<<
>>

§ 1. Взаимодействие природы и общества

Дефиниции общества. Вся история социологической мыс ли — это история поисков научных подходов и методов пост роения теории общества, отражающей действительные реалии социальной жизни.

Это история теоретических подъемов и спа-дов. На различных ее этапах «теоретический оптимизм» сме нялся «теоретическим пессимизмом», граничащим с отказом от возможности разработки общей теории общества вообще. Указанная история сопровождалась выработкой различных концептуальных подходов к категории «общество».

Существует, например, «атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. «Все общество в конце концов, — считает Дж. Дэвис (иногда в русском переводе — Де- вис), — можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть пред ставлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно — со всем миром» .

Крайним выражением этой концепции была теория Г.

Зим- меля, который полагал, что «общество» вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда скла дывается вследствие определенных влечений или ради опреде ленных целей. Эротические инстинкты, деловой интерес, ре лигиозные импульсы, защита или нападение, игра или пред-

принимательство, стремление помочь, научиться, а также множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, с другим, против другого, к сочетанию и согла сованию внутренних состояний, т. с. к оказыванию воздействий и, в свою очередь, их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, «общество» .

В современной социологии эта концепция известна как «се тевая» теория (Network theory), основные принципы которой были сформулированы Р.

Бертом .

Главный акцент эта теория делает на действующих индиви дов, принимающих социально значимые решения изолирован но друг от друга. Или в более общей форме: эга теория и се раз новидности в центр внимания в объяснительной концепции об щества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.

В теориях «социальных групп» (Social Group theory) обще ство интерпретировалось как совокупность различных пересе кающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле, следуя концеп ции Ф. Знанецкого, можно говорить о народном обществе, что обозначает всевозможные группы и совокупности, существую щие в пределах одного народа или католической общественно сти, подразумевая под этим всевозможные совокупности и группы, существующие в рамках католической церкви .

Если в «атомистической», или «сетевой», концепции суще ственным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях — человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность лю дей, авторы этой концепции по существу отождествляют по нятие «общество» с понятием «человечество».

Существует группа дефиниций категории «общество», со гласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Общество — большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пре делах целого ряда институтов и организаций.

Согласно этой концепции, системное изложение которой дано в трудах Т. Боттомора «Structure and History» и С. Липсста «Social Structure and Social Change», опубликованных в сборнике «Approaches to the Study of Social Structure», Ed. P. Blau (N. Y., 1975), именно социальные институты и организации гарантиру ют устойчивость, постоянство отношений между людьми, уста навливают устойчивую структуру всевозможных форм коллек тивной жизни, и без них невозможно было бы обеспечение потребностей, гарантирование организованного процесса кол лективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т.

д. Определения этого рода можно было бы на звать «институциональными» или «организационными», по-скольку в факте существования институтов и организаций они видят характерные черты общества. Без них общество не могло бы гарантировать свою дальнейшую эволюцию и саморазвитие. Такое понимание общества часто встречается в работах этнологов.

Э. Дюркгейм был одним из первых (после О. Конта) среди социологов, кто сделал попытку интерпретации общества как sui generis (нечто в своем роде, своеобразное). Полемизируя с Г. Спенсером и Ф. Теннисом, он утверждал, что современное общество, будучи основано на постоянно растущем разделе нии труда, не может быть понято как простое собрание воль изолированных индивидов, собрание договоров, основанных на личном интересе. Оно представляет собой органическое единство не меньше, чем предшествующие формы общества'.

С каждым новым этапом в теоретическом осмыслении об щества социологическая мысль обращалась к его пониманию как sui generis. Такое понимание является исходным, несмотря на существенные концептуальные различия основных социо логических парадигм теоретического мышления.

Функциональная концепция трактует общество как группу че ловеческих существ, представляющую собой самообеспечиваю щуюся систему действия (a self-sufficient system of action) .

На основе различных концептуальных определений в соци ологии сложилась еще одна (аналитическая) дефиниция — об щество как относительно самостоятельное или самообеспечи-

Бающееся население, характеризуемое «внутренней организа цией, территориальностью, культурными различиями и есте-ственным воспроизводством» .

В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятия «самообеспечение», «организация», «культура» и дру гие и какое место отводится этим понятиям в той или иной теории, эта дефиниция приобретает различный характер.

Социологические категории (более низкого порядка, чем категория «общество»), которые включаются представителями различных социологических школ как в аналитическую, так и концептуальную дефиниции общества, имеют существенное значение для понимания его природы и характера.

Но общий недостаток названных выше определений понятия «общество» состоит, на наш взгляд, в том, что они отождествляют поня тие «общество» с понятием «гражданское общество», опуская вопрос о той материальной основе, на которой возникает и развивается «гражданское общество».

Наконец, согласно принятому нами теоретическому подходу, общество понимается как определившаяся в процессе истори ческого развития человечества относительно устойчивая систе ма социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, зако на, социальных институтов и т. д. (гражданское общество), осно вывающаяся на определенном способе производства, распреде ления, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Естественные и исторические условия жизнедеятельности об щества. Существуют качественные различия в действии сил природы и общества. Если силы природы действуют стихийно, то человек сам творит свою историю. В отличие от законов природы законы истории прокладывают себе дорогу через раз розненные социальные действия людей, наделенных сознани ем и волей. При этом каждый человек в своей деятельности ру ководствуется определенными целями, идеалами, ценностями и избирает конкретные средства для их достижения. Основой его целенаправленной деятельности является прежде всего стремление к удовлетворению материальных и духовных по требностей. Материальным средством удовлетворения потреб ностей человека служит общественное производство.

Общественное производство представляет собой постоянный процесс взаимодействия людей с природой при помощи средств труда, приводимых в движение их коллективными уси-лиями на основе разделения и кооперации общественного тру да Это процесс, осуществляемый в исторически определенных формах экономических отношений, конечным результатом ко торого является создание материальных и духовных ценностей общества — необходимое условие и материальная форма жиз недеятельности общества. Ни одна нация не просуществовала бы и несколько недель, если бы она прекратила свою обще ственно-производственную деятельность.

Общественное производство возможно только при опреде ленных естественных и исторических условиях. Естественными условиями общественного производства являются природные условия и население; историческими, т. е. созданными челове ком, — средства труда (техника), употребление и совершен ствование которых составляет специфическую характерную чер ту человеческой деятельности. При этом условия общественного производства могут выступать как всеобщее средство труда

Географическая среда и экологический детерминизм. Необхо димым условием и всеобщим средством труда, а также сырье вой основой общественного производства является географи ческая среда Без сырьевых ресурсов, которые человек получает в процессе познания и использования бесконечного разнооб разия свойств географической среды, никакое хозяйство — ни общественное, ни индивидуальное — не было бы возможно Взаимодействуя с географической средой, человек не только оказывает воздействие на климат и почву, реки и моря, на ра-стительный и животный мир, на рельеф местности, полезные ископаемые, атмосферу, космос, но и сам испытывает на себе их постоянное влияние Если человек не считается с требова ниями объективных законов экологии (природной среды), не учитывает возможного влияния своей общественно-производ ственной деятельности на географическую среду, нарушает экологическое равновесие, то все эти его «социальные» дей ствия могут привести нс только к непредсказуемым, но и к необратимым последствиям для человека и общества.

Социальные теории, придающие решающее значение в раз витии общества искусственно измененной человеком геогра фической среде, получили название концепций экологического

детерминизма. Экологический детерминизм в лице своих пред ставителей (США: А. Хаит, О. Дункан и др ) утверждает, что определяющим фактором общественного развития является ха рактер взаимодействия человека с естественной экологической средой. Экологический, экономический, политический и мо ральный порядок располагаются сторонниками экологического детерминизма в виде иерархии и как бы образуют своего рола пирамиду, основание ко юрой составляет экологический поря док, а вершину — моральный порядок, или общество.

Экологический детерминизм — это не пустоцвет на древе познании, а предупреждение о реальной угрозе, нависшей над человеком и обществом Социальные экологи, т. е. ученые, изу чающие закономерности взаимодействия естественно сложив-шейся и искусственно создаваемой среды, справедливо отме чают, что если вследствие волюнтаристских действий человека нарушается экологическое равновесие, то угроза экологичес кою возмездия может обрушиться на общество и привести че ловечество к экологической катастрофе.

Народонаселение и демографический детерминизм. Наряду с экологическим фактором важнейшим условием жизнедеятель ности общества является народонаселение. Рационально количе ственно регулируемое и гигиенически здоровое население — это важный фактор социального развития. Именно эти пробле мы составляют предмет социальной демографии — науки, изу чающей закономерности взаимодействия социальных и демог рафических процессов. Социальные теории, объявляющие чис ленность и качество народонаселения важнейшей проблемой социального развития, обозначаются как «концепции демогра фического детерминизма».

Современные сторонники демографического детерминизма правомерно ставят вопрос о необходимости сбалансированно го роста народонаселения и соответствующих материальных ресурсов, значительного улучшения качества народонаселения вследствие надлежащего социального и медицинского контро ля. Иначе «демографический взрыв», сопровождаемый резким ухудшением качества народонаселения (необратимые психи ческие и физические заболевания, возможность нарушения ге нетическою кода человека под воздействием стихийно изме ненной экологии и пр.), может привести к таким же непред виденным последствиям для общества, как и нарушение

экологического равновесия. (Подробнее о социологических проблемах демографии см. гл. 6.)

Технология и технологический детерминизм. На базе есте-ственных складываются исторические условия жизнедеятель ности общества.

Важнейшим из них является технология. Техника или сред ства труда, т. е. орудия и материальные условия труда, — это комплекс вещей, создаваемых человеком, которые он поме щает между собой и предметом труда и которые служат ему проводником его воздействия на предмет.

Социальная роль техники состоит в том, что она опосреду-ет взаимодействие природы и общества, природы и человека, является важнейшим элементом процесса труда. Процесс тру да — это целесообразная деятельность человека для создания материальных и духовных ценностей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена между человеком и природой.

В непосредственный процесс труда в качестве его необходи мого составного элемента включается и система научных зна ний, овеществленная в виде технических и материальных средств труда.

Фетишизация роли и места техники и науки в современном социальном развитии является теоретической основой техно логического детерминизма (У. Огборн, Л. Мэмформ, Л. Кот- релл и др.) и сциентизма (Д. Белл и др.). И первые, и вторые считают, что в наше время главными детерминантами соци ального развития выступают техника и наука.

Односторонне преувеличивая одно (хотя и наиболее суще ственное) из условий общественного производства — технику и технологию, сторонники технологического детерминизма в то же время обращают внимание на образовавшийся разрыв между прогрессом техники и современным моральным уров нем общества (cultural lag), следствием чего становится рост числа и усложнение конфликтов между личностью и обще ством, обществом и природой .

Действительно, аморальное использование достижении со временной техники как следствие погони за прибылью, незна ние или игнорирование закономерностей воздействии техники

на естественные условия жизнедеятельности общества могут привести к катастрофическим последствиям. Техника, без уче та ее возможного воздействия на социальные, экологические и демографические процессы, может превратиться в разруши тельную для общества силу .

Экономика, экономические отношения и экономический де терминизм. Каковы бы ни были формы общественного произ водства, естественные и исторические условия жизнедеятель ности общества всегда остаются его факторами. Но, будучи от деленными друг от друга, эти факторы (экологический, демографический и технологический) остаются факторами производства лишь в возможности.

Человеческий и технологический факторы в совокупности об разуют производительные силы общества — вещественные эле менты процесса труда, характеризующие отношение человека к природе. Отношения людей, касающиеся собственности, обме на и распределения продуктов производства, называются эко-номическими. Только в рамках этих отношений существует от ношение людей к природе, имеет место производство.

Экономические отношения — это тот способ, каким люди определенного общества производят средства к жизни и обме нивают между собой продукты (поскольку существует разделе ние труда).

Единство вещественных элементов труда и экономических отношений образует способ производства. Из данного способа производства вытекает, во-первых, определенная социально- классовая структура общества, во-вторых, определенное отно шение людей к природе. Эмпирическое наблюдение должно в каждом отдельном случае — на опыте и без всякой мистифи кации и спекуляции — вскрыть связь общественной и полити ческой структуры с производством. Таким образом, экономика (и в самой примитивной форме, и в форме современного про-изводства) и соответствующие экономические отношения со ставляют своего рода материальный фундамент любого обще ства. Экономический же детерминизм основывается на абсолю тизации роли экономического фактора в функционировании и развитии общества. Согласно этой концепции, политическая,

идеологическая, моральная и другие сферы общества всецело зависят от экономического фактора, по существу лишены сво ей самостоятельности и способности воздействовать на ход ис-тории. Экономический детерминизм возник в конце XIX в. в результате искаженного истолкования марксизма его вульгари заторами и противниками.

<< | >>
Источник: Г. В. Осипов. Социология. Основы общей теории. 2003

Еще по теме § 1. Взаимодействие природы и общества:

  1. 2 ЭКОНОМИКА КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА С ПРИРОДОЙ
  2. ОБЩЕСТВО ВОСТОКА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОГО КАПИТАЛИЗМА И ТРАДИЦИОННОГО ВОСТОЧНОГО ОБЩЕСТВА
  3. 1.2. Общество и природа
  4. 1. Взаимосвязь природы и общества.
  5. Социальное взаимодействие в обществе
  6. Законы природы не применимы к сложному обществу
  7. Взаимодействие человека, общества и государства.
  8. Взаимодействие религии как символической системы с обществом
  9. Концепция общества в индивидуализме.Индивидуалистические теории социального взаимодействия.
  10. 9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
  11. Понятия общества и системы, социальных связей, социального взаимодействия, социальных отношений.Системный анализ общественной жизни
  12. Глава VIII. Социальные взаимодействия: средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий