<<
>>

КАЗАК.ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА КАЗАК И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Происхождение слова казак и его значение составляет один из неразрешенных историками вопросов. Основная трудность при решении вопроса сводится к тому: имеет ли слово казак расовое происхождение, или оно возникло под влиянием бытовых, исторически сложившихся условий.

Большое количество существующих определений этого слова, наличие народов, носящих название казак или близкое к нему по созвучною, давало основание для того и другого предположения.

Слово казак существовало в языках всех народов Востока, Средней и Малой Азии и других народов. Император Константин Багрянородный в конце 10 века в своих записках писал, что среди Кавказских народов живет народ, носящий название «к а-з а к и». Существует того племенных названий по созвучию близких к слову казак.

Но под названием казак у разных народов существовали самые разнообразные по форме и содержанию понятия. У персов под словом казак разумелись люди состоявшие на службе, оплачиваемые казной, по персидски «газа» и отсюда «газак».

У арабов слово казак означало всадника, сражавшегося за веру и закон пророка. По-монгольски, «казых» или «казак» — означало — свободный воин, жиовущий обособленно в палатке, или, по другому понятию — броня, щит и крепкий оплот по охране границ, или военный страж. Но под словом казак у многих народов существовали различные предметы домашнего обихода, а также название птиц и зверей. Различные понятия, связанные со словом к а-з а к, приводили историков к заключению, что слово это было перенесено с того или другого предмета на народ, живший в особых условиях, отличавшийся от других не расовым происхождением, а характерными особенностями.

В числе разнообразных определений понятия «казак»,— наиболее верно отражает его смысл —это «вольны и» человек. Происхождение слова к а-з а к, или вольный человек, возникло в глубокой древности, и относился к эпохе героического народного эпоса.

Человечество никогда не покидало мечты о «вольной и счастливой» жизни. Стремление к осуществлению этой мечты у человечества было тем более сильно, чем более жестокой и беспросветной казалась действительность. Мечта эта осуществлялась отдельными лицами, порывавшими со своей средой, племенем уходившими «на волю», где устраивали жизнь независимо от других, по собственному разумению. Вокруг отдельных смельчаков собирались группы таких же искателей счастливой жизни. Собиравшиеся группы отдельных лиц превращались в боевые дружины и устраивали свою жизнь на основе дружбы, равенства и свободных бытовых отношений, и среди других народов получали название «к а з а-ки», или «свободные люди».

Героический эпос всех народов украшен народными героями, богатырями, подвигами сильных и смелых людей, осуществлявших человеческие идеалы. В ходе исторического процесса дружины вольных людей превращались в племена, а потом в народ, продолжавшие существовать отдельно, или же сливались с другими народами, но сохраняя свое название — казаки.

Таким образом казачество возникло на основе бытовых условий, сначала отдельными лицами или груп-пами, а затем дружинами, впоследствии превратившихся в племенные образовании, хранившие свои бытовые казачьи особенности, а также и свое название— казаки.

В половине 12 века в Восточной и Центральной Азии жили самостоятельные племена, носившие названия «казачьих орд». Наиболее значительная «казачья орда» жила в верховьях р. Енисея и занимала земли на востоке от озера Байкал и на западе до р. Ангара. В китайских хрониках орда эта называлась «хакасы», что, по исследованною европейских ученых, равнозначаще слову «казак». По запискам, оставленным современниками — «хакасы» или «казаки» принадлежали к индо-иранской расе. Они были белокуры и

светловолосы: высокие ростом, с зелено-голубыми глазами: храбры, горды и в ушах носили кольца. (Рихтер, немецкий историк 1763—1825 гг.). «Иохим». Записки о Монголии).

По сведениям этих историков, казаки во время сражений не имели верховного управления; в сражениях они не строились в ряды, наступали быстро, а так же быстро и отступали.

Среди этого племени казаков было сильно развито христианство, а по сведениям некоторых европейских историков «хакасы» или казаки были все христиане.

В пределах озера Балхаш существовала другая казачья «орда», называвшаяся, в зависимости от языковых особенностей: хасаки, кайсаки или же, в смешении с другими ордами,— «киргиз-кайсаки». Та и другая орда казаков, после завоевания монголами Средней Азии, вошли в состав их владений и в организации вооруженных сил монгол составляли части легкой конницы, выполнявшей вспомогательные задачи: «если службу по охране границ внутренней безопасности, вели разведку и в сражениях первые начинали бой. С расширением территорий и границ монгольских владений потребность в легкой коннице увеличивалась и количество ее должно было пополняться вновь завоеванными народами.

До появления монгол название «казаки» на Руси также было известно. В числе ее богатырей первым был «матерой казак Илья Муромец». Кроме того, в начале XI столетия, Тмутараканский князь, Мстислав, объединив под своей властью Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, привел с собой с Кавказа племена черкесе и касогов. Присоединив к ним тюркские племена торнов и берендеев и поселив-их на границах, образовал из них военные поселении для защиты границ от нападении азиатских орд, кочевавших в южно-черноморских степях. Среди этих племен одно называлось «казаки». Поселении эти существовали на границах южно-русских княжеств вплоть до нашествии монгол. По внутренней организации и роли, выполнявшейся этими поселениями & отношении русских княжеств, они были совершенно тождественны пограничным поселениям в составе Золотой Орды. Однако поселения, служившие охраной русских границ, до нашествии монгол русскими летописцами назывались: черкесы, торки, берендеи, черные клобуки и каракалпаки, но не носили общего названии «казаки». Только после покорении монголами русских княжеств и образовании Золотой Орды название «казаки» установились за частью войск, составлявших среди вооруженных сит Орды части легкой конницы.

Части легкой конницы в составе монгольских войск формировались из числа покоренных народов. После распада Золотой Орды, части этой легкой конницы, под названием казаков, оказались на границах русских княжеств, и постепенно стали сливаться с русским народом.

Таким образом, вопрос появлении казаков на исторической сцене России может быть разрешен путем изучении истории Империи Монгол и, главным образом, истории Золотой Орды, системы организации ее вооруженных сил, внутреннего управления, а также и положение русского народа под властью монгол.

<< | >>
Источник: А.А.Гордеев. История казаков. Золотая орда и зарождение казачества. 1991

Еще по теме КАЗАК.ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА КАЗАК И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ:

  1. ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА, ЕГО МЕРЫ ПРОТИВ ДОНСКИХ КАЗАКОВ И НАЧАЛО СМУТНОГО ВРЕМЕНИ (1591 год)
  2. ПОДГОТОВКА ДОНСКИХ КАЗАКОВ КО ВЗЯТИЮ АЗОВА
  3. ПОЛОЖЕНИЕ НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ И ДНЕПРОВСКИЕ КАЗАКИ
  4. КАЗАКИ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА (1645-1678 годы)
  5. ПРОДОЛЖЕНИЕ ОСАДЫ МОСКВЫ КАЗАКАМИ (1611—1612 годы)
  6. КАЗАКИ В ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА (1584—1598 годы)
  7. ДОНСКИЕ КАЗАКИ В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА
  8. ПОЛОЖЕНИЕ ДНЕПРОВСКИХ КАЗАКОВ ПОД ВЛАСТЬЮ МОСКВЫ. ИХ РОЛЬ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ
  9. КАЗАКИ В ЦАРСТВОВАНИЕ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА (1613—1645 годы)
  10. ПРИСЯГА ДОНСКОГО ВОЙСКА НА ВЕРНОСТЬ МОСКОВСКОМУ ЦАРЮ. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ПРИДНЕПРОВЬЕ И СМУТА СРЕДИ КАЗАКОВ
  11. ВОЙНА НА ЗАПАДЕ:КАЗАКИ С АТАМАНОМ ЧЕРКАШИНЫМВ СОСТАВЕ МОСКОВСКИХ ВОЙСКИ РОЛЬ ЕРМАКА И ЧЕРКАШИНАВ ИСТОРИИ ДОНА
  12. История казаков. Золотая орда и зарождение казачества
  13. УХОД ДОНСКИХ КАЗАКОВ ИЗ-ПОД ВЛАСТИ ХАНОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
  14. НЕУДАЧИ ХМЕЛЬНИЦКОГО В ВОЙНЕ ПРОТИВ ПОЛЬШИ. НАЧАЛО СНОШЕНИЙ С МОСКВОЙ О ПРИНЯТИИ ЦАРЕМ ДНЕПРОВСКИХ КАЗАКОВ ПОД СВОЮ РУКУ
  15. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВОЙНЫ КАЗАКОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ
  16. НАПРЯЖЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ЛИВОНСКОМ ФРОНТЕ И ВНУТРИ СТРАНЫИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ КАЗАКОВ НА ЮЖНЫХ ГРАНИЦАХ
  17. История казаков со времен царствования Иоанна Грозного до царствования Петра 1
  18. Глава 7. Наименование места происхождения товара и его правовая охрана
  19. ВЛИЯНИЕ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА НА ЕГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ