<<
>>

ДРЕВНИЕ НАРОДЫ МЕСОАМЕРИКИ

В доколумбовую эпоху среди племен, населявших Америку, наиболее высокий уровень культуры отмечался у народов центральной части страны, которые характеризовались самобытной религией, ранним развитием государственного устройства, общественных отношений.

Тойнби писал, что знание о культуре древних американских государств получено «частично из данных архитектур - ных раскопок, а также опирается на литературные свиде-тельства, оставленные испанскими конкистадорами или членами покоренных общин, и сделанные еще до того, как традиция местных обществ была уничтожена вместе с самими этими обществами»1.

Мнение о том, что достижения культуры этих народов обязаны влиянию Старого Света, не находит объективного подтверждения.

Народы Центральной Америки достигли успехов в земледелии с использованием искусственного орошения, развитии специализированных ремесел, в том числе производстве глиняных, ювелирных изделий, тканей. Широко практиковался обмен внутри и вне общины, формировалась государственная власть. Историк-этнограф С. А. Токарев отмечает, что приход европейцев застал в Центральной Америке четыре основных культурных центра. На территории Центральной Мексики сформировалась и развивалась культура ацтеков. Майя расселялись в Гватемале и Юкатане. В Колумбии найдены следы культуры племен чибча-муисков. В Перу сохранились культурные памятники племен кечуа с племенем инков во главе.

В результате археологических исследований ученые пришли к выводу, что существует одно общее явление, кото' рое присуще всем найденным культурным центрам: «Сочетание очень архаичных форм, напоминающих религиозные верования менее развитых народов Америки, со сложными формами государственного культа, вводившегося племенами-завоевателями. Наряду с земледельческой религией крестьянства развивались искусственные и причудливые богословско-мифологические системы жрецов»1.

Государство ацтеков Анагуак, расположенное в Цент-ральной Мексике, образовалось в XIV в.

и политически го-сподствовало на территории страны до появления испанских завоевателей.

После прихода ацтеков родовая мексиканская община уже не могла препятствовать социальному расслоению, сформировалась знать, общинники-воины, в незначительном количестве рабы. Образовалось купечество, которое наряду с торговлей выполняло некоторые разведывательные функции. Одним из основных занятий ацтеков являлось земледелие. Оно требовало больших затрат труда, поскольку земля рыхлилась кольями из-за неумения обрабатывать иные металлы, кроме золота и серебра. Для выращивания овощей использовались плоты с насыпанным на них грунтом. Такие плавучие «огороды» назывались чинампа, они плавали в озере Тескоко, вокруг которого образовались ацтекские поселения.

В качестве денег использовались плоды какао, росшего на территории майя в тропических лесах Юкатана. От-сутствие возможностей транспортировки, характерное для Индейской Америки, замедляло как ее общее развитие, так и непосредственно развитие ацтеков, препятствовало появлению товарно-денежных отношений, торговли с использованием денег в качестве всеобщего эквивалента, снижало результативность труда, выполняемого вручную, без использования животных для перевозок и работы в поле.

Ацтеки славились воинским искусством, причем, как уже было сказано, в походах не использовались вьючные и ездовые животные, так как их просто не было. Военные походы сопровождались носильщиками, воины стремились не убить врага, а пленить его, с тем чтобы затем принести в жертву богам. Количество пленников, предоставленных для жертвоприношений, являлось мерилом доблести воина.

Империя ацтеков разрасталась за счет покоренных народов, которые облагались данью, обеспечивали своими воинами армию победителей, а также обязывапись рядом со своими храмами воздвигать храмы ацтекским богам. Ацтеки сознательно ограничивали количество покоренных народов, оставляя потенциальных противников для сражений и получения пленных, приносимых в жертву богам. Почетную смерть на жертвеннике не могли принимать преступники и рабы.

Как и другие народы Индейской Америки, ацтеки не имели алфавита, у них существовало иероглифическое письмо.

Уровень грамотности был очень высоким, существовали школы. У ацтеков было развито поэтическое и ораторское искусство. Искусные зодчие воздвигали храмы, дома, статуи. Они были неплохими астрономами и хорошо разбирались в звездном небе. Уже тогда у них существовали географические карты.

Предметом поклонения народа земледельческой Мек-сики до ее завоевания ацтеками были божества, покрови-тельствующие плодородию. Особую роль играли жрецы, которые хранили для передачи своим преемникам знание летоисчисления, календаря, иероглифического письма. В школах обучались дети знати. Жречество подчинялось жесткой иерархической системе. От них требовалось соблюдение

дисциплины и аскетизма. Жрецами могли быть только представители знатных семей. В жреческой среде практиковалось самоистязание.

Храмы, выполняя культовое предназначение, являлись также произведениями самобытного архитектурного искусства. Они строились в форме пирамиды, к открытой верхней площадке вели ступени. Такие ступенчатые пирамиды назыг, вались теокалли. Мексиканцы поклонялись божествам, покровительствовавшим разным ремеслам, а также воплощавшим силы природы.

Бога, посылающего на землю дожди, называли Тлалок. Согласно другим данным, это был не один бог, а много, таким образом, тлалоки — боги дождей. Одной из основных сельскохозяйственных культур у народов, расселявшихся в Центральной Мексике, была кукуруза. Бог Синтеотль считался ее олицетворением. Существовала также богиня плодородия и деторождения. Она играла важную роль в индейских верованиях, к ней обращались за помощью. Ее звали Тонанция, что в переводе значит «наша мать».

Одним из трех важнейших богов был Кетцалькоатль, основной храм которого находился в Чолуле, старейшем центре культуры Мексики. Имя бога означает оперенную змею, что связано с культом змей, сохранившимся у разных племен до настоящего времени. Бог представлялся в образе старика с длинной бородой. Согласно утверждениям некоторых исследователей, это божество заимствовано у толтеков.

Тецкатлипока («дымящееся зеркало») являлся жестоким божеством, которому приносились многочисленные жертвы. Он олицетворял уничтожающий жар солнца. Таким же жестоким, требовавшим жертв являлся бог войны Уитцило- почтли. «Вначале он был племенным богом теночков-мехи- канцев, а когда последние стали во главе ацтекского государства, сделался богом войны и одним из верховных богов»1.

С целью получения жертв для принесения богам мексиканцы даже заключали соглашения с близлежащими государствами о периодических войнах для захвата пленных. В жертву кровавому богу приносили не только пленников, но и юношей из знатных семей. Скорее всего до того как Уит- цилопочтли превратился в могущественного грозного бога, он играл значительную роль на торжественных праздниках, связанных с урожаем, сельскохозяйственными работами. Два раза в год устраивались праздники, для которых приготовлялось изображение этого бога из хлебного дерева, потом хлеб разламывался на куски и его съедали участники праздника.

Культ бога Тлоке-Науаке отсутствовал, несмотря на то, что космогонический миф ацтеков приписывает ему создание Вселенной, в развитии которой сменились четыре периода. Каждый из них оканчивался гибелью вследствие пожара, потопа, бури, голода. Такая же судьба ожидает и новый период, возникший после крушения последнего.

Опорой царю, стоявшему во главе государства, был совет жрецов и собрание высших военных.

Централизованно обеспечивались только нужды армии и двора. На государственных складах накапливгшось оружие, зерно, обсидиан, ткани, от подданных во дворец царя посту-пали золото, серебро, медь, бобы какао, для дворцового зоопарка — живые птицы и змеи.

Амуницию воина-ацтека составляли толстый халат и шлем из хлопка, украшенные когтями и клыками животных, нож, копье, палица или топор. Получило развитие изготовление украшений для жрецов и знати из золота и серебра, для обычных жителей — из меди. Изготавливались также украшения из нефрита, бирюзы, обсидиана, разноцветных перьев птиц и шкур зверей. Материалом для изготовления орудий труда служил обсидиан и кремень.

Скотоводство у ацтеков не было развито, основное внимание уделялось земледелию. Преступным для всех, кроме стариков, считалось пьянство, тогда как употребление наркотиков (сока кактуса) расценивалось как способ общения с богами.

В XVI в. пришли испанские завоеватели. Это случилось во время царствования Монтесумы (более точной является транскрипция Мотекухсома — «Гневный бог»), который счел их неуязвимыми потомками богов. Теночтитлан покорился без боя, царь был пленен. Сражения начались позднее, поскольку не все разделяли точку зрения царя. Они считали, что испанцев можно победить, используя их же средства и навыки, которыми следует овладеть.

Несмотря на свое мужество, сопротивляющиеся проиграли, поскольку не нашли опоры ни в ранее побежденных племенах, ни в союзниках, для которых владычество ацтеков и испанцев было равнозначно. Содержанием большинства рукописей ацтеков являлись различные заклинания, они были сожжены испанскими священнослужителями. Однако оставшиеся в живых жрецы изучили латинский алфавит и переписали свои предания, мифы и многое другое из уничтоженных источников.

Испанцы постарались стереть все следы культуры ацтеков, в том числе город Теночтитлан, известную метрополию ацтеков, с его пирамидами и произведениями зодчества.

«Возникновение майянской цивилизации было ответом на вызов, брошенный тропическим лесом»1. Тойнби приводит слова историка Спиндена, что майянская культура стала возможной только благодаря освоению плодородных низин. Культура майя известна исследователям гораздо меньше, чем наследие мексиканских народов. Ее упадок не связан непосредственно с захватом государства испанцами, а начался задолго до их появления. Многие города племени майя были оставлены их жителями еще до прихода завоевателей.

Обнаружена иероглифическая письменность майя в виде Дрезденского, Парижского и Мадридского «кодексов», со-держащих религиозную информацию. Бог Итцамна, которому отведена главенствующая роль в майянском пантеоне, считался основателем города Итцмаля, а также создателем различных видов знания, в том числе письменности. Ку- кулкан считался покровителем города Майапана и родоначальником династии его правителей. Значение имени бога Кукулкан — «оперенная змея» — совпадает с именем ацтекского бога Кетцалькоатля, образы этих богов похожи. Сам бог Кукулкан получеловек-полузмей.

Древнейшими книгами мифологического содержания являются «Пополь-Вух» и «Чилам-Балам», в которых отражается создание мира богами Великая мать и Великий отец, а также эры его развития и неизбежное крушение. Согласно мифу, богами первоначально создана земля, животные, а затем люди. Боги попробовали создать людей из глины и из дерева. Однако в обоих случаях божественный эксперимент оказался не совсем удачным. Тогда боги создали людей из размолотых зерен кукурузы. Четверка является магическим числом. Первоначально боги сотворили четырех мужчин, затем четырех женщин.

Центрами официальной религии, а вместе с ней и зодчества, являлись города Юкатана, в которых воздвигались крупнейшие храмы, представлявшие собой ступенчатые пирамиды. Приносимые богам жертвы не достигали того масштаба, как в культуре ацтеков. Высказывается мнение, что этот культ явился следствием вторжения ацтеков в XV в.

Широкое распространение имели народные верования в чаков — духов, от которых зависит урожай. Эти духи связывались с четырьмя сторонами света. Майянские индейцы Гватемалы верили в существование у каждого человека его двойника — лесного животного, жизнь и смерть которого непосредственно связаны с человеком и его гибелью. Смерть человека неизбежна при смерти нагуаля — животного-двойника. Это верование названо нагуализмом.

На основании сравнительных характеристик археологических находок в истории древних майя выделяются три основных периода: доклассический (1500 г. до н.э. — 300 г. н.э.); классический (300—900 гг. н.э.); послеклассический (900-1530 гг.), каждый из которых разделяется на несколько фаз. Данное деление достаточно условно, по поводу периодов развития майя имеются и другие точки зрения, обоснование которых по степени достоверности приблизительно одинаково.

Часто упоминаемый в литературе термин «Древнее царство» относится к классическому периоду, когда города майя располагались в лесных районах Северной Гватемалы. Исследования показали, что некоторые из них существовали и в IX в., тогда как большинство было покинуто в конце VIII — начале IX в. В начале X в. Кецалькоатль, правитель тольтеков, с группой своих сторонников бежал из страны, как предполагается, по политическим мотивам, и с помощью юкатанских племен начал завоевание майянских городов Юкатана. В X — начале XI в. образовались города- государства, управляемые тольтеками, однако последние постепенно соединились с майя. Господствующая в этих городах культура майя включала в себя и многие черты мекси-канской культуры.

Одним из самых известных городов Древнего царства был Паленке, расположенный на плато в джунглях, прилегающих к реке Усумасинта. Рельефы Паленкского дворца изо-бражают скорбную картину пленных, которых, по предположениям исследователей, убивали во дворце. Среди других городов Древнего царства можно назвать Тикаль и Копан.

Относительно причин гибели Древнего царства существует несколько гипотез. Так, согласно теории американского археолога С. Морли, подсечно-огневое земледелие майя привело к отдалению сельхозпроизводства от городов, вследствии чего возник голод и появилась необходимость переселения на Юкатан. Кроме того, высказывается предположение о бегстве майя в результате нападения племен из Западной Мексики. Города-государства майя воевали между собой, что подтверждается исследованием фресок на стенах найденных археологами дворцов. Иероглифические тексты частично расшифрованы, в них содержатся сведения кален- дарно-магического плана.

По словам Тойнби, общество майя было в высшей сте-пени миролюбивым, военное искусство практиковалось только в северо-западной его части, где происходили столкновения с варварами. Высокая степень развития присуща астрономии, системе хронологии, которая отличалась особой точностью1. Современные исследователи, однако, считают, что приписываемый майянской культуре высокий гуманизм, отличающий ее от культуры иных племен, сильно преувеличен, поскольку человеческие жертвоприношения совершались как в ранние периоды развития, так и особенно в тольтекский период.

Майя были мастерами в искусстве рельефов. Найдена пятиэтажная башня, вероятно, служившая в качестве обсерватории. Рядом с дворцом обнаружены три пирамиды, содержащие на своих вершинах святилища. В одном из храмов имеется изображение двух жрецов, стоящих на телах и приносящих жертвы. В засушливых районах майя сумели высечь в скалах чулыуны — емкости для сбора воды. Информацию о древних городах майя мы можем подчерлнуть из сохранившихся книг «Чилам-Балам» (буквально — «Книги пророка Ягуара»). Они написаны крещеными юкатанскими индейцами латинскими буквами, но по-майянски. Строения майя состоят из множества каменных плит, что требовало навыков обработки камня и ваяния. Предполагается, что майя изобрели сборные конструкции. Майя не знали металлов, пригодных для изготовления инструментов, во всех строительных работах использовалось каменное долото. Они единственные применяли известковый раствор в строительстве. Найдены остатки игровых полей для своего рода баскетбола, где игроки забрасывали каучуковый мяч в укрепленные каменные кольца.

Искусство, непосредственно связанное с архитектурой, ваяние, представлено различными каменными скульптурами знати, богов. Для обработки каменных изображений также служил камень.

Владыкой города был правитель, опиравшийся на жре-цов, их называли «слуги солнца»* Подчиняясь правителю, в культовых вопросах жрецы сохраняли определенную независимость. Существовали жрецы трех групп: ахкины, чила- ны и накомы. Первые занимались исполнением обрядов по служению богу, вторые выступали в качестве прорицателей, тогда как накомы приносили человеческие жертвы. Во главе стоял верховный жрец, который, наряду с руководством в вопросах веры, являлся хранителем знаний, иероглифического письма. Медицина майя была примитивной и базировалась, в основном, на магических заклинаниях и такого же рода снадобьях. Площадки для жертвоприношений служили еще и как сцены для постановки религиозных пьес, а также комедий. Сохранилась лишь одна из пьес — «Рабинальачи».

Обнаружено святилище, превращенное в обсерваторию, сконструированную так, что можно наблюдать за основными астрономическими событиями. Так, благодаря конструкции западного проема солнце в дни весеннего и осеннего равноденствия находилось непосредственно перед наблюдавшим. Майянские астрономы использовали двойной календарь и зависящую от него двойную математику.

Племена чибча (муиски) жили на месте нынешней столицы Колумбии и соседней территории к западу от реки. Высокий уровень культуры, построение храмов, являющихся центрами религиозного культа, формирование наследственного жречества — вот черты, присущие этому народу.

Религиозным культовым центром считалось озеро Гуата- бита, воплощенное божество, которому приносились жертвы в виде драгоценностей, реже — человеческие. Большое значение придавалось обрядам, связанным с поклонением богам, покровительствующим войне, а также военным ритуалам. Мумифицированные тела погибших воинов в новых сражениях выносились на поле боя, как бы вновь показывая пример героизма.

Мифический бог солнца — Бочика научил людей ремеслу и искусствам. Внешне Бочика похож на бога Кетцалько- атля — белый старик с длинной бородой.

Инки — индейское племя языковой группы кечуа, обитавшее на территории Перу. Позже — господствующий слой в образованном в XV в. государстве инков, создавшем высокую культуру еще до появления европейцев.

Государство инков, объединявшее значительное количество племен языковой группы кечуа, возникло в горных "Андах Южной Америки. Общение жителей гор было затруднено, поскольку дороги отсутствовали, их заменяли горные тропы и мосты через пропасти. С учетом этого ббстоятель- ства, учитывая необходимость укрепления централизованной власти, инки ввели государственную монополию на транспорт, что исключило возможность возникновения ку-печества, товарного хозяйства и денег. Только правительство, используя лам, обеспечивало обмен шерсти и сушеного картофеля, производимых в горах, на соль, добываемую на побережье.

Государство организовало социальное обеспечение. Продукты, получаемые от крестьян в виде налога, хранились на государственных складах и при необходимости, например в случае неурожая, подвозились нуждающимся. Земля постоянно перераспределялась между сельскохозяйственными работниками с учетом происходивших в семьях изменений. Это практически исключало возможность голода и связанных с ним бунтов.

Стремясь объединить страну, инки создали жестко цен-трализованную государственную структуру. Официальный культ инков был направлен на организацию в единой системе культов разных божеств. Он отправлялся жрецами, принадлежавшими к разным иерархическим уровням. Существовали также и жрицы, подчиненные верховной жрице.

Наряду с этим оставались знахари, колдуны, предсказатели. В столице государства Куско находился главный храм, посвященный божеству солнца, считавшемуся покровителем инков. Глава государства инков признавался как сыном, так и верховным жрецом божества. Олицетворенное божество представлялось как золотой диск с лучами и человеческим лицом. Олицетворением плодородной земли считались боги-супруги Пачакамак и Пачамама; существовали боги грозы, дождя и других природных сил. Потомок солнца, основатель династии инков Манко Капак считался полубогом, появившимся из-под земли с тремя братьями и четырьмя сестрами. Некоторые обряды включали человеческие жертвы, например, когда сменялся глава государства. Как и в других племенах, наряду с государственной религией почитались духи предков, священные места. Для храмовых украшений в столицах Куско и Кито служило серебро и золото.

Однако инки могли обрабатывать не только золото и серебро, как ацтеки, но и бронзу, которая применялась при изготовлении оружия. Сильная организованная армия инков, побеждая чужие племена, давала им возможность переселяться в другие места, что препятствовало их объединению, а также восстаниям.

Иероглифическая письменность была запрещена, пользовались лишь кипу — узловым письмом, узелками на разных шнурах, которые выступали как искусственные ассоциации, облегчающие запоминание.

Если у ацтеков сформировалась военная аристократия, то в государстве инков — бюрократическая монархия. Предполагается, что причинами этого являются разные природные условия: возможность свободного товарообмена с использованием нормальных дорог в первом случае и ограничен-ность горного передвижения с государственной монополией на транспорт — во втором.

Инки, как и ацтеки, не обращали побежденных в рабов, поскольку это было экономически невыгодно, учитывая крайне примитивные орудия труда. Обычно пленные воз-вращались обратно и облагались систематической данью в пользу победителей. Воин армии инков был защищен кожаным шлемом, одет в шерстяной плащ, вооружен копьем, ножом, палицей или бронзовым топором.

Государство инков к появлению испанцев было ослаблено гражданской войной, начавшейся после смерти правителя Уайна-Капака, сыновья которого (от разных матерей) вели борьбу за власть. Один из них, Атауальпа, победил и взял в плен второго, Уаскара. Воспользовавшись ситуацией, испанцы перебили братьев и их сторонников;. Государство инков погибло в 1532 г.

<< | >>
Источник: Чекалов Д. А., Кондратов В. А.. История мировой культуры. Конспект лекций. —Ростов н/Д: Феникс,2005. — 352 с. (Серия «Сессия без депрессии».). 2005

Еще по теме ДРЕВНИЕ НАРОДЫ МЕСОАМЕРИКИ:

  1. Этническая история и языки народов Древнего Востока
  2. Глава 14. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
  3. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
  5. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
  6. Раздел 2 ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА
  7. Г л а в а I О народе русском и правлении
  8. Иранские народы
  9. РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
  10. Начало формирования народов.
  11. «Неисторические народы»
  12. 64. Декларация прав народов России
  13. § 7. Основное понятие о народе и его значении
  14. § 3. Народ и человек как субъекты политики
  15. § 4. Взаимные отношения правительства и народа