<<
>>

ДРЕВНИЙ РИМ

Рим на протяжении долгого времени вел завоевательные войны, в результате которых происходило присоединение новых народов, каждый со своей культурой и нравственными ценностями.

Началом своей истории римляне считают основание Рима в 751 г. до н.э.

Ранняя история Рима во многом остается для нас загадкой. Существует точка зрения, согласно которой своим возникновением Рим обязан падению Трои. «Город Рим, насколько мне известно, основали и вначале населяли троянцы, которые, бежав под водительством Энея из своей страны, скитались с места на место, а с ними и аборигены, дикие племена, не знавшие ни законов, ни государственной власти, свободные и никем не управляемые»1. Далее автор продолжает, что такая разнородная толпа людей, не имеющих, казалось бы, ничего общего между собой, объединившись за городской стеной, очень быстро слилась в единую гражданскую общину.

Иная история рассказана римским историком Титом Ли- вием. Нарушив волю отца и право старшинства, на троне воцарился Амулий. Он не только лишил старшего брата власти, но и убил его. Свою племянницу самозванец заставил стать весталкой, ибо они должны были сохранять обет безбрачия. Но жрица нарушила этот обет. Правда, она сказала, что отцом ее детей был бог, но это не спасло ее от гнева царя. Мальчиков бросили в реку, а их мать — в темницу. Однако наслед-никам удалось выжить. Они выросли и отомстили обидчику, но не сумели поделить власть между собой. Согласно одной версии, Рему было знамение — 6 коршунов. Все посчитали это знаком благоволения богов. Но Ромулу чуть позже было другое знамение — 12 коршунов. Возник спор по поводу того, чье знамение верно — по времени появления птиц или же по их количеству. Началась битва, в которой Рем был убит. По другой версии, Рем смеялся над братом и перепрыгнул новые стены города. Ромул рассердился, убил брата за проявленную дерзость и сказал, что такая же участь постигнет

1

каждого, кто осмелится перепрыгнуть через его стены .

А вот что пишет еще один греческий историк, современник Тита Ливия, Дионисий Галикарнасский.

Ромул отделил низших от высших. Патриции должны отправлять «магистратуры и жреческие должности». Плебеи — обрабатывать землю, выращивать скот, заниматься ремеслами. Царь возглавляет священнодействия и жертвоприношения, хранит законы и нравы отцов. В его ведении находятся самые важные и сложные преступления; то, что не составляет особой сложности, поручается сенату. Царь обладает высшей властью в военное время. В случае необходимости он созывает сенат. Сенат обсуждает и подает голос по вопросам, которые предлагает царь. Народ выбирает магистратов, санкциониру-ет законы, решает вопросы о войне. Голоса подаются по куриям. Курия — подразделение римских граждан, состоящее из 10 родов. Триба состояла из 10 курий .

Практически до VI в. до н.э. все государственные дела находились в ведении царя. Он опирался на совет старейшин (старцев), из 300 человек. Совет иначе называли сенатом. Когда возникали особо важные дела, царь и сенат собирали собрание патрициев. Согласно преданию, которое можно считать основанным на реальных событиях, правивший Римом царь вызвал недовольство граждан. Его действия переполнили чашу терпения, разгневанные римляне изгнали царя. Теперь управление Римом стало общественным делом. Приблизительно в 510 г. до н.э. была создана первая республика.

Учреждение республики выдвинуло новые проблемы. Только патриции могли заниматься управлением. В течение года правили два консула, которых выдвигало собрание па-трициев. Консулы занимались судопроизводством и военными делами во время войны. В мирное время они должны были по всем вопросам советоваться с сенатом. В ведении сената оставались военные дела, отношения с другими государствами, финансы. Сенаторы, как и консулы, происходили из патрициев.

Плебеи недовольны создавшимся положением, они оказались не у дел. Поэтому большая группа хорошо организованных и вооруженных плебеев, покинув Рим, становится лагерем недалеко от города. Патриции встали перед сложной дилеммой. С одной стороны, они опасались, что внешние враги, узнав, что римское войско сократилось, нападут на практически беззащитный город.

С другой, они не были уверены, что сами плебеи не захватят Рим, чтобы добиться своих прав. Существовала также угроза заключения союза между плебеями и иноземцами.

Правители были вынуждены предоставить плебеям право участвовать в управлении республикой. Ежегодно они могли выбирать народных трибунов. Их правом было наложить вето, отменявшее решения консулов и даже сената в вопро-сах, которые непосредственно касались плебеев. Вскоре плебеи стали созывать плебейские собрания, где вырабатывались требования к сенату. Со временем они добились, что из двух консулов один избирался плебеями. По их требованию был отменен закон, позволявший забирать в рабство за долга. Начало III в. знаменуется еще одной победой: решения плебейских собраний получили статус закона республики.

Богатые плебейские и патрицианские фамилии считались аристократами (нобилями). Республика в Риме была аристократической. Нобили не имели права заниматься торговлей и ремеслами, это отдавалось на откуп всадникам — людям, которые имели средства на покупку лошади. Всадники зани-мались чисто организационными вопросами по управлению республикой, они могли получить право взимать в пользу Рима подати. Большинство всадников отдавали в казну гораздо меньше, чем собирали фактически.

Римляне начинают завоевательные походы. В111 в. до н.э. они занимают Апеннинский полуостров, в конце I в. до н.э. «охватывают кольцом Средиземное море, к началу II в. до н.э. округляются и в таком виде существуют еще 3 сто- летия» . После завоевания Апеннинского полуострова Рим практически не прекращает завоевательные войны. Война между Римом и Карфагеном длилась почти 20 лет (III в. до н.э.). Римляне называли карфагенян пунами, поэтому война получила название первой Пунической. Она закончилась полной победой римлян. Затем Рим захватывает Сицилию, Сардинию, Корсику. Во второй Пунической войне (III в. до н.э.) римляне встретили достойного противника в лице полководца Ганнибала. Тем не менее, они сумели победить и на этот раз, поставив противника в крайне невыгодное стратегическое положение.

Победив и ослабив Карфаген, римские полководцы не успокоились. Они опасались, что выгодное географическое положение противников позволит им возродить торговлю и восстановить прежнее положение. Начинается третья Пуническая война, которая имела своей целью полное уничтожение Карфагена (II в. до н.э.). Место, где стоял разрушенный город, было объявлено проклятым.

Полководцы, одержав очередную победу, въезжали в Рим с трофеями. Торжественный въезд в город назывался триумфом. Вся военная добыча доставалась богатым римлянам.

Римская культура органично включала все достижения культуры покоренных народов. Сначала это был народ, проживавший на Севере Италии (этруски), потом Греция и, наконец, Восток. У этрусков было развито земледелие, ремесла. Они строили укрепленные города, располагая их в неприступных местах. Как считают многие исследователи, их социальный строй был аристократическим. Во главе стояла военно-жреческая знать — лукумоны. Женщины занимали в обществе почетное место. Культура этрусков испытывала значительное греческое влияние. В культурных традициях этрусков и греков было немало общего. Так, в результате археологических изысканий на саркофагах этрусков обнаружены мифологические сцены. На одной изображено пребывание Одиссея в царстве Аида и ослепление циклопа. Найденная терракотовая статуэтка представляет Энея, который выносит из погибающей Трои своего отца.

Этруски стали одним из первых народов, покоренных римлянами. Сравнивая культуру римлян и этрусков, следует отметить, что у последних завоеватели переняли некоторые политические установления, музыку, способ изображения цифр. Потому-то римляне, покорив греческие города, были готовы воспринять многие культурные нормы греков, которые они уже позаимствовали у этрусков.

Мало что известно о первоначальном периоде развития Рима. В основном сохранились лишь сведения, касающиеся религиозных обрядов, праздников. Манизм был, по всей видимости, одной из наиболее древних форм религиозных верований древних римлян. Он представлял собой культ духов умерших, которые покровительствовали живым. Духи, помогавшие людям, назывались пенатами и являлись хранителями дома. Духов-защитников называли еще ларами, они покровительствовали людям и в домашней жизни, и в дороге, и в войне.

Старинными памятниками, которые дошли до нас, явля-ются сакральные гимны. Один из них использовали в своих обрядах арвальские (полевые) братья, принадлежавшие к древнейшей жреческой коллегии. Арвальские братья обращаются к богу войны Марсу, хранителям очага ларам и богам плодородия семонам. Жрецы умоляют своих покровителей отогнать войны и болезни от общины. Скорее всего, сакральные гимны сопровождались танцами, смысл которых уже был не совсем понятен римлянам. Кроме сакральных гимнов, в древности существовали рабочие и обрядовые песни, свадебные песни и эпитафии.

Почитание духов-покровителей было родовым, семейным культом. Каждый род почитал своего духа. Впоследствии некоторые духи превращались в общих божеств, как и в других странах. Тем не менее вера в ларов и пенатов сохранялась в Риме очень долго, даже после принятия хри-стианства, она была запрещена императорским указом в конце III в. н.э. Духи-покровители существовали не только у семейств, но и у каждого отдельного человека. Покровителей мужчин называли гениями, покровительниц женщин — юнонами.

Важную роль в ту эпоху играл также культ огня. Богиня Веста изображалась в виде пламени, никогда не представала в человеческом образе. Ее огонь должен был вечно гореть в посвященном ей храме. Кроме того, древние римляне уже в раннюю эпоху верили в загробную жизнь и в загробное воздаяние. Существует подземный мир, где правит жесто-кий Орк, там оказываются души всех умерших. Праведники попадают в рай (Элизиум). После смерти душа человека во многом зависит от того, как к ней относятся живые. Если об умершем никто не заботится, его душа превращается в злобный дух. Их называли ларвами или лемурами. Чтобы задобрить лемуров или хотя бы на время от них избавиться, устраивались специальные церемонии — лемурии. Соблюдался особый ритуал погребения. Существовали специальные погребальные маски умерших предков — во время погребения они участвовали в ритуале как будто живые.

Земледельческий культ был, в основном, распространен среди плебеев, простого народа. Многие божества, которые потом стали играть важную роль в общеримском пантеоне, первоначально были связаны с культом плодородия — Юпитер, Венера, Сатурн, даже Марс. Кроме них, земледельцы почитали также Фавна, Либера, Цереру, Терминуса, Консу- са, Палесу и др. Им посвящались религиозные праздники: луперкалии — 17 февраля — в честь Фавна; сатурналии — декабрь — в честь Сатурна; цереалии — апрель — в честь Цереры; виналии — апрель и август — в честь Юпитера; консуалии — август, терминалии — февраль. Все они были приурочены к тем или иным событиям в жизни земледельца: посеву, сбору урожая и т. д.

Римская мифология испытала значительное влияние других религий. Сами римляне различали местных и инозем-ных богов. Некоторые ошибочно полагают, что значительная часть римского пантеона заимствована из греческого. Это не так, однако мифология Древнего Рима была слишком бедной.

Познакомившись с греческой культурой, римляне стали приписывать своим богам качества и приключения, которыми славились боги Древней Греции. Таким образом, римляне заимствовали не сам пантеон (римские боги, как мы видели, первоначально были связаны с культом плодородия), а содержание древнегреческих легенд и мифов, их эмоциональное и сюжетное наполнение, в чем сами римляне были не сильны.

Если на древних римлян такое сильное влияние оказала культура Древней Греции, то что уж говорить о культуре Древнего Востока. Она значительно отличалась от культуры Древнего Рима и, в глазах обычного римлянина, в лучшую сторону. Здесь можно выделить два момента. Во-первых, боги Древнего Рима ничем не помогали простому человеку, поэтому он стал искать заступников среди восточных божеств. Широко распространяется в Риме культ Митры, а затем и христианство.

Во-вторых, мистический характер древневосточных религий открывал новую сторону жизни, оргиастическую. Почитание восточных богов у древних римлян тесно связывается с непристойными пьяными празднествами (вакханалиями). Это была естественная реакция на чрезмерную су-хость и практицизм римской религии. Официальные власти стремились побороть влияние восточных богов, запрещали поклонение им, но безрезультатно.

Почитались также «мгновенные» боги, которые отвечали за разные события человеческой жизни. Для каждого из таких событий существовало отдельное божество, например, для первого крика ребенка. Если речь заходила о чем-то более важном, скажем, о периоде, когда ребенок учится говорить, или о его физическом созревании, то за этим надзирали сразу несколько богов. Особая богиня водила ребенка в школу, а другая возвращала его домой.

Существовали также боги, олицетворявшие отдельные добродетели и понятия, например, Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость, Счастье. Когда в наши дни мы говорим о богине Фортуне, то имеем в виду именно одно из таких божеств. Легенд про этих божеств почти нет. В сознании древ-них римлян они, скорее, олицетворенные понятия, нежели боги, каких мы привыкли видеть в других религиях — с яркими характерами, интересными судьбами и т. д. В целом мифология Древнего Рима очень скупа и блекла.

В классическую эпоху на первый план выходят боги — покровители городов. Как и во многих других религиях, в Древнем Риме считалось, что боги поддерживают правителей. Императоров обожествляли, сперва посмертно (Цезарь, Октавиан), а потом и при жизни (Калигула).

Религиозные церемонии в Древнем Риме имели свои особенности. Верующий человек не стремился духовно общаться с богом, слиться с ним, приблизиться к нему. Напротив, общение с божеством принимало характер деловых переговоров, сделки. Основное внимание уделялось формальной правильности выполнения церемоний. Молитва должна была быть очень точной, словно речь шла о юридических формулировках. Например, когда человек произносил имя Юпитера, он должен был поднять руку к небу. Как и во время обычных сделок, люди стремились обмануть своих богов, получить больше, а дать меньше, пользуясь различными хитростями, например двусмысленностью некоторых слов.

Приступая к рубке деревьев в священной роще, арвальские братья обращались с молитвой к богам. Существовали три богини, которые могли помочь в этом действии. К ним следовало обращаться в строгой очередности, четко произнося установленные слова. Деферунда отвечала за падение дерева, Коммоленда — за рубку, Адоленда ведала сжиганием. Древние римляне верили, что получить помощь богов можно лишь в том случае, если обращаешься к ним в правильно выбранное время.

Римляне почти не прибегали к магии, они были слишком рациональны, зато придавали большое значение гаданиям. Наиболее распространено было гадание по полету птиц (ауспиции) и по внутренностям животных (гаруспиции). Также гадали по тому, как птицы клюют зерно, или по молнии.

Первоначально римляне не знали ни изображений богов, ни храмов. Вместо скульптур божеств использовались обычные предметы. Так, Марса обозначало копье. Обычай строить храмы возник, вероятно, под влиянием древних греков. Однако в комплексе верований древних римлян особое значение придавалось изображениям умерших, что связано с культом духов-покровителей, о котором мы уже говорили.

Жрецы не играли особенно важной роли в политической жизни Рима. Рим не знал борьбы между светской и религиозной властью, а сами жрецы считались госслужащими. Существовали различные коллегии жрецов. Понтифики ведали календарем и проведением праздников, а также были летописцами. Фециалы играли роль послов, дипломатов. Ав-гуры занимались гаданием.

Весталки поддерживали огонь в храме Весты. Поскольку Веста считалась богиней-покровительницей, весталки пользовались большим влиянием в Риме. Ценой за это был строгий обет безбрачия и целомудрия. Много ограничений накладывал обычай также и на фламинов — жрецов, в ведении которых находились определенные боги (к примеру, Юпитер, Марс). Как и весталки, они обладали значительным авторитетом. Первоначально жрецами могли быть только патриции, и только они могли участвовать в отправлении культа. Потом это стало доступно и для плебеев. Со временем должности жрецов стали выборными.

Рабы не имели права приносить жертвы и участвовать в религиозных праздниках, за редким исключением (сатурналии). Римские рабы были фактически отрезаны от римской религии, поэтому неудивительно, что они с готовностью восприняли христианство. «В период Республики (510—ЗО-е гг. до н. э.) римская религия стала напоминать съезд богов со всего света. Глубже всего проникло влияние греков, хотя, по мнению римлян, богам нужны не чувства людей, а конкретная «взятка» в виде пролитого вина, рассыпанных зерен, в виде крови и дыма сжигаемых внутренностей и костей жертвенных животных...» . Для римлян характерна большая веротерпимость.

Ученые указывают на отличие между мифами греков и римлян. В центре греческой мифологии находятся деяния богов и их отношение друг к другу и людям. Для римлян в центре всех их интересов — сам Рим и его народ. Важнейшими добродетелями становятся железная дисциплина, храбрость, мужество, верность. Любая карьера для римлянина начинается с карьеры воина. Отец учит сына ремеслу воина, земледельца, знакомит с обязанностями гражданина.

1Колесникова И.В. ГЬИ. С. 19.

Считается, что хотя римляне не создали такой стройной мифологии, как греки, они стали творцами множества исторических легенд, основными героями которых являлись цари, военные герои, полководцы.

Задолго до II в. до н.э. в римской культуре возникает двуязычие: представители знати читают и говорят по-гречески, в то же время разрабатываются основы и положения латинского языка. Следует отметить особенность, которая присуща римским именам. Первое — это имя личное, второе — ро-

1

довое, третье — наследуемое, почетное .

Важное значение приобретает ораторское искусство. Го-сударственные дела в период Республики римляне решали в народном собрании, широко применяя практику дебатов. Сравнивая греков и римлян, мы убеждаемся, что для римлян на первый план всегда выходили политика и право. Искусство и литература рассматривались как явления второстепенные.

Римское красноречие своими корнями уходит в язык законов, дебатов в суде, сенате, народном собрании. Каждый свободный римлянин мог выступить в суде. Искусство красноречия было широко распространено, высоко ценилось и носило в известной степени народный характер. Большое влияние на него оказало греческое ораторское искусство.

Марк Туллий Цицерон (106-43 г.г. до н.э.) достиг потрясающих высот в области ораторского искусства. Он был знающим адвокатом, крупным государственным деятелем. Его речи против наместника Сицилии Верреса являются примером блестящего обличения всей римской верхушки. Потерявшие стыд наместники черпали доходы, занимаясь грабежом провинций, убивая невинных граждан. Цицерон воспользовался примером конкретного человека, чтобы выступить против целой когорты подобных ему. Цицерон полагал, что перед каждым оратором «стоят три задачи: 1) доказа!ъ свои положения, 2) доставить слушателям наслаждение, 3) воздействовать на их волю и заставить принять предлагаемое решение»1. Оратор не должен забывать, что для решения каждой поставленной задачи следует использовать соответствующий стиль. Спокойный, понятный и простой стиль — для доказательств. Изящный, сдержанный — для наслаждения. Взволнованный, патетический — чтобы воздействовать на волю. Цицерон был последним представителем римского классического красноречия. Его век закончился с гибелью Республики.

Само политическое красноречие постепенно приходит в упадок. Основной причиной этого стало установление принципата и, как следствие, уничтожение демократических свобод. В период империи ораторское искусство уже не имело того влияния на политическую жизнь, как прежде. Роль оратора, который раньше в качестве основы своих речей брал какую-нибудь злободневную политическую подоплеку, решительным образом меняется. Начинает формироваться красноречие эпидейктическое, парадное. Большое значение теперь придается форме, выразительным средствам. Тем не менее ораторское искусство оказало большое влияние на развитие литературы и историографии.

Во II в. до н.э. в Риме складывается тяжелая обстановка. Положение рабов становится нестерпимым. Их считали «говорящим орудием». Многие по своему образованию (в частности греки) были гораздо выше своих хозяев. Рабы делились на домашних, занятых работами на латифундиях и каменоломнях, а также гладиаторов. Во второй половине II—I в. до н. э. рабы начинают борьбу против невыносимых условий жизни. Восстание в Сицилии продолжалось около 6 лет и закончилось поражением восставших. Следствием этого восстания было ослабление римского войска. Рост числа рабов и разорение крестьян представляли реальную угрозу для Рима.

Братья Гракхи, Тиберий и Гай, выходцы из знатной плебейской семьи, начали борьбу за пересмотр земельного закона. Тиберий добился решения о распределении общественных земель, но противники реформ убили Тиберия и его сторонников. Их тела сбросили в Тибр, что делали только с телами отпетых преступников. Неудачу потерпели и попыт-ки Гая Гракха продолжить дело брата.

Кроме внутренних проблем, римская республика постоянно сталкивалась с борьбой покоренных народов, кбторые хотели избавиться от иноземного ига. Тяжелая внутрення ситуация окончилась установлением диктатуры Суллы. Он управлял Римом три года, это были годы абсолютного бесправия и беззакония. В то время было жестоко подавлено восстание рабов под предводительством Спартака.

Сложная внутриполитическая ситуация требовала реформы власти. В это время власть пытаются захватить Юлий Цезарь, Помпеи и Красе. Они не могли действовать поодиночке, так как им не хватало для этого сил. Потому был заключен триумвират. Цезарь пошел со своими войсками на Рим (49 г. до н.э.). Тем самым он открыто выступил против республики. Ему удалось разгромить бывшего союзника Помпея и стать пожизненным диктатором. Тем не менее было много недовольных диктатурой Цезаря. Среди ярых за-щитников республики был известный оратор Цицерон. Легионеры Цезаря одержали несколько блистательных побед. Но он боялся провозглашать себя царем, хотя ему оказывали царские почести. Его кресло скорее можно было назвать троном, сделанным из золота и слоновой кости. Его портрет печатали на монетах, статуи ставили рядом со статуями богов. Против Цезаря был организован заговор, и он пал от рук заговорщиков.

После смерти Цезаря его легионы возглавили Антоний и Октавиан, сумевший договориться о разделе власти. Но согласие продолжалось недолго. Оно закончилось новой гражданской войной и окончательной победой Октавиана. Он правил с 30 г. до н.э. до 14 г. н.э. При нем Рим превращается в империю. Октавиан старался сохранять традиции и обычаи времен республики, чтобы не столкнуться с сопротивлением ее сторонников. Он оставил выборные должности, сенат, консулов, народных трибунов. От сената он получает имя Август («Священный»). Тем не менее Октавиан стремился укрепить единоличную власть. Сам он был не только императором, но и сенатором, народным трибуном, а некоторое время и консулом.

В Рим стали стекаться разоренные ремесленники и крестьяне. Август, опасаясь, что такая огромная масса незанятых начнет восстание, пытался задобрить их. Обнищавшие люди считали, что труд слишком унизителен для свободного человека, это удел рабов. Они выдвинули требование: «Хлеба и зрелищ». Август был вынужден устраивать представления, чтобы отвлечь народ от насущных проблем. Беднота получала бесплатный хлеб, мелкие деньги, бесплатные зрелища в цирках.

Длительные гражданские войны закончились установлением империи, Октавиан Август окружает себя сторонниками, литераторами. Он старается расположить к себе все слои общества, что было довольно сложно. Принципату пришлось встретиться с жесткой оппозицией со стороны республиканцев. Август, чтобы оправдать свое поведение, пишет завещание, которое должно быть выставлено в мавзолее после смерти. В нем Октавиан не скупится на хвалебные характеристики в свой адрес. Он утверждает, что его основная заслуга в том, что он принес Риму долгожданный мир и покой. Принципат провозглашает наступление золотого века, ибо благодаря его умелым действиям прекращены войны и разорение. Действительно, наступил желанный мир. Прекращение войн способствовало развитию литературы, архитектуры и искусства. В это время Рим отстраивается, буквально утопает в зелени парков и садов. На форуме Августа создается величественный храм Марсу-Мстителю, который помог Октавиану отомстить предателям за смерть Цезаря. Около храма располагается галерея с бюстами великих военачальников. К этому периоду относится возведение храма Аполлона. При храме создается богатая библиотека. В библио-теке выставлен бюст Августу, которому приданы черты бога Аполлона.

Как отмечают исследователи, живопись, архитектура и поэзия I в. до н.э. и начала I в. н.э. образуют художественное единство . Именно к этому периоду относится деятельность сторонника Августа — Гая Цильния Мецената. Он собирает в своем доме талантливых людей искусства, оказывает им поддержку, но в то же время пытается направить их творчество на службу Октавиану Августу.

К этому времени относится творчество и Публия Вергилия. Его первое произведение «Буколики» написано в жанре пастушеских идиллий, но резко отличается от греческих образцов. Окружающий героя мир полон загадок, тайн, мысли героев полны скрытого значения. Вергилию интересно проникнуть в тайны мироздания и познать смысл жизни, понять сущность человеческой души.

В другом произведении, «Георгики», он рассматривает, как взаимодействуют человек и природа. Окружающий мир, по мнению Вергилия, нужно не только познавать, но и активно воздействовать на него: «труд побеждает все». Наиболее известна поэма Вергилия «Энеида». Она состоит из 12 книг. Содержание делится на две части. Первая часть (1-5 книги), повествует о бегстве Энея из Трои. Герой претерпевает множество бедствий, скитается по свету, попадает в Карфаген и встречается с Дидоной. Вторая часть (книги 7—12) посвящена рассказу о войнах в Италии. Шестую книгу литературоведы рассматривают как связующее звено, в котором речь идет о скитаниях Энея в подземном царстве. «В средние века Вергилия считали мудрецом, предсказавшим рождение Христа, и искали в его творениях многозначительных аллегорий и толкований» . Вергилий оказал большое влияние на развитие европейского эпоса и пасторали.

Также следует уделить внимание творчеству Горация. Правда, он не согласен с Вергилием относительно наступления золотого века и с иронией относится к буколической поэзии. От жанра эподов поэт переходит к сатире. Но сатира Горация не носит обличительного характера, скорее, это «просвещенная беседа». Каждая сатира Горация раскрывает определенную тему. Он утверждает, что человек должен стать мудрецом и художником собственной жизни.

К плеяде прославленных латинских литераторов относится и Марк Валерий Марциал. Жанр, в котором он работал, — эпиграммы — пользовался популярностью. Поэт выдвигает одно из важнейших положений: именно жизнь должна стать единственным материалом для художественной литературы, давно пора оставить «безжизненные переработки» мифов.

После смерти Августа императорская власть в Риме укрепляется. Этот период до конца правления Траяна — обычно называют серебряным веком римской литературы. «Ответом римской культуры на социальный заказ (чаяния) аристократии стали роман в литературе (как форма, предполагающая развернутую авторскую позицию) и скульптурный портрет, который от погребальной маски вознесся до беспрецедентного в античности уровня психологизма... Проникнув во внутренний мир человека, римская культура подготовила общественное сознание античности к восприятию христианской идеологии» .

Территория империи продолжала расширяться за счет военных походов. Однако это были уже последние похода. В конце I в. к власти приходит император Траян. Он начал войну в Азии, но в тылу покоренные народы не прекращали борьбу против завоевателей. Исследователи считают, что последний неудачный поход императора в Азию стал началом конца блистательных военных побед римлян. Усиливается натиск со стороны германцев. Во II в. империя уже окончательно переходит от наступления к обороне.

Постепенно многие богатые римляне сами приходят к выводу, что труд рабов крайне неэффективен, даже вреден для дальнейшего развития хозяйства. Временное укрепление империи при Диоклетиане и Константине было недолгим. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Непрерывные восстания рабов, покоренных народов и нападения варваров привели к краху Западной империи. Падение Рима в 476 г. знаменует конец античности.

<< | >>
Источник: Чекалов Д. А., Кондратов В. А.. История мировой культуры. Конспект лекций. —Ростов н/Д: Феникс,2005. — 352 с. (Серия «Сессия без депрессии».). 2005

Еще по теме ДРЕВНИЙ РИМ:

  1. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
  2. ДРЕВНИЙ РИМ
  3. Древний Рим
  4. §44. Древнейший Рим
  5. ДРЕВНИЙ РИМ
  6. ДРЕВНИЙ РИМ
  7. ДРЕВНИЙ РИМ
  8. § 11. Древний Рим
  9. ДРЕВНИЙ РИМ
  10. ДРЕВНИЙ РИМ
  11. III. ROMA. Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э.
  12. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  13. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
  14. § 47. Рим эпохи царей
  15. § 57. Рим становится империей