Второе ограничение: пространственная локализация

Второе ограничение, касающееся взаимосвязи социальных общностей, заключается в их пространственной локализации. Конечно, если под обществом понимать все человечество, то вопрос о его пространственной локализации решается достаточно просто.
Это земной шар и то космическое пространство, которое оно постепенно осваивает.
Однако если к обществу относить определенные совокупности социальных общностей в рамках человечества, то проблема их пространственных локализаций существенно усложняется. Самое общее противоречие, которое здесь возникает, заключается в несоответствии территорий, на которых проживают многие социальные, прежде всего этнические, общности, и государственных границ отдельных стран. Это противоречие служит постоянной причиной многих воору-

женных конфликтов не только локального, но и регионального характера. Так, их зоной на протяжении ряда десятилетий является значительная часть Африканского континента. Когда крупные этнические общности разделены государственными границами и оказываются пространственно локализованными в нескольких граничащих друг с другом странах (вдобавок недостаточно развитых в экономическом, социальном, политическом отношениях), это зачастую вызывает не только идеологические споры, но и военные конфлшаы.
Однако территориально-пограничные противоречия возникают и между вполне цивилизованными странами. Эти противоречия часто связаны с историческими процессами, войнами в предшествующие времена и переделами границ, особенно если они осуществлялись неоднократно. Доказать одностороннюю приоритетность каких-либо территориальных притязаний в этом случае практически невозможно. В ситуации таких противоречий и территориальных притязаний оказались сегодня многие государства СНГ — республики бывшего Советского Союза. Да и внутри отдельных из них, прежде всего России, эти противоречия время от времени напоминают о себе достаточно сильно. Чего стоит только положение на Северном Кавказе, остающееся напряженным на протяжении последнего десятилетия (война в Чечне), в том числе и в связи с проблемой территориально-пространственной локализации отдельных этнических общностей.
Проблема пространственной локализации социальных общностей приобретает в социологии и совершенно иные очертания, касаясь взаимосвязи общества и природы, форм общения людей, их образа жизни и социальной мобильности. Пространство для общества выступает прежде всего как географическая и природная среда. Поэтому в определенном смысле она является ключевой причиной всей общественной эволюции. Социальный мир можно назвать пространственным, поскольку он является областью взаимодействия социальных общностей не только мелсду собой, но и со средой.
О социальном пространстве можно говорить и как об объективной социальной реальности, и как о субъективной возможности людей задавать пространственную структуру, т.е. устанавливать связи, создавать коммуникации, консолидироваться в социальные и социально-психологические общности, строить жилища — одним словом, формировать необходимую жизненную (социально-пространственную) среду Социально организованное пространство — это форма взаимодействия социальной и вещно-предметной структуры общества, характеризующаяся объективностью, метричностью, территориальным распределением населения, направленностью и интенсивностью перемещений, соци-
Глава 10 Общество как социальная общность и социальная система
211
альной дистанцией между социальными общностями, а также между ними и индивидами}.
Важным для социологического анализа является такой показа! ель социального просхранства, как социальная дистанция Он был введен в научный оборот американским социальным психологом Дж. Морено2 и американским социологом Э Богардусом3. Социальная дистанция эго не расстояние в физическом смысле, а степень близости индивидов и социальных общностей, «плотность» их связей. Но еще в большей мере — это психологическое взаимодействие (взаимо-понимание, симпатия, антипатия и пр ). Социологи употребляют метафору «разведенная близость», имея в виду, что если нет определенной меры близости, то не г и социальной реальности В общее 1ве, по мнению Морено, действует особый фактор — «геле», простейшая единица чувства, которая не только передается от одного человека к другому, но и означает их контакшость4. Возникает «социальное поле». Это понятие также появилось и распространилось под влиянием концепций Дж. Морено и Э. Богардуса5.
Итак, социальное пространство — это пространство природной среды общества и пространство «очеловеченной» природы, сливающихся в освоенную часть природы, которая превращена в среду обитания, в пространственно-территориальный ареал деятельности людей. Вместе с тем это «жизненное пространство», т.е. пространство социального взаимодействия общностей, ассоциаций, коллективов, их «расположения» в системе общественных связей и отношений. Это также пространство индивидуального бытия (место жительства и работы, зона свободного времени, область межличностного общения). Наконец, это «психологическое» пространство взаимодействия, выступающее часто и как воспринимаемое людьми (перцептуальное) пространство.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Второе ограничение: пространственная локализация:

  1. Третье ограничение: временная локализация
  2. Как различаются пространственные образования
  3. Локализация и периодичность преступлений
  4. ВТОРОЕ НАШЕСТВИЕ
  5. ВТОРОЕ ВАЖНОЕ РЕШЕНИЕ - НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ«НЕТ»
  6. 1.7. Общие причины ограниченного применения бизнес-планирования и ограничения при формировании стратегий
  7. Национально-освободительная борьба русского народа против захватчиков. Первое и Второе ополчения.
  8. 7. «Второе правление» Дост Мухаммеда. Последняя попытка возвратить Пешавар. Политика на севере
  9. 82. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. ДВИГАТЕЛЬНОЕ И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  10. Культурная глобализация и культурная локализация.
  11. Валютные ограничения
  12. Валютные ограничения
  13. Принцип ограниченности.
  14. Валютные ограничения