<<
>>

Кризис в халифате и гражданская война VII в.

Огромные завоевания и богатая военная добыча способствовали еще большей имущественной дифференциации и росту социальных противоречий в арабском обществе. Особенно это стало ощущаться при третьем халифе — Османе, который вместе со своим окружением, принадлежащим к мекканскому роду Омейядов, порвал с прежними военно-демократическими порядками и стал проводить политику в интересах арабской аристократии.
При Османе поощрялись захваты земель и накопление богатств в руках знати. Это вызывало недовольство низов арабского общества. В оппозицию к Омейядам встали также многие враждебные им феодальные семейства. Недовольные группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, женатого на его дочери Фатиме. Сторон-' ников Али стали называть шиитами (шиа — по-арабски группа, партия). Первоначально шииты были лишь политической группировкой и только позднее превратились в особое религиозное течение в исламе. Главное требование шиитов сводилось к тому, что титул халифа должен перейти к зятю пророка Али и затем наследоваться его потомками Алидами. К шиитам примкнули арабские крестьяне, бедуины, надеявшиеся на освобождение от феодального гнета по милости «справедливого халифа». Приверженцы Али были и в завоеванных областях. В 656 г. восставшими шиитами был убит халиф Осман. Четвертым халифом по их требованию был избран Али. Аристократическая верхушка, в том числе род Омейядов, отказалась признать Али. Началась гражданская война (656—661). Али поддерживали низы арабского народа. Однако сам он действовал очень нерешительно, и, разочаровавшись в своем вожде, часть его бывших сторонников покинула его. Отошедшая от Али группировка получила название хариджиты («ушедшие»). Хариджиты выступали за возвращение к «первоначальному исламу», под которым понимали строй социального равенства, общее владение землей, равный раздел военной добычи. Они требовали, чтобы халиф выбирался всеми мусульманами. Хариджи-ты представляли демократическое течение в исламе. Впоследствии они тоже составили особую секту.

В середине VII в. оформилось три течения в исламе: сторонники официального «правоверного» ислама-сунниты, которых представляли Омейяды во главе с Муавией, шииты и хариджиты. Шиитские и хариджитские лозунги впоследствии были восприняты многими народными движениями.

В 661 г. Али был убит одним из хариджитов. Арабская знать Сирии и Египта провозгласила халифом Муавию. Это означало, что победу в гражданской войне одержала арабская феодальная знать. С этого времени и до 750 г. арабским государством управляли халифы из рода Омейядов. Столицей халифата стал Дамаск.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Кризис в халифате и гражданская война VII в.:

  1. Вторая гражданская война и падение халифата Омейядов.
  2. Мир и гражданская война
  3. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
  4. Гражданская война в Испании
  5. 75. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США. РЕКОНСТРУКЦИЯ ЮГА
  6. 4. Гражданская война на рубеже веков.
  7. Гражданская война
  8. Гражданская война и мир в России, 1918-1921
  9. Гражданская война 1861-1865 гг.
  10. Первая гражданская война
  11. Вторая гражданская война