<<
>>

Культура в странах халифата.

В VII-Х вв. для всего огромного региона от Мавераннахра до Испании языком международного общения стал арабский язык.

Культуру этого региона условно называют арабской или мусульманской.

Однако следует иметь в виду, что в странах с неарабским населением, вошедших в состав халифата, продолжали развиваться местные культуры, лишь вступавшие во взаимодействие с культурами других стран и народов, включенных в халифат. Помимо арабского элемента, арабо-мусульманская культура впитала в себя многое от культурного наследства персов, сирийцев (арамейев), коптов, иудеев, народов Средней Азии и др. Усвоено и переработано было наследие эллинистическо-римской культуры.

Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI вв. В VIII—IX вв. были записаны многие произведения доислам-ской арабской устной поэзии. На базе староарабской поэзии, а также Корана сложился классический арабский язык средневековья. Поэзия VII—VIII вв. во многом продолжила старые традиции, сохраняя свой жизнерадостный тон и воспевая воинские подвиги, любовь, веселье, вино. В прозе был популярен жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В Х-XV вв. сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», в который вошли переработанные и перенесенные в арабскую среду сюжеты персидских, индийских, греческих и иных сказок. Наиболее известны в это время были поэт Абу Нувас (756- 810), обличитель распущенности, царившей при дворе халифа Ха-руна ар-Рашида, Абу-ль-Атахия (конец VIII-начало IX в.), и великий сирийский поэт-философ Абу-ль-Ала аль-Маарри, живший во второй половине XI в., и др.

Начиная с середины VIII в. было сделано много переводов с греческого и сирийского языков на арабский. Прежде всего, переводились труды по философии, математике, медицине, астрономии. Многое было переведено также с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийцев в области математики и астрономии.

От индийцев они заимствовали цифры, которые европейцы назвали арабскими.

Архитектура в странах халифата развивалась на основе переработки арабами эллинистическо-римских и иранских художественных традиций. Наибольшей известностью пользуются культовые и дворцовые здания. Это мечеть Амра в Фустате (VII в.), соборная мечеть в Куфе (VII в.), знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске. Уже при Омейядах начали возводить купола и минареты. С Х в. здания стали украшать арабесками — тончайшим растительным или геометрическим орнаментом с включением стилизованных надписей. Из-за враждебности ислама к изображению живых существ, якобы ведущему к идолопоклонству, живопись в странах ислама не получила значительного развития и ограничивалась орнаментами. Высоко ценилось искусство каллиграфии. С XII в. начало развиваться искусство миниатюры.

Центрами науки были Куфа, Басра, Харрон, Багдад. В Багдаде был создан «Дом науки», представляющий собой соединение своего рода академии, библиотеки, обсерватории с коллегией переводчиков.

Больших успехов достигла медицина. Наиболее известными в этой области были: в Сирии семья Бахтишо, давшая семь поколений знаменитых врачей, известный багдадский хирург IX-Х вв. Абу Бекр Мухаммед ар-Рази, а также знаменитый Ибн Сина (Авиценна, 980—1037 гг.), прославившийся своими трудами «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки», где были обобщены достижения медицины того времени.

Математика, география и астрономия у арабов развивались на базе эллинистического и индийского наследия.

В IX в. во многих городах халифата появились публичные библиотеки и обсерватории. В Х в. сложился тип средней и высшей мусульманской школы-Мадраса (медресе).

В IX в. начала развиваться светская историография. Крупнейшими ее представителями были историк арабских завоеваний ал-Белазури (IX в.), историк Багдада Ибн Абу Тахар Тейфур (IX в.), авторы всеобщих историй ал-Иакуби (IX в.), ат-Табари (IX в.), ал-Масуди (X в.).

Значительных успехов достигла философия, воспринявшая эллинистическое наследство, в частности идеи Платона, Аристотеля, неопифагорийцев.

Наиболее известными философами являлись ал-Кинди (IX в.), ал-Фараби (X в.), Ибн Сина. Близкий к карматам философский кружок в Басре («Братья чистоты») составил энциклопедию философских научных достижений своего времени (конец IX в.). Многие из философов и ученых были энциклопедистами. Так, Ибн Сина известен как философ, медик и поэт, ал-Бируни — филолог, историк, математик, астроном.

К XI—XII вв. завершилась разработка ортодоксальной системы исламской теологии, появился культ святых.

На рубеже VII—VIII вв. сложилось аскетически-мистическое течение в исламе — суфизм. Аскеты-суфии, иначе называемые факирами или дервишами, стали играть в исламском мире роль, подобную нищенствующим монахам в христианстве. Суфии осуждали богатство, призывали отказаться от всех благ мира, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом. В этом учении отразился протест социальных низов против феодального гнета, хотя и в пассивной форме.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Культура в странах халифата.:

  1. 6. Культура стран Восточного Средиземноморья
  2. 39. Как складывается культура западных стран второй половины ХХ в.?
  3. 38. Как складывается культура западных стран в первой половине ХХ в.?
  4. 4,5.3. Развитие культуры в странах Западной Европы в XiX в.
  5. 4.5.3. Развитие культуры в странах Запалной Европы в XIX в.
  6. ТЕМА 11 Империя на Востоке: Арабский халифат
  7. Халифат Аббасидов (750–1258)
  8. Государственное устройство халифата Аббасидов.
  9. Распад Халифата.
  10. Халифат Аббасидов (750—1258)
  11. Арабский халифат.
  12. Распад халифата Аббасидов.
  13. Народные движения в халифате Аббасидов.
  14. Государства распавшегося халифата
  15. Халифат Омейядов (661—750)
  16. Социально-экономические отношения в халифате.
  17. Вопрос 21. Арабский халифат
  18. Арабский халифат
  19. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ
  20. § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры