<<
>>

Задачи социологии религии

С нашей точки зрения, перед социологией религии стоит несколько за-дач. Во-первых, важно изучать религию прежде всего как социальный институт, его изменяющееся место в обществе, взаимосвязи с политическими, культурными, образовательными, экономическими институтами.
Между тем упор часто делается на характеристике религии как формы общественного сознания, что, несомненно, значимо, однако представляет собой скорее предмет философского, нежели социологического анализа.
Во-вторых, религию необходимо исследовать объективно и неанга-жированно, учитывая, что в предшествующие десятилетия этот институт получал однозначно негативные характеристики. Однако уходить от идеологических предубеждений и политической предвзятости — не значит становиться на противоположную позицию критики и даже охаивания атеизма и осуждения неверующих.
В-третьих, анализируя взаимосвязь института религии с другими институтами, целесообразно отказаться от имевшего место в прошлом противопоставления религии и науки, а зачастую религии и культуры. Последнее особенно нетерпимо вследствие того, что религия — это скорее не социальный, а социокультурный институт1.
В-четвертых, при изучении института религии целесообразно анализировать социальное поведение вовлеченных в его сферу различных социальных общностей, взаимодействующих между собой как на когнитивном, эмоциональном, так и на реальном уровнях?. Речь идет об исследовании мотивов, установок, интересов, потребностей, ценностных ориентации и реальных поведенческих актов в сфере религиозной жизни.
Говоря об институте религии в современном мире, нельзя не сказать о тенденциях, отмеченных в западном обществе. В отличие от нашей страны, там наблюдается явление секуляризации, т.е. вытеснения религиозно-мифологической картины мира его научно-рациональным объяснением. Социологи и религиоведы фиксируют утрату религией доминирующей социокультурной роли, что проявляется в сокращении посещаемости храмов, отправления религиозных обрядов,
1 См.- Комаров М С. Введение в ооциоло! ию. С. 218.
2 Подробнее см.. Костина II Б. Религиозная общнос i ь: проблемы социологических) исследования Екаюринбур], 2001.
ослаблении влияния религии на другие социальные институты — образование, политические, экономические, культурные институты.
Не оспаривая ослабления роли церкви в современном западном обществе, некоторые социологи ( П. Бергер, Т. Лукман) полагают, что это еще не доказательство исчезновения религии как социального института. По их мнению, происходит его т р а и с ф о р м а ц и я в новую социальную форму; где главное — индивидуальный выбор человеком той или иной религиозной системы, облегчающей ему его собственное «конструирование мира».
Мы полагаем, что вслед за всплеском интереса к религии, который наблюдается в последние годы в нашей стране, российское общество в итоге придет к тем же тенденциям, что сегодня фиксируются на Западе. Естественно, это дискуссионное суждение, основанное на признании сходства в развитии европейских стран и США и на отнесении России к числу обществ, подверженных действию скорее «западных», чем «восточных» тенденций.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Задачи социологии религии:

  1. Гараджа В. И.. Социология религии, 2005
  2. Социология религии и религиеведение
  3. Предмет социологии религии
  4. Социология религии в России
  5. Глава 7. Социология религии
  6. Возникновение и развитие социологии религии
  7. 68Проблема определения религии вне социологии
  8. 29Методы социологии религии
  9. ГЛАВА I.СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ КАК НАУЧНАЯДИСЦИПЛИНА
  10. 1. Задачи и функции социологии
  11. 3. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
  12. Глава 2. Объект, предмет и задачи социологии управления.
  13. Религия и конфликт: от К. Маркса - к современнымконфликтологическим теориям религии
  14. ЛЕКЦИЯ № 2. Функции, задачи социологии, ее связь с другими науками
  15. РЕЛИГИИ ВОСТОКА: РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА. ИСЛАМ