<<
>>

Взаимодействие религии как символической системы с обществом


Религия как символическая система представляет в некоей упорядоченной связи различные фрагменты мира и области общественной жизни - те фрагменты реальности, которые для данного общества имеют жизненно важное значение.
Они предстают как некое обозримое связное целое. Опорные элементы религиозно-символической систе мы - ритуалы и мифы, на основе которых получают развитие религиозные концепции общего порядка бытия - мировоззрение (космология, антропология и др.) и общеприня тые, устойчивые установки и мотивации, ценности и нормы - религиозный этос. Рели гия (хотя и не только она) задает и поддерживает (в разные эпохи - по-разному) образ цы поведения, соотносящиеся с задачами общества, государства или какой-то иной со циальной общности.
Религиозная картина мира, в котором живет человек, дает ему осознание своего местоположения в мире, представляет собой способ пространственной ориентации; прежде всего это относится к среде его обитания.
Так, австралийская чуринга - своего рода план жизненного пространства племе ни. В архаических религиях божества имеют фиксированные места обитания: часто на горах восседают боги, иногда сами горы, так же как водные потоки, рощи и т.д., могут почитаться как божественные.
География представлена здесь в виде символико-религиозной системы. Важная ее функция - определение границ жизненного пространства, в которых данная группа находится "у себя дома" и может уверенно передвигаться и действовать. Определяемый этими границами мир отделяется от "немира" - области неизвестности, в которой чело века подстерегают неведомые угрозы, где он теряется и пропадает. Живущие "там" лю ди воспринимаются часто как "нелюди", как "совсем другие", чем "мы" (часто даже по своему физическому облику, - они рисуются "великанами", "одноглазыми" и т.п.), они - чужаки и по крайней мере потенциально всегда опасная и враждебная сила.
Религиозно-символическая система устанавливает определенные градации осво енности и религиозных качеств окружающего пространства.
Во многих африканских религиях дом вождя - центр пространственной ориента ции, вокруг него строится деревня, ее окружают обработанные земли и используемые пастбища, а за ними начинается
уже буш - понятие, обозначающее все неведомое и опасное, место обитания ди ких животных и чужих племен. Этим пространственным фрагментам присущи опреде ленные нуминозные качества: "дух рода" обитает в центральном помещении, доме соб раний, дальше располагаются другие нуминозные образования, убывающие по степени своей значимости по мере удаления от центра. Таким образом, производится маркиров ка освоенного пространства.
Религиозная символическая система задает также ориентиры хозяйственной дея тельности. Воздействия человека на природные объекты и процессы получают объяс
нение и фиксируются в символической системе-матрице производственно- хозяйственных действий. Она включает ритуальные действия, направленные на повы шение плодородия, сохранность урожая и т. д. В природных явлениях есть определен ная регулярность, однако ход природных процессов подвержен многочисленным угро зам, нередко происходят отклонения (невиданные наводнения или, наоборот, засуха и др.), и нередко такие отклонения имеют самые гибельные последствия.
В окружающей природной среде заключены как способствующие жизни, так и угрожающие ей силы. Природные явления должны иметь место в нужное время и в нужной степени.
В Египте жизнь населения зависит от Нила. Он источник благополучия и самой жизни людей. Плохо, если в весеннее половодье воды оказывается мало, и плохо - если происходят разрушительные наводнения. Это относится и к другим природным явле ниям - сезонным дождям, сменам холода и жары и т. д.
В своей символической системе религия представляет природу в том именно ви де, в каком она оптимально полезна человеку, и не "отстраненно", а как культивируе мую, используемую человеком. В религиозно-символической системе силы хаоса и разрушении сгруппированы и упорядочены так, чтобы они были включены и конечном счете в благодетельный для человека порядок, для поддержания которого имеются средства, ритуалы, позволяющие воздействовать на сакральный источник жизни. Это могут быть жертвоприношения, заклинания, молитвы.
Архаический культ способствует поддержанию жизни космоса, протекающей в различных ритмах, всегда подверженной угрозам, длящейся непрерывно и прерываю щейся катаклизмами, продолжающейся через преодоление кризисных экстремальных ситуаций. С одной стороны - есть жизнь, которая складывается каждый раз в меняю щихся ситуациях, с другой стороны, она существует также в виде неких образцов жиз ненных процессов, которые хранятся в памяти и передаются из поколения в поколе-
106
ние. Этот "образцовый", "идеальный" момент выражен и затвержден в мифе.
Во взаимопроникновении мифа и ритуала разыгрывается драма существования.
Так, в ритуалах годичного цикла религий древних земледельческих культур смена времен года предстает как кризис, в котором заключена угроза продолжению жизни. Если смена не происходит правильным образом, все приходит в расстройство.
Кризисная ситуация в ритуале представляется в чередовании двух компонентов: кенозиса - упадка жизни, рассогласования, гибели, и плерозиса - восстановления, об новления, нового поворота к жизни. Тем самым отчетливо становится для каждого за вершение одного отрезка времени года и начало другого. Открывается новый акт в драме жизни (один год прожит и остается позади, начинается новый). Человек содейст вует ходу жизни, преодолению кризисных ситуаций перехода. В самом ритуальном действе выделяются три ключевых момента: 1) ритуал умерщвления, 2) ритуал очище ния, 3) ритуал оживления и наделения силой, вслед за которым начинается праздничная часть, торжество. На этой основе возникают самые разные вариации, могут перено ситься акценты, но существенно то, что миф и ритуал представляют происходящее в природных процессах в упорядоченном виде.
Сами по себе переходы в природных событиях, например от одного времени го да к другому, протекают каждый раз не совсем так, как в другие годы. Иногда весна приходит поздно, с возвратами холодов, медленно и без отчетливо выраженного пере лома к теплу.
Ритуал и миф делают приход времени года четко определенным, придают этому прихотливо протекающему процессу структуру. Культовая драма представляется по-этому не как простое отражение и воспроизведение природных процессов, скорее на-оборот - культовое действо имеет в качестве своего последствия природные изменения.

Эту функцию внесения определенности, установления четких размежевании, помимо ритуалов, связанных с годовым циклом, имеют ритуалы установления зрелости.
Пройдя обряд инициации, подросток становится взрослым, получает новый со циальный статус, хотя биологический процесс созревания проходит медленно и инди видуально (один человек в 14 лет уже "не мальчик, но муж", а другой и в 20 сущее ди тя).
В религиозно-символической системе представлены социальная и политическая области жизни. В сегментарных обществах доминируют системы родства, в стратифи цированных символически представляется социальное расслоение с различным распре-
делением власти и ответственности, и по мере развития государственности она выходит на первый план в религиозной символике, и прежде всего то, что связано с противодействием внешним и внутренним врагам государственного порядка. Но в ре-лигиозно-символических системах уделено место и тем "наносящим ущерб" факторам, которые действуют в повседневной жизни, - в первую очередь это болезни.
Одна из главных религиозных тем - причины болезней, отношение к ним, мно гообразные практики исцеления. Болезнь должна быть ритуально выражена и объясне на, связана с нормальным течением жизни и соотнесена со смертью, которая представ ляется как вторжение сил зла.
Религиозно-символическая система не только представляет псе эти области, но и связывает их воедино, упорядочивает. Принципами порядка в таких системах являются принципы их построения. Основной принцип построения символических систем - би-нарный (хотя существуют и триадичные классификации). В космологических мифах речь идет чаще всего о первосуществах, которые соединяют в себе, например, мужские и женские черты, которые потом обретают раздельное существование. В результате отделения возникает первая пара и происходит дальнейшая дифференциация.
В китайском универсуме бинарный упорядочивающий принцип используется для всеобъемлющей классификации всего существующего в действительности.
Две противоположные силы - ин и янь - должны находиться в равновесии. Это равновесие обозначается как путь - дао. Оно динамично, постоянно должно восстанав ливаться, нужны усилия и умение его поддерживать. Путь пролегает между противо стоящими крайностями, символически обобщенно представленными парой "ин - янь", которые раскрываются в противостоянии светлого - темного, активного - пассивного, нечетного - четного и др. На этой классификации строится вся методика рассмотрения и оценки человеческою поведения, достижения равновесия жизненных проявлений и форм, соответствующая этика.
Важную роль в религиозной символике в визуальном ее представлении играет цвет. Самое важное различие - между цветом и нецветом, каковым являются белое и черное.
В европейской культуре цвета связаны с повседневностью, тогда как белое и черное - с критическими переходными ситуациями, такими, как свадьба или смерть (белое и черное - взаимозаменяемы: в России черный цвет - цвет траура, а у некоторых народов траурным является белый цвет).
<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Взаимодействие религии как символической системы с обществом:

  1. Глава III. Религия как символическая система
  2. 2 ЭКОНОМИКА КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА С ПРИРОДОЙ
  3. § 23. Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия
  4. 9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
  5. 15. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СИСТЕМА ОБМЕНОВ И ЕГО ФОРМЫ
  6. ОБЩЕСТВО ВОСТОКА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОГО КАПИТАЛИЗМА И ТРАДИЦИОННОГО ВОСТОЧНОГО ОБЩЕСТВА
  7. Понятия общества и системы, социальных связей, социального взаимодействия, социальных отношений.Системный анализ общественной жизни
  8. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА
  9. 1.1. Общество как целостная система
  10. § 3. Общество как система
  11. 1.1. Общество как целостная система
  12. Социальное взаимодействие в обществе
  13. § 3. Общество как социетальная система
  14. Культурная система как окружающая среда общества
  15. Общество как целостная система