<<
>>

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Древняя Греция до сих пор вызывает живой интерес исследователей. Важный вклад в изучение ее культуры внес Фридрих Ницше. Он писал о том, что там сосуществовали два начала: аполлоновское (гармоничное) и дио- нисийское (стихийное, дикое).

Первоначально теорию Ницше не приняли, а сам он стал изгоем в ученых кругах. Знатоки античности привыкли видеть в Древней Греции только апол- лоновское начало. Однако теперь правота Ницше не вызывает сомнений.

Начнем с самого раннего периода в истории Древней Греции. Он носит название крито-микенского. На острове Крит и в Микенах образовались государства, во многом похожие на восточные деспотии. Они радикально отличались от той Древней Греции, какую мы привыкли себе представлять, с ее городами-государствами. Наши знания об этой эпохе чрезвычайно ограничены. Долгое время эгейская письменность (по названию Эгейского моря) оставалась нерасшифрованной. До нас дошли многочисленные материальные памятники этой культуры, однако они мало что могли рассказать. Только в 1953 г. английский исследователь Вентрис смог рас-шифровать критское письмо «В» — один из типов существовавшей тогда письменности.

Теперь мы знаем немного больше о культуре того периода. Уже тогда люди почитали Зевса. Важное место в их культе занимала двойная секира. Ученые не уверены, была ли она сама по себе предметом культа, или же олицетворяла какое- то божество. Дворец царей Крита называли «Лабиринт», что, по некоторым гипотезам, означает «дом двойной секиры».

Кроме двойной секиры, возможно, в те времена почитали и двойной щит.

Широко был распространен культ животных. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения зверей, птиц и змей. Также найдено много изображений людей, возможно, это боги, которые потом вошли в греческий пантеон. Существуют также указания на то, что существовали культы солнца, камней, деревьев. Основными характеристиками крито-микенского периода являются наличие «дворцовой культуры», жесткая централизация хозяйственной, религиозной и военно-политической сфер жизни, особое положение жреческого сословия и мощной бюрократии, хтониче- ская религия (т.

е. религия земли и плодородия).

В тот период создавались мощные, укрепленные дворцы-цитадели. Это были огромных размеров архитектурные комплексы. В них непременно входили кладов;ые, места для культовых и административных целей. Многочисленные помещения, в которых сосредоточивалась жизнь дворца, требовали постоянных забот и контроля. В крито-микенский период большое значение приобретает разросшийся бюрократический персонал.

Во главе цитадели стоял царь-жрец, главная задача которого была сохранять и поддерживать священный порядок. Рядом строились общинные поселения, некоторые постройки стояли обособленно от основного комплекса. В обязанности царя входили также функции верховного военачальника, который обеспечивал защиту поселений.

Второй этап развития древнегреческой культуры начинается с падением централизованных систем Крита и Микен. Сильнейшее землетрясение послужило причиной гибели цивилизации на Крите. Микены пали под ударами вторгшихся варваров. Жителей Крита и Микен называют греками-ахейцами. Они создали высокую цивилизацию, которая, как и многие другие, была разрушена после вторжения более при-митивных племен дорийцев и ионийцев.

Ранняя религия этих народов во многом похожа на другие ранние религии. Прежде всего следует сказать о земледельческом культе. Богиней плодородия была Деметра. Существовали также культы, связанные с охотой (промысловые). Люди поклонялись Артемиде, Зевсу, читали заклинания Медеи. Для этого периода важным является понятие о божественном происхождении профессий — техне.

Древние греки мало верили в магию. Достаточно широко у них распространилась разве что вредоносная магия, но и она не была магией в чистом виде, когда колдун напрямую общается с миром сверхъестественного. Эта магия предполагала божественную помощь (в первую очередь Гекаты), и потому была ближе к молитвам, чем к колдовским ритуалам. Верили греки и в богов-целителей. Главным из них явился Асклепий; лечением занимались также Геракл, Пан, Аполлон, Дионис, Деметра, другие боги, нимфы.

Гомеровская эпоха (временные границы которой можно определить как XI—IX вв.

до н.э.), важна тем, что на первый план выступают не родовые, а личностные нормы культуры. Исследователи отмечают, что между крито-микенским и гомеровским периодами существует разрыв. «Дело в том, что культура гомеровского общества по уровню своего развития уступает предшествовавшей ей культуре микенского обще- ства» . От микенского общества в наследство остались плуг, гончарный круг, парусный корабль, колесная повозка. Многие герои Гомера, как отмечают исследователи, имеют крито- микенское прошлое. «Гомеровское общество, сохранившее пережитки родового строя, характеризуется патриархальной (домашней) формой рабства» .

Разрушение дворца-цитадели привело к изменению роли царя-жреца. Структура власти в гомеровском обществе такова: Совет старейшин (буле), народное собрание (агора), басилей (басилевс), царь, родовой старейшина, жрец. По мнению Ж.-П. Вернана, микенский царь имел титул «ва- на-ка», или анакса. Расшифровка письма «В» дала ключ к понятию басилевса. Анакс — титул царя, которому подчинен басилевс. Таким образом, после того как исчезли дворцы-цитадели, исчезло и само понятие «анакс», т. е. «царь». Басилевс же является не царем, а представителем высшей знати .

Для гомеровской эпохи важной становится воинская доблесть. Человек в своей деятельности следует нормам «героического кодекса». Достижение славы имеет основополагающее значение. Немалую роль в культуре играла соревновательность (агонистика). «Дух соревнования говорит о том, что гомеровское общество вышло из того состояния, когда воля индивида и его инициатива подавлялись коллективом и косной традицией, но вместе с тем оно еще не знает крайностей индивидуализма (впрочем, Ахиллес уже проявляет явные признаки индивидуализма)...Гомеровский Ахиллес стремится "добыть между смертными славы"» .

В этом аспекте следует рассмотреть наиболее значимые понятия, которые характеризуют гомеровское время. Герои оцениваются с точки зрения проявленной доблести (арете). Оценка может быть как положительной, так и негативной, это определяется поведением героя в битве. В зависимости от проявленной доблести, можно говорить о чести (тиме). Человек высокой чести получает не только духовное, но и материальное поощрение, большую часть трофеев, социальный статус, уважение. Человека и общество связывает такое понятие, как стыд (айдос). Доблесть, честь и стыд составляют нормы грека гомеровского времени.

И еще одна очень важная черта, которую отметил А.Н. Ча- нышев: «... Гомеровские герои, ... зная, что их дело обрече-но на неудачу, более того, зная о своей близкой смерти, действуют так, как если бы они были бессмертны и уверены в своем торжестве» .

Архаическая эпоха следует за гомеровским временем и датируется VIII—VI вв. до н.э. В это время идет переоценка ценностей и нравственных норм. Гесиод в своем произведении «Труды и дни» представляет новый взгляд на нравственные ценности. Добродетелью, согласно Гесиоду, является труд, который приносит богатство и почет. Автор призывает слу-шаться «голоса правды» и забыть о насилии. Наивысшим благом является правДаг «людям же правду Кронид даровал — высочайшее, благо». Тот же, кто лжет, сам себя ранит; «жалким, ничтожным у мужа такого бывает потомство». Ге- сиод подчеркивает, что «добродетель от нас отделили бессмертные боги тягостным потом: крута, высока и длинна к ней дорога, и трудновата вначале». Но если достичь вершины, то тяжелый раньше путь станет ровным и гладким. Ге- сиод призывает слушаться добрых советов, знать различные ремесла. Дело, которым человек занимается, следует полюбить от души, «будут ломиться тогда у тебя от запасов амбары». «Нет никакого позора в работе: позорно безделье. Если ты трудишься, скоро богатым на зависть ленивцам станешь. А вслед за богатством идут добродетель с почетом»; «Стыд нехороший повсюду сопутствует бедному мужу — стыд, от которого людям так много вреда, но и пользы. Стыд — удел бедняков, а взоры богатого смелы» .

В конце гомеровского времени все большее значение приобретает гористая область на юго-востоке Средней Азии под названием Аттика. Здесь складывались благоприятные условия для земледелия — в ее западной части находились плодородные земли. Богатые запасы серебра, мрамора и глины способствовали развитию ремесел. Берега Аттики были удобны для стоянки судов. На равнине находился город

Афины, которому суждено сыграть большую роль в жизни греков. Однако, несмотря на хорошие природные условия, там все же случались неурожаи. Крестьяне, взяв в долг у знатного человека, ставили на своем поле долговой камень, на котором вырезались имена должника и заимодавца и срок возвращения долга.

На Аттике правили совет старейшин и избираемые 9 архонтов. Благодаря удобному географическому положению быстро развивалась торговля. В VI в. до н.э. в Афинах стали выпускать серебряные монеты, на которых чеканилось изо-бражение головы богини Афины. Все свободное население называлось «демос»: крестьяне, моряки, батраки и др. К нему также относились и те, кто сумел разбогатеть в результате своей деятельности, — торговцы, судовладельцы. Но даже они, несмотря на свои деньги, первоначально не могли принимать участия в управлении.

Становление греческой демократии связано с появлением и укреплением полисов (УШ—^УП вв. до н. э.) и борьбой демоса против аристократии. Борьба закончилась в VII в. до н.э. и привела к изданию писаных законов. «Узаконение обычая» имело большое значение. Ограничивался произвол родовой знати, и в связи с этим менялось само понятие правосознания. «Если раньше обычай считался божественным установлением и назывался Шетк, то теперь обычай, освобожденный от божественной санкции, превратился в человеческое установление — поток (закон, законоположение), в правовую норму, подлежащую обсуждению»1.

В конце VI в. до н.э. учреждается так называемый суд черепков (остракизм). Эта мера была введена, чтобы избежать возможности возникновения тирании в Афинах. Остракизм не являлся наказанием за какие-либо неблаговидные дела, основная цель, как констатирует Плутарх, заключалась в «усмирении и обуздании» гордыни и могущества.

Особо следует отметить реформы Солона (ок. 640-560 гг. до н.э). В 594 г. до н.э. по его предложению были произведены важные изменения в управлении государством. Одним из первых Солон принял закон, согласно которому все долги прощались, запрещалось давать деньги под залог тела. Он отменил многие прежние законы. В результате стало невоз-можным обращать в рабство афинян, демос добился права принимать участие в управлении государством.

Солон также провел оценку имущества граждан. Первыми считались пентакосиомедимны — афиняне, которые могли производить около 500 мер продуктов сухих и жидких. Вторая группа (всадники) — те, кто мог содержать лошадь или производить 300 мер продуктов. Зевгиты — люди третьего ценза, у них было 200 мер. Все остальные назывались фетами, они не могли занимать никаких должностей, их участие в управлении ограничивалось присутствием в народном собрании, но они могли быть судьями. Последнее обстоятельство имело немаловажное значение: большая часть

1

сложных дел попадала на рассмотрение к судьям .

После реформ Солона совет Ареопага состоял из архонтов, которые менялись ежегодно. Был создан второй совет, в который входили по 100 человек от каждой из четырех фил. Этот совет вел предварительное обсуждение дел до того, как они попадали в Народное собрание. Современники весьма скептически отнеслись к реформам Солона, найдя их поло-винчатыми. Сам же Солон возражал против этих обвинений, утверждая, что сумел своим могучим щитом прикрыть и тех и других. Солон был не только законодателем, но и поэтом. В элегиях «Завещание самому себе» и «Завещание афинянам» он обличает нечестные методы борьбы, которыми пользовались люди, чтобы приобрести богатство.

Реформы Солона и Клисфена (509 г. до н.э) не только заложили основы демократического строя, но укрепили идею о номосе. Правовые нормы теперь могут обсуждаться, изменяться и даже заменяться другими, более соответсвующими изменениям, призошедшим или происходящим в обществе. Обсуждение законов превращается в обсуждение традиций, которые переосмысливаются в критическом плане. Раньше можно было просто ссылаться на волю богов, опираться на силу традиций и заветы отцов. Теперь тот, кто хотел чего-то добиться, должен был учитывать множество обстоятельств. Необходимо было учитывать расстановку сил в Народном собрании, настроения граждан, ситуацию в междунарожных отношениях и т. д. Умение убеждать в своей правоте становится очень важным.

Большую роль сыграла страсть греков к спорам и их любовь к несогласию. В суде древних греков не было ни адвоката, ни прокурора: тот, кто выступал с обвинением, и был обвинителем, а обвиняемый должен был сам себя защищать.

Не случайно в этот период на первый план выступает ораторское искусство. Появляется профессия софиста — учителя, который обучал риторике и философии, умению говорить и убеждать собеседника. Софистами стали называть и людей, которые отличались своими познаниями, способностями, талантами. К ним относили философов, врачей, поэтов, выдающихся государственных деятелей. Однако со временем это слово приобретает несколько иное значение. Теперь софисты — это те, кто учит красноречию и филосо-фии за определенную плату. Слово «софист» также приобретает негативный смысл — лжемудрец, шарлатан, фокусник. Софистика же понимается и рассматривается как наука убеждения.

«Софистика была риторически-диалектическим искусством (искусством полемики) и строилась на столкновении противоположных тезисов. Она позволяла взвесить аргументы и принять обдуманное решение по вопросу, допускающе-

1

му различные суждения» .

Софисты выдвинули теорию об общественном договоре, утверждая, что происхождение государства имеет договорной характер. Они также подняли проблему достоверности человеческого знания, заявляя, что человеческие знания и представления имеют субъективный характер. Они гово-рили: то, что одному кажется прекрасным, другой считает безобразным. Софисты отрицали целесообразность и разумность поиска истины вообще, справедливости вообще.

Сократ не принимал ни индивидуализма, ни субъективизма, ни релятивизма софистов. Тем не менее, у софистов и Сократа было кое-что общее. Так, «фундаментальной проблемой философии стала не космологическая, как у их предшественников, а антропологическая проблема, не мир и миропорядок, а человек и его жизнь» . Софисты и Сократ рассматривали человека как центр мироздания. Однако взгляды софистов и Сократа расходились по многим вопросам. Софисты считали, что, так как все люди разные, они не могут прийти к единому пониманию какого-либо предмета. Сократ же верил, что существует нечто, что «может быть выражено единым понятием или идеей» . Софисты старались найти в мифах какой-то разумный смысл. Сократ полагал, что бессмысленно заниматься интерпретацией мифов о богах и героях. Для Сократа важнее было понять, каковы люди по своей природе и назначению, каков человек по своей сути и чего вообще он стоит. (Платон. Федр, 230а).

На юго-востоке Пелопоннеса находится область Лаконика, в центре которой расположена Лаконская долина. С трех сторон она окружена горами. Здесь сложились благоприятные условия для развития ремесел и земледелия. Единственным недостатком являлась удаленность от моря, невозможность строительства кораблей. Одно из греческих племен покорило Лаконику. Постепенно отдельные поселения завоевателей слились в один город, получивший название Спарты. Завоеватели считали постыдным общаться с местным населением. Практически все оно было превращены в рабов — илотов.

Во главе Спарты стоял совет старейшин, туда избирались знатные спартанцы не моложе 60 лет. Два царя командовали войсками во время войн. Они также входили в состав совета. Все спартанцы были воинами. Их с самого детства готовили к защите государства. Детей воспитывали в суровых условиях, приучая не бояться ни жары, ни холода. Для развития жестокости и беспощадности им поручали выслеживать и уничтожать непокорных илотов. Спартанцы считали, что безопасность зависит не от высоты и крепости окружающих город стен, а от войска. Спарта сумела силой заставить все города Пелопоннеса заключить с ней военный союз, который получил название Пелопоннесского.

Примерно в архаический период возникают греческие колонии за пределами Греции. Переселяясь в другие страны, греки строились поближе к морю, возле морских бухт, завоевывая новые земли и обращая местных жителей в рабов.

В конце VI в. до н.э. начинаются греко-персидские войны. Персия покорила греческие города в Малой Азии и вторглась на земли скифов. Используя тактику отступления и заманивания, скифы вынудили захватчиков сдаться. Поражение персов стало сигналом для других покоренных народов. Восстал против своих поработителей Милет. Афины оказали восставшим помощь, что, в свою очередь, послужило персидскому царю Дарию удобным предлогом для нападения на греков. Но греки смогли одержать победу в Марафонской битве. Афины создают флот для дальнейшей борьбы с персами. В 480 г. до н.э. войска персов вторглись в Грецию и одержали победу у Фермопил. Враг захватил и поджег Афины. Флот греков стоял в Саламинском проливе. Битва при Саламине имела большое значение для греков — они сумели не только победить, но и изгнать персов из Грюции. Война с

Персией положила начало объединению приморских греческих городов, которые заключили между собой Афинский морской союз.

Эпоха классики датируется Л—У вв. до н.э. В этот период греки смогли добиться небывалых высот в искусстве, архитектуре, литературе, философии, науке. Это эпоха Перикла, учений Платона и Аристотеля.

Платон (428—347 гг.) был учеником Сократа. В своем труде «Государство» он обосновывает собственные социальные воззрения, апеллируя к Сократу: учитель всегда считал, что во главе государства должны стоять лучшие. Население следует разделить на три группы. Правители управляют государством, опираясь на разум и мудрость. В обязанности воинов входит охрана незыблемости и неприкосновенности государства, они должны быть мужественными и твердыми. Ремесленники и прочий трудящийся люд должны быть благоразумными и умеренными, их обязанность — заботиться о материальном благополучии. Первая группа отличается от второй врожденными способностями. Она проделывает длинный сложный путь самосовершенствования, который может быть окончен лишь к 50 годам. Правитель должен обладать еще и наследственными преимуществами. Платон указывает на необходимость обучения арифметике, математике, геометрии и астрономии, особо — на важность диалектики, т. е. умения отстоять в споре истину.

Аристотель (ок. 384-322/1 гг.) вначале был членом платоновской Академии. Основал свою школу — Ликей (Лицей). Он считал, что необходимо всесторонне изучать все факты. «Споря с Платоном, Аристотель отвергал самостоятельное существование идей вне и помимо вещей. Он не противопоставлял идеи чувственному миру вещей, как делал Платон, а считал их теми материальными, формальными, действующими и целевыми причинами, которые в своем единстве образуют каждую вещь, содержащую благодаря им в себе наглядный образ всех своих внутренних потенций» . Аристотель был учителем Александра Македонского.

Каждый взрослый мужчина города-государства участвовал в принятии решений по жизненно важным проблемам. Круг вопросов был очень широким — война и мир, распределение пошлин, раздача денег малоимущим, общественные работы. Для граждан полиса было важно, как тот или иной гражданин сумел распорядиться полученным имуществом, смог ли он его не только сохранить, но и приумножить. Если он не способен вести собственные имущественные дела, то он не может быть и хорошим политиком.

На ранних этапах развития греческой религии немалую роль в ней играли общинные культы, затем, по мере развития общественных отношений, на передний план выходят полисные культы. Существовал также культ героев. Самым известным из них был Геракл, которого впоследствии обожествили. Культ (обожествление) героев не следует путать с легендами о культурных героях — тех, кто научил человека ремеслам, земледелию и т. д. Греки обычно приписывали эти свершения богам, покровителям данных профессий (Деме- тре, Дионису, Аполлону, Гермесу). Особняком стоит миф о Прометее, который помогал людям вопреки воле богов, за что был жестоко наказан Зевсом. К культурным героям также примыкают легендарные и полулегендарные персонажи (Дедал, Пигмалион, Орфей, даже сам Гомер).

Согласно древнегреческой мифологии, сперва существовал хаос. Потом из него рождаются Земля (Гея) и Небо (Уран), День и Ночь, Свет. Эти божества представляют собой, скорее, отвлеченные понятия, в отличие от ярких и красочных богов-олимпийцев. Вторым поколением были титаны во главе с Кроносом. Кронос свергает своего отца, Урана, и становится владыкой.

Кронос боялся, что его может ждать та же судьба, поэтому поедал собственных детей. Однако Зевсу все же удалось спастись. Так появляется третье поколение богов. Боги-олимпийцы свергают титанов, и главным из них становится Зевс- громовержец. Его женой была Гера. Особенно чтили древние греки Артемиду. Ей посвящено примерно 80 храмов — больше, чем другим божествам.

Афина была богиней мудрости, но в то же время и воительницей. Особенно ее почитали в Афинах. Любопытно отметить, что, как полагают исследователи, не город был назван в честь богини, а наоборот, она сама получила имя в честь города. Существовали у Афины и другие имена, например, Паллада («потрясающая копьем»). По количеству храмов и святилищ (около 73) она занимала второе место после Артемиды. Братом Артемиды был Аполлон, солнечный бог. Древние греки считали его также покровителем врачевания, музыки, даже прорицания (знаменитый храм Аполлона в Дельфах). Чаще всего при этом Аполлон «отбирал» функции и полномочия у других богов.

Посейдон считался повелителем морей, Арес — богом войны, Афродита была богиней любви. Это божество восточного происхождения, не исключено, что ее образ связан с Астартой. Поэтому в Афродите больше эротической чувственности, чем в других греческих богинях. Сын Афродиты — Эрот. Гефест покровительствовал кузнецам, Гестия — домашнему очагу.

В Древней Греции существовали религиозные школы. Пифагорейцы верили в реинкарнацию, особое внимание уделяли почитанию огня. Это было не просто религиозное течение, но и философская школа. Орфики опирались на учение легендарного певца Орфея, который якобы жил еще до Гомера. Они верили, что титаны убили Диониса, потом Дионис воскрес, а Зевс испепелил титанов и из их пепла сотворил людей.

Люди приносили богам жертвы — обычно плоды, зерно. В торжественных случаях совершались гекатомбы — заклание 100 животных. Частью культа также являлся уход за алтарями и статуями богов, их украшение. Во многих городах проводились религиозные праздники. Жрецы Древней Греции почти не обладали властью. Их должность могла быть как наследственной, так и выборной, в зависимости от города!

Особенно важное значение придавали древние греки тому, чтобы мертвые были захоронены в земле. Первоначально они сжигали умерших, но затем этот ритуал ушел в прошлое. Считалось, что духи покойных испытывают голод и жажду, поэтому о них нужно заботиться. Идея воздаяния не была характерна для религии древних греков, после смерти человека ждет жалкая участь — стать тенью в царстве мертвых. В мифах говорится, что величайшие мертвые герои предпочли бы жизнь жалкого раба на земле, чем оставаться почитаемой тенью в Аиде. Мифы нередко рассказывают о мучениях, которые ждут в подземном царстве. Но они уготованы, в первую очередь, тем, кто вел неправедную жизнь, тем, кто разгневал богов. Понятиям справедливости и правосудия здесь не было места, все решал произвол богов.

Греческая пайдейя является, по словам Ф. X. Кессиди, продуктом греческой демократии. Само это слово объединяет такие понятия, как воспитание, обучение, образованность, культура, просвещение. «С процессом демократизации знаний и культуры связано появление первых письменных сочинений философов, историков и поэтов, запись поэм Гомера и Гесиода и т. п. Греческая культура, приняв светский характер, поставила вместо авторитета .традиции (обычно - го права) авторитет закона, вместо религиозного авторитета — авторитет человеческого разума»1. Первые памятники древнегреческой литературы — эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», они содержат около 30 тыс. стихов. Аристотель отмечал, что до «Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много» .

\—У вв. до н.э. считаются временем наивысшего расцвета греческой литературы. К середине V в. до н.э. Афины получили право называться «школой Эллады». Одним из удивительнейших памятников времен Перикла является ансамбль Акрополя. Строители возвели его в центре. Из города на Акрополь вела широкая мраморная лестница. К югу находился храм Ники. Барельефы изображали сцены славных побед греков над врагами. В комплекс построек акрополя входит и Эрехтейон. Так называли храм, посвященный трем хранителям Афин. Это были сама богиня Афина, Посейдон и мифический царь Эрехтей. Согласно обычаю, храм был окружен колоннами. С одной стороны стояли 6 женских фигур — кариатиды. Создавалось впечатление, что кариатиды шествуют плавно и грациозно к центру Акрополя — Парфенону (храм Афины). Поражала бронзовая статуя Афины Воительницы. Она была около 10 м высотой, грозная дева стояла с копьем в руке, как бы преграждая путь любому, кто осмелится нарушить мир и покой города. Именно в Древней Греции складывается система архитектурных ордеров: дорический, ионический, коринфский.

Особо следует сказать о драматическом искусстве. Греки считаются создателями драмы. Слово «драма» означает «действие». «Отсюда эти произведения и называются «драмами», потому что изображают людей действующих» . В конце VI в. до н.э возник первый театр. Литературная драма делится на трагедию, сатировскую драму и комедию. Хорошо утрамбованная площадка в форме круга (диаметром около 27 м) служила основой театра. В центре возвышался жертвенник бога Диониса. Ступени жертвенника служили местом для музыкантов, вокруг него двигался хор.

Площадка именовалась орхестра («пляска»). Два прохода (пароды) вели к орхестре с запада и востока. В начале они кра- шались посвятительными дарами, потом их заменили бронзовые скульптуры поэтов. Орхестру отделял низкий широкий барьер. От него поднимались лестницы, на ступеньках которых сидели зрители. Местадля зрителей назывались театром. Позади орхестры располагалось небольшое подсобное помещение, где хранился театральный реквизит. Это помещение (позже его стали строить из камня) называлось скеной. Позже добавляются еще два павильона — параскении.

Театр был трехъярусным. На 78 рядах могли уместиться до 17 тыс. зрителей. В первом ряду располагались жрецы, архонты и важные должностные лица. Места были именными. Центральное, самое почетное, отводилось жрецу бога Диониса. Актеры выступали в масках, все женские роли исполняли мужчины. Мифические герои должны были быть выше обычных людей, поэтому артисты носили специальную обувь—котурны.

Отцом греческой трагедии называют Эсхила. До него в трагедиях практически не было действия. Заслуга Эсхила заключается в следующем — он ввел второго актера, вместо одного, уменьшил роль хора, на первое место выступает диалог. По сохранившимся сведениям, Эсхил создал около 80 драм, их постановки принесли ему 13 побед. (Соревновательность имела большое значение и для деятелей искусства.) Он создал такие драмы, как «Умоляющие», «Персы» «Семеро против Фив», «Сфинкс», «Прикованный Проме-тей», драматическую трилогия «Орестея».

В 468 г. Эсхил был побежден другим драматургом — Софоклом. Эта победа стала знаменательной для нового трагика: с тех пор он не знал ни одного поражения в течение 60 лет. Софокл прожил почти 90 лет, он был не только драматургом, но и писал лирику, практиковал как врач, занимал важные государственные посты. Он сделал очень много для дальнейшего развития театрального дела. С его легкой руки была введена декоративная живопись, он написал трактат о хоре, ввел третьего актера, увеличил число хоревтов на три человека.

Эсхил ставил во главу угла своего творчества судьбу рода. В его трагедиях предстают представители различных поколений. Софокла привлекала судьба отдельного человека в отдельной законченной трагедии. Как правило, сюжеты Софокл заимствовал из мифов. Это «Аякс», «Антигона», «Трахинянки», «Царь Эдип», «Электра». Софокла считают поэтом расцвета греческой трагедии.

Если Эсхил и Софокл создали классическую трагедию, то творчество Еврипида заставляло недоумевать современников. При жизни Еврипид не пользовался признанием. «Эсхил и особенно Софокл защищали в своих произведениях идейные основы афинского полиса и провозглашали незыблемость общественных принципов, основанных на гармоничном сочетании личных и общественных устремлений человека. Еврипида, как и софистов, интересовал прежде всего отдельный человек» . Для Еврипида важно отразить борьбу человека с самим собой. К числу сохранившихся драм отно-сятся «Алкестида», «Медея», «Ипполит», «Электра» и др.

К числу лучших представителей жанра комедии относятся Кратин, Евполид и Аристофан. Кратин считался создателем политической комедии. Евполид использовал в своих произведениях много фантастики, по замыслу и сюжету они считались очень смелыми. К сожалению, составить полное представление о творчестве этих драматургов не представляется возможности — слишком мало сохранилось фрагментов.

Наиболее полно представлено творчество Аристофана. Он написал много комедий, которые пользовались успехом. «Ахарняне» — гимн миру и поколению марафонских бойцов, «Всадники» — обличение политики всесиль-ного Клеона, в «Облаках» автор высмеивает философов, «Мир» — прославление наступившего мира. Две комедии посвящены женщинам — «Лисистрата» и «Женщины на празднестве».

К началу эпохи эллинизма происходят существенные изменения в социальном и политическом укладе жизни греков. Это отразилось и на состоянии театра. «Успех пьесы оказывался нередко в зависимости не столько от литературного качества произведения, сколько от игры актеров и театральной обстановки» . Трагедия утрачивает свое первоначальное значение. Интересы зрителей сосредотачиваются на вопросах частного быта. Появляется новая аттическая комедия, мелкие комические жанры — мимы, мимиямбы, мелиямбы, пантомимы. Бродячие актеры делятся на гилародов (трагиков) и магодов (исполнителей комических сцен). Большой популярностью пользовались пародии;

Конец IV—I в. до н.э. — эпоха эллинизма. Ее принято считать важнейшей переломной вехой в истории античной Греции. Войны, восстания рабов, разорение крестьян, нерациональное использование земли вели к упадку хозяйства. Начался затяжной кризис, охвативший все сферы общества. Бедняки становились наемниками. Они легко переходили от одного хозяина к другому в зависимости от того, кто больше заплатит. Многие представители знати надеялись, что . при помощи сильного монарха можно будет удержать свою власть и возродить былое могущество. В воздухе давно витала идея «общеэллинского объединения». Для осуществления этого замысла требовалась твердая рука одного человека — монарха. Приблизительно в это время происходит возвышение Македонского государства, и в его сторону многие греки бросали взгляды надежды. Они считали, что сильная македонская власть сумеет лучше защитить их власть и бо-гатство от рабов.

Но другие греки были против. Одним из противников македонского вмешательства в дела Греции был известный оратор Демосфен. Он очень долго учился ораторскому искусству, потому что у него был слабый голос. Кроме того, при-вычка поднимать плечи при разговоре делала его выступления неубедительными. Демосфен подвешивал над плечами острый меч, чтобы избавиться от мешающей привычки. После упорных тренировок, он смог преодолеть свои недостатки и вошел в историю как великий оратор. Тем не менее, его речи не смогли остановить вторжение македонцев. 338 г. до н.э. — трагический год в истории греков. В Средней Греции произошла битва между македонцами и греками. Она привела к полной потере независимости. Вот как описывает эту жестокую битву историк Диодор: «Трупы валялись грудами... Из афинян пало в сражении более тысячи и не менее двух тысяч попало в плен. Равным образом и из беотийцев многие были перебиты, немало было и взято живыми»1.

После заключения мирного договора царя Филиппа и греческих городов (337 г. до н. э.) начинается эллинистический период, или эллинизм. Заканчивается эллинизм покорением последнего послеалександровского государства. В период македонского владычества возникает монархия, власть становится наследственной. Во главе государства стоит царь, его власть поддерживает греко-македонское войско и большой штат чиновников. Полисы постепенно заменяются городами. Развивается торговля. Средиземное море становится центром мировой торговли. В эллинистический период на первый план выдвигается развитие наук — математики, астрономии, механики, физики, географии, медицины, физиологии.

В эпоху эллинизма было сделано много открытий, имена создателей которых не сохранились. Были изобретены оптические линзы, водяные часы, мельницы и многие другие механизмы.

В III в. появляется теория Аристарха Самосского, который заявил, что центром мироздания является Солнце, а не Земля, как считалось раньше. Правда, его открытие так и не получило ни поддержки, ни дальнейшего развития. Успешно развивается геометрия. Евклид создает свое произведение «Элементы геометрии», положения которого являются образцом и в наши дни.

В III в. математик, инженер Архимед построил первый планетарий. Он был основоположником теоретической механики, создателем совершенных осадных механизмов и катапульт. Эратосфен впервые установил длину окружности Земли, именно ему принадлежит догадка о том, что в Индию можно попасть из Испании, обогнув Африку. Быстро развивается медицина. Врачи поняли, что кровь движется по организму человека, связали частоту пульса с ударами сердца. В это время далеко продвинулись хирурги. Была открыта диетология.

Афины по-прежнему остаются центром философской мысли. Работает Академия Платона и школа Аристотеля, появляются новые учения. Основателем школы стоиков стал Зенон. Стоики считали, что существует идеал мудреца, который способен доводами разума контролировать все чувства и эмоции. Логос, или Мировой Разум, представлялся ими как тончайшая форма материи, созидательное начало которой проникает повсюду. Выдающимся представителем школы киников был Диоген, получивший прозвище «кусающей собаки». Цель киников — развенчать все существующие человеческие ценности. Проповеди строились в форме беседы (диатрибы). Киники широко отражали свои идеи в литературных произведениях.

Основоположником еще одной школы был Эпикур. Она стала называться по имени создателя — эпикуреизм. Его главное произведение — «О природе». Эпикур считал, что боги не принимают участия в развитии мира и не вмешиваются в судьбы людей. Только мудрец способен наслаждать-ся жизнью, высшее наслаждение доступно только ему. Это высшее наслаждение есть безмятежность, она обретается в процессе познания истины. Безмятежность души дает человеку внутреннюю независимость, душевное спокойствие, освобождает от ошибок и заблуждений.

Центр эллинистической культуры и мировой торговли перемещается в Александрию. Здесь был построен Музей (Храм Муз). Создается богатейшая Александрийская библиотека. Возникает новая наука — филология. Во II в. до н.э Дионисий Фракийский составляет первую Грамматику. Постепенно в литературе глобальные проблемы мироздания отходят на задний план. Возникает литература для развлечения — беллетристика.

Позднюю античность можно рассматривать как переходный период. Классическая античность уже закончилась. Ее достижения и открытия послужили благодатной почвой для возникновения нового мира. «Когда греческие полисы потеряли свою независимость и Греция оказалась под властью сначала Македонии, а затем Рима, греческая культура не пала, а, напротив, вместе с завоеваниями Александра Македонского она, испытав на себе известное влияние древневосточных культур, приобрела мировой характер, став эллинистической. Конец классической греческой и эллинистической культуре был положен христианством»1.

<< | >>
Источник: Чекалов Д. А., Кондратов В. А.. История мировой культуры. Конспект лекций. —Ростов н/Д: Феникс,2005. — 352 с. (Серия «Сессия без депрессии».). 2005

Еще по теме ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ:

  1. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
  2. Древняя Греция
  3. II. HELLAS. Древняя Греция
  4. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
  5. § 10 Древняя Греция
  6. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
  7. Глава 9. Древнейшая Греция
  8. Глава 7. Древнейшая Греция
  9. 3.2. Цивилизационно-этическая парадигма Древняя Греция
  10. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ КУРСА «ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА» ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
  11. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
  13. МАТЕРИКОВАЯ ГРЕЦИЯ
  14. ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ
  15. Греция: жречество и мифология