<<
>>

Борьба в лагере гуситов.

Чашники и табориты. В 1419 г. в лагере гуситов сложилось два направления — умеренное и революционное. Умеренные — чашники (одним из основных их требований было причащение из чаши для всех, а не только для духовенства, что символизировало упразднение привилегий клира) объединяли значительную часть шляхты, панов и патрицианскую верхушку городов.
Программа чашников была изложена в «Четырех пражских статьях» и сводилась к следующему: богослужение должно совершаться на чешском языке; причащение для мирян и духовенства должно быть одинаковым — хлебом и вином; духовенство лишается всяких привилегий; церковные обряды совершаются бесплатно. Эти требования поддержали и табориты, давая им, однако, более широкое и радикальное толкование.

Революционные массы гуситов именовались таборитами — от названия горы Табор, на которой собирался народ в начале движения; в 1420 г. в Южной Чехии был основан город Табор, ставший главным военным лагерем революционных гуситов. Табариты объединяли крестьян, часть бюргерства и городской плебс; к ним примкнули и некоторые обедневшие дворяне.

Программа таборитов не ограничивалась реформой церкви, а требовала переустройства всей общественной и политической жизни. Однако решительно отвергая существующий феодальный строй, табориты весьма туманно представляли будущее, видя в нем некое царство равенства в духе библейских сказаний о райской жизни. В этом новом обществе, по их мнению, не должно было быть бедных и богатых, угнетенных и угнетателей, люди должны жить свободно, как братья и сестры. Отвергая эксплуатацию, табориты на практике стремились избавить население от феодального гнета, они запрещали крестьянам платить оброки и выполнять феодальные повинности.

В обстановке непрекращающихся войн, когда в Таборе и других таборитских городах собирались массы людей, которым нужно было дать приют, кормить, одевать и вооружать, руководители таборитов пошли на некоторые радикальные преобразования. Все приходившие в таборитские общины должны были ссыпать свои деньги в общественные кади, чтобы расходовать их на общие нужды.

Эта мера, естественно, носила временный характер.

Табориты требовали свободного толкования священного писания, уничтожения всех предметов католического культа, разрушения церквей и монастырей и секуляризации церковно-мона-стырской собственности в пользу народа. Они не признавали культа святых и мощей, пышного облачения священнослужителей. По их учению обряд богослужения могли совершать все знающие писание люди, в том числе и женщины, без особого облачения, в обычной одежде.

Поскольку состав таборитов был весьма неоднороден по своему социальному характеру, в их среде появились умеренное и радикально-хилиастическое течения. Хилиасты учили, что в ближайшее время наступит тысячелетнее царство божье на земле и установится полное равенство между людьми. Они отрицали не только собственность, но и семью. В 1421 г. хилиасты были изгнаны из Табора умеренными таборитами во главе с Яном Жижкой. Руководители хилиастов Мартин Гуска и другие были сожжены на кострах. Это не только нанесло удар по хилиазму, но и в целом подорвало революционное гуситское движение.

Между чашниками и таборитами шла постоянная идеологическая борьба, по временам вспыхивали вооруженные столкновения. Только перед лицом общей угрозы со стороны крестоносцев они объединялись для совместной борьбы. Чашники, стремившиеся к компромиссу с католиками, пытались разгромить революционное крыло гуситского движения, возглавлявшее борьбу угнетенных масс деревни и города против феодальной эксплуатации. Пражским чашникам удалось лишить руководства плебейские массы Праги, убив в 1422 г. Яна Желивского. Но их попытка организовать убийство Яна Жижки закончилась провалом. Жижка жестоко расправился с предателями.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Борьба в лагере гуситов.:

  1. Военные победы гуситов.
  2. Борьба с собой
  3. "БОРЬБА НАСМЕРТЬ"
  4. Борьба церкви с ересями.
  5. Государственная политика борьбы с безработицей
  6. Борьба феодальных группировок
  7. ОРУЖИЕ ДУХОВНОЙ БОРЬБЫ
  8. БОРЬБА НА ВНУТРЕННЕМ ФРОНТЕ
  9. Борьба за единый национальный фронт
  10. Борьба с гуннами.
  11. Борьба городов с феодальными сеньорами.
  12. 5. Борьба Чу и Хань
  13. 6.3. МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ В ТОВАРОДВИЖЕНИИ
  14. Борьба за инвеституру.
  15. 1. Саудиды в борьбе за власть.
  16. 2. «Культурная революция» п борьба за власть в Ки­тае.
  17. борьба за европу
  18. Национально-освободительная борьба в Индии.
  19. ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ГРЕЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ