<<
>>

Городская литература

В развитии светских реалистических мотивов в средневековой культуре XII—XIII вв. большое место принадлежит городской литературе. Она также способствовала распространению критических и сатирических начал в литературе средневековья.
Городская литература создавалась на национальных языках.

Расцвет городов повлек за собой глубокие сдвиги в истории средневековой культуры. В городах зародилась литература, сформировавшаяся на широкой демократической основе и тесно связанная с народным творчеством. Городские поэты ценили трудолюбие, практическую сметку, ум, хитрость, лукавство, а порой и пронырливость простых людей. Появляется и новый литературный герой — смышленый виллан, жонглер, хитрый и умный ремесленник, который часто оставляет в дураках феодалов, королей, всех власть имущих, гордящихся своим знатным происхождением. Особенно достается церковникам, как высшим, так и низшим, — они рассматриваются как тунеядцы, обманщики, стяжатели.

Популярным жанром городской литературы являлась стихотворная новелла, называвшаяся во Франции фаблио, а в Герма-' нии шванком, возникновение которой относится к XII в. Это произведения реалистического содержания с ярко выраженным сатирическим уклоном. К ним относятся «Завещание осла», «О буренке, поповской корове», где резко критиковалось корыстолюбие католического духовенства. В фаблио «О виллане, который тяжбой приобрел рай» содержалась критика церкви в целом;

в фаблио «О сером в яблоках коне» обличались богатые и знатные феодалы за их грубость и жестокость и восхвалялся простой и честный рыцарь. Фаблио и сирвенты на политические темы поэта Рютбефа (1230—1285) носили ярко выраженный антиклерикальный характер. В одной из сирвент он писал: «Рим должен быть основой святого, теперь же в нем царят продажность, зло. И те грязны, кто должен чистотой своей сиять, всем хуже оттого». Папа Александр IV осудил особой буллою сочинения Рютбефа на сожжение.

В то же время наряду со шванками и фаблио развивался городской сатирический эпос. Крупнейшим его памятником был «Роман о лисе», распространившийся в XII—XIV вв. во Франции. Он имел много вариантов, подвергался изменениям и был весьма популярным произведением, переводился на многие европейские языки. Поэма состояла из двадцати шести эпизодов, или ветвей. В ней рассказывается о борьбе лиса Ренара, ловкого, лукавого и умного, с тупым и кровожадным волком Изенгримом. Действие происходит то при королевском дворе, то в рыцарском замке, то в церкви. В «Романе о лисе» ярко звучат сатирические нотки. Ренар — олицетворение горожанина (хотя в некоторых вариантах он имеет замок), который выступает против феодалов, особенно крупных, рыцарей и духовенства. В этих столкновениях умный, находчивый лис всегда торжествует над крупными хищниками (медведь Браун, или Брен, — знатный феодал, злой и голодный волк Изенгрим — рыцарь, осел Бодуэн — придворный проповедник). Но сам лис Ренар становится хищником, когда он пытается обмануть и обидеть простых людей (куры, синицы, зайцы), и он терпит поражение.

Роман имел большой успех, ему подражали, его читали не только светские люди, но и монахи.

Другим выдающимся памятником городской литературы являлся «Роман о Розе», появившийся во Франции в XIII в. и переведенный на многие языки. Первая часть написана Гильомом де Лорисом (30-е гг. XIII в.) и носит аллегорический характер. В ней в виде действующих лиц выступают различные человеческие качества: разум, лицемерие, злоязычие и др. Вторая часть, написанная Жаном де Мёном (ученый горожанин) в 70-е гг. XIII в., являлась образцом средневекового свободомыслия.

354

Жан де Мен обличал невежество духовенства, осмелился критиковать папу, отрицал божественное происхождение королевской власти. В «Романе о Розе» утверждалось, что истинное благородство заключается не в знатных предках, а в личных достоинствах человека: «Все благородство в поведенье, а знатное происхожденье не стоит ровно ничего, коль сердце подло и черство!» Природа создает всех равными, утверждал Жан де Мен. Он заявил, что сущность религии в честной жизни, а не в пышных обрядах. Взгляды Жана де Мена отличались остротой и вольнодумством. Недаром некоторые исследователи называли его «Вольтером средневековья».

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Городская литература:

  1. Городские союзы.
  2. 1.3. Структуры городских систем
  3. Противоречия внутри городских общин.
  4. Земства и городские думы.
  5. Рост политического значения городского населения
  6. Земские и городские реформы.
  7. Рост городов. Борьба за городское самоуправление
  8. 1. ГОРОДСКИЕ ВОССТАНИЯ. УЛОЖЕНИЕ 1649 г.
  9. § 10.3. ГОРОДСКАЯ СРЕДА
  10. Городские банки
  11. § 10.3. ГОРОДСКАЯ СРЕДА
  12. 1.4. Институциональное обеспечение городских систем 1.4.1. Понятия и проблемы институализации
  13. Развитие городского ремесла и торговли усиливало позиции торгово-ремесленных кругов — пополанов.
  14. 14. В чем характерные черты Средневекового городского ремесла? Что представляли собой экономические основы и формы организации?
  15. 50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г
  16. С и т у а ц и я № 2. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КРАТКОСРОЧНОЙ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ РЕДАКЦИИ ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ "ВЕСТНИК"
  17. Литература.
  18. 2. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО