<<
>>

Власть

Власть — это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти.

Власть обычно понимают как возможность контролировать поведение нижестоящих.

В этом подходе акцентируется идея, что власть — это контроль.

Другая трактовка: власть — это элита, т. е. небольшая группа, имеющая доступ к авторитарным и контролирующим позициям и монополизирующая привилегию принятия решений. В этой трактовке власть — это возможность принятия решений. Когда говорят, что некто имеет власть, подразумевают, что он имеет доступ к принятию решений или, по крайней мере, влияние на принятие решений. Власть всегда связывали с авторитетом, который означает право принимать "решения и контролировать.

Власть иногда рассматривалась как почти материаль-ный объект обладания, наравне, например, с товаром. Согласно такому представлению, в обществе существует некое определенное и ограниченное количество власти, и если одной группе ее достается насколько-то больше, следовательно, другие столько же теряют.

М. Вебер показал, что в стабильных общественных системах легитимность господства является традиционной, легально-рациональной, опирающейся на законы, конституции или привилегии.

Властью пользуются не только те стороны, которым это присуще по положению и согласно закону (принятие ре-

шений и осуществление контроля), но и те, кто оказывают на них влияние и давление Структуры власти, позиция элиты, место и роль в обществе влиятельных людей, способных принимать важные решения, являются объектом исследования многих ученых Даже в ситуации, когда система авторитетов слаба, а структура оказания влияния сильна, все равно пользование властью требует легитимации господства.

Если этого нет, решения власть имущих могут вос-приниматься как система принуждения.

Легитимность должена быть обоснована, иначе власть будет казаться в глазах людей насилием и принуждением.

Необходимо, чтобы всем было очевидно, что решения принимаются теми, кто имеет на это право и владеет символами авторитета. Остальные участники процесса принятия решения оказывают влияние и давление. Влияние, по мнению Дж. Б. Мэкки, — это выражение требования быть учтенным, услышанным, требования внимания к легитим-ным позициям и интересам представляемой группы. Давление — это форсированное влияние на людей, принимающих решения, иногда с применением угроз им лично, их карьере, их окружению. Какая-то политическая группа может оказывать давление, угрожая также отказом в поддержке или передачей поддержки оппозиции. По этой трактовке, власть — это сочетание влияния, давления и авторитета для принятия, легитимации и осуществления решения.

Правительства и партии представляют собой организованную и легитимную структуру, имеющую право принимать решения. Хорошим противовесом концентрированной власти, и как крайний случай — тоталитаризму, является плюралистическое общество, в котором существует несколько источников власти помимо государства и в котором возможно соединение разных групп в разных сочетаниях — в конфликтных ситуациях и в борьбе за те или иные цели.

В истинно демократическом обществе, в обществе, в котором у всех его членов есть возможность разными путями влиять на принятие решения, должны существовать посреднические политические организации, предлагающие гражданам свободное членство и дающие им возмож-

ность участвовать в политической конкуренции, претендовать на должности и получать их.

Любая социальная ценность или общий интерес делают возможным объединение людей и позволяют им в случае надобности оказывать давление на авторитеты. Добровольные гражданские организации, такие как торговые палаты, профсоюзы, даже организации пенсионеров и т. п. («параполитические») могут быть значительными источниками власти.

Наиболее существенной чертой демократической системы (лат.

demos — народ, kratos — власть) является выборность. Это значит, что люди, принимающие решения и наделенные властью, избираются голосованием. Несмотря на этот демократический принцип, и в данном случае рождается и развивается элита власти, контролирующая «демос», избравший ее. Гаэтано Моска писал, что каждым обществом всегда и везде правил контролирующий социальный класс. Такой правящий класс легализирует свою власть опираясь на ценности, актуальные для данной культуры; считалось, что короли правят по воле Бога, а президенты, избранные на выборах, — по воле народа.

В. Парето также считал наличие правящего класса само собой разумеющимся. Он посвятил свои исследования выборности и сменяемости элиты, так сказать, «обороту элиты». Он рассматривал значение открытых и закрытых элит. По В. Парето, никакая элита не имеет монополии на ум и способности, однако для поддержания стабильности политического процесса и гарантии «здорового» руководства необходимо, чтобы элита могла получать все лучшее — талантливое и творческое — извне. Элита всегда склонна к закрытости и никогда не уступает достигнутых привилегий

Интересен вопрос о соотношении элиты и аристократии. Если исходить из традиционного определения аристократии как «родовой знати», то едва ли это явление так уж актуально для современного общества. Хотя, как известно, слово «аристократ» давно получило переносное значение как выражение чего-то высшего, утонченного, рафинированного: ср. «аристократ духа», «он настоящий аристократ», «она просто аристократка» («настоящий» — как раз и значит «не настоящий по происхождению», т. е.

выглядящий как аристократ). В прямом значении «аристократия» — это потомки родовой знати (в России — русских дворян), а в переносном — люди любой социальной группы, отвечающие столь высоким моральным, а иногда и просто поведенческим критериям.

Что касается элиты, то, как уже было сказано выше, существует концепция множества элит: политическая, экономическая, административная, военная, религиозная, научная, культурная. Понятно, что в современном обществе не только потомки «родовой знати» имеют шанс попасть в элиту. Хотя в прошлом столетии это было именно так: доступ к образованию, к вершинам искусства, вообще к духовным достижениям обеспечивал и вход в элиту.

В целом же вопрос о соотношении аристократии и элиты может быть отдельным объектом социологического исследования.

Роберт Михельс показал, что руководство необходимо каждой группе, которая организуется для коллективной деятельности, так как всегда возникает необходимость распределения труда с тем, чтобы функции, предполагающие особые умения и знания, были бы поручены от имени группы наиболее компетентным ее членам. В этом процессе и возникают роли руководителей.

Руководители специализируются на выполнении таких обязанностей, о которых другие знают очень мало, и данное умение, а со временем и опыт выделяют этих членов общества. Концентрация в руках руководителей больших обязанностей, но и больших же прав, таких, которых нет у других членов общества, приводит к такому явлению, как «власть немногих» (олигархии), действия которых уже практически неподконтрольны.

Социум способствует укреплению олигархии, негласно соглашаясь с тем, что распределение труда и специализация социальных ролей в индустриальном современном обществе неизбежны, отсюда как следствие — неизбежность растущей власти руководителей.

Денис Ронг (Denis Wrong) определяет власть как воз-можность и способность для определенных личностей оказывать намеренное и ожидаемое влияние на других членов общества. Это близко к определению М. Вебера, в котором отмечается возможность одного человека или

некоторых людей осуществлять свою волю в социальной деятельности, несмотря даже на сопротивление других участников этой деятельности. Упоминание «сопротивления» говорит о том, что власть — это принуждение или даже возможность налагать наказание. По мнению Д. Рон-га, понятие «власть» неоднородно, оно включает в себя насилие, манипуляции, убеждение и авторитет.

Видов общественной власти множество: экономическая, социальная, политическая, духовная, военная, семейная, национальная и др. Источниками власти могут быть сила, богатство, информация, знания, занимаемая должность и пр.

Убеждение и принуждение как средство, механизмы реализации воли политически господствующей силы в реальной практике политического процесса выступают в сочетании, взаимодействии, образуют единство, которое в конкретно-исторической фазе развития может нарушаться, в результате чего превалирует метод убеждения или принуждения. В зависимости от доминирующей роли убеждения или принуждения выделяют основные формы существования и функционирования политической власти: тоталитарная, авторитарная, демократическая, — ба-зирующиеся на отношениях зависимости, независимости и взаимозависимости политических субъектов, которые, в свою очередь, порождают различные модификации этих трех основных форм.

Политическая власть структурируется по разным основаниям, в результате чего выделяются конкретные ее виды. В первую очереди это власть политико-государственная и политико-негосударственная (власть политических партий, общественно-политических организаций и движений, власть органов местного самоуправления и т. п.). Во-вторых, каждый из институтов политической власти внутренне расчленяется на отдельные свои составляющие, элементы. Так, государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В-третьих, выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный. В целом, политическая власть сводит воедино интересы всех людей данного общества в интегральное системное качество.

<< | >>
Источник: Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2000. - 512 с.. 2000

Еще по теме Власть:

  1. 6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти
  2. Власть бюрократии: вне контроля? Источники власти бюрократии
  3. Власть и собственность: феномен власти‑собственности
  4. 2. Власть
  5. 9. Типология власти
  6. 3. Политическая власть
  7. Идеологическая власть церкви
  8. § 3. Градиенты власти
  9. 12.1.Власть
  10. § 4. Дифференциация власти
  11. Власть и политика
  12. 10. Легитимность власти
  13. Власть
  14. 43. ПРИРОДА ВЛАСТИ
  15. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
  16. Вопрос 9 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
  17. § 7. Власть и собственность