Два лика культуры
Культура есть характеристика человеческого общества; природа как таковая, природа без человека лежит вне культуры и ее не знает. Как характеристика человеческого общества культура обусловлена фундаментальным свойством этого общества - нераздельностью и не- слиянностью человека (отдельного, индивидуального, частного начала действительности) и общественного целого, т.
е. родового, совокупного, коллективного начала. Каждый из нас - неповторимая индиви' дуальность, каждый живет в мире своих вкусов, симпатий и антипатий, обеспечивает условия своего существования, создает в меру сил свое материальное окружение и свою микросреду. И в то же время все, что мы делаем, знаем, говорим, думаем, мы делаем и знаем, думаем и говорим как члены общества, на основе того, что нам дало оно. На языке общества, к которому принадлежим, формулируем мы наши мысли и обмениваемся ими, в ходе взаимодействия с обществом растем и взрослеем, из него черпаем наши представления о мире, в нем реализуем себя в труде. Лишь вместе, во взаимообусловленности и взаимоопосредовании, составляют оба эти начала общественную реальность. Культура отражает это двуединство общества, охватывая мир человека, воспроизводящего себя в процессе повседневной прак-тики. Воспринимая целиком обе эти сферы, культура знает как бы два движения - движение «вверх», к отвлечению от повседневных забот каждого, к обобщению жизненной практики людей в идеях и образах, в науке, искусстве и просвещении, в теоретическом познании, и движение «вниз», к самой этой практике, к регуляторам повседневного существования - привычкам, вкусам, устойчивым стереотипам пове-дения, моде, быту.В пределах первого из указанных типов движения культура воспринимает себя и воспринимается обществом как Культура с большой буквы. Отвлеченная от эмпирии повседневного существования и бесконечности индивидуального многообразия, она тяготеет к закреплению традиции и к респектабельности, к профессионализации деятелей, ее создающих, к восприятию более или менее подготовленной аудиторией и в этом смысле к элитарности.
В пределах второго типа культура растворяется в повседневном существовании и его эмпирии, в материально-пространственной и предметной среде, окружающей человека, не воспринимает себя как Кулыуру в первом, респектабельном, смысле и тяготеет к тому представлению о себе, в соответствии с ко-торым употребляется слово «культура» в археологии - как совокупность характеристик практической, производственной и бытовой жизни людей данного общества в данную эпоху.Существовала — а в какой-то мере и кое-где существует до сих пор - весьма широкая полоса исторического развития, где описанные два регистра еще не разделились. Ее составляют так называемые архаические общества и соответственно архаические культуры. Суть архаического мировосприятия заключается в том, что любые существенные события и действия, составляющие человеческую жизнь, - рождение, брак, смерть, основание города, дома или храма, запашка земли, прием пищи и т. д. - имеют значение и ценность не столько сами по себе, сколько как повторение мифологического, идеального образца, как воспроизведение некоторого прадействия. Средством такого повторения служит ритуал. В результате между основными моментами трудового и повседневно-бытового обихода, с одной стороны, и образами коллективно-трудовой и космически-мировой жизни, с другой, т. е. между двумя намеченными выше регистрами культуры, уста-навливаются отношения параллелизма, внутренней связи и взаимо-обусловленности.
В большинстве мифологий, например, существует представление об отделении богами тверди от хляби и о выделении упорядоченного, организованного пространства из первозданного хаоса как изначальном акте творения. Поэтому овладение новой землей - будь то на основе военного ее захвата, будь то в результате открытия - становилось подлинно реальным в переживании каждого, только если с помощью точно исполненного ритуала в этом акте обнаруживалось повторение изначального мифологического акта творения. Так, в частности, объяснялись обряды закладки городов у древних римлян.
Проведя ночь у костра, основатели будущего города втыкали в землю шест (или ко-пье), следя за тем, чтобы он стоял строго вертикально, и когда шест, озаренный первым лучом восходящего солнца, отбрасывал на землю длинную тень, по ней поспешно проводили плугом борозду, определявшую направление первой из двух главных улиц будущего города - декумануса, На нее опускался перпендикуляр, становившийся второй главной улицей - кардином. У скрещения их возникало ядро будущего города, одновременно деловой, общественный и сакральный центр, с сосредоточенными здесь храмами, базиликой, рынком. Происходил исходный, архетапический акт культуры - заклятие неупорядоченной первозданной природы: на ее хаотическую пустоту, повторив начальный акт творения, оказывалась наложенной четкая геометрия порядка и воли.Точно так же в качестве повторения божественного исходного об-разца мыслилось изготовление вещей. В 25-й главе библейской Книги Исхода рассказывается, как Бог давал Моисею на горе Синай пове-ления о постройке святилища, скинии, ковчега, стола, светильника, неизменно добавляя: «Все, как я показываю тебе, и образец скинии, и образец всех составов ее, так и сделайте», или: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе». Из такой двуединой природы своего труда, в котором вполне земное, практическое личное мастерство при изготовлении данной вещи соединялось с сакральным актом воспроизведения божественного образца, исходил и средневековый ремесленник. Об этом подробно рассказал немецкий ювелир и мастер по металлу, а впоследствии монах Теофил в своем сочинении «Краткое изложение различных искусств» (конец XI - начало ХП в.).
Архаическое единство обоих регистров культуры оказалось изжитым в связи со значительным ростом имущественной дифференциа-ции. Именно тогда произошло отделение интересов общественного целого и его идеологической санкции от интересов и быта, труда и жизни простых людей. Первые стали тяготеть к обособлению от повседневности, к величию и официальности, вторые - искать себе форм более жизненных. Противоречие между ними характеризует культуру на всем протяжении истории вплоть до XIX в. Это противоречие нашло себе выражение, в частности, в обособленном языке культуры, в принципе риторики, в протесте против высокой Культуры - сначала мифологическом, позже социально-классовом.
Рассмотрим кратко эти черты культурно-исторического процесса. Они продолжают сказываться в современной культуре и подлежат учету при изучении культуры прошлого.
Еще по теме Два лика культуры:
- Два подхода к исследованию сетей
- Два типа греческих государств
- § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
- Два взгляда на социализацию
- 14.4. Два сценария институционального развития
- Два основания для группировкикадровой политики
- 1.2.2. Два направления маркетингового исследования
- Два разложения для зависимой переменной
- 3.1. Два портрета одного бизнес-плана
- 6.1. Два портрета одного бизнес-плана
- Два условия построения правильного бизнеса
- Два подхода в управлении человеческими ресурсами