<<
>>

Возрождение религии в России

Религия может быть консервативной силой, препятствующей прогрессу и утверждающей традиционную, власть, как в современном Иране. Но она также может стать мощным фактором социальных изменений, создавая образ мира, который дает тол-чок к инновациям и рациональной экономической деятельности, как кальвинизм.
И наконец, религия может использовать духов-ные устремления людей и приспосабливать их к современной жизни. Нынешнее возрождение религии в России представляет собой попытку понять корни религиозного чувства и приспосо-бить его к современному миру.

Возрождение религии в России — политико-правовой и социально-культурный процесс 1990-х гг., связанный с восстановлением в своих правах религиозной культуры, свободы совести, легализацией и ростом социальной активности религиозных организаций и верующих. Точкой отсчета этого процесса принято считать встречу Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева с членами Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) 30 апреля 1988 г., когда глава государства не только признал полноправность верующих, но и пригласил церковь к сотрудничеству с государством в нравственной сфере.

После этого начались передача и открытие отобранных ранее государством у церкви храмов, духовенство стало позитивным объектом внимания средств массовой информации. В 1989 г. Патриарх и два митрополита РПЦ из регионов России были избраны народны-ми депутатами в Верховный Совет СССР. В 1990 г. народными депутатами Верховного Совета РСФСР были демократически избраны пять священнослужителей (четыре православных: архиепископ Платон (Удовенко), священники В. Полосин, Г. Якунин, А. Злобин и буддийский лама Э. Цыбикжапов) и ряд верующих. Все они вошли в руководство Комитета Верховного

Совета РСФСР по свободе совести (председатель В. Полосин). 25 октября 1990 г. был принят разработанный ими Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», который отменил все ограничения на религиозную деятельность, сделал регистрацию религиозных объединений необязательной и заявительной, что открыло простор для образования многочисленных новых религиозных объединений.

27 декабря 1990 г. ВС РСФСР объявил православный праздник Рождества Христова (7 января) нерабочим днем. С введением весной 1991 г. нового порядка регистрации религиозных организаций органами юстиции РСФСР их количеств^ стало стремительно расти: православных с 3450 в 1990 г. до 7195 в 1996 г., мусульманских — соответственно с 870 до 2494, буддийских — с 12 до 124, католических — с 23 до 183, кришнаитских — с 9 до 112, иудейских — с 31 до 80. Общее количество зарегистрированных протестантских религиозных объединений разных деноминаций достигло почти 2000. Вновь появились приходы Российской православной свободной церкви (в 1996 г. — 98). Возродились различные «языческие» религиозные объединения (древнерусские — 7, шаманские — 2). Появились ранее неизвестные в России религиозные объединения индуизма — 3, тантризма — 3, даосизма — 9, бахаизма — 20. На 1 января 1996 г. всего было зарегистрировано 13 073 религиозных объединения примерно 54 религиозных направлений (с учетом нерегистрирующихся эта цифра превышает 15 тыс.). Качественно и количественно эти религиозные объединения су-щественно различаются. Так, в РПЦ учет постоянных прихожан в церквях не ведется, и реальное число прихожан колеблется от 10—20 до 2000 и более. У протестантов, как правило, фиксированное членство, которым охвачено до 1 млн россиян; кроме того, у них действуют около 300 миссий, специализиру-ющихся на пропаганде своего учения (см. табл. 9.2—9.4).

10 июля 1990 г. Б.Н. Ельцин пригласил руководителей религи-озных организаций присутствовать при своем вступлении в должность Президента РСФСР. На этом торжестве Патриарх Алексий II зачитал приветствие от имени крупнейших религиозных объединений и благословил Президента. После этого вошло в обычай (не легализованный в законодательстве) привлекать священнослужителей РПЦ для различных официальных церемоний — освящения зданий Правительства РФ и областных администраций, ракет, кораблей и т.п. В ряде воинских частей оборудованы «православные» комнаты. Высшие должностные лица присутствуют на торжественных богослужениях.

<

Социологические исследования, проводимые в России в последние годы, показывают, что религиозное возрождение затронуло в основном внешнюю сторону жизни общества.

Так, если на вопрос социологов «Верите ли вы в Бога?» положительно отвечают около 50% (из них около 75% считают себя православными), то из числа «православных» верит в Воскресение Христа лишь 38%, в будущую жизнь — 28%, а регулярно посещают богослужения и соблюдают дисциплинарные предписания церкви от 2 до 3%. Число «потенциальных» (по этническому признаку) мусульман оценивается в 12—20 млн, реальных верующих из них 2—3%. Однако в мусульманской среде, как показывают события в Чечней переход от пассивной веры к активной может быть очень быстрым в связи с простотой учения и отлаженностью регламентации бытовой жизни. В то же время рост протестантских религиозных организаций характеризуется не только количеством, но и качеством благодаря акценту на социальную гуманитарную деятельность и понятную современному человеку проповедь. Они имеют наибольший успех среди молодежи, часто переходящей к ним из православия. Но если РПЦ испытывает трудности с адаптацией своей древнеславянско-византийской традиционности к современнос-ти, то у протестантов в России возникли трудности, обуслов-ленные отсутствием опоры на прошлое, традиции и фольклор. В связи с этим некоторые баптисты уже вводят ритуальные облачения наподобие византийских, украшают храмы и т.п., что в принципе может способствовать дальнейшему распростра-нению протестантизма в нашей стране.

Молодежь часто обращается и к так называемым новым религиям (по приблизительным оценкам, до 500 тыс. чел.). Однако влияние религиозного фактора на выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ оценивается невысоко: «Христи- анско-демократический союз» на выборах 17 декабря 1995 г. получил 0,28% голосов, мусульманское движение «Нур» — 0,5%. Несмотря на апелляцию к православию, члены Конгресса рус-ских общин не сумели попасть в Государственную Думу. Наблю-дается явное обострение социальной напряженности вокруг дея-тельности ряда новых деструктивных культов, к которым тянутся молодые люди.

К факторам, стимулирующим возрождение религий в России, можно отнести: усилившуюся в условиях перехода к рыночной экономике потребность в психологическом утешении, в предсказаниях будущего; потребность в возвращении в русло культурно- исторической преемственности развития и национальной самоидентификации; свободу религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний; потребность новых политических властей в поддержке широкими кругами населения; разрушение сферы социальной помощи, обострившее потребность в духовной и материальной поддержке, в утешении.

Таблица 9.2.

Динамика религиозной ориентации жителей России в 1985—1995 гг.

(в % к совокупному населению; по данным социологических опросов, осуществленных в рамках российских (р) или международных (м) исследовательских проектов) Отношение к религии 1985 (м) 1989 (р) 1991 (р) 1991 (м) 1993 (р) 1995 (р)* Неверующие 75 71 56 53 59 50 (50) Православные 9 20 34 30 33 37 (42) Последователи других религий 16 9 10 18 8 13 (8)

* В скобках — результаты альтернативного исследования, выполненного тем же исследователем, чьи данные приведены для 1993 г.

Таблица 9.3. Конфессиональный состав населения Российской империи, СССР и современной России (в % к совокупному населению) Отношение к религии Российская империя (1897) СССР (1991) Россия (сер. 1990-х) Численность совокупного населения (1000) 125 000 270 000 149 000 Православные (без старообрядцев) 71,3 22,8 33-40 (50—60 млн) Католики 9,2 5,5* 0,2 (около 300 тыс.) Протестанты 3,0 3,0 0,7 (более 1 млн) Мусульмане 11,2 18,5 10-13 (15-20 млн) Буддисты 0,4 0,4 0,7 (около 1 млн) Иудеи 4,2 0,2 0,7 (ок. 1 млн) Последователи новых религиозных движений — 0,2-0,3 (300—400 тыс.) Неверующие — около 50,0 около 50,0 * В том числе греко-католики (униаты).

Таблица 9.4. Религиозные объединения1 в России: 1990—1995—1998 Сверху — абсолютное количество; внизу (в скобках) — доля объединений (в %) отдельных религий и церквей в совокупном количестве религиозных общин Показатель Россия Россия Россия Изменения 1990 1995 1998 (1990=100%) 1 2 3 4 5 Общее количество религиозных 6650 13 580 16 017 240,9 объединений (100.0) (100.0) (100.0) Православные церкви (ПЦ) 3772 7368 9124 241,9 (56,7) (54,3) (57,0) в том числе: Русская ПЦ 3442 6942 8653 251,4 (Московский Патриархат) (51,8) (51.1) (54,0) Старообрядческие общины 265 240 203 76,6 различных направлений (4,0) (1.8) (1,3) Римско-католическая церковь 34 (0,5) 170 223 655,9 (1,3) (1,4) Протестантские церкви (вместе) 1853 2728 3262 176,0 (27,9) (20,1) (20,4) в том числе: Объединения Баптистов 991 1115 1186 119,7 и Евангельских Христиан (14,9) (8,2) (7,4) Пятидесятнические церкви 300 422 615 205,0 К5) (3.1) (3,8) Свидетели Иеговы 92 (1,4) 190 206 223,9 (1,4) (1,3) Адвентисты седьмого дня 185 266 323 174,0 (2,8) (2,0) (2,0) Лютеранские церкви 177 178 177 100,0 (2,7) (1,3) (1,1) Меннониты 73 24 2 2,7 (1.1) (0,2) (0,0) Методистская церковь 2 38 64 320,0 (0,0) (0,3) (0,4) Пресвитерианская церковь 1 95 166 16 600,0 (0,0) (0,7) (1,0) Ислам 914 2708 2891 316,3 (13,7) (19,9) (18,0)

Продолжение табл. 9.4 1 2 3 4 5 ¦Буддизм 16 95 160 1100,0 (0,2) (0,7) (1,0) ¦ Новые» религиозные движения в том числе: Вайшнавы (Сознание Кришны) 9 121 120 1333,3 (0,1) (0,9) (0,7) Вера Бахай 1 37 21 2100,0 (0,0) (0,3) (0,1) Харизматические церкви 68 146 (0,5) (0,9) Источник: Религии народов современной России: Словарь. М., 1999. С. 607—609.

<< | >>
Источник: Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Гардарики,2003. — 512 е.. 2003

Еще по теме Возрождение религии в России:

  1. Возрождение религии в России
  2. 2. Возрождение России
  3. Социология религии в России
  4. 3. Восточное Возрождение и Западное Возрождение
  5. Религия и конфликт: от К. Маркса - к современнымконфликтологическим теориям религии
  6. РЕЛИГИИ ВОСТОКА: РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА. ИСЛАМ
  7. Секуляризация и "религиозное возрождение"
  8. ВОЗРОЖДЕНИЕ
  9. Характер культуры Возрождения.
  10. Высокое и Позднее Возрождение.