<<
>>

2.1. Западная социология XIX—начала XX века

Первые идеи о создании особой науки об обществе, названной социологией, разработаны французским философом Огюс-том Контом (1798 — 1857). По его мнению, истинная наука должна отказываться от неразрешимых вопросов, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты.

Отсюда выте кает, что главная задача науки состоит в открытии законов, по нимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между теми или иными явлениями и процессами. Называя социологию пози тивной, О.Конт противопоставлял ее теологическим и метафи зическим спекуляциям, умозрительным подходам к изучению общества.

Слово «позитивный», по разъяснению самого О.Конта, имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химери ческому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) до стоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в про-тивоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному. О.Конт отмечал, что позитивная социология базируется на научных наблюдениях, а не на воображении или догадках, и стремился сделать ее реальной, полезной, досто-верной, точной, способствующей повышению организованности общества.

О.

Конт пользовался понятиями «социальная статика» для ис толкования структуры общества и «социальная динамика», с по мощью которых раскрывал механизм общественного прогресса. Кроме того, он вывел «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества», согласно которому познавательная деятельность людей проходит три стадии: теологическую, мета физическую и позитивную. На теологической стадии доминируют военно-авторитарные режимы, на метафизической — застой и раз ложение, анархия умов, на позитивной — порядок и организо ванность. Социология призвана обосновать органическую связь по рядка и прогресса, найти принципы взаимодействия между всеми сторонами жизни общества и достичь его гармонизации.
Многие идеи О.Конта актуальны и в настоящее время. Именно в силу актуальности поставленных им проблем его учение было продолжено многочисленными последователями. В частности, представления О. Конта об обществе как целостном организме развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820 — 1903). Уже в первой своей книге, вышедшей в 1851 г., он сформулировал «закон равной свободы», согласно которому каждый человек свободен делать все, что хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Свобода индивидуальных действий, конкуренция и выживание наиболее приспособленных — вот все, что нужно для развития общества.

С именем Г. Спенсера связана биологическая концепция в

социологии, суть которой состоит в том, что общество рассматривается по аналогии с биологическим организмом. Подобно Ч.Дарвину, Г. Спенсер поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни — выживают те, кто лучше всего умеет приспособиться к социальным условиям. В подтверждение разрабатываемой им концепции Г. Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в госу дарстве уподобляется мозгу человека, торговля в обществе срав нивается с кровообращением в живом организме, а деньги — с кровяными тельцами. Свой подход он обосновывает с помощью следующих аргументов: 1) как живые организмы, так и любые общества на орлтяжеоии слсюго cнщeакoйaниo увеличиваются в

объеме; 2) и те и другие усложняются; 3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; 4) и те и Другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают. Всякое развитое общество, по Г. Спенсеру, имеет три системы органов: поддерживающую, которая обеспечивает производство необходимых продуктов, распределительную, которая отвечает за связь различных частей, и регулятивную, в чьем «ведении» под чинение составных частей целому.

Центральное место в работах Г. Спенсера занимает идея соци альной эволюции.

По его мнению, это развитие общества по пути усложнения и совершенствования социальных институтов, причем такое развитие обусловлено потребностями и интересами людей. Тем не менее эволюция не означает улучшения жизни, речь идет об ускоряющемся движении от однородности к разнородности, при этом регресс имеет место так же часто, как и прогресс. Огромную роль в разработке и утверждении метода социологии сыграл французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917). Содержание его книги «О разделении общественного труда» го раздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем. Э.Дюркгейм полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе — предметом ее интереса служат только социальные факты. Их нужно рассматривать как вещи и объяснять другими социальными фактами. При таком подходе глав ным двигателем социальной эволюции является внутренняя со циальная среда.

В учении Э.Дюркгейма о социальных фактах содержатся важные положения, позволяющие понять взаимодействие общества и личности, исследуется роль группового, коллективного сознания. Центральной у Э.Дюркгейма выступает проблема социальной солидарности — высшего, с его точки зрения, морального прин ципа, высшей универсальной ценности. Солидарность в архаичных обществах он называет механической. Для нее характерно ре прессивное право, когда единство поддерживается прежде всего наказанием. В развитом обществе действует органическая солидар ность. Она базируется на общественном разделении труда, когда каждый индивид выполняет отдельную функцию. Люди вынуждены обмениваться продуктами своего труда, возникает взаимоза висимость, формируется осознанная солидарность. Будучи сторонником рационалистического, т.е. строго логического, объяснения явлений общественной жизни, Э. Дюркгейм под этим углом зрения исследовал проблемы морали, религии, само-

убийств. Разработанный им метод лег в основу структурного функционализма — направления, в рамках которого общество рассматривается как саморегулирующаяся система, изучаются общественный порядок и аномалии, причины отклоняющегося поведения и др.

Крупнейшим социологом конца XIX—начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие практически всех областей и направлений социологии, был немецкий мыслитель Макс Вебер (1864—1920).

Круг научных интересов М. Вебера необычайно ши рок. Он занимался античной, средневековой и новоевропейской историей хозяйства, права, религии и искусства, размышлял над природой капитализма, исследовал проблему урбанизации и другие вопросы.

С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Он признавал огромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы. Именно с этих позиций М. Вебер использовал такие понятия, как «идеальный тип», «понимание». Его методом постижения действительности становится «понимание», или стремление исследователя увидеть конкретные исторические мотивы поведения людей, их рацио нальные суждения и поступки. Но задача социологии не сводится к поиску «безупречно объективных» фактов, а заключается в кон струировании моделей, которые помогают выявить реальные со циальные процессы. М. Вебер называет эти конструкции «идеаль ными типами». Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, а нередко и противоречит действи тельному положению дел, он, по словам М. Вебера, несет в себе черты утопии.

М. Вебер выделял четыре типа социального действия: 1) целе- рациональный — когда человек ясно представляет себе цель дей ствия и средства ее достижения, а также учитывает реакцию дру гих людей на свои поступки; 2) ценностно-рациональный — когда человек, не считаясь с последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, религиозное предписание или важность какого-либо дела; 3) аффективный — когда действие совершается эмоционально, под влиянием чувства; 4) тра диционный — когда человек руководствуется привычкой. По мнению М. Вебера, в историческом процессе растет степень рационализации социальных действий. Приверженность при вычным нравам и обычаям постепенно вытесняется соображениями интереса. Рационализируются способы ведения хозяйства, управления, политики, культуры, образ мышления. Повышается роль науки. При этом материальная рациональность все больше заменяется формальной, основанной на количественном расчете. Мировоззреноель поедпосыл ко экономики, по-

лагал М.Вебер, возникли благодаря протестантизму, поскольку экономический успех был возведен протестантской этикой в ре лигиозное призвание.

Концепция рационализации нашла свое отражение в учении Ве бера о типах господства (легальное, традиционное, харизмати ческое), что позволяет считать его одним из создателей полити ческой социологии.

Большой интерес представляет социологическая система италь янского ученого Вильфредо Парето (1848 — 1923). Уподобляя со циологию точным наукам (химии, физике, астрономии), он пред лагал строго соблюдать логические правила при переходе от на блюдений к обобщениям с тем, чтобы обеспечить достоверность, надежность и обоснованность социологического знания. В. Парето истолковывал закон как «единообразие», повторяемость событий, которая имеет вероятностный характер и должна представляться в виде количественных формул и показателей. С его точки зрения, этические и ценностные элементы в исследовании ведут к иска жению фактов, фальсификации, поэтому доверять можно только эмпирически обоснованным суждениям, полученным с помощью логико-экспериментального метода. Широко известна выдвинутая В. Парето концепция циркуляции (смены) элит, согласно кото рой основа общественных процессов — это творческая сила и борь ба элит за власть.

Наиболее одаренные представители низов поднимаются вверх, пополняя ряды правящей элиты. Представители же правящей эли ты, деградируя, опускаются вниз. Так происходит «круговорот элит». Циклы подъема и упадка, возвышения и падения элиты и ее смена являются законом существования человеческого общества. При этом чем более открыт правящий класс для социальной мобильности, тем более он способен сохранить свое господство. И наоборот — чем более он замкнут, тем сильнее тенденция к упадку. Теория круговорота элит В. Парето послужила отправным пунктом для многочисленных исследований механизмов власти.

<< | >>
Источник: Демидов Н. М.. Основы социологии и политологии. 2004

Еще по теме 2.1. Западная социология XIX—начала XX века:

  1. 1.1. Зарубежная социология в XIX веке и первой половине ХХ века
  2. Б. А. ЧАГИН. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИОЧЕРКИ ИСТОРИИ НЕМАРКСИСТСКОЙ социологии ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX— НАЧАЛА XX ВЕКА, 1978
  3. 4.6. Россия в XIX веке4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  4. 4.6. Россия в XIX веке 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  5. 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  6. Русская социологическая мысль XIX – начала XX века
  7. Русская социологическая мысль XIX – начала XX века
  8. 4.5.2. Политическое развитие западного мира в XIX в.
  9. 4.5.2. Политическое развитие западного мира в XIX в.
  10. Русская социологическая мысль XIX – начала XX века
  11. 4.6.6. Русская кудьтура XIX века и ее вклад в мировую культуру
  12. 2.РЕВОЛЮЦИИ XIX ВЕКА
  13. 1. Политическая наука в Европе конца XIX-XX века
  14. 6.1. Страны Западной Европы и США во второй половине XX века 6.1.1. Особенности послевоенного восстановления
  15. 4.6.3. Общественно-политическое движение в России в 30 - 50-е голы XIX века
  16. 4,5.3. Развитие культуры в странах Западной Европы в XiX в.
  17. 5.3. Современный этап (середина XIX - начало XX века!
  18. 1. «СФИНКС» XIX ВЕКА — НЕ РАЗГАДАННЫЙ СТО ЛЕТ СПУСТЯ