<<
>>

ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Эпоха Средневековья — более чем тысячелетний период становления и развития культуры человеческого общества от крушения греко-римской античности до Нового времени, совпадающий с существованием в Западной Европе феодализма.

История свидетельствует, что развитие человечества во всех регионах происходит от архаического состояния единения с природой в родовом обществе в направлении создания современного индустриального и постиндустриального общества.

Это развитие осуществляется в долгом и трудном процессе культурно-исторического самосозидания общественных форм жизни человека через разложение первоначальных природных форм её организации в условиях родоплеменной общности и творчества новых культурных форм в условиях цивилизации. Однако, являясь магистральным направлением развития человечества, он происходил в различных регионах в силу множества причин в разных формах и с разной степенью интенсивности, породив два типа древних цивилизаций — восточные и античную (греко-римскую).

Восточные цивилизации базировались преимущественно на государственной собственности на основные средства производства, обусловившей невозможность выделения индивида из родоплеменной общности, позднее соседской, территориальной общины, а также полную зависимость всех проживающих на определенной территории от цен-тральной государственной власти. Античность же породила частную собственность и относительную независимость производителей как основу индивидуальной самостоятельности личности и становления договорных отношений в обществе.

Крушение античной цивилизации, произошедшее вследствие исчерпания внутренних ресурсов развития античного рабства и империализма и под ударами варварских племен (взятие Рима готами в 410 г., вандалами в 455 г., наконец, германским наемником Одоакром в 476 г.), знаменовало конец Западной Римской империи, а вместе с нею всего предыдущего этапа культурно-исторического развития.

На длительный период времени Западная Европа погрузилась в хаос смешения германских племен (алеманы, тевтоны, англы, саксы, вандалы, готы, бургунды, франки, лангобарды), во многом ещё стоявших на уровне общинного уклада жизни — с военной демократией и вождями во главе, с остатками римской цивилизации.

Мир «варваров», как называли полудикие племена германцев римляне, значительно уступал греко-римскому с точки зрения наличия гражданской, политико-правовой и духовной культуры, но обладал большей жизнеспособностью. На долгое время здесь исчезли государственные образования, крупные города были разрушены, и весь этот мир раскололся и раздробился на мелкие части. Народы бывшей империи были отброшены из цивилизованного состояния далеко назад, к догосударственному существованию и периоду разложения родового общества, и им предстояло заново пройти нелегкий путь становления первичных государств и основ цивилизации.

Единственной уцелевшей от прежнего мира силой, обладавшей централизованной организацией и духовным влиянием, оказалась христианская церковь во главе с римским патриархом, что обусловило её роль в становлении нового порядка и её возвышение, обретение политического веса и власти на всей территории Западной Европы.

Однако столетия существования античной цивилизации не могли пройти даром для народов Европы. Они обусловили характер западноевропейского феодализма прежде всего частной собственностью на землю, навыками управления государством, развитым договорным правом, наличием христианской религии и церкви, а также доставшейся от античности философией. Это позволило западноевропейскому феодализму в ускоренном темпе пройти этап становления новой цивилизации, в ходе которого сложилась социальная структура феодального общества и способы его жизнедеятельности, позволяющие характеризовать запад-ноевропейский феодализм как законченный целостный культурно-исторический тип — романо-германская христианская цивилизация.

Другие средневековые цивилизации — арабо-мусульман- ская, византийская, восточные — вследствие засилья там патриархально-родовых и даже рабовладельческих отношений, их переплетения с феодальными, оказались гораздо менее динамичными и продуктивными в культурно-историческом процессе движения человечества к современному обществу.

Присущие им типологические характеристики — государственная собственность на землю, стремление к политическому централизму, деспотизм власти и бесправие подданных, доминирование общинных обычаев и традиций — на длительное время затормозили становление этих цивилизаций и обусловили, в конечном счете, их историческое от-ставание от западноевропейского мира. Поэтому в истории мировой культуры Средневековье представляет именно западноевропейский феодализм как реализующий закономерности становления культурно-исторического развития человечества в наиболее чистом, классическом виде.

Существуют различные способы периодизации эпохи Средневековья. Наиболее приемлемой выглядит периодизация, в основу которой положен принцип циклического развития феодального общества: становление феодализма, зрелый феодализм, кризис феодальных общественных отношений. Первый период соответствует раннему

Средневековью (V—XI в.), второй — зрелому (ХН-Х1УБ.) И третий — позднему Средневековью (XV—XVII в.), совпадающему по содержанию с эпохой Возрождения и Реформации.

<< | >>
Источник: Чекалов Д. А., Кондратов В. А.. История мировой культуры. Конспект лекций. —Ростов н/Д: Феникс,2005. — 352 с. (Серия «Сессия без депрессии».). 2005

Еще по теме ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ:

  1. Общая характеристика европейского средневековья
  2. Европейская левантийская торговля в Сирии в XVI—XVIII вв. и активизация европейского проникновения
  3. Хронология и культурологическая характеристика средневековья
  4. Становление европейской цивилизации
  5. Становление европейской цивилизации
  6. Европейская история
  7. СТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  8. Средневековье и проблема феодализма на Востоке
  9. Средневековье и античность: преемственностькультур.
  10. 5.2. Раннее Средневековье(V – Х вв.)
  11. 5.2. Раннее Средневековье(V – Х вв.)
  12. Раннее Средневековье(У - X вв.)