн, красками фресок.

Культура Византии во второй половине IX—XII в. В IX- XII вв. культура Византии стала преимущественно греческой. Борьба с арабами, главную роль в которой играли свободные крестьяне, отразилась в песенном народном творчестве, пронизанном идеей патриотизма. Цикл народных песен о войнах с арабами лег в основу героической эпической поэмы «Дигенис Акрит». Проявились в литературе и демократические тенденции городских кругов, недовольных засильем чиновной аристократии. В сатирическом произведении «Тимарион» (XII в.) под видом путешествия в ад и чудесных встреч с умершими бичуются ханжество и лицемерие, глупость и тщеславие.

Получили распространение апокрифы — тайные книги, полулегенды — полуеретические трактаты, содержавшие острую критику церковных догматов и принципов организации официальной церкви.

Интерес к античности стал еще более глубоким. Даже высшие церковные чины в личной переписке старались блеснуть цитатой, образом, аллегорией из сочинений язычников древности. Предпринимались попытки систематизации знаний, достигнутых в античности. Появились компилятивные медицинские и сельскохозяйственные энциклопедии.

Выдающимся образцом историографии XI в. является «Хроно-графия» Михаила Пселла, философа, историка, ритора, энциклопедически образованного блестящего стилиста. «Хронография» поражает живостью описания, меткостью характеристик, тонким психологизмом, яркостью портретов, но в то же время полным пренебрежением к жизни народа и главным событиям современности.

На смену Мангаврской школе пришел открытый в середине XI в. в столице университет из двух факультетов — философского и юридического.

Возглавлявший философский факультет Пселл пытался совместить изучение античной философии с богословием. Философ Иоанн Итал отдавал в некоторых вопросах предпочтение античному знанию и поэтому был осужден как еретик.

В архитектуре в этот период постепенно утверждались малые формы. На смену обширной базилике пришел крестово-купольный храм средних и малых размеров. Внутренность церквей утратила монументальность. Церковная живопись достигла в Х в. предела стилизации. Аскетические лики икон и фресок были безжизненными аллегориями христианских добродетелей, а не образами реальных людей.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Культура Византии IV-первой половины IX в.:

  1. § 1. Развитие науки и культуры в первой половине XX в.
  2. Культура Вьетнама в XVI — первой половине XIX вв.
  3. 38. Как складывается культура западных стран в первой половине ХХ в.?
  4. Глава XXVII КУЛЬТУРА И БЫТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  5. Общественная мысль и культура Китая конца второй половины XVII — первой трети XIX вв.
  6. 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
  7. Корея во второй половине 1880 — первой половине 1890 годов
  8. 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV в.
  9. Международное положение Османской империи во второй половине XVI — первой половине XVII в.
  10. Византия во второй половине VII—VIII вв.
  11. Утверждение феодальных отношений в Византии (вторая половина IX-конец XI в.) Упадок свободного крестьянства. Политика императоров Македонской династии.
  12. 2. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ИНДИИ» КОНЦА II - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.
  13. 73. СОЦИАЛЬНО—ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В США В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В
  14. Диктатуры в первой половине XX века.
  15. 16.1. Экономические кризисы первой половины XX в.
  16. 16.1. Экономические кризисы первой половины XX в.
  17. 16.1. Экономические кризисы первой половины XX в.
  18. Глава XVГРЕЦИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ IV в. до н. э.