<<
>>

Является ли интеллигенция элементом социальной структуры общества?

Дискуссия о социально-классовой структуре общества касалась отдельных ее элементов. Особенно спорной оказалась трактовка интеллигенции. Чаще всего интеллигенцию рассматривали как социальную группу, состоящую из лиц, занятых преимущественно квалифицированным умственным (интеллектуальным) трудом, требующим, как правило, высшего либо среднего специального образования.
Отсутствие одного из двух названных признаков (соответствующего труда или образования) не давало возможности говорить о человеке как представителе интеллигенции.

Выпускник вуза, имевший диплом инженера и работавший у станка (просто потому, что за эту работу платили в три раза больше, чем за труд инженера), даже если он был по-настоящему культурным, образованным и интеллигентным человеком, не мог быть отнесен к этой социальной группе (в лучшем случае его следовало считать рабочим-интеллигентом). Вместе с тем малообразованный, невоспитанный, некультурный человек, окончивший институт (вспомним бессмертного А. Райкина: «Ученье — свет, а неученых — тьма!») и занимающийся преимущественно умственным трудом, считался в обязательном порядке представителем интеллигенции.

Вследствие принятой в то время концепции интеллигенции из поля зрения социологии совершенно выпускались такие черты этой группы, которые в совокупности создавали комплексное понятие интеллигентности: высокая нравственность, терпимость, развитое гражданское чувство, подвижничество, совестливость. Эти черты оказываются в глазах людей привлекательными вдвойне, если они базируются на обширных и разносторонних знаниях, деятельности, связанной с распространением культуры и образования.

Но социологи никогда не относили к числу признаков интеллигенции интеллигентность как качество личности, заключакщееся в высоком уровне развития интеллекта, культуры поведения.

Между тем очевидно, что взгляд на интеллигенцию сквозь призму совокупности только объективных показателей явно недостаточен, крайне важно привнести в это понятие момент субъективного отношения людей к

Глава 13. Структура общества

267

фундаментальным ценностям общения и взаимодействия. Проблема, следовательно, состоит в том, как социологам по-новому рассматривать интеллигенцию, сочетая ее объективные и субъективные характеристики.

Вместе с тем возникает еще один вопрос, более радикальный: нужно ли рассматривать интеллигенцию как единую социальную группу? Насколько «социологично» включать в это понятие очень уж разные социальные общности — и по характеру и содержанию труда, и по месту, занимаемому в обществе, и по социальному статусу, и по доходам и т.д. и т.п.? Вероятно, не случайно западные социологи не используют категорию интеллигенции, предпочитая рассматривать социальные общности, в которые входят ее представители (в нашем понимании), сквозь призму среднего класса, групп по доходам, престижу, власти и т.д.

<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Является ли интеллигенция элементом социальной структуры общества?:

  1. Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества
  2. Социальная структура общества
  3. 3.1. Социальная структура общества
  4. 27. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
  5. 2. Социальная организация: признаки, структура, элементы.
  6. Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Диверсификация социального статуса
  7. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
  8. Глава 2. Социально - стратификационная структура общества
  9. Социальная структура обществ Древнего мира.
  10. § 1. Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества
  11. Социальная структура общества
  12. 19 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ДИНАМИКА ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ
  13. 18 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ