<<
>>

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Впустыне, ставшей колыбелью китайской цивилизации, испытание заболачиванием и наводнениями было дополнено испытанием холодом, ибо сезонные климатические изменения в том районе весьма существенны — от сильной жары летом до резких холодов зимой.

Отцы китайской цивилизации в расовом отношении, похоже, не отличались заметно от народов, живших на больших пространствах к югу и юго-западу от Желтой реки до Брахмапутры и от Тибетского плато до Китайского моря. Если некоторые представители этой широко распространенной расы, пребывая на весьма низком культурном уровне, создали цивилизацию, это можно объяснить лишь тем, что они способны были более творчески откликнуться на вызов, тогда как остальные, возможно, просто не заметили его»1.

Сведения о ранней культуре Китая, полученные в результате археологических изысканий, относятся ко II тысячеле-тию до н. э., периоду, когда наряду с родовыми отношениями возникают первые признаки патриархально-рабовладельческого государства. Правящей являлась Шанская (Иньская) династия, которая, в соответствии с китайской историографией, являлась самой ранней, первой в длительной истории династических правлений. Недалеко от деревни Сяотунь найдено множество лопаток животных и панцирей черепах, часть которых покрыта иероглифами — вопросами к богу (ди или шанди) по поводу погоды, охоты, жертвоприношений и т. д. Предполагается, что гадатель-жрец по форме трещин, появляющихся на указанных предметах, брошенных в огонь, озвучивал ответы бога.

Более поздние письменные источники свидетельствуют о наличии тотемического божества, птицы сюаньняо. Одни жрецы (бу) занимались гаданием, другие (ши) наблюдали за погодой, особую группу именовали кудесники (у), были также богомольцы (чжу).

В целом сведения о культуре того периода весьма ограничены, в отличие от следующего — правления династии Чжоу (1122—249 гг. до н.э.), в начале которого было создано достаточно сильное государство, новое развитие получили общественные отношения.

В XII в. до н.э. воинственному племени Чжоу удалось нанести сокрушительный удар силам государства Шан-Инь. В результате установилась чжоуская династия, которой удалось просуществовать до III в. до н.э. Однако начиная с VI по III в. до н.э происходят серьезные перемены в экономической и общественной жизни. Это — появление частной собственности на землю, возникновение орудий труда, сделанных из железа, качественное изменение самой обработки земли. Рабовладение используется более широко — не только в скотоводстве и земледелии, но и в строительстве ирригационных каналов, ремесленном труде и т. д.

Во второй половине Чжоуского периода появились философские учения, в дальнейшем составившие основу для формирования конфуцианства и даосизма. Согласно преданиям, приблизительно в VI — V вв. до н.э. формирует свое учение Лао-цзы, идеи которого с его слов были записаны его последователями и объединены в книгеч«Дао-дэ-цзин» («Книга о дао и дэ»).

«Дао» — путь, однако в философии Лао-цзы это слово имеет более широкое значение, выступая как понятие образа, принципа жизни. «Из бытия и небытия произошло все; из невозможного и возможного — исполнение; из длинного и короткого — форма. Высокое подчиняет себе низкое;

высшие голоса вместе с низшими производят гармонию; предшествующее подчиняет себе последующее»1.

Философ провозглашает: «Когда человек дойдет до неделания, то нет того, что бы не было сделано»; «Кто знает глубину своего просвещения и остается в невежестве, тот сделается примером для всего мира»2. Эти и другие аналогичные высказывания провозглашают как этическую идею принцип бездействия, недопустимость стремлений изменить жизнь общества или природу.

Лао-цзы преклоняется перед идеей царской власти, представляя ее как чисто патриархальную, священную и бездеятельную, осуждая при этом существующую власть, бедность народа. Основной добродетелью провозглашается воздержание, которое является первой ступенью добродетели, началом нравственного совершенствования.

Воздержание не-обходимо как для служения небу, так и для управления людьми. В этом учении, ставшем основой даосской религии, нашли отражение устремления патриархального жречества, само существование которого зависело от незыблемости уже сложившихся порядков. «Книга о дао и дэ» содержит учение Лао-цзы в изложении его ученика Чжуан-цзы (IV в. до н.э.). Человек является элементом мира, он должен найти свое место в мировой системе. Задачей умного правителя и является определить каждого на свое место согласно природному предназначению. «Дао» означает путь природы, а «дэ» является силой, обеспечивающей жизнь всемуживому, которая не нарушает основного требования (дао).

Государство династии Чжоу фактически распалось на несколько самостоятельных государств. Образуется ряд самостоятельных уделов, ведущих непрерывную борьбу за власть и лидерство внутри страны. Некоторые из них лишь

Лао Си. Тао-те-кинг, или Писание о нравственности. М., 1913. Сб.

Там же. С. 9,19.

формально признавали главенство императоров Чжоу. Это было время Сражающихся (Воюющих) царств. Внутри каждого из них происходили непрерывные социальные потрясения. Каждое отдельное государство создавало собственную систему бюрократического управления, что привело к формированию слоя образованных служащих. Они занимались управленческими функциями, являлись средоточием грамотности и развивающейся культуры. Примерно в середине I тысячелетия до н.э. формируются политические, философские, религиозные, этические системы. Некоторые из возникших учений носили материалистический характер, как, например, школа фацзя («законники»), возглавляемая Хань Фэем (III в. дон.э).

Во второй половине III в. до н.э. Китай вновь был объединен в единое государство, во главе которого встал Цинь Ши- хуанди, первый циньский царь. Острая политическая борь-ба, столкновение интересов родовой аристократии и новых социальных групп отразились в борьбе идеологий, развитии философских, религиозных, политических учений. Шихуан- ди разделил все свое царство на области, доверив управление ими чиновникам. Боясь народного восстания, он приказал отобрать у всех, кроме воинов, оружие. По мнению китайских просвещенных людей, царь нарушал все законы древности. Когда они стали не только говорить об этом, но писать, Шихуанди повелел сжечь книги и закопать в землю 460 ученых. Как отмечает Тойнби, «в области культуры классическое выражение футуризма — символический акт Сожжения Книг, В китайском мире император Цинь Шихуанди... сжигал литературные труды философов, процветавших в период смутного времени, ибо боялся, что опасные идеи могут исказить проект его нового социального порядка («опасными мыслями», против которых боролся Цинь Шихуанди, была одна из версий конфуцианства)»1. Но все эти жестокости не возымели желаемого действия.

С 202 г. до н.э по 220 г. н.э. установилась великая империя Хань. Борьба за власть, междуусобицы, народные восстания привели к ослаблению Китая. Это позволило кочевникам в начале IV в. завоевать северную часть Китая.

\Т—Ш вв. до н.э. называют золотым веком китайской философии. Происходит формирование таких школ, как даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, натурфилософия. Специфика китайской философии в том, что основное место в ней занимали вопросы ритуала, этики, управления, отношений между правителями и подчиненными и другие, ана-логичные им, следствием чего явился практический характер самой философии.

Представления о надлежащей организации государства, общества, государственных отношений базировались, как правило, на обращении к древности, определяемой как золотой век, когда правили «совершенномудрые» правители Яо, Шунь, Вэнь-ван.

Следует отметить, что философия Китая (кроме школ мо- истов и натурфилософов, распавшихся после эпохи Чжоу) считала недопустимым использовать в своих выводах опыт естествознания, что нанесло вред как науке, так и философии. Необходимо также иметь в виду, что иероглифическая письменность Китая затрудняла выражение абстрактных и логических понятий.

Конфуций (Кун-цзы), живший в 551—479 гг. до н.э., явился основателем одной из трех основных китайских религий. Классическая*литература конфуцианства разделяется на «Пятикнижие» («У-цзин») и «Четверокнижие» («Сы-шу»). Первая группа сочинений включает в себя магические заклинания («Книга перемен» — «И-цзин»), историю известных императоров («Древняя история» — «Шу-цзин»), мифы и древнюю поэзию, гимны, часть которых носит религиозный характер («Книга песнопений» — «Ши-цзин»), описание различных ритуалов («Книга церемоний» — «Ли-цзи»), жизнеописание одного из княжеств («Книга весны и осени», «Чун-цю»). Вторая состоит из книг о самосовершенствовании человека («Великое учение» — «Да сюе»), о недопустимости крайностей и необходимости всеобщей гармонии («Книга о середине» — «Чжун-юн»), книги, содержащей мысли и афоризмы самого философа и его последователей («Беседы и суждения» — «Лунь юй»), а также учение философа Мэн-цзы, наиболее известного из учеников Конфуция («Мэн-цзы»).

Учение Конфуция в своей основе является сводом правил поведения, этической системой. Он мало уделял внимания метафизике и космогонии, обращаясь к принципам воспитания, управления государством, организации надлежащего порядка в семье. В то же время нельзя согласиться с мнением о том, что конфуцианство вообще не имеет отношения к религии. Некоторые книги содержат религиозные элементы, в частности о сверхъестественном, духах и т. д. Философ, сам исполнявший религиозные обряды, учил тому же остальных.

Конфуцианство не содержит понятия жречества как обособленной культовой обрядовой группы, возлагая обрядовые обязанности на государственных управленцев и людей, стоящих во главе рода, семьи.

Требуя почитания предков, Конфуций не исследовал во-прос об обратной связи, т. е. о том, понимают ли предки выказываемое им почтение, поскольку считал это несущественным. Главное — само выполнение обрядов (ли), которое является высшим жизненным правилом и основой существующего общества. В «Книге обрядов» говорится: «Управлять государством без соблюдения ли, это все равно, что слепому быть без проводника; все равно, что ис-кать чего-либо без свечи в темной комнате»; «Ли составляет необходимое условие народного существования. Нет ли, то нельзя правильно служить духам земли и неба; нет ли, то нечем разграничить государя от чиновников, высших от низших (по общественному положению), старших от младших (по возрасту)» .

Основа конфуцианства — нерушимость, сохранение существующих иерархических и патриархальных отношений, в целом всего сложившегося строя. В «Книге о середине» указывается, что существует 5 типов отношений — государь и чиновники, родители и дети, муж и жена, старшие и младшие братья, между друзьями.

Чтобы занять пост государственного служащего, требовалось сдать экзамены по книгам философа.

Для отражения опасности, угрожавшей аристократии со стороны сформировавшихся слоев торговцев и землевладельцев, для ее внутреннего сплочения Конфуций призывал к жесткому исполнению ритуалов знатью, что облегчит управление народом. Он призывал тех, кто руководит обществом, следовать принципу жень, что означает гуманность. Однако человеколюбие признавалось возможным только среди правящей группы, низшие люди таким чувством обладать не могут.

Укреплению кровнородственных связей служат жертвоприношения. При этом духов имеют только знатные люди, обязанные строить в их честь храмы. У простолюдинов духи отсутствуют, в связи с чем отпадает необходимость строить храм предков. Конфуций считал недопустимым осуществлять руководство страной не на основе сложившихся обычаев, а руководствуясь единым законодательством.

Одним из основных постулатов конфуцианской этики является принцип покорности нижестоящих перед вышестоящими в разных видах иерархий. Это почитание родителей и покорность им (сяо), послушание и уважение младшими братьями старших (ди), неукоснительное исполнение повелений правителя подданными. Имея целью укрепление положения знати, Конфуций рекомендовал правителям уменьшать поборы, налоги и принимать меры к развитию земледелия.

Принцип исправления имен представляет собой приспособление уже имеющихся понятий для обозначения новых реальностей. Качество знаний Конфуций определял следующим образом: высшие — это врожденные, более низкие получены в результате учения, наиболее низкие приобретаются опытом человека. Эта характеристика, наряду с доктриной об исправлении имен и тезисом Конфуция о том, что он не сочиняет, а следует древности, привели к тому, что на протяжении столетий возникающие проблемы рассматривались путем их подгонки в рамки древних установлений, комментируя которые, мыслители пытались изложить новые взгляды, теории. Это препятствовало развитию науки в Китае, особенно естественных наук.

Конфуцианство не оценило роль логики и, тем более, не смогло создать свою. Согласно ему, поэзия, изучение ритуалов, музыка — основные виды искусств. Развитие земледелия, ремесел, торговли считалось задачей низших сословий.

Особое внимание Конфуций уделяет понятию «благородного мужа» (цзюнь-цзы), который относится к правящему сословию, отвечает требованиям всех добродетелей, приносит пользу обществу. «Изречения» определяют такие качества «благородного мужа»: верность долгу, почтительность к высшим, преданность традициям, строгое соблю-дение обрядов.

В противоположность ему «ничтожный человек» (сяо- жэнь) не осознает понятие долга, «воли Неба», стремится к собственной выгоде, ему чужды учения мудрецов и т. д. Это не только человек недостойный (с моральной точки зрения), но и низкий по своему социальному статусу, происхождению.

Сам Конфуций излагал свои теории устно, в том числе в форме диалогов.

Культ предков являлся частью религиозных верований, начиная с древности. В Древнем Китае верили, что духи умерших оказывают влияние на жизнь потомков. Он же стал важнейшей частью конфуцианства. Философ утверждал, что он не создал нового учения, а только последовательно утверждал необходимость следования древним законам, семейно-родовым обрядам. Каждая семья, род, группа родов имели свой храм, посвященный предкам, родоначальникам, в котором исполнялись жертвенные и молельные обряды. Жертвы умершим приносились также в небольших храмах возле их могил.

При Ханьской династии строительство храмов было жестко регламентировано с учетом социального положения человека. Представители низших слоев общества приносили жертвы предкам в своих хижинах, для остальных количество храмов зависело от занимаемого в обществе положения.

Молитвенные обращения к предкам были связаны с торжественными событиями в семье, праздниками, специально выделенными календарными днями — например, обязательное жертвоприношение в каждый средний месяц квартала. Китайские религиозные верования основной обязанностью человека провозглашают уважение к родителям, заботу о них как при жизни, так и после смерти. Существовали особые обряды почитания умерших, не оставивших потомков. Императору, прежде чем принять важное решение, предписывалось посетить храм предков и получить их совет, выполнив определенные ритуалы.

Наряду с учением Конфуция сложилось учение даосизма, источником которого была теория Лао-цзы. Культовыми исполнителями требований даосской религии являются иерархически организованные жрецы, возглавляемые тянь- ши — «небесным учителем». По преданиям, ему подчинялись не только жрецы, но и духи, посещавшие его резиденцию, расположенную в горах Дракона-тигра в провинции Цзянси. Верховный жрец относился к семейным жрецам,

но также существовало значительное количество жрецов- монахов. Основная функция жрецов — гадание, магические заклинания, обряды и т. п.

В даосской религии можно найти следы тотемических верований, например, рассказ о непорочном зачатии: император Яо зачат от красного дракона, Хуан-ди — от блеска молнии.

Даосизм провозглашает наличие у человека двух душ: ци — жизни, связанной с телом, и лин — души, отделимой от тела. В зависимости от достоинств человека, в том числе знатности, образованности, лин после смерти превращается в гуй — черта или шэнь — божество.

Даосские и конфуцианские боги практически неразделимы. Почитается бог богатства Пай-шэн, божества — покровители профессий, некоторых местностей, земледельческие божества. Крестьяне чтут духов-драконов, властвующих над дождем, водными источниками.

И конфуцианство, и Даосизм предписывают приносить жертвы душам выдающихся людей. Вещи, приносимые в жертву по разным случаям, постепенно заменялись их бумажными символами.

В целом религии Китая присущ семейно-родовой культ предков, поддерживаемый конфуцианством. Мало уделяется внимания мистицизму, метафизике, связи человека с загробным миром. Для китайской религии не свойственны фанатизм, аскетизм, умерщвление плоти.

Ранняя культура Китая характеризовалась господством мифологического мировоззрения, при этом мифические боги и духи имели сходство с животными, птицами или рыбами (зооморфизм). Ранние памятники китайской словесности относятся к периоду от позднеродовой эпохи до первых веков нашей эры. Особое значение в этой литературе занимают мифы, в которых отражаются представления древних китайцев о происхождении мира, людей, сказания о ге- ' роях, побеждающих зло во имя блага людей.

Мифам Китая свойствен культ камней, которые, в частности, образуют гору, связанную с идеей плодородия, поскольку она находится близко к небу, оплодотворяющему землю. С культом плодородия также связаны образы змеи и дракона. Плодородие земли связывается с лежащей на земле змеей. Дракон обитает в облаках и в земных водоемах. Божества плодородия, как сказано в мифах, живут в горах, в озерах и т. п.

«Книга гор и морей» («Шань хай цзин») включает в себя представления о богах Китая, его горах и землях, об обитающих там животных, содержит сведения о народной медицине, верованиях. Этот памятник относится к Ш—П вв. до н.э. Высшим богом, отождествляемым с небом, считается Шан- ди, жертвы которому вправе приносить только императоры. Древние китайцы считали его родоначальником и покровителем, который управляет всеми богами и духами.

Существует несколько версий происхождения мира. Сначала не было ничего, Вселенная была хаосом. Потом в этом мраке родились два духа (бога) — инь и ян. Они решили привести в порядок мир. Но сначала боги разделили между собой сферы влияния. Небом стал управлять ян, а землей — инь.

Есть и другая версия сотворения мира. Первочеловек Пань-гу взял топор, да и ударил им по мраку. То, что было чистым, поднялось вверх и образовало небо. Все прочее по-служило основой для создания земли.

Земледелие играло важную роль в Древнем Китае, поэтому земледельческий культ приобретает черты государственного. Императору Шэн-нун, который, по преданию, научил людей земледелию, сооружен жертвенник в Пекине. Ему приносит жертвы сам император. Китайцы поклонялись местным духам, ту-ди, которых просили об урожае, избавлении от бедствий. Каждый город имел своего покровителя.

Согласно даосизму, каждая местность обладает особыми свойствами, проистекающими от влияния злых и добрых сил, соотношение которых зависит от рельефа. Истории

Китая известны случаи, когда по указанию даосских жрецов, объявивших местность неблагоприятной, жители покидали целые города и деревни.

Зарождающаяся философия использовала мифы для обоснования своих теорий, что вызвало необходимость превратить действующих в них героев в реальные исторические личности, мифологические события — в действительно имевшие место в древности. Это позволило философам, в частности конфуцианцам, превратить мифы в реальность и подтвердить таким образом правомерность основанных на них философских и этических выводов.

Если одни космогонические концепции основывались на идее о силах ян и инь, то представители других учений полагали, что в основе всего лежит 5 первоначал, которыми являются вода, огонь, металл, земля и дерево. Возникшие первоначала становятся основой всему. Натурфилософские учения, однако, не получили широкого развития в Древнем Китае.

В Китае была хорошо развита письменность. За все время развития страны она практически не претерпела серьезных изменений. Каждый иероглиф представляет идею. Число знаков в китайской письменности распадается на 5 фигур. Вся культура Китая испытала влияние иероглифического письма. Каллиграфия сама по себе считалась видом искусства. Влияние иероглифа заметно в архитектуре, где требование соразмерности совпадает с принципами иероглифического письма.

Во время господства династии Тан были составлены три энциклопедии китайского знания. Для китайской литературы характерен разговорный живой язык. Развиваются математика, медицина, военное дело. Так, военный теоретик Сунь-цзы говорил о связи военного искусства с политикой и экономикой, о взаимопревращении силы и слабости войск, трусости и храбрости.

3. История мировой культуры

Школы начала I тысячелетия, до н.э. обучали китайских Юношей не только стрельбе излука, езде на колеснице, но и песенному искусству. Конфуций полагал, что песни имеют воспитательное значение. Первая частная школа была открыта именно Конфуцием, главным предметом в ней являлась философия, направленная на формирование личности и навыков управления. В середине I тысячелетия до н.э. система образования широко распространилась в Китае.

ЭД—УВВ. ДО Н.Э. характеризуются проявлением интереса к вопросам о роли неба, причине происхождения всего существующего. До VI в. до н.э. доминировали представления о небе как о верховном владыке, от воли которого зависят человек, государство, природа. Выразителем воли неба являлся земной правитель, как бы замещавший небо на земле. Об этом говорится на страницах «Ши цзин» и «Шу цзин». Воля неба не постижима для обычного человека, толковать ее может только сын неба — глава государства с помощью всевозможных гадателей. Она приравнивалась к судьбе, которую невозможно ни понять, ни изменить.

Постулат о небесном происхождении земного владыки, без которого невозможно понять волю неба, использовался конфуцианством для обоснования правомерности со-средоточения власти в руках наследственной аристократии. Кризис государства Чжоу, выделение самостоятельных государств, лишь формально признающих его власть, гибель людей во время междуусобиц, социальные конфликты заставляли усомниться в справедливости неба, наказывающего простого человека за вину правителей.

В VIII—VI вв. до н.э. высказываются мнения о том, что благополучие человека только от него самого и зависит. Бо-лезни, стихийные бедствия и иные явления порождаются природой. Нельзя сказать, что вера в небо рухнула. Однако она все чаще выступает как страх перед небом, вера в судьбу.

Конфуций, провозглашая небо как карающее и награждающее людей, определяющее их судьбу, наделяет его некоторыми антропоморфическими свойствами. Власть сына неба на земле, в которой выражена священная воля неба, является единственной опорой общественной и государственной жизни. В то же время в книге «Лунь юй» Конфуций говорит о небе, рассуждая о смене времен года, появлении всего сущего, т. е. как о самой природе.

Даосы (IV—III вв. до н.э.) рассматривают небо как часть природы, лишая его человеческих качеств — справедливости, гуманности. Наличие судьбы также отвергается. Небо становится частью природы и подчиняется дао, которое является причиной всех вещей, однако само по себе бестелесно, вечно, вездесуще. Соблюдать дао — значит не желать многого, а довольствоваться тем, что есть. Человек должен освободиться от страстей, правитель должен стремиться к тому, чтобы народ не обладал знаниями, а тот, кто их имеет, — не смел применять их.

Мо-цзы (ок. 480—400 гг. до н.э.) также поддерживал веру в небо, однако считал, что волей неба является взаимная любовь и польза. Книга «Мо-цзы», излагая взгляды моистов, составлялась разными последователями философа в течение более двух столетий. Эта школа рассматривает небо как об-разец управления. Для неба все люди равны, оно всех кормит, приносит пользу, однако и карает тех, кто несправедлив, жесток. Правитель должен заботиться о служилых, прислушиваться к словам мудрых, используя их в управлении государством независимо от степени знатности, родственных связей. Критикуя конфуцианцев, Мо-цзы считал, что их учение, размышления, ритуалы не помогают простым людям. С его точки зрения, конфуцианцы используют искусство — пение, танцы — для оглупления людей.

Мо-цзы настаивал на необходимости знаний, которые позволяют повышать умение изготовлять орудия труда для земледелия, ремесел, умение торговать и т. д. На первое место он ставил изучение реального мира,, точные методы ремесленников объявлял образцом для подражания военачальникам. Если Конфуций полагал, что знания представителей низших слоев общества должны ограничиваться их непосредственным трудом, они не должны знать о планах правителя, то Мо-цзы считал, что надлежащее управление государством невозможно без знания причин беспорядков, причем эти знания должны быть доступны всем.

Согласно натурфилософу Цзоу Янь (IV в. до н.э.), мир существовал как единое — ци, сгущение которого привело к образованию неба из легких и светлых частиц (ян-ци) и земли из тяжелых и темных (инь-ци). Затем их взаимодействие порождает 5 начал, которые становятся материальной основой земли. Предполагается, что Цзоу Янь описал геофафию Китая, его природные богатства.

Китайская философия не была расчленена на отдельные теории, касающиеся того или иного вопроса. Материал излагался в образной форме, зачастую в виде диалогов, использовались древние сказания, притчи, в связи с чем первоначально философское произведение выглядело как художественное. До письменного оформления, систематизации, теории философа распространялись устно его учениками, что требовало высокого уровня красноречия. Это искусство в Китае развивается еще до возникновения философии, что отражает «Книга преданий», относящаяся к периоду до VIII в. до н.э. и содержащая примеры военных и политических речей.

Комментарии Конфуция по поводу «Книги песен» (VI в. до н.э.) надолго определили общие принципы искусства. Во- первых, смысл песни должен служить воспитанию определенных философом 5 добродетелей. Вторым достоинством песни должно быть благомыслие, что позволит использовать ее для воспитания. Наконец, обязательным требованием является умеренность чувств, что служит целям приобщения к общей гармонии. Эти принципы изложены в «Изречениях».

Индивидуальная поэзия, возникшая в IV—III вв. до н.э., а также ханьская ода стремятся выразить чувства, а также

возбудить их в слушателях. ВГУ—Ш вв. появляются произведения, описывающие различные события. Например, «Речи царств», где отражены события Х—УВВ. Наиболее значимым является произведение Сыма Цяня «Исторические запи-ски», состоящее из нескольких разделов: «Основные записи» — история царствующих родов, «Хронологические таблицы» и «Восемь трактатов» содержат знания в различных областях (астрономия, ирригация и т. д.); «Наследственные дома» — история разных ветвей аристократии; «Жизнеописания» — биографические сведения об известных людях.

Удаленность Китая от других стран привела к отсутствию постороннего влияния на формирование культуры этой страны в древности. Идея «китаецентризма» в той или иной степени отразилась на всех сторонах культурного развития.

Уже в конце II тысячелетия до н.э. развивается астрономия. Китайцы умели определять время лунных затмений, они составили звездный каталог. Более 2500 звезд описаны • ими и внесены в небесный глобус. В 28 г. до н.э. китайцы зафиксировали пятна на солнце. Ими изобретен компас, примитивный сейсмограф. Математики пользовались десятичными дробями, уточнили число «пи».

Китайцы изобрели бумагу, тушь, что позволило печатать книги. Это привело к изменениям в письменности и возникновению «образцового письма», которое должно было отвечать определенным стандартам. Закладываются основы филологии, создаются словари, возникает художественная литература (Сым Цянь).

Третьей религией является учение Фо. Так китайцы называют буддизм. Он появляется в стране в I в. н.э. в виде хинаяны («узкий путь»), течения в буддизме, согласно которому человек может достичь нирваны (вечного* блаженства) только своими силами, на пути самосовершенствования, без помощи богов и жрецов. Эта разновидность учения Будды просуществовала в Китае недолго. К началу V в. относится появление в Китае буддизма в форме махаяны («широкий

путь»), который исходит из того, что для достижения нирваны человеку необходима помощь бога, в которого постепенно превратился основатель учения Будда. Возникло учение о рае, которое отсутствовало в раннем буддизме. Собственно буддистами могут быть названы лишь монахи, поскольку только ограниченное количество китайцев признают себя буддистами. В то же время буддийские обряды выполняются практически всеми религиозными китайцами наряду с обрядами двух других учений.

Несмотря на фактическое принятие народом всех трех религий, их официальные представители, в нарушение проповедуемых ими самими принципов, вели постоянную войну за политическое влияние, государственные должности и т. д. Например, свержение конфуцианской династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) явилось результатом крестьянских Восстаний, самое значительное из которых — в 184 г. — возглавляли даосы.

<< | >>
Источник: Чекалов Д. А., Кондратов В. А.. История мировой культуры. Конспект лекций. —Ростов н/Д: Феникс,2005. — 352 с. (Серия «Сессия без депрессии».). 2005

Еще по теме ДРЕВНИЙ КИТАЙ:

  1. Древний Китай
  2. Вопрос 4. Древний Китай
  3. Глава 8 Древний Китай
  4. Древний Китай: формирование основ государства и общества
  5. Глава 40. ДРЕВНИЙ КИТАЙ В I—III ВВ. Н. Э.
  6. Глава 37. ДРЕВНИЙ КИТАЙ В VIII—III ВВ. ДО Н. Э.
  7. Древний Китай: трансформация чжоуской структуры; и возникновение империи
  8. Глава 11 Древний Китай: формирование основ государства и общества
  9. Глава 12 Древний Китай: трансформация чжоуской структуры; и возникновение империи
  10. Раздел 5. СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В ДРЕВНОСТИ ДРЕВНИЙ КИТАЙ
  11. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
  13. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
  14. Раздел 2 ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА
  15. РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
  16. 3. Китай